Лучший педагог года

Загадки как средства активизации словаря у детей с общим недоразвитием речи

Компанеец Олеся Николаевна
Загадки как средства активизации словаря у детей с общим недоразвитием речи

Уважаемые учителя-логопеды, воспитатели и родители предлагаем вашему вниманию методический сборник «Загадки, как средство активизации словаря у детей с общим недоразвитием речи».

"Слово есть первый признак сознательной, разумной жизни.

Слово есть воссоздание внутри себя мира"

К. А. Аксаков.

Богатая и хорошо развитая речь служит средством полноценного общения и развития личности. Лексика как важнейшая часть языковой системы имеет огромное общеобразовательное и практическое значение. Богатство словаря есть признак высокого развития речи ребенка.

Публикация «Загадки как средства активизации словаря у детей с общим недоразвитием речи» размещена в разделах

Обогащение и активизация словарного запаса являются необходимым условием для развития коммуникативных умений детей. Чем богаче, разнообразнее словарный запас у детей, тем легче ребенку понимать окружающих и выражать свои потребности и мысли. Дети в коррекционных группах с диагнозом ОНР имеют ограниченный словарный запас. Перед педагогами стоит задача расширить и активизировать словарный запас.

Проводя занятия по альбомам Н. Э. Теремковой, у нас возникла идея разработать сборник загадок по лексическим темам.

Данный сборник загадок предназначен для детей 5-7 лет с ОНР. В сборнике собраны загадки, направленные на обогащение словарного запаса, развивающие навыки связной речи и совершенствующие психические процессы (память, внимание, мышление). Одним из средств, речевого развития ребенка, можно назвать загадки. Они становятся таковыми, когда предстают перед детьми не просто как забава, а как веселое, но вполне серьезное занятие. К. Д. Ушинский писал, что загадка доставляет уму ребенка полезное упражнение, а для педагога дает возможность сделать занятие занимательным, интересным, а что может быть интереснее, чем самому найти ответ-отгадку или придумать новую, свою собственную? Ведь Загадки учат детей умению наблюдать, подмечая что-то особенное, умению увидеть сущность предмета, его назначение.

Особое значение имеет загадка для развития речи дошкольника. Интенсивно идущее именно в дошкольном возрасте усвоение родного языка, его лексики, грамматики, связной речи. Отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Употребление для создания в загадке метафорического образа, употребление различных средств выразительности (приема олицетворения, различных определений, эпитетов, сравнений, особой ритмической организации) способствуют формированию образности речи детей дошкольного возраста. Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее.

Загадка учит четко выделять наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, ярко и лаконично передавать образы предметов.

Когда ребенок отгадывает загадки, он сосредотачивается, думает, ищет ответ, образно представляет себе данный предмет. Он стремиться к цели - найти правильный ответ.

Дети наблюдают за окружающим миром, стараются запомнить признаки и свойства предметов. Учатся быть наблюдательными, внимательными. Развивается мышление и тренируется память. Ведь они запоминают веселые загадки, а еще придумывают их сами. А еще благодаря загадкам, у детей обогащается словарный запас. Ведь чтобы найти правильный ответ, нужно знать много признаков предмета, свойства, цвет, форма.

Загадки - прекрасный способ занять ребенка не только дома, но и по дороге в детский сад, школу, в очереди. Загадывать загадки можно на празднике, дне рождении, устраивая веселые викторины и соревнования. Дети будут в восторге. А победителям можно дать приз.

Публикации по теме:

«Формирование связной речи детей старшей группы с общим недоразвитием речи» (второй и третий периоды) Цели 2-го и 3-го периода - научить детей составлять рассказ по картине и пересказу рассказа или сказки. Методика работы по развитию связной.

Игра для развития речи и формирование словаря «Угадай по описанию»Игра для развития речи и формирование словаря «Угадай по описанию» Игра «Угадай по описанию». Цель: Воспитывать у детей умение учитывать все названные при описании признаки предмета, развивать наблюдательность.

Индивидуальное логопедическое занятие для ребёнка 4 лет с системным недоразвитием речи «Весёлый дождик»Индивидуальное логопедическое занятие для ребёнка 4 лет с системным недоразвитием речи «Весёлый дождик» Цели занятия: - Развитие понимания обращённой речи. - Развитие речевого подражания. - Развитие направленной воздушной струи. - Формирование.

Картотека дидактических игр на развитие словаря прилагательных у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 1. Игра «Из чего сделано?» Целью игрыявляется закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Мастер-класс для родителей детей 6–7 лет с общим недоразвитием речи «Домашняя игротека» (часть I) часть 2 Авторы-составители: руководитель детского сада Михеева Наталья Борисовна, методист Едокова Оксана Владимировна, учитель-логопед.

Методика организации дидактических игр и игровых упражнений при развитии лексики детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра. Она создается взрослым специально в обучающих целях, когда обучение протекает.

Нейрогимнастика для мозга: простые способы развития ребенка с общим недоразвитием речиНейрогимнастика для мозга: простые способы развития ребенка с общим недоразвитием речи Нейрогимнастика для мозга: простые способы развития ребенка с общим недоразвитием речи. Подготовили: Шнайдер Раиса Егоровна воспитатель.

Сценарий осеннего развлечения для детей с ОНР (общим недоразвитием речи) 4–5 лет «Вот и осень пришла»Сценарий осеннего развлечения для детей с ОНР (общим недоразвитием речи) 4–5 лет «Вот и осень пришла» Развлечение "Вот и осень пришла" Цель: Создание положительного эмоционального отношения детей к развлечениям и праздникам. Преодоления.

Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи Рекомендации для воспитателей. У большинства детей дошкольного и младшего школьного возраста с нарушением речи специальными исследованиями.

Занятие «Путешествие на остров Чунга-Чанга» в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи 6– 7 лет Задачи: 1. Развитие психических процессов, активизация мыслительной деятельности, развитие творческого воображения, чувственного восприятия;.

Библиотека изображений:

Публикация Загадки как средства активизации словаря у детей с общим недоразвитием речи (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Компанеец Олеся Николаевна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Загадки как средства активизации словаря у детей с общим недоразвитием речи
Опубликовано: 3 декабря 2021 в 07:17
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД