Папки-передвижки

Задержка речевого развития у детей

Ольга Мединцова
Задержка речевого развития у детей

Задержка речевого развития у детей

При ЗРР ребенок отлично понимает речь, которая обращена к нему, именно это и отличает ЗРР от тяжелых форм недоразвития речи, ребенок может не путаться в значении похожих по звучанию слов. В целом, меняется только темп речи.

Разберем причины

Причины варьируются от сильной болезни до токсикоза во время беременности. Особенно токсикоз влияет на развитие плода в период от 4 недель до 4 месяцев. Связано это с тем, что в данный промежуток времени активно формируются мозговые структуры. Другими причинами могут быть осложнения во время родов: родовая травма и асфиксия во время родов.

Публикация «Задержка речевого развития у детей» размещена в разделах

Не стоит забывать и о педагогической запущенности, которая может являться еще одним фактором ЗРР.

Заседателева Эльвира Борисовна объясняет термин "педагогическая запущенность" устойчивое отклонение от нормы в поведении, как в нравственном сознании, так и в учебной деятельности. Запущенность проявляется в неразвитости, необразованности и невоспитанности ребенка. Обусловлена эта запущенность отрицательным влиянием среды и ошибками в воспитании.

Более важным фактором ЗРР является депривация малыша материнской любовью. Или же, наоборот, перегружен

занятиями, развлечениями. Гиперопека и избалованность тоже может пагубно

сказываются на речевом развитии ребенка.

С первых месяцев жизни используйте любую ситуацию для побуждения

малыша к речи. Рассказывайте обо всем, что он видит или делает. При

этом не перегружайте свою речь сложными предложениями,

непонятными ребенку словами.

Уделяйте внимание развитию глагольного словаря:

где собачка стоит, а где сидит? Где зайчик прыгает,

где спит? Не обойтись без понимания слов с

уменьшительно-ласкательными суффиксами (где дом,

а где домик) и форм единственного и

множественного числа (где стол, а где столы? Где

мяч, а где мячи).

ПОВОД ДЛЯ ТРЕВОГИ

Не нужно сравнивать своего малыша с другими и расстраиваться из-за

того, что ваш молчит, а его ровесник шпарит, пусть и картавя, наизусть

стишок Маршака. (Кстати, знание нескольких стишков в раннем

возрасте вовсе не означает, что ребенок гениален, как это иногда кажется

родителям. Автоматическое запоминание ритмичных строчек, конечно,

полезно, но вовсе не свидетельствует о богатом словарном запасе).

Волнение могут вызывать следующие проблемы:

в3 месяца ребенок не поворачивается, когда вы обращаетесь к нему;

в 47 месяцев не реагирует на перемену интонации, не оборачивается в

поисках источника звука, не употребляет в своем лепете звуков «п»,

«6», «м»;

в 10-12 месяцев не понимает часто употребляемых взрослыми слов, не

оборачивается, когда его окликают, не имитирует звуки взрослой речи;

в 1-2 года не может показать изображение на картинке («Где

мишка?», не понимает простейших вопросов;

в 23 года путает понятия «верх», «вниз», не может выполнить

последовательно две команды («Подними мячик и дай его мне!»,

составить фразу из 2-3 слов;

в 3-4 года не отвечает на простейшие вопросы: «Кто?», «Что?»,

«Где?». Его не понимают посторонние, он употребляет фразы,

состоящие не более чем из 4 слов, неправильно произносит большую

часть звуков.

Малыш, лепетал и даже почти болтал, но вдруг. замолчал.

Стоит обратиться к специалистам (неврологу или логопеду). Иногда

такая «остановка» может сигнализировать о нарушениях слуха или о

неврозе.

УПРАЖНЕНИЯ

ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДЫХАНИЯ

«Снег»

Возьмите вату, порвите ее на маленькие

снежинки. Снежинки держим на руке и

начинаем сдувать, изображая метель.

«Кораблики»

Сделайте из бумаги кораблик. Опустите в наполненную

водой раковину или кастрюлю и дуйте на него по очереди,

чтобы кораблик плавал в гости от одного к другому.

«Ветерок»

Возьмите свечки для торта, воткните в пластилин и

задувайте. Попросите мальшша задувать каждую свечку по

отдельности, а потом все сразу. Это поможет ему научиться

контролировать интен-сивность дыхания.

«Концерт для духовых»

Детские и сувенирные дудки и свистульки - отличный

тренажер. Попросите малыша выдувать короткие и длинные

звуки.

«Охота»

Сначала вы говорите тихо-тихо несколько знакомых

малышу слов, и он также тихо повторяет их за вами. Потом

вы кричите громко-громко те же слова и просите малыша

прокричать их. Упражнение можно выполнять не только по

очереди, но и хором. Оно способствует развитию силы,

высоты и тембра голоса.

Развитие мелкой ручной моторики напрямую связано с

развитием речи.

В коре головного мозга отделы, отвечающие за развитие

артикуляционной и тонкой ручной моторики, расположены

близко друг к другу и тесно взаимосвязаны. Рука развивается

раньше и «тянет» за собой развитие речи.

С самого раннего возраста, уже на втором-третьем месяце

жизни малыша, старайтесь почаще, между делом, делать

массаж ручек. Просто поглаживайте, иногда слегка

надавливайте ладошку, перебирайте крохотные пальчики,

нежно массируйте подушечки пальцев.

Для развития моторики прекрасно подойдут мозаика,

конструкторы, кубики, паззлы, лепка из пластилина. Учите

малышей застегивать пуговицы, завязывать шнурки.

Играйте с ребенком в подвижные игры, развивающие умение

ориентироваться в пространстве, ритмично и ловко двигаться,

менять темп движений («Лиса и гуси», «Кот и мыши», «Гуси-

гуси», а также игры, в которых движения сопровождаются

речью.

Малышам-молчунам полезны игры «Угадай, что звучало?»,

«Узнай по голосу», «Какой инструмент играет?», «Улавливай

шепот» - они развивают слуховое внимание.

ЗАРЯДКА ДЛЯ ЯЗЫЧКА

Упражнения для развития артикуляции и дыхания выполнять

лучше в виде игры, при обоюдном желании взрослого и малыша.

Желательно, чтобы малыш находился на одном уровне с вами, то

есть глаза в глаза. Так ему удобнее проследить за вашей

артикуляцией, за тем, как вы выполняете упражнение. Неплохо,

если рядом будет и зеркало, чтобы малыш смог «полюбоваться»

на себя любимого.

УПРАЖНЕНИЯ

ДЛЯ РАЗВИТИЯ АРТИКУЛЯЦЩИИ

«Лягушка»

Растягиваем рот «до ушей» и держим 5-7 секунд. Чередуем со

«Слоником».

Вытягиваем губы дудочкой, как хобот у слона, на 5-7 секунд. Эти

два упражнения, кстати, весьма полезны и для мамы, поскольку

помогают бороться с мимическими морщинами.

«Варенье» Представим, что вы поели вкусное бабушкино варенье,

а теперь нужно медленно облизать губы. Важно, чтобы язык был

расслабленный и двигался от одного уголка рта к

противоположному. Сначала верхняя губка, потом нижняя.

«Блинчик»

Высовываем расслабленный язык максимально вниз, буквально

кладем на нижнюю губу. Замираем на 5-7 секунд, потом «съедаем».

* Представим, что наш рот -— это пещера.

Открываем губы - ворота и смотрим на

стражников — сомкнутые зубы (5-7секунд).

Открываем широко, но свободно, без усилий рот,

видим обитателя пещеры — язык, который

сначала знакомится со стражниками

(облизываем зубы, потом закрывает ворота

(облизываем губы).

Ребенку исполнилось полтора года. Он весел и

активен, все понимает, развит «не по годам». Но.

молчит, как рыбка, или довольствуется несколькими

словами. Что происходит с малышом,

и что делать родителям?

Речь — это высшая психическая функция, свойственная

только человеку, которая формируется постепенно и

планомерно. В 2-3 месяца начинается гуление,

своеобразная тренировка дыхания и развитие

интонационной системы языка; в 4-6 месяцев

появляется лепет, малыш пытается соединить

отдельные — звуки, тем самым готовясь к

словообразованию, к 12-14 месяцам появляются первые

слова.

2-2,5 года — переломный период в развитии. Малыш

накопил большой пассивный запас слов, его органы

артикуляции окрепли. В это время происходит скачок

в развитии речи — первые фразы, предложения из трех

и более слов. Многие родители рассказывают о «чуде»:

еще неделю назад малыш произносил отдельные слова, а

сегодня новые слова льются из него, как из рога

изобилия.

Публикации по теме:

Дидактическая игра из фетра как форма речевого развития детей раннего возрастаДидактическая игра из фетра как форма речевого развития детей раннего возраста Дети раннего возраста восприимчивы к звукам речи, обладают повышенной языковой чувствительностью, потому еще на этом этапе нужно начинать.

Макеты для развития познавательного интереса, речевого и социально-коммуникативного развития детей старшего возрастаМакеты для развития познавательного интереса, речевого и социально-коммуникативного развития детей старшего возраста .

Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста «Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, звуковая культура).

Дидактическое пособие для развития у детей речевого дыхания «Осеннее дерево»Дидактическое пособие для развития у детей речевого дыхания «Осеннее дерево» Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из лёгких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Правильное.

Игры для развития речевого дыхания у детейИгры для развития речевого дыхания у детей Игры для развития речевого дыхания у детей Правильное дыхание – залог успеха в освоении труднопроизносимых звуков. Вопросы воспитания и.

Картотека игр для развития правильного речевого дыхания у детей дошкольного возрастаКартотека игр для развития правильного речевого дыхания у детей дошкольного возраста Не для кого не секрет, что речевое дыхание - это основа красивой и правильной речи. Именно речевое дыхание обеспечивает правильное звукообразование,.

Картотека игр для развития речевого дыхания, для детей дошкольного возрастаКартотека игр для развития речевого дыхания, для детей дошкольного возраста Уважаемые коллеги в рамках проекта по речевому развитию, который проходит в нашей группе, с детьми среднего возраста, вашему вниманию предлагаю.

Консультация для воспитателей «Нормативы речевого развития детей дошкольного возраста» Первая младшая группа. Словарь: Период от 2 до 3 лет характеризуется быстрым увеличением словарного запаса у детей. Это объясняется тем,.

Оснащение центра речевого развития детей в первой младшей группеОснащение центра речевого развития детей в первой младшей группе Оснащение центра речевого развития детей в первой младшей группе. Цель: Насыщение окружающей среды компонентами, обеспечивающими развитие.

Родительское собрание «Почемучки. Взаимодействие речевого и интеллектуального развития детей» Родительское собрание на тему: «Почемучки». Взаимодействие речевого и интеллектуального развития детей. Круглый стол для родителей детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Задержка речевого развития у детей
Опубликовано: 8 января 2023 в 18:30
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
25 мая. День филолога. Передвижка «Учимся пересказывать»

Ребенок любит слушать, когда ему читают, а пересказать любимую сказку или рассказ не может. Как научить его пересказу, ведь умение пересказывать необходимо и в обычной жизни, и в школьном обучении.

24 мая. День славянской письменности и культуры. Передвижка «Славянская письменность»

Ежегодно 24 мая славяне отмечают праздник — День славянской письменностии культуры. В этот день вспоминаются заслуги братьев Кирилла и Мефодия – создателей славянской азбуки, просветителей славянского...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД