Папки-передвижки

Задачи и средства развития связной диалогической речи в подготовительной группе компенсирующей направленности

Валентина Булатова
Задачи и средства развития связной диалогической речи в подготовительной группе компенсирующей направленности

Согласно примерной адаптивной основной образовательной программе для детей с ОНР, которая строится в соответствии с ФГОС под редакцией Н. В. Нищевой детям рекомендуют развивать умение вслушиваться в обращённую речь, понимать её содержание [13].

Для детей с логопедическим заключением ОНР, является важным овладение диалогической речью различных форм: согласия, отрицания, уточнения, переспрашивания, встречного вопроса, просьбы, требования, разрешения, совета, отказа, побуждения, удовлетворения, благодарности, удивления и др. Необходимо развивать диалогическую форму речи детей, поддерживать инициативные диалоги между ними, стимулируя их, создавая коммуникативные ситуации, вовлекая детей в разговор; развивать способность детей выражать свое настроение и потребности с помощью различных пантомимических, мимических и других средств; воспитывать внимание детей к речи окружающих и расширять объем понимания речи; формировать усвоение детьми продуктивных и простых по семантике грамматических форм слов и словообразовательных моделей; – стимулировать овладение детьми простыми структурами предложений в побудительной и повествовательной форме; развивать владение разговорной (ситуативной) речью в общении друг с другом и со взрослыми; стимулировать спонтанную речевую деятельность детей, речевую инициативность, потребность задавать вопросы.

Публикация «Задачи и средства развития связной диалогической речи в подготовительной группе компенсирующей направленности» размещена в разделах

В результате поставленных задач в коррекционной работе применяют разнообразные игровые приёмы и дидактические игры, так как дидактические игры способствуют формированию у детей общению, а затем и развивают диалогическую речь.

Обучение диалогической речи протекает в двух формах: в свободном речевом общении и на специальных занятиях [16].

В свободном речевом общении средством обучения диалогической речи служит неподготовленная беседа. Она может проводиться во время режимных моментов: на прогулке, во время игры и т. д. Неподготовленной беседа является для детей, педагог же должен быть обязательно подготовлен к любому виду общения. Подготовленность педагога состоит в том, что, являясь носителем грамотной разговорной речи, он в каждой стихийно возникающей ситуации общения своей речью учит детей языку. В беседе вместе с мышлением развивается речь, умения слушать и понимать собеседника, давать понятные ответы на поставленные вопросы, ясно выражать свои мысли в слове.

Рузская А. Г. предлагает на специальных занятиях по развитию диалогической связной речи использовать прием подготовленной беседы и прием театрализации (имитации и пересказа) [17].

Подготовленная беседа направлена на то, чтобы, во-первых, научить детей беседовать: выслушивать речь собеседника, говорить понятно для собеседника, во-вторых, отрабатывать произносительные и грамматические навыки, уточнять смысл известных детям слов [16].

Театрализация художественных произведений, пересказ прочитанных сказок, стихотворений дает возможность совершенствовать разговорную речь, в частности интонационную сторону речи, разнообразить речь дошкольников в эмоциональном отношении.

О. Я. Гойхман в своих работах отмечает, что с беседой тесно связано совместное рассказывание, совместное словесное творчество - как метод развития диалогической речи [5].

Основным методом формирования диалогической речи в повседневном общении является разговор педагога с детьми (неподготовленный диалог).

Общение педагога с детьми должно строиться с учётом изменяющейся на протяжении дошкольного детства потребности ребёнка в общении. Следует правильно организовывать диалог с учётом возрастных и индивидуальных особенностей, потребностей каждого ребёнка, его интересов, уровня речевого развития.

Большое влияние на речь детей оказывает педагог. В связи с этим его собственная речь должна прежде всего учитывать возраст детей. Педагог должен воспитывать своей речью. «Слово педагога, не согретое теплотой его убеждения, не будет иметь никакой силы» (К. Д. Ушинский) [1].

Подлинной социальной практикой ребёнка является игра (А. В. Запорожец) [4]. Известно, что в игре развиваются два типа отношений : а) реальные детские взаимоотношения и б) игровые отношения. Оба типа отношений включают диалогическое общение. Для обучения детей способам общения в игре можно применять беседы-обсуждения игровых ситуаций [3].

Эффективным средством развития диалогической речи является дидактическая игра. В методике разработано много дидактических игр, направленных на комплексное развитие речи. Задачи обучения диалогической речи решаются во взаимосвязи с задачами развития словаря, грамматической и фонетической стороной речи.

Полезно использовать речевые игры, которые содержат диалоги. В них закрепляются умения адресовать речь собеседнику, вдумываться в сказанное партнёрами, выражать свою точку зрения, формулировать вопрос правильно.

Целенаправленное обучение диалогической речи происходит в специально организованных речевых ситуациях. Они направленны на развитие умений договариваться во время общения, расспрашивать собеседника, вступать в чей-то разговор, соблюдать правила речевого этикета.

Публикации по теме:

Час двигательного творчества в группе компенсирующей направленности для детей от 6 до 7 лет с нарушениями речиЧас двигательного творчества в группе компенсирующей направленности для детей от 6 до 7 лет с нарушениями речи Тема: "Волшебный цветик-семицветик". Цель: создание условий для оздоровления детей посредством оптимизации двигательной активности и стабилизации.

Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 1)Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 1) Проанализировав свою работу с дошкольниками, столкнулась с недостаточностью сформированностью речи у детей дошкольного возраста; недостаточный.

Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 2)Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 2) Театрализованная деятельность при правильной её организации – эффективное средство коррекции речевых нарушений на этапе автоматизации.

Конспект НОД по развитию речи в средней группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи Лексическая тема: «Профессия почтальон». Тема: «Труд почтальона». Цель: развитие речи детей. Задачи: Образовательная: расширять представление.

Конспект открытого занятия по развитию связной диалогической и монологической речи «Мы — журналисты»Конспект открытого занятия по развитию связной диалогической и монологической речи «Мы — журналисты» Конспект занятия в старшей группе «Мы-журналисты" Цель: развитие связной диалогической речи; развитие коммуникативного и личного взаимодействия.

НОД по развитию речи в старшей группе компенсирующей направленности «Признаки зимы»НОД по развитию речи в старшей группе компенсирующей направленности «Признаки зимы» Цели: Коррекционно-образовательные: 1. Закрепить представления детей о зиме и её приметах. 2. Совершенствовать грамматический строй речи.

Презентация «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста»Презентация «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» Здравствуйте уважаемые коллеги! Хочу представить Вашему вниманию презентацию на тему: «Пальчиковый театр, как средство развития связной.

Развлечение к Дню космонавтики «Путешествие в космос» в группе компенсирующей направленности детей с нарушением речиРазвлечение к Дню космонавтики «Путешествие в космос» в группе компенсирующей направленности детей с нарушением речи Развлечение к Дню космонавтики для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в космос»Цель: Приобщение детей к здоровому образу.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Задачи и средства развития связной диалогической речи в подготовительной группе компенсирующей направленности
Опубликовано: 18 октября 2023 в 18:10
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...

28 мая. День пограничника России. Передвижка «Пограничные войска России»

28 мая свой профессиональный праздник отмечают российские пограничники. Именно в этот день больше 100 лет назад в молодой Советской республике была учреждена пограничная охрана.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД