Лучший педагог года

Эстетическое воспитание дошкольников средствами художественной литературы

Юлия Елтышева
Эстетическое воспитание дошкольников средствами художественной литературы

Аннотация. В статье представлен опыт применения художественной литературы в процессе эстетического воспитания дошкольников. Проанализированы современные представления о эстетическом воспитании и его особенностях в дошкольном возрасте. Статья содержит данные о диагностическом исследовании уровня эстетического воспитания в дошкольном возрасте.

Публикация «Эстетическое воспитание дошкольников средствами художественной литературы» размещена в разделах

Эстетические представления детей не являются врожденными, а развиваются с того момента, когда ребенок входит в социальное окружение. С приходом детей в дошкольное образовательное учреждение, ребенок подвергается всестороннему и гармоничному развитию под четким педагогическим руководством. Эстетическое развитие детей предполагает формирование у них эстетической культуры, восприятия, понятий, интересов, суждений, чувств, вкуса.

Эстетическое развитие детей дошкольного возраста происходит в рамках художественно-эстетического воспитания, которое, в соответствии с ФГОС ДО, предполагает развитие у воспитанников эстетического отношения к окружающему миру, формирование первоначальных знаний об искусстве и его видах, развитие понимания произведений искусства, развитие интереса к искусству, умения его понимать и наслаждаться им [10].

В руках педагогов детского сада находятся всевозможные средства и методы эстетического развития дошкольников, которое происходит в игровой, изобразительной, музыкальной, театральной, художественно-речевой деятельности. Однако, необходимо выделить художественно-речевую деятельность, воспитательные возможности которой в эстетическом развитии детей безграничны. Чтобы ребенок имел богатый внутренний мир, замечал прекрасное в окружающем мире его необходимо приобщать к произведениям художественной литературы, к искусству чтения. Книга на протяжении многих веков являлась первым источником духовного обогащения, эмоционального и умственного развития. Кроме того книга полна эстетическими богатствами, которые воздействуют на юного читателя.

Актуальность исследования обусловлена необходимостью поиска эффективных путей в эстетическом воспитании дошкольников, среди которых необходимо выделить художественную литературу.

Объект исследования: процесс эстетического воспитания дошкольников.

Предмет исследования: художественная литература как средство эстетического воспитания дошкольников.

Цель исследования: теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путем проверить эффективность применения художественной литературы в эстетическом воспитании дошкольников.

Задачи исследования:

1) проанализировать научно-методическую литературу по проблеме исследования и выявить особенности эстетического воспитания дошкольников в процессе чтения художественной литературы;

2) выявит уровень эстетического воспитания у дошкольников;

3) проверить эффективность комплекса занятий с использованием художественной литературы в процессе эстетического воспитания дошкольников.

Гипотеза исследования: предполагается, что процесс эстетического воспитания дошкольников будет проходить успешно, если

обогатить предметно-развивающее эстетическую среду группы детского сада книжным уголком, иллюстрациями к художественным произведениям, фигурками сказочных героев, живописными произведениями;

разработать и провести комплекс занятий с применением чтения произведений художественной литературы.

Теоретической базой исследования стали труды, отражающие проблему эстетического воспитания дошкольников (Н. А. Ветлугина [1], Т. С. Комарова [6], Н. Н. Леонова [8], М. М. Рукавицын [9], В. Н. Шацкая [12]); труды известных ученых о роли художественного слова во всестороннем развитии и воспитании дошкольников (Н. С. Карпинская [5], М. М. Конина [7], Е. А. Флерина [11]); концептуальные разработки, освещающие особенности восприятия дошкольниками художественной литературы (А. В. Запорожец [3], Л. М. Гурович [2], Е. А. Флерина [11])

Методы исследования: теоретический анализ литературы, беседа, анализ продуктов деятельности, качественный и количественный анализ данных, педагогический эксперимент.

Экспериментальная работа осуществлялась на базе МБДОУ № 14 «Зернышко». В эксперименте участвовали дети старшего дошкольного возраста (5-6 лет) : 20 детей экспериментальной группы и 20 детей контрольной группы. Экспериментальная группа участвовала в опытно-экспериментальной работе по эстетическому воспитанию детей средствами художественной литературы, контрольная группа не принимала участие.

Методы исследования: беседа, анализ продуктов творческой деятельности, количественный и качественный анализ полученных данных.

Методики исследования:

1. Беседа по репродукции И. Левитана «Березовая роща» (Т. Г. Казакова) [4]. Цель – выявить уровень сформированности художественно-эстетических знаний и представлений у дошкольников.

2. Методика «Способность воспринимать красоту» (Н. Н. Леонова) [8]. Цель – выявить способность дошкольников воспринимать красоту как переживание чувства прекрасного, оценить характер эмоциональных проявлений на содержание произведения.

3. Анализ продуктов творческой деятельности (по Т. С. Комаровой) [6]. Цель – выявить особенности самостоятельной художественно-творческой деятельности дошкольников.

3

Рис. 1. Уровень сформированности когнитивного компонента эстетической воспитанности у дошкольников на констатирующем этапе

Анализ рис. 1 показывает, что основная часть детей экспериментальной группы (60%) и контрольной группы (65%) имеют средний уровень, у 15% детей обеих групп выявлен низкий уровень и у 25% детей экспериментальной группы и у 20% детей контрольной группы выявлен высокий уровень сформированности когнитивного компонента эстетической воспитанности дошкольников.

Дети имеют некоторые художественно-эстетические знания и представления, они смогли описать представленную картину. Однако дети не совсем точно отвечали на вопросы воспитателя, испытывали затруднения на вопросы: «Какие средства выразительности использовал художник?» и «Каких вы еще знаете художников, которые писали картины о природе?». Дети не смогли аргументировать свои ответы.

4

Рис. 2. Уровень сформированности перцептивного компонента эстетической воспитанности у дошкольников на констатирующем этапе

Анализ рис. показывает, что основная часть детей экспериментальной группы (50%) и контрольной группы (55%) имеют средний уровень, у 25% детей обеих групп выявлен низкий уровень и у 25% детей экспериментальной группы и у 20% детей контрольной группы выявлен высокий уровень сформированности перцептивного компонента эстетической воспитанности дошкольников.

Способность детей воспринимать красоту в картинах живописи развита недостаточно. Дети затрудняются определить настроение, эмоциональный фон произведения, делают после наводящих вопросов. Дети проявляли недостаточно чувств и эмоций при восприятии художественных картин, не достаточно испытывают сопереживания, не видят в произведении восторга, рассматривают спокойно, тихо, не хотят делиться впечатлениями, испытывают трудности в описании своих эмоций при восприятии художественного произведения. Основная часть детей испытывают сложности в описании цветовой палитры, затрудняются в установлении причинно-следственной связи при использовании цвета.

5

Рис. 3. Уровень сформированности практического компонента эстетической воспитанности у дошкольников на констатирующем этапе

Анализ рис. 3 показывает, что основная часть детей экспериментальной и контрольной группы (65%) имеют средний уровень, у 15% детей обеих групп выявлен низкий уровень, у 20% детей обеих групп выявлен высокий уровень сформированности практического компонента эстетической воспитанности у дошкольников.

Дети не полностью использовали графические материалы и средства, не достаточно проявили свои впечатления в процессе работы, нет аккуратности и целостности художественного образа, критерий выражен с незначительными помарками. Они неумело использовали основные изобразительные средства выражения замысла, различные техники и приемы в области изобразительного искусства.

Результаты констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы приводят к необходимости организации и проведения формирующего этапа, цель которого проведение комплекса занятий с применением художественной литературы.

Задачами формирующего этапа стали следующие:

формировать художественно-эстетическое восприятие, сознание, вкус, потребности;

развивать эмоционально художественно-эстетические переживания, чувства; формировать умения соотносить свое настроение с цветовыми образами;

развивать художественно-эстетическую активность, самостоятельность, инициативность, проявляющуюся в изобразительной деятельности; способствовать тому, чтобы в рисунке дети передавали свое отношение к изображению;

познакомить с творчеством русских поэтов, создающие произведения о природе;

побуждать детей высказывать свое личное мнение по поводу увиденного и услышанного;

обогатить предметно-развивающую среду в рамках художественно-эстетического воспитания.

Таким образом, в конце экспериментальной работы в экспериментальной группе наблюдается положительная динамика в развитии эстетической воспитанности. У детей улучшились художественно-эстетические знания и представления, ответы на вопросы воспитателя стали более полными и точными, дети научились аргументировать свой ответ. У детей увеличилась способность воспринимать красоту, правильно определять общий эмоциональный фон, настроение произведения. Дошкольники проявляли больше эмоций при восприятии картин, они могли описать свои переживания. Дошкольники проявляли живой интерес к репродукциям, беседовали с воспитателем, делились впечатлениями. Дети стали проявлять творчество в изобразительной деятельности, их рисунки стали оригинальными, они стали умело использовать основные изобразительные средства выражения замысла, использовать различные техники и приемы в области изобразительного искусства.

Список литературы.

Ветлугина, Н. А. Система эстетического воспитания в детском саду /Н. А. Ветлугина. – М. : Юрайт, 2015. – 72 с.

Гурович, Л. М. Ребенок и книга: книга для воспитателя дет. сада / Под ред. В. И. Логиновой. – М. : Академия, 2012. – 214 с.

Запорожец, А. В. Психология восприятия ребенком-дошкольником литературного произведения // Избр. псих. труды Т. 1. / А. В. Запорожец. – М. : Владос, 2006. – 166 с.

Казакова, Т. Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества /Т. Г. Казакова. – М. : Проспект, 2016. – 112 с.

Карпинская, Н. С. Художественное слово в воспитании детей (ранний и дошкольный возраст) / Н. С. Карпинская. – М. : Педагогика, 2014. – 143 с.

Комарова, Т. С. Школа эстетического воспитания / Т. С. Комарова. – М. : Мозаика-Синтез, 2011. – 352 с.

Конина, М. М. Роль художественной литературы в нравственном и эстетическом воспитании детей дошкольного возраста /М. М. Конина // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / сост. М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – М., 2000. – С. 485 – 497

Леонова, Н. Н. Художественно-эстетическое развитие старших дошкольников. Парциальная программа /Н. Н. Леонова. – СПб. : ООО Детство-Пресс», 2014. – 208 с.

Рукавицын, М. М. Эстетическое воспитание детей /М. М. Рукавицын. –М. : Академия, 2012. – 432 с.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М. : Просвещение, 2013. – 26 с.

Флерина, Е. А. Художественное рассказывание детям. Художественное слово дошкольникам /Е. А. Флерина. – М. : Академия, 2012. – 256 с.

Шацкая, В. Н. Общие вопросы эстетического воспитания в школе /В. Н. Шацкая. – М. : Академия, 2017. – 184 с.

Публикации по теме:

Влияние художественной литературы на гражданско-патриотическое воспитание дошкольников Начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей теплой, уютной атмосферы. Каждый день ребенка в детском саду должен.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами проектной деятельности «Весёлая матрёшка»Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами проектной деятельности «Весёлая матрёшка» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №25 компенсирующего вида» Участники проекта: Едемская Лариса.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами музыки и театрализованной деятельности Проблема духовно-нравственного воспитания детей в настоящее время стала чрезвычайно актуальной: материальные ценности доминируют над духовными,.

Книга памяти «Наследники Победы». Патриотическое воспитание дошкольников средствами музейной педагогики. Из опыта работыКнига памяти «Наследники Победы». Патриотическое воспитание дошкольников средствами музейной педагогики. Из опыта работы В нашем ДОУ существует музей «Родничок» и уже на протяжении нескольких лет в изостудии оформляется экспозиция ко Дню Победы. Посетить.

Консультация для родителей «Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников»Консультация для родителей «Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников» Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается.

Консультация для воспитателей «Детский календарь» как средство развития восприятия художественной литературы у дошкольников»Консультация для воспитателей «Детский календарь» как средство развития восприятия художественной литературы у дошкольников» У детской литературы сегодня много «соперников» — мультфильмы, детские телепрограммы, компьютерные игры. В отличие от художественного произведения.

Консультация музыкального руководителя «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки» Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки. Все прекрасное – из детства! А патриотизм? Другие нравственные качества?.

Список произведений художественной литературы для детей по формированию нравственных качеств у детей старшего дошкольников Рассказы: 1. «За обедом» С. Баруздин 2. «Как белочка дятла спасала» В. Сухомлинский 3. Л. Н. Толстой «Косточка», «Старый дед и внучек», «Лгун»,.

Статья «Музыкально-эстетическое воспитание дошкольников» Музыка занимает особое, значимое место в воспитании детей дошкольного возраста. Б. М. Теплов называет музыку «зеркалом души человеческой»,.

Влияние чтения художественной литературы на формирование духовно-нравственных качеств дошкольниковВлияние чтения художественной литературы на формирование духовно-нравственных качеств дошкольников Сформированность нравственных ценностей является одним из важных показателей целостной личности, самостоятельной и ответственной. Интуитивно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Эстетическое воспитание дошкольников средствами художественной литературы
Опубликовано: 7 июля 2021 в 16:17
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...

28 мая. День пограничника России. Передвижка «Пограничные войска России»

28 мая свой профессиональный праздник отмечают российские пограничники. Именно в этот день больше 100 лет назад в молодой Советской республике была учреждена пограничная охрана.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД