Получи документы

Элементы технологии «Говорящие стены» как один из способов организации современной образовательной среды в ДОУ

ТАТЕВИК САГАТЕЛЯН
Элементы технологии «Говорящие стены» как один из способов организации современной образовательной среды в ДОУ

Развивающая среда является одним их важных условий, обеспечивающих качество дошкольного образования. Развивающая предметно-пространственная среда (РППС) – это педагогически организованное пространство детского сада (п. 3.2 примерной ООП ДО, ко-торое функционирует как средство развития детей дошкольного возраста (п. 3.6.3 ФГОС ДО) и выступает условием их социализации (п. 2.4 ФГОС ДО) и в целом определяет эффек-тивность образовательного процесса.

Публикация «Элементы технологии „Говорящие стены“ как один из способов организации современной образовательной среды в ДОУ» размещена в разделах

Одно из требований ФГОС ДО – создать образовательное пространство в детском са-ду, способное обеспечить развитие самостоятельности ребенка, сделать его полноценным субъектом образовательных отношений. А для того чтобы организовать и обогащать само-стоятельную детскую деятельность, нужно постоянно модернизировать образовательную среду. (1)

ФГОС ДО говорит нам рассматривать все пространство дошкольного учреждения как среду для полноценного и всестороннего развития ребенка дошкольника. А именно:

- групповое пространство (групповые помещения (группа, спальня, туалетные комнаты, зо-на приема пищи) приемные);

- межгрупповое пространство (фойе здания детского сада; коридоры и проходы между груп-повыми и служебными помещениями; помещения для музыкальных занятий, занятий тан-цами, ритмикой; помещения для физкультурно-оздоровительных занятий; прочие помеще-ния, специально организованные для занятий с воспитанниками;

- территория детского сада (зонирование; тематические уголки: сезонные тематические уголки, например «Зимние забавы»; стационарные тематические уголки, например «В мире сказок», «Мой друг Светофор».)

Часто мы организуем среду для детей в групповом помещении, а в приёмных и коридорах ДОУ размещена информация для родителей. И мы задумались: как оформить межгрупповое пространство так, чтобы было не только уютно, но интересно и познавательно детям и роди-телям.

Ранний возраст является ценным возрастным этапом в развитии ребёнка. Это насто-ящий, яркий, неповторимый отрезок его жизни. Именно в этот период интенсивно развива-ются центральная нервная система и все анализаторы, с помощью которых ребёнок получает разнообразную информацию из окружающего мира. Одним из важнейших этапов в работе с детьми раннего возраста является развитие их познавательной сферы.

Ребёнок раннего возраста познаёт окружающий мир наглядно-действенным спосо-бом. Для совершенствования наглядно-действенного мышления, а также для развития само-стоятельности и инициативности особое значение имеет правильно организованная разви-вающая предметно-пространственная среда. (2)

Перед нами возникла задача - как оформить межгрупповое пространство чтобы было не только уютно, но и интересно детям. Именно с этой целью в нашем детском саду была использована технология «Говорящая стена». Говорящая стена – инструмент, который поз-воляет необычным образом изменить развивающую предметно - пространственную среду ДОУ в своеобразный живой экран.

Говорящая стена это :

• центр познавательного развития,

• социально - коммуникативный центр,

• центр художественно - эстетического развития.

Цель использования вертикального развивающего пространства:

Закрепление знаний полученных на занятиях в игровой форме, используя нестан-дартное оборудование.

«Говорящая стена» решает важные образовательные задачи, такие как:

1. создаёт условия для игровой, познавательной, творческой активности детей;

2. позволяет изменять предметно - пространственную среду с учётом образовательной ситуации;

3. развивает внимание, память, мелкую моторику, речь, зрительное и слуховое восприя-тие, воображение, творческое мышление дошкольников;

4. обеспечивает эмоциональный комфорт для детей; (3)

5. развивает сенсорное восприятие;

6. создает условия для игровой, познавательной, творческой активности детей;

7. создает условия для стимулирования самостоятельной деятельности детей;

8. обеспечивает развитие интереса к познавательной деятельности и эмоциональный комфорт для детей;

9. развивает внимание, память, мелкую моторику, речь, зрительное и слуховое восприя-тие, воображение детей раннего возраста.

Новизна: в связи с отсутствием материалов и развернутых рекомендаций по органи-зации вертикального пространства с целью развития ребенка, разработаны авторские тема-тические баннеры и технология работы с ними в виде игровых упражнений.

Из чего же (из каких компонентов) состоит наша «Говорящая стена». Начинается она ещё с лестницы. На стенах висят различные бизиборды. На лестничном пролёте располо-жился прекрасный заборчик с калиткой, которая при небольших манипуляциях открывается. А дальше, на втором этаже, мы решили повесить с одной стороны бизиборды, а с другой стороны – два баннера.

Тематические баннеры – это изображение, на котором представлены разные темы по познавательному развитию, перенесенное на ткань с виниловым покрытием. С помощью игр происходит закрепление и расширение знаний у детей полученных на занятиях. Баннер служит пособием для получения разнообразной информации из окружающего мира в меж-групповом пространстве и развития самостоятельности. (3)

Баннеры помогают педагогу ненавязчиво познакомить, изучить, закрепить и расши-рить полученный детьми опыт, сделать образовательную деятельность яркой и динамичной, при этом проявить педагогическое мастерство. Именно про баннеры мы расскажем более подробно. Один вид баннеров подобран по теме сезонности (осень, зима, весна, лето). Например, на зимнем баннере изображён зимний пейзаж, к которому мы добавили зимние забавы и зимние виды спорта в виде съёмных деталей. Для того чтобы закрепить туда ди-дактические материалы нам понадобились липучки, которые мы закрепили строительным степлером на баннере. А вторая сторона липучки закреплена на съёмные детали. Съёмные детали распечатаны на бумаге и заламинированы, а так же имеются детали из фетра, фо-амирана и пластика, которые можно обработать. Под баннерами мы прикрепили на доступ-ной высоте для детей прозрачные конверты А4 формата, куда мы разместили съёмные дета-ли. Из этих конвертов ребёнок по просьбе воспитателя достает картинки с изображением и просит их прикрепить на баннер на соответствующие места. Применяя наглядные и сло-весные методы закрепляем материал: зимние развлечения, виды спорта. Все детали, распо-ложенные на нем, можно снять и по желанию дополнить новыми. Так же на баннере при-сутствуют элементы для сенсорного развития и тактильного восприятия. Это детали, из ко-торых нужно собрать снеговика. Известно, что развитие ощущений и восприятия создаёт необходимые предпосылки для возникновения всех, более сложных познавательных про-цессов (памяти, воображения, мышления).

Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и многограннее будут полученные ре-бёнком сведения об окружающем мире. При помощи зрительного наблюдения, тактильного контакта, дети могут узнавать новое о предметах. Маленькое, но сделанное самостоятельно открытие, вызывает восторг у ребёнка и желание добывать новые знания. Все игры, в про-цессе которых ребёнок что-то трогает, прикасается к поверхности, знакомится с различными фактурами, оказывают благотворное влияние на развитие тактильных ощущений. (2)

Можно использовать «Говорящую стену» как выставку детских работ, которые регу-лярно сменяются, что является показателем вариативности среды.

Второй вид баннеров посвящен русским народным сказкам. Например, баннер с изображением сказки «Репка». Этот баннер работает по принципу соотношения героев сказ-ки и дополнительных элементов. Дети вместе с педагогом рассказывают сказку и по ходу рассказа выстраивают цепочку действий. Так же по просьбе педагога или самостоятельно ребёнок может прилепить дополнительные детали, которые соотносятся по цвету и размеру.

Затем, в свободном доступе остаются карточки, наглядный материал по теме. Дети в самостоятельной деятельности имеют возможность действовать с материалом, играть, иссле-довать.

Все съемные детали расположены в конвертах под баннерами, что создает легкодо-ступность для ребёнка.

Данные баннеры мы используем в момент одевания на прогулку, также можно задер-жаться в тот момент, когда идём на музыкальное занятие или на физкультуру. При работе со стеной педагог может делить детей по группам, также работа со стеной может проводиться индивидуально.

Главное преимущество «Говорящей стены» в том, что дети могут самостоятельно в свободное время пользоваться материалами. В свободном доступе детей пособия, раздаточ-ные материалы, иллюстрации, картинки. Дети раннего возраста активно выполняют такие задания, как «Найди такой же», «Собери фрукты», «Подбери по цвету», «Подбери по фор-ме».

Например:

Игра «Что растёт у дедушки на огороде и в саду».

Цель: Развитие внимания, связной речи, памяти, мышления у детей.

Содержание: В начале игры воспитатель знакомит детей с картинками и вместе с ма-лышами проговаривает, что растёт на огороде и в саду. Затем раздает детям картинки с изображением элементов баннера и после этого предлагает детям прикрепить изображения на баннер (на дерево яблоки, на цветы-изображения цветов). Также можно использовать «Домик» (где живёт дед, солнце, облако.

Игра «Репка».

Цель: Развитие умения соотнести героев сказки.

Содержание: Дети вместе с педагогом рассказывают сказку и по ходу рассказа вы-страивают цепочку действий, доставая героев сказки из прикреплённого кармашка.

Игровая ситуация «Какое же время года?»

Цель: Закрепляем знания о зиме и о свойстве снега

Содержание: Воспитатель задаё т детям вопросы:

1. Какое время года изображено на картинке? (Зима)

2. Снег какой? (Белый, пушистый, мягкий)

3. Что можно сделать из снега? (Снеговика, крепость, снежки)

4. А снег может растаять?

«Говорящая стена» позволяет учитывать индивидуальные особенности развития ре-бёнка, интересы.

Результативность данной технологии очевидна всем и имеет только положительные аспекты. У детей развивается внимание, память, мелкая моторика, мышление и речь, зри-тельное и слуховое восприятие. Дети становятся более инициативными, самостоятельными, общительными, как в игровой, так и в познавательной видах деятельности.

Список литературы:

1. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного об-разования (Приказ министерства и науки РФ от 17 октября 2013 г. No 1155 г. Москва)

2. Воспитание и развитие детей от 2 до 3 лет : метод. пособие для педагогов дошк. образоват. учреждений / [Л. Н. Галигузова, Л. Г. Голубева, Е. И. Гризик и др. ].-М. : Просвещение, 2007. – 143 с. – ISBN 5-09-014968-2.

3. https://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/prochee/sovremennye_obrazovatelnye_tekhnologii_tekhnologiia_govoriashchikh_sten

Публикации по теме:

«Говорящая стена» — эффективный способ организации образовательной среды кабинета дефектолога«Говорящая стена» — эффективный способ организации образовательной среды кабинета дефектолога Считаю, что учитель-дефектолог (да и вообще, педагог) – это и психолог, и актёр, и дизайнер в одном лице. Он должен не только научить детей.

«Говорящие» стенды как важный компонент коррекционно-развивающей среды«Говорящие» стенды как важный компонент коррекционно-развивающей среды ««Говорящие» стенды как важный компонент коррекционно-развивающей среды» Одно из требований ФГОС ДО – создать образовательное пространство.

«Макет как один из элементов предметно-пространственной среды в условиях ФГОС до»«Макет как один из элементов предметно-пространственной среды в условиях ФГОС до» Ф. И. О педагога -Гуляева Оксана Николаевна Место работы: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Кэскил».

Мои поделки в организации и в создании развивающей средыМои поделки в организации и в создании развивающей среды Ф. И. О педагога -Гуляева Оксана Николаевна Место работы: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Кэскил».

Один из приёмов для формирования благоприятной эмоциональной среды в группе «Волшебный пенёк»Один из приёмов для формирования благоприятной эмоциональной среды в группе «Волшебный пенёк» Прием «Волшебный пенёк» возник стихийно. В школе мы идем по пути анализа, тренинга. Приемов очень много известных для установления благоприятной.

Фотоотчет «Экскурсия в музыкальную школу, как один из способов организации НОД с детьми»Фотоотчет «Экскурсия в музыкальную школу, как один из способов организации НОД с детьми» Дорогие друзья и коллеги, предлагаю Вашему вниманию отчёт по экскурсии для дошкольников в Детскую музыкальную школу имени Н. Римского-Корсакова.

Игровые технологии на уроках русского языка как один из способов активизации познавательной деятельности обучающихся краевое государственное общеобразовательное учреждение «Шарыповская школа» Исследовательская работа «Игровые технологии на уроках.

Макеты в создании современной развивающей предметно-пространственной средыМакеты в создании современной развивающей предметно-пространственной среды ФГОС ДО предъявляет новые требования к созданию развивающей предметно-пространственной среды в группах детского сада: -во-первых, развивающая.

Мультстудия как элемент современной образовательной среды ДОУМультстудия как элемент современной образовательной среды ДОУ Уважаемые коллеги! спасибо за поддержку и высокую оценку работы нашей мультстудии - песочной анимации. По нелепой случайности мультфильм.

Особенности организации предметно-пространственной среды ДОУОсобенности организации предметно-пространственной среды ДОУ Особенности организации предметно-пространственной среды МБДОУ. «Образовательная среда в детском саду предполагает специально созданные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Элементы технологии «Говорящие стены» как один из способов организации современной образовательной среды в ДОУ
Опубликовано: 10 октября 2022 в 15:05
+1Карма+ Голосовать

Публикация «Элементы технологии «Говорящие стены» как один из способов организации современной образовательной среды в ДОУ» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем ТАТЕВИК САГАТЕЛЯН на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД