Получи документы

Работа по экспериментально-поисковой и речевой деятельности

Людмила Плешингер
Работа по экспериментально-поисковой и речевой деятельности

Экспериментируем и говорим.

Речь — великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности для общения друг с другом. Речевое развитие имеет особенное значение в формировании личности ребёнка. Речь — средство совместной деятельности с другими людьми и развивается в зависимости от того, как эта деятельность организована и в каких условиях протекает. Опыт работы показывает нам, что мы – воспитатели должны приложить немало усилий, чтобы речь ребёнка развивалась правильно и активно. Организовать педагогический процесс таким образом, чтобы одно мероприятие дополняло другое, вызывало интерес детей и их активные действия. Овладение речью в младшем дошкольном возрасте происходит только в живом, непосредственном общении, когда малыш не только слушает слова другого человека, но и отвечает ему, когда он сам включен в диалог; причем участвует в диалоге не только с помощью слуха и артикуляции, но и всеми своими действиями, мыслями и чувствами. Составляя перспективный план работы, нужно учитывать, какие виды деятельности можно соединить и тем самым добиться положительных результатов. Основной задачей развития речи дошкольников является формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа. Развитие речи тесно связано с развитием мышления и является основой для умственного, нравственного и эстетического воспитания. Детское экспериментирование и развитие речи тесно связаны между собой, перед ними стоят общие задачи. Во-первых, формирование знаний об окружающем мире. Во-вторых, развитие коммуникативных навыков. В-третьих, обогащение словарного запаса детей. Четвёртая задача вытекает из первых трёх – это формирование связной речи. Надо уметь рассказать об этапах и результатах эксперимента. Поделиться своими знаниями и умениями. Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта и его взаимоотношениях с другими объектами в окружающей среде, учатся ставить цель, решать проблемы и проверять их опытным путем, делать выводы. В играх–экспериментах развивается мелкая моторика, тактильные анализаторы, а это, как мы знаем, стимулирует развитие речи. Поисковая деятельность способствует развитию наблюдательности, мышления. Дети учатся не только задавать вопросы, но и находить на них ответы, анализируя, сопоставляя, сравнивая. Дети учатся самостоятельно получать знания и делиться ими со своими товарищами. То есть развиваются их коммуникативные навыки.

Публикация «Работа по экспериментально-поисковой и речевой деятельности» размещена в разделах

Работу по экспериментально-поисковой и речевой деятельности нужно начинать с младшего возраста. У детей четвёртого года жизни активно развивается речевая деятельность. Малыши повторяют слова, задают вопросы, учатся говорить фразами, составлять предложения. А сколько вопросов задают маленькие почемучки! Они любознательны, с удовольствием получают новую информацию. Дети лучше всего запоминают то, что вызвало наибольший интерес и положительные эмоции.

Давайте разберём задачи, которые стоят перед воспитателем по обогащению активного словаря, разделим их на подзадачи. В младшем дошкольном возрасте необходимо: — побуждать называть предмет, вещь, игрушку, их качества, свойства, возможные действия; — вырабатывать понимание значений обобщающих слов и умение использовать их в речи; — обогащать словарный запас детей на основе углубления представлений об окружающей действительности. Эти задачи можно выполнять, правильно организовав опытно- экспериментальную деятельность. Не просто показать готовый опыт, преподнести информацию, а пригласить детей к сотрудничеству. У малышей четвёртого года жизни уже имеются начальные представления о качествах и свойствах предметов, их назначении. Знания детей необходимо использовать в начале поисковой деятельности. Можно предложить им рассмотреть предметы, с которыми будут проводиться опыты, и описать их, используя в речи слова-признаки и слова действия. Дети могут составить пару предложений, так как для опытов берутся знакомые предметы. Дети пользуются ими в повседневной жизни или познакомились с ними во время предварительной работы. Можно загадать загадки о предметах, которые будут участвовать в работе, и сравнить их (деревянная, пластиковая и металлическая ложки, чайная и столовая). На данном примере видно, что уже в словаре детей появятся пять новых прилагательных. Проводя экспериментальную деятельность с водой или воздухом в словаре детей будут широко использоваться антонимы – слова противоположного значения (тяжёлый –лёгкий, вверху- внизу, на поверхности – на дне, плавает-тонет и другие). Таким образом дети одновременно играют и учатся.

Конспект совместной экспериментальной и речевой деятельности в младшей группе.

Тема №1. Плавает или утонет. Задачи. Стимулировать интерес детей к играм с водой и опытам с предметами. Формировать навыки экспериментирования. Учить детей анализировать и делать выводы. Обогащать словарный запас детей прилагательными, которые характеризуют качества и свойства заданных существительных, и глаголами, обозначающими действия с этими предметами. Формировать умение детей составлять предложения, в которых они последовательно описывают свои действия. Учить детей понимать значение слов противоположного характера «плавает – тонет, тяжёлый – лёгкий». Воспитывать умение работать вместе, слышать и выполнять инструкции воспитателя. Оборудование и материалы. Корзинка, ключ, монетка, ложка, камушек, пластиковый шарик, крышка, лодочка, перо, уточка. Таз с водой. Картинки с предметами для оформления дневника наблюдений. Ход работы. Воспитатель привлекает внимание детей, приглашая их рассмотреть корзинку с разными предметами, которые она нашла утром у себя на столе. Дети по очереди вынимают предмет из корзинки, называют его и говорят, для чего предмет нужен или описывают его. Например: Это ключик. С его помощью можно открыть двери (замок). Ключик маленький, железный. Это монетка. Она маленькая, блестящая, твёрдая. Она нужна для покупки продуктов или игрушек. Это камушек. Он лежал на дороге, он серый твёрдый.

Это ложка. Она железная, твёрдая. Ложка нужна для еды. Это крышечка. Она круглая, маленькая. Она нужна, чтобы закрыть бутылку. Это лодочка. Она маленькая. На лодочке можно плавать. Это шарик. Он маленький пластиковый. Его можно катать и закручивать. Это пёрышко. Оно птичкино. Оно может летать, если на него подуть. Это карандаш. Он новый красный длинный. Им можно рисовать. Это уточка. Она игрушечная жёлтая. Может плавать. Детские варианты ответов могут быть разными. Затем воспитатель говорит о том, что дети много рассказали о свойствах и назначении этих предметов, но никто не сказал, что между ними общего, почему они попали в одну корзинку. Дети высказывают предположения о том, что может объединять эти предметы. Воспитатель акцентирует внимание детей на двух предметах – лодочке и уточке, о которых дети сами сказали, что они могут плавать. Интересно было бы узнать, смогут ли плавать остальные предметы, лежащие в корзинке. Дети поддерживают интерес и проходят к столику, на котором стоит таз с водой. Воспитатель предлагает детям брать по одному предмету опускать в воду и обязательно проговаривать увиденное: Пёрышко плавает. А камушек утонул. Карандаш плавает. Ложка утонула. Когда все предметы будут опущены в воду, воспитатель называет свойство предметов, которые плавают – они легче воды, поэтому держатся на её поверхности и не тонут. А предметы, которые утонули тяжёлые и тяжелее воды, поэтому утонули. Затем воспитатель предлагает детям пройти на свои места и оформить картинку наблюдений (предлагается фон с изображением таза с водой и маленькие изображения предметов, используемые в экспериментальной деятельности). Дети приклеивают плавающие предметы вверху, а тонущие на дне тазика. По окончании работы картинка, зафиксировавшая детскую деятельность, вывешивается в приёмной. А дети вечером расскажут родителям об интересной работе. Тема №2. Утонет или не утонет. Задачи. Формировать представления детей об условиях плавания тел, о том, что плавание зависит не только от веса, но и от его материала, из которого изготовлен предмет. Активизировать словарь детей прилагательными, обозначающими свойства и качества – деревянный, металлический, железный, пластиковый. Учить детей составлять предложения с союзом «а» (деревянная ложка плавает, а железная утонула). Развивать внимание, наблюдательность. Воспитывать умение слаженно работать, слышать и уважать своего товарища. Оборудование и материалы. Предметы из пластика – пуговица, ложечка, крышка, деталь конструктора; деревянные предметы – ложка, карандаш, зубочистка, палочка для мороженого; железные предметы – ложка, скрепка, пуговица, вилка, гвоздь. Таз с водой. Мешочек. Картинки с предметами для оформления дневника наблюдений.

Ход работы.

Воспитатель предлагает детям отгадать загадку: В руку мы её берём,

С супом в рот себе несём.

Только ешьте осторожно,

Суп горячий невозможно,

Ешьте, дети, понемножку,

Помогает есть нам. Дети называют предмет – ложка. Воспитатель предлагает отыскать ложку в чудесном мешочке, приглашает четырёх детей. Дети наощупь достают из мешочка четыре разные ложки – железную столовую, железную чайную, деревянную ложку и пластиковую. Воспитатель просит детей назвать, какую ложку вытащил ребёнок. Воспитатель акцентирует внимание детей на том, что какая бы ложка не была, она обязательно должна быть чистой и предлагает детям опустить ложки в тазик с водой, чтобы их помыть. Дети опускают ложки в воду и замечают, что две ложки плавают, а две утонули. Вместе выясняют, какие ложки утонули, а какие плавают. Затем воспитатель предлагает проверить другие предметы из дерева, пластика и металла на плавучесть и приглашает детей к исследованию. Дети рассматривают предметы, называют их характеристику: Это карандаш, он деревянный. Это скрепка, она железная. Это крышка, она пластмассовая. Это палочка, чтоб чистить ушки, она пластмассовая. Это зубочистка, она деревянная. Это пуговица, она железная. А эта пуговица пластмассовая. Каждый ребёнок опускает свой предмет в воду и говорит, что с ним произошло. Зубочистка плавает. Скрепка утонула. Карандаш плавает. Пуговица утонула. А моя пуговица не утонула, потому что она пластмассовая. Воспитатель подводит детей к выводу о том, что предметы из дерева и пластика плавают на воде, а металлические - тонут. Затем воспитатель предлагает детям пройти на свои места и оформить картинку наблюдений.

Публикации по теме:

«В огне не горит, и в воде не тонет». Наша экспериментально-исследовательская работа«В огне не горит, и в воде не тонет». Наша экспериментально-исследовательская работа Дети старшего возраста становятся любознательными, целеустремленными, наблюдательными, изобретательными. Каждый день ребенок наблюдает.

Фотоотчёт о занятии по экспериментально-познавательной деятельности в разновозрастной группе «Волшебный магнит»Фотоотчёт о занятии по экспериментально-познавательной деятельности в разновозрастной группе «Волшебный магнит» Цель:познакомить детей со свойствами магнита. Задачи:формировать конкретные представления детей о магните и его свойствах. Развивать мыслительные.

Конспект индивидуальной работы с детьми по экспериментально-исследовательской деятельности «Разноцветные мыльные пузыри»Конспект индивидуальной работы с детьми по экспериментально-исследовательской деятельности «Разноцветные мыльные пузыри» " Разноцветные мыльные пузыри" Процесс воспитания детей непрерывен. Большие возможности для развития личности ребенка проходят во время.

Конспект НОД по речевой деятельности в старшей группе «Наш город»Конспект НОД по речевой деятельности в старшей группе «Наш город» Цель: Развитие грамматически правильной речи и речевого творчества. Задачи: 1. Учить отвечать на вопросы полными предложениями; 2. Учить.

Конспект НОД по экспериментально-исследовательской деятельности старших дошкольников «Как происходит извержение вулкана» Вид деятельности: познавательно-исследовательская деятельность, экспериментирование. Образовательная область: Познавательное развитие. Форма.

Конспект НОД в старшей группе с использованием технологии экспериментально-исследовательской деятельности «Свойства песка» Цель: Привлечь детей к самостоятельным размышлениям. Задачи: Образовательные задачи. — Познакомить детей со свойствами песка, установить.

Конспект по экспериментально-исследовательской деятельности «Волшебница водица» (вторая младшая группа)Конспект по экспериментально-исследовательской деятельности «Волшебница водица» (вторая младшая группа) Цель. Формировать у детей представление о свойствах воды: прозрачная, может менять цвет и вкус, предметы в ней тонут и плавают. Задачи.

Песочная игротерапия как средство развития речевой деятельности дошкольника.Песочная игротерапия как средство развития речевой деятельности дошкольника. Одна из тем моего выступления на Опорно методической площадке. Цветной песок вызывает все больший интерес в качестве материала для художественного.

Проект «Маленькие исследователи» по экспериментально-исследовательской деятельности в группе раннего возрастаПроект «Маленькие исследователи» по экспериментально-исследовательской деятельности в группе раннего возраста Тип проекта: экспериментально-исследовательский Длительность проекта: долгосрочный (сентябрь 2019 – май 2020) Участники проекта: дети, воспитатель,.

Тематическое развлечение с элементами поисковой деятельности для детей разновозрастной группы (от 3 до 7 лет) «Вода»Тематическое развлечение с элементами поисковой деятельности для детей разновозрастной группы (от 3 до 7 лет) «Вода» Тематическое развлечение с элементами поисково-экспериментальной деятельности для воспитанников разновозрастной группы (от 3 до 7 лет) на.

Библиотека изображений:

Публикация Работа по экспериментально-поисковой и речевой деятельности (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Людмила Плешингер на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Работа по экспериментально-поисковой и речевой деятельности
Опубликовано: 13 февраля 2023 в 20:06
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД