Папки-передвижки

Экспериментальная деятельность в старшей группе по теме «Воздух и его свойства. Знакомство детей с воздухом» (2 фото)

Светла Прищепова
Экспериментальная деятельность в старшей группе по теме «Воздух и его свойства. Знакомство детей с воздухом»

Воздух и его свойства

"Экспериментирование с воздухом"

Цель: Познакомить со свойствами воздуха.

Задачи: Развивать познавательную активность детей, инициативность; развивать способность устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы; уточнить понятие детей о том, что воздух - это не "невидимка", а реально существующий газ; расширять представления детей о значимости воздуха в жизни человека, совершенствовать опыт детей в соблюдении правил безопасности при проведении экспериментов.

Публикация «Экспериментальная деятельность в старшей группе по теме „Воздух и его свойства, Знакомство детей с воздухом“» размещена в разделах

Оборудование: пластиковые или бумажные стаканчики в количестве 100 шт. (разноцветные, целлофановые пакеты, плёнка пупырка (квадратные кусочки 15/15см). Воздушная пушка. вертушки,

Задачи;

1. Знакомство детей с воздухом

2. с помощью предметов, дать детям понятие, что вокруг нас есть воздух

3. Формировать представление детей о свойствах воздуха, через опытно-экспериментальную деятельность.

4. Какой воздух бывает

5. Развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, умение делать вывод, предвидеть результат деятельности.

6. Воспитывать бережное отношение к природе.

7. Развитие связной речи

8. Формировать умение принимать активное участие в коллективных делах (договариваться, уступать)

9. Создавать благоприятный психологический фон, способствующий снижению утомляемости.

занятия. 1

Цель: Расширить и закрепить знания детей о воздухе; активизировать речь детей;

Ход:

Здравствуйте ребята, я рада приветствовать Вас в нашей экспериментальной лаборатории «Хочу всё знать»

Сегодня мы с вами поговорим о свойствах воздуха, как настоящие ученые – исследователи. Давайте вспомним, кого называют учеными? (Ответы детей)

Воспитатель:Где работают ученые? (Ответы детей)

Воспитатель: Верно, в лаборатории.

Нужно в лаборатории соблюдать определенные правила? Какие? (Ответы детей) (показ картинок)

педагог: Вы сегодня присутствуете в лаборатории, и станете немножко учеными-исследователями.

педагог: Предлагаю вам одеть халаты и пройти в нашу лабораторию.

Эксперимент №1

«Как поймать и почувствовать воздух»

-Ребята, как вы думаете, что такое воздух и где он обитает?

Абсолютно верно воздух находится вокруг нас, мы им дышим.

Скажите пожалуйста, а можно поймать воздух и посмотреть какой он? (Ответы детей)

-Посмотрите, пожалуйста, на предметы помогаторы на столе. Сможем мы с помощью одного из них поймать воздух? (Рассматривают предметы

Ответы детей)

-Предлагаю взять на столе полиэтиленовый пакет и посмотреть, что в нем?

(Берут пакет, рассматривают

Ответы детей)

"Воздух не виден в комнате. Чтобы его увидеть, его надо поймать".

Детям предлагается посмотреть на комнату. Что вы видите? (Игрушки, столы и т. д.) А ещё в комнате много воздуха, но его не видно, потому что он прозрачный, бесцветный. Чтобы увидеть воздух, его нужно поймать. Воспитатель предлагает посмотреть в полиэтиленовый пакет. Что там? (Он пуст). Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух, завязываем его. Наш пакет полон воздуха и похож на подушку. Теперь развяжем пакет, выпустим из него воздух. Пакет стал опять тоненьким. Почему? (В нём нет воздуха). Опять наберём в пакет воздух и снова его выпустим (2-3 раза).

Вывод: О чём мы сегодня узнали? Воздух прозрачен. Чтобы его увидеть, его надо поймать.

-Да он пустой, сложим его несколько раз. Посмотрите, какой он? Теперь мы его развернем, наберем в пакет воздух и закрутим его. Что произошло с пакетом?

(Складывают пакет. Затем берут пакет, «ловят» воздух. Дают ответы, опираясь на результат.)

-Действительно, пакет «надулся», чем он заполнился? Можно сказать, что мы поймали воздух? (Ответы детей)

-Ребята, как вы думаете, а можно почувствовать воздух? (Ответы детей)

-: Давайте проверим. Я сейчас к Вам и проткну пакет с воздухом острой палочкой, а Вы поднесите отверстие к лицу и расскажите о своих ощущениях при этом слегка надавливая на паке.. Что вы чувствуете?

Что мы узнали из этого эксперимента?

Спрашиваю у нескольких детей.

- Ребята, вы все согласны с этим выводом? Или кто-то думает по-другому? (Ответы детей)

- Верно! Воздух прозрачный, но его можно увидеть, и почувствовать мы поймали воздух и заперли его в пакете, а потом выпустили его – почувствовали «ветерок» на лице.

Люди используют такой «пойманный» воздух для различных целей. Например, для спасательного круга, надувного матраса, для накачивания колес велосипеда или автомобиля.

Картинка с изображением спасательного круга, матраса, шин, воздушных шаров) (Наблюдают, слушают педагога., обобщают увиденное.)

-- сегодня мне пришло письмо.

Показываю конверт, на котором написано SOS

- ребята как Вы думаете, что означает эта надпись?

- да, Вы абсолютно правы. Эта надпись означает, что кому-то нужна помощь.

Открываем конверт и зачитываем послание.

(дорогие ребята. К Вам за помощью обращаются король и жители воздушного королевства. Злой волшебник закупорил нас в колбы, и мы не можем с них выбраться. Просим Вас о помощи)

Эксперимент 2.

Раздаём детям плёнку пупырку.

- ребята в ячейках закованы воздушные жители, Ваша задача надавить на полиэтиленовый пузырёк, лопнуть его и из него выйдет воздух. Таким образом все жители воздушного королевства окажутся на свободе.

Дети лопают. затем педагог у некоторых детей проверяет, все ли пузырьки лопнули и просит свернуть плёнку «Крапивкой» (одна рука вперёд крутит, другая назад)

Снова проверяем все ли пузырьки лопнули.

А теперь положите плёнку на пол и попрыгайте на ней.

Молодцы! Вы освободили всех воздушных жителей.

Эксперимент 3.

- ребята так как злой волшебник ещё и разрушил воздушный замок, Вам предстоит его восстановить и запустить в воздух.

Дети делятся на команды. каждой команде на стол ставятся стаканчики, и дети строят из них замок.

- вижу, что строительство подходит к завершению и мы готовы запустить замки в воздух.

У меня в руках воздушная пушка. (показываю, как с ней работать)

Подхожу по очереди к каждому ребёнку и помогаю сделать запуск.

Экспериментальная деятельность в старшей группе по теме «Воздух и его свойства. Знакомство детей с воздухом»

Вывод ; поток воздуха может сдвинуть предметы.

Игра: башня

- молодцы! А сейчас внимание! объявляю соревнования! Ваша задача за одну минуту (ставлю песочные часы) соорудить из стаканчиков башню (работают команды)

Затем все башни соединяем в одну и на счет 5,4,3,2,1 запускаем все стаканчики по воздуху. (для этого педагог круговыми движениями расшатывает башню и запускает стаканчики по воздуху)

Дети снова строят башню. (можно повторить 2-3 раза)

Беседа :«Как мы дышим»

- ребята у нас в теле есть такой орган, который называется лёгкие. С помощью лёгких мы с вами дышим. Положите ладошку на грудь и попробуйте сделать вдох и выдох. Чувствуете, как ладошка на груди двигается? Как Вы думаете, что мы вдыхаем?

Абсолютно правы, воздух, но не просто воздух, а кислород, который в нём находится. А выдыхаем мы с Вами углекислый газ.

Как Вы думаете почему, когда мы идем в лес нам дышится легче? Правильно, потому, что в лесу очень много деревьев. Деревья вдыхают углекислый газ, который мы выдыхаем, а нам дают кислород. В лесу в воздухе большое количество кислорода и нам легче дышится.

Как вы думаете надо беречь деревья?

Да Вы правы, если мы уничтожим все деревья, нам будет тяжело дышать.

Эксперимент 4

Ищем воздух.

Ребята у меня на столе стоит тазик с водой, пустой стакан, салфетка бумажная и пипетки. Как Вы думаете для чего нам понадобятся эти предметы?

Да, верно. нам эти предметы понадобятся чтобы исследовать воздух.

Фото «Воздух и его свойства. Знакомство детей с воздухом»

Воздух не видим и прозрачен.

Детям предлагаем опустить стакан в тазик с водой, сначала прямо горлышком вниз, а после погружения наклонить его. Что появляется в воде? (Видны пузырьки воздуха). Откуда они взялись? Воздух выходит из стакана, и его место занимает вода.

Теперь, чтобы удостоверится в правильности нашего вывода. мы возьмём стакан, на дно стакана прикрепим смятую в комочек салфетку (на двухсторонний скотч крепим).

1) Опускаем стакан ровно и затем понимаем вверх из воды, салфетка осталась сухая, воздух в стакане не дал воде до неё достать.

2) Опускаем стакан с салфеткой ровно, затем слегка наклоняем его, воздух сквозь воду вырывается наружу, поднимаем стакан и видим, что салфетка намокла.

3) Наполняем пипетку воздухом и опускаем в воду. Нажимаем на пипетку. На поверхность воды выходят воздушные пузырьки.

Вывод: Воздух прозрачный, невидимый. Воздухом можно сделать воздушный барьер.

Эксперимент 5 Буря в стакане.

Детям предлагается опустить в стакан с водой соломинку и дуть в неё. Что получается? (Получается буря в стакане воды).

Вывод: воздух легче воды, воздух летучий.

В нашей жизни такой способ используют в аквариумах, чтобы рыбам в воде поступали воздушные пузырьки. Да, рыбам тоже необходим воздух.

Заключительная часть. Изготовление воздушной игрушки.

Ребята приглашаю Вас вновь присесть за столы.

У Вас на столе лежат наборы, состоящие из втулки от туалетной бумаги, кусочка шарика и конфетти (Мелко порезанная разноцветная бумага.)

Сегодня мы с Вами изготовим воздушную пушку, которая запускает салют.

Дети раскрашивают фломастерами втулку. Надевает на неё воздушный шарик. засыпают во внутрь конфетти. втулку держим в левой руке, правой рукой оттягиваем хвостик шарика и отпускаем его. Конфетти вылетает.

(вместо этой поделки можно подарить детям по воздушному надутому шарику или педагог может смастерить для детей из шариков «сосиска» фигурку)

Мы сегодня провели много опытов, какой из них вам понравился больше всего? Почему? Какой из них вам показался наиболее трудным? (Ответы детей)

Нам пора покинуть нашу лабораторию. Сейчас аккуратно снимем фартуки и повесим их на стульчики.

Игра.

Ребята я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Волшебный шарик». Встанем в круг и будем передавать шарик друг другу и рассказывать все, что узнали сегодня о свойствах воздуха.

Сегодня вы все были внимательными и активными, старательными.

До новых встреч в нашей экспериментальной лаборатории "Хочу всё знать".

Публикации по теме:

Экспериментальная деятельность детей «Свойства бумаги»Экспериментальная деятельность детей «Свойства бумаги» Опыт 1 «Прозрачность бумаги». Цели: - вызывать у детей интерес к окружающему: желание экспериментировать и узнавать новое; - выяснить.

Опытно-экспериментальная деятельность «Живая змейка» по теме «Свойства воздуха» в младшей группеОпытно-экспериментальная деятельность «Живая змейка» по теме «Свойства воздуха» в младшей группе Воспитатель: Ребята, как вы думаете, как образуется ветер. (Ответы, предположения детей) Уточнение правил безопасности Во время занятия:.

Опытно-экспериментальная деятельность детей во второй младшей группе. Знакомство с пипеткойОпытно-экспериментальная деятельность детей во второй младшей группе. Знакомство с пипеткой Наши дети растут, окружающий мир становится все понятней и интересней для них, многое из того. что не получалось раньше, теперь с легкостью.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экспериментальная деятельность в старшей группе по теме «Воздух и его свойства. Знакомство детей с воздухом»
Опубликовано: 28 апреля 2024 в 22:42
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
17 мая. День ложкаря. Передвижка «История русской ложки»

17 мая — народный праздник всех ложкарей и баклушников. Так издавна называли на Руси мастеров, которые изготавливали из древесины заготовки — баклуши, чтобы затем искусно вырезать из них деревянные...

16 мая. День динозавров. Передвижка «Динозавры»

Динозавры – загадочные животные, некогда населявшие нашу планету. Откройте детям их тайну – расскажите об этих исчезнувших обитателях Земли!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД