Получи документы

Конспект по экспериментальной деятельности НОД «Свет мой, зеркальце, скажи…»

Надежда Иоселева
Конспект по экспериментальной деятельности НОД «Свет мой, зеркальце, скажи…»

Экспериментальная деятельность НОД " Свет мой, зеркальце, скажи…"

учителя - дефектолога муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №69» Энгельсского муниципального района Саратовской области Иоселевой Надежды Васильевны

Возрастная группа: для детей с нарушениями зрения подготовительной к школе группы.

Образовательная область: «Познавательное развитие».

Программное содержание.

Образовательные задачи.

• Дать детям понятие о зеркальности пространства.

Публикация «Конспект по экспериментальной деятельности НОД „Свет мой, зеркальце, скажи…“» размещена в разделах

• Закреплять и обобщить знания детей о разнообразных зеркалах, их свойствах, назначении, правила пользования зеркалом.

• Активизировать в речи детей сложноподчиненные предложения.

Коррекционные задачи.

• Дать представления детям об относительности пространственных отношений в процессе сравнения реальных пространственных отношений с их отображениями в зеркале: при повороте на 90, 180 градусов.

• Развивать пространственную ориентировку, зрительное внимание, мышление.

• Активизировать у детей зрительные функции прослеживания, фиксации взора.

Воспитательные задачи. Воспитывать наблюдательность, любознательность.

Материалы и пособия.

Демонстрационный материал: большое зеркало, зеркальце, цифровая карточка «25», карточка со словом «ДЫМ»; магнитофон, аудиозапись музыки RELAX.

Раздаточный материал: маленькое зеркальце, металлическая пластина, баночка с водой каждому ребенку.

Ход занятия

I. Заинтересовывающий момент.

Учитель-дефектолог предлагает детям отгадать загадку:

«Мудрец в нем видел мудреца,

Глупец - глупца, баран - барана,

Овцу в нем видела овца,

И обезьяну - обезьяна». (Зеркало.)

- Как вы думаете, о чём мы будем сегодня беседовать? (Ответы детей.)

II. Основная часть.

1. Рассказ учителя об истории зеркала.

– Дети, назовите предметы, которые вас окружают.

- А как вы думаете, ребята, откуда все эти предметы появились у людей? (Ответы детей: «Их сделали люди».)

- Но ведь сначала нужно было придумать эти предметы? Вот представьте себе, что много-много лет назад человек еще жил в лесу и у него не было зеркала. Как вы думаете, где и как он мог увидеть самого себя? (Предположения детей.)

- Как-то наклонился человек над водой, чтобы рыбу поймать или воды набрать, и увидел в воде свое отражение. Как вы думаете, сразу он догадался, что это он сам отражается в воде? Придумайте, как это могло быть? (Предположения детей.)

- Сначала человек испугался, он подумал, что в воде кто-то сидит. Позвал своих товарищей, стали они все в воду глядеть и догадались, что это их отражение в воде: ведь каждый в воде видел не только себя, но и других. И с тех пор часто человек смотрелся в воду. Но ведь это не очень удобно каждый раз бегать к реке, чтобы увидеть свое отражение. И стал человек искать вокруг себя предметы, в которые можно было бы посмотреться. Однажды чистил человек металл и так хорошо его очистил, что увидел в нем свое отражение. И тогда стали люди очищать металл и появились первые зеркала. К ним приделывали ручки, украшали рисунками. Но эти зеркала искажали изображение. Если вы посмотритесь в блестящую стальную ложку, вы увидите свое отражение искаженным. И, кроме того, металлические зеркала быстро темнели на воздухе. И люди догадались спрятать металлическую пластинку под стекло. Получилось стеклянное зеркало, которое долго не темнело. А делали это зеркало так. На кусок стекла наносили жидкий металл, металл застывал, и зеркало было готово. Особенно хорошие зеркала получались, когда на стекло наносили жидкое серебро. Вроде бы очень просто. Но люди долго не могли до этого додуматься. Первыми научились делать зеркала в Италии, в городе с красивым названием - Венеция. Венецианцы долго хранили секрет изготовления зеркал. Смертная казнь грозила всякому, кто посмел бы открыть секрет изготовления зеркала иностранцам. Мастеров, которые делали зеркала, даже поселили на острове и туда никого не пускали. И никто из тех, кто там работал, не мог ездить в другие страны. Венецианские зеркала стоили огромных денег, и другие страны очень хотели узнать секрет их изготовления. Но вот однажды французский посол в Венеции получил приказ от своего короля уговорить мастеров - зеркальщиков бежать во Францию. С большими трудностями, заплатив огромные деньги, французский посол выполнил этот приказ короля. Венецианским мастерам, которые убежали с острова во Францию, заплатили большие деньги, поселили в богатые дома и выполняли все их желания. Мастера делали зеркала для королевского двора, для богатых. Так секрет узнали и другие народы. Но до сих пор самыми лучшими являются венецианские зеркала. Вот, оказывается, какой длинный путь проделывали самые обыкновенные предметы, прежде чем стали доступными для всех.

- Посмотрите в зеркало. Что вы увидели? Из чего сделано зеркало? (Из стекла.)

- Потрогайте его поверхность. Какая она? (Гладкая, блестящая)

- Для чего мы используем зеркало? (Ответы детей.)

- Чего с ним делать нельзя? (Ответы детей.)

2. Подвижная игра «Зеркало».

Дети становятся в круг. Один ребенок становится в центр круга. Все остальные произносят:

«Ровным кругом, друг за другом,

Эй, ребята, не зевать!

Что нам Вовочка (Анечка, Валечка и т. д.) покажет,

Будем дружно выполнять».

Ребенок в центре круга показывает разнообразные движения, остальные дети повторяют их. Игровое правило. Стараться выполнять движение точно так, как показал водящий.

3. Учитель-дефектолог читает стихотворение:

«Рыхлый снег темнее в марте,

Тают льдинки на окне.

Зайчик бегает по парте

И по карте на стене».

- Поиграем с зеркалом?

4. Эксперимент «Солнечные зайчики».

Дети ловят зеркалом луч солнца и направляют его отражение в любую сторону. Что происходит? (Зеркало будет отражать солнечные лучи; меняя его наклон можно «играть».)

5. Эксперимент «Зайчики прыгают».

Дети берут баночку с водой, ловят солнечные лучи. (Вода их отражает.) Если слегка пошевелить рукой – поверхность воды приходит в движение, «Зайчики» начинают прыгать.

6. Эксперимент с пластиной.

Дети берут пластину из нержавеющей стали и повторяют эксперимент. Что произойдёт? (Пластина имеет блестящую поверхность, которая хорошо отражает солнечные лучи).

- Когда появился солнечный зайчик? (При свете, от предметов, отражающих свет).

- Когда солнечный зайчик ярче?

Вывод. Зеркало и другие блестящие предметы отражают свет и солнечные лучи. Предметы отражаются на гладкой, ровной, блестящей поверхности. Чем светлее в помещении, тем лучше, чётче отражение.

7. Зрительная гимнастика «Солнечный зайчик».

Учитель-дефектолог с помощью маленького зеркала пускает солнечного зайчика и произносит стихотворение:

«Солнечные зайчики играют на стене,

Поманю их пальчиком, пусть бегут ко мне.

Ну, лови, лови скорей.

Вот он, светленький кружок,

Вот, вот, вот - левей, левей!

Убежал на потолок».

Дети взглядом находят и следят за «зайчиком».

8. Эксперимент с зеркалом «Цифры».

Вопрос педагога: «Какую цифру вы, дети, видите? (25). Давайте мы будем волшебниками и зададим зеркалу тот же вопрос: «Что отражаешь, зеркало, ты? (52). Почему?

9. Эксперимент с зеркалом «Буквы».

Учитель-дефектолог просит: «Прочитайте слово (ДЫМ). Зададим зеркалу вопрос: «Что отражаешь, зеркало, ты? (МЫД). Почему?

10. Эксперимент с зеркалом «Я и зеркало».

- Рассмотрите своё отражение в зеркале. Полное сходство.

- А если повернуться на 90, 180 градусов? (Ответы детей)

11. Проблемная ситуация «Найди предметы».

- Найдите предметы, которые отражают свет. (Дети могут передвигаться в поиске по помещению).

- Как вы думаете, почему они отражают свет? (Ответы детей.)

- Когда отражение ярче: при естественном освещении или при искусственном?

12. Релаксация «Солнечный зайчик».

(Включается музыка RELAX.) Дети лежат на ковре.

- Солнечный зайчик заглянул тебе в глаза. Закрой их. Он пробежал дальше по лицу. Нежно погладил лоб, нос, рот, щеку, подбородок, голову, шею, руки, ноги… Он забрался на животик. Солнечный зайчик любит и ласкает тебя.

(Дети лежат несколько минут спокойно и слушают музыку.)

– На счёт «три» откройте глаза. Раз – носиком вдох, ртом выдох, два – вдох – выдох, три – открываем глаза! Встаём!

13. Поисковая ситуация «Придумай новое зеркало».

- Давайте с вами пофантазируем и придумаем, какие могут быть зеркала. (Учитель – дефектолог выслушивает предложения детей.)

- Например, посмотришь в это зеркало в новом наряде, и оно тебе подскажет, идет тебе этот наряд или нет.

- Когда вы вырастете, может кто-нибудь из вас придумает свое необыкновенное зеркало.

III. Подведение итогов.

Дидактическая игра " Свет мой, зеркальце, скажи…"

Дети вместе с педагогом стоят в кругу. Учитель – дефектолог передает зеркальце первому ребенку и предлагает продолжить предложение " Свет мой, зеркальце, скажи…". Например, ребенок отвечает: «Я умею отражать свет и т. д.» Игра продолжается, пока дети не назовут свойства зеркала.

Учитель – дефектолог: О чём мы беседовали? Что нового вы узнали? О чем бы вы еще хотели бы узнать? (Ответы детей.)

Учитель - дефектолог обобщает ответы детей, хвалит их за активность на занятии, любознательность.

Литература.

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IY вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду. Под редакцией Л. И. Плаксиной. - М. : Издательство «Экзамен», 2003. – 256 с.

Публикации по теме:

Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «Свойства снега» Цель: Ознакомление детей со свойством предметов через экспериментальную деятельность. Задачи: 1. Познакомить детей со способами изготовления.

Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Воздух-невидимка» «Воздух-невидимка» Цель: Систематизировать знания детей о свойствах воздуха через организацию совместной деятельности. Программные задачи:.

Конспект НОД по экспериментальной деятельности «Как увидеть воздух» Цель: познакомить детей с понятием "воздух", его свойствами и ролью в жизни человека и других живых организмов, закрепить имеющиеся знания.

Конспект НОД по экспериментальной деятельности на тему «Вода и ее свойства» Интеграция образовательных областей: 1. Познание 2. Коммуникация 3. Социализация 4. Физическая культура Коммуникация: 1. развивать умственные.

Конспект НОД по экспериментальной деятельности в средней группе «Волшебные губки» Конспект ННОД по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Волшебные губки» ЗАДАЧИ: Образовательные: Формировать познавательный.

Конспект НОД по экспериментальной деятельности в старшей группе «Удивительные камни» Цель: Познакомить детей со свойствами камней, продолжать знакомство с тем, как человек использует камни; Образовательные задачи: -обобщить.

Конспект НОД по экспериментальной деятельности в старшей группе «Эта загадочная вода» Конспект НОД по экспериментальной деятельности в старшей группе "Эта загадочная вода" Задачи: Познакомить детей с образованием облаков,.

Конспект НОД в старшей группе «Воздухоискатели» по опытно-экспериментальной деятельностиКонспект НОД в старшей группе «Воздухоискатели» по опытно-экспериментальной деятельности Конспект НОД в старшей группе «Б» «Солнышко» по опытно – экспериментальной деятельности Тема: «Воздухоискатели». Подготовила: Баклушина.

Конспект проведения занятия по ИЗО в старшей группе «Свет мой, зеркальце, скажи» Рисование «Свет мой, зеркальце скажи» Программное содержание: 1. Познакомить с жанром портрета; 2. Формировать умение рисовать портрет:.

Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности «Живая и неживая природа» Занятие 1. Живая и неживая природа. Образовательная область: социализация, познание, коммуникация, художественная литература. Цель и задачи.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект по экспериментальной деятельности НОД «Свет мой, зеркальце, скажи…»
Опубликовано: 24 июля 2018 в 09:49
+33Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
25 мая. День филолога. Передвижка «Учимся пересказывать»

Ребенок любит слушать, когда ему читают, а пересказать любимую сказку или рассказ не может. Как научить его пересказу, ведь умение пересказывать необходимо и в обычной жизни, и в школьном обучении.

24 мая. День славянской письменности и культуры. Передвижка «Славянская письменность»

Ежегодно 24 мая славяне отмечают праздник — День славянской письменностии культуры. В этот день вспоминаются заслуги братьев Кирилла и Мефодия – создателей славянской азбуки, просветителей славянского...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД