МААМ-картинки

Экологическое занятие для детей старшего дошкольного возраста «Экологическая пирамида нашего леса» (2 фото)

Кузнецова Наталья Юрьевна
Экологическое занятие для детей старшего дошкольного возраста «Экологическая пирамида нашего леса»

Форма проведения: Игровая- познавательная

Методы и приемы: Словесные, наглядные, практические, поисковые, демонстрация моделей.

Цель: Формировать представление детей о взаимосвязи обитателей леса—растений, животных, насекомых, их пищевой зависимости друг от друга. Познакомить детей с экологической пирамидой – цепочкой. Научить составлять пищевые цепочки. Способствовать воспитанию интереса к миру природы.

Публикация «Экологическое занятие для детей старшего дошкольного возраста „Экологическая пирамида нашего леса“» размещена в разделах

Задачи: Закреплять знания о разных видах животных, насекомых, деревьях. Воспитывать любовь к природе, желание беречь ее, умение логически мыслить, правильно делать выводы. Совершенствовать экологические знания.

Предварительная работа: Беседа «Животные нашего леса»; чтение В. Танасийчука «Экология в картинках. Цепочки в лесу.», «Невидимые весы».

Материал: модель «экологических пирамид; картинки растений (сосна, ель, дуб, рябина, береза, кустарники, растения, грибы и т. д., картинки животных, птиц, насекомых; игрушечная пирамид; дидактический материал «Береги живое».

Ход занятия.

Воспитатель: ребята, посмотрите какая интересная картина появилась у нас в группе «Дикие звери в лесу».

- Назовите животных, изображенных на картине.

- Почему этих животных называют дикими (живут в лесу, сами добывают пищу, строят жилье).

Воспитатель: Молодцы, все правильно сказали. Но эта картина не так просто появилась у нас в группе. В этом лесу случилась беда, все животные перепутали свое лесное назначение.

-Волки и лисы перестали охотиться на зайцев, стали есть одну траву, листья на деревьях, орехи, грибы. А эти животные крупные им много еды надо; деревья гибнут без листьев, насекомые гибнут без травы и цветов.

- Правильно ли это? Так должно быть в природе? (-Нет! Волки и лисы-хищники, охотятся на других животных).

Воспитатель: Белки и зайцы стали охотятся на мышей и птиц.

В лесу исчезли все птицы, а насекомые торжествуют и поедают последние травинки и листочки.

- Правильно ли это? Должны белки и зайцы охотиться на животных? (-Нет! Они травоядные, питаются растениями, ягодами, орехами, грибами.)

Воспитатель: В лесу настоящая экологическая катастрофа, нарушилась экологическая пирамида в жизни животных, растений, насекомых.

- Ребята, в природе между численностью животных, птицами, насекомыми и растениями существует подвижное равновесие.

Например: все хищники, а они вон каких крупных размеров (показать картинку – волка, лисы, еды им много надо, они охотятся на других животных, это их питание.

- Как вы думаете, в таком случае кого должно быть больше в лесу хищников или тех животных, которые они поедают? (-Травоядных должно быть больше чем хищников, т. к. хищникам необходимо много питаться, чтобы быть сытыми.)

Воспитатель: Такое соотношение численности животных называют- «Экологической пирамидой».

Давайте с вами сложим простую пирамиду из 3 полосок. (длинная –нижняя; средняя- короче и верхняя самая короткая)

А теперь соотнесем ее с природной пирамидой.

Воспитатель: Зайчик очень любит траву. Сколько травинок съедает зайчик — одну или много? (Много). Для того чтобы зайчики наелись, растений должно быть больше, чем зайчиков. Какие картинки поставим на нижнюю длинную полоску? (трава, кустарники, деревья, грибы ягоды). – На среднюю полоску кого мы поселим? (зайцев, они питаются растениями) Воспитатель: Правильно! Полоска с растениями у нас длиннее, чем полоска с зайцами, и зайцев меньше, чем растений в лесу. Ну, а зайцев не прочь отведать на обед волк. Волк большой, сильный. Чтобы быть таким, ему нужно съесть много зайцев. Поэтому в лесу должно быть больше зайцев, чем волков, чтобы всем хватило. Вот и получается пирамида: один волк может съесть много зайцев, а один заяц — много травы. Подводим итог: чтобы всем хватило еды, растений должно быть больше, чем зайцев, а зайцев — больше, чем волков.

Воспитатель: - Ну а теперь, мы как настоящие экологи готовы спасти лес; расставим животных по своим природным местам, создадим пищевую цепочку для них, и расскажем чем и кем они должны питаться.

- Вы готовы отправиться в путешествие? Дорогу нам пока волшебный клубочек. (Педагог бросает клубочек к 1 мольберту, дети по ниточке подходят к нему.)

Воспитатель: Животные заколдованы, нам их надо расколдовать

Игра «РАСКОЛДУЙ ЖИВОТНОГО»

Предложены карточки, разрезанных на части. Необходимо собрать животных: олень, еж, тигр, белка, заяц, лиса, волк).

Воспитатель: Животные расколдованы. Клубочек нас куда-то завет, давайте отправимся за ним (воспитатель катит клубок ко второму мольберту). Нам, ребята, надо распределить животных на хищников и травоядных, чтобы они знали к какому виду они относятся.

Игра «Хищники-травоядные»

На доске картинки: кость-трава. Дети по очереди подходят, прикрепляют животных, объясняя свои действия (волк, лиса, тигр, сова, еж -хищник, охотятся на животных; заяц, лоси, олени, белка- травоядные, питаются растительной пищей).

А сейчас мы с вами немного отдохнем и поиграем в игру «Лесные звери» (физминутка)

Раз, два, три, четыре, пять -

Как животных нам назвать? (Шагать на месте)

С людьми они не знаются,

В лесу живут, скрываются. (Хлопать в ладоши)

По картинкам всяк их знает: (Сложить ладони в виде книжки)

Волк, лиса, медведь и заяц. (Загибать пальцы, считая)

Дом их - заросли густые. (Показать руками над головой крышу)

Звери дикие, лесные. (Поднять руки, растопырив пальцы)

Воспитатель: Посмотрите, куда нас клубочек привел! (прокатить клубок к доске с наглядными картинками животных и растений) Здесь собрались наши животные леса, которые ждут нашей помощи!

Давайте покажем и расскажем нашим зверям чем они должны питаться в природе.

Игра с кубиками «ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БАШНЯ «ЛЕС»

Три разных по величине кубика, на каждой грани которых — картинки (гриб — белка — куница; ягоды — еж — лиса; лиса--заяц--трава; тигр—кабан—желуди; колоски—мышь——лиса).

Ход игры: на первом этапе дети играют совместно с воспитателем, начинают игру с любого кубика.

Воспитатель: «Это гриб, где он растет?» (В лесу.) «Кто из зверей питается в лесу грибами?» (Белка.) «Есть ли у нее враги?» (Куница.) Далее ребенку предлагается составить пищевую цепь из названных объектов и объяснить свой выбор. Показать, что если убрать один из компонентов пищевой цепи (например, гриб, то вся цепочка распадается.

Экологическое занятие для детей старшего дошкольного возраста «Экологическая пирамида нашего леса»
Фото «Экологическая пирамида нашего леса»

Молодцы, все справились с заданием, теперь животные усвоили свое лесное назначение и благодарят вас за помощь.

-Ребята, как вы думаете, можно ли включить в «экологические пирамиды» человека? (дети выдвигают свои версии)

-Человек — самый сильный, он может попасть в любую часть «цепочки». Но человек не только самый сильный, но и самый умный. Он никогда не будет просто так нарушать жизнь растений и животных.

-Как может человек использовать растения леса? (ягоды, грибы, дрова, лекарственные растения, мед и т. д.)

-А что будем делать, чтобы не навредить растениям? Не руби деревья, не ломай ветки, не повреждай кору, не вырывай ягодные кустики с корнем, не сбивай ногами ядовитые грибы, не жги костры, не оставляй мусор в лесу.

Итог: Ребята, вы правильно выполнили все задания и спасли лесных жителей от экологической беды. Вы настоящие Юные экологи и всегда будете стоять на страже родной природы!

Публикации по теме:

Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста Методическая разработка на тему: «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с лекарственными.

Дидактические игры «Животные нашего леса» для младшего дошкольного возраста Дидактическая игра. Тема «Кто, где живет?» Возраст: младший дошкольный Образовательная область Познавательное развитие Цель:- продолжаем.

Фольклорно-экологическое занятия с детьми старшего возраста «Насекомые нашего края»Фольклорно-экологическое занятия с детьми старшего возраста «Насекомые нашего края» Фольклорно-экологическое занятия с детьми старшего возраста. "Насекомые нашего края " Цель: Развивать представление многообразии и насекомых.

Презентация–анализ «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста» Презентация –анализ на тему: «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста».Главная цель экологического воспитания – формирование.

Сценарий экологического праздника для детей старшего дошкольного возраста «Маленькие сказки большого леса» Сценарий экологического праздника для детей старшего дошкольного возраста «Маленькие сказки большого леса» Приветственное слово ведущего.

Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста Печаталась в сборнике Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, где представлены материалы научных исследований.

Экологическая олимпиада для детей старшего дошкольного возраста Олимпиада для дошкольников старших и подготовительных групп детского сада по экологии Методические рекомендации по разработке.

Экологическая викторина «В мире комнатных растений» для детей старшего дошкольного возраста Экологическая викторина «В мире комнатных растений» для детей старшего дошкольного возраста. Цели: • обобщить представления детей о комнатных.

Опыт работы «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста» Экологическое воспитание в дошкольном возрасте только начинается, крупицы экологических знаний, полученные в детстве, помогут ребёнку ориентироваться.

Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста На современном этапе развития общества выделяется глобальная проблема экологического воспитания. Человек - единственный биологический вид.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экологическое занятие для детей старшего дошкольного возраста «Экологическая пирамида нашего леса»
Опубликовано: 3 мая 2019 в 04:13
+32Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
25 мая. День филолога. Передвижка «Учимся пересказывать»

Ребенок любит слушать, когда ему читают, а пересказать любимую сказку или рассказ не может. Как научить его пересказу, ведь умение пересказывать необходимо и в обычной жизни, и в школьном обучении.

24 мая. День славянской письменности и культуры. Передвижка «Славянская письменность»

Ежегодно 24 мая славяне отмечают праздник — День славянской письменностии культуры. В этот день вспоминаются заслуги братьев Кирилла и Мефодия – создателей славянской азбуки, просветителей славянского...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД