Лучший педагог года

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в работе музыкального руководителя

Татьяна Бем
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в работе музыкального руководителя

Слайд 1

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в работе музыкального руководителя

Подготовила

музыкальный руководитель

МДОУ ДС: «Колосок»

Бем Татьяна Валентиновна

Слайд 2

Публикация «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в работе музыкального руководителя» размещена в разделах

В современном мире тема экологического воспитания детей является наиболее актуальной. Экологическое отношение к миру формируется и развивается на протяжении всей жизни человека. Умение жить в согласии с природой, с окружающей средой следует начинать воспитывать как можно раньше.

Ведь на музыкальных занятиях ребята познают окружающий мир, природу, ее красоту через звуки, музыку. У детей формируется гармонично-развитая личность, раскрываются понятия добра и зла,

формируются нравственные ориентиры, культура через произведения искусства –

живопись, музыку, поэзию.

Дошкольное детство - пора наиболее оптимального приобщения к миру прекрасного. Музыкальная деятельность, в силу её эмоциональности, привлекательна для ребенка. Музыка имеет первостепенное значение в развитии способности и к эмоциональному восприятию окружающего мира. Не случайно тема природы с давних времен привлекала музыкантов. Тема природы по-разному появлялась в поэзии и музыкальных произведениях в разные отрезки времени. Завывание вьюги, шум грозы и дождя, пение птиц, журчание ручейка и шум моря- все эти звуки нам подарила природа. Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент конкретных представлений о природе, формируются основы экологического сознания.

. Какими вырастут наши дети, научаться ли они любить окружающий мир, не разрушать его красоту и первозданность, бережно относиться ко всему живому, зависит от нас.

Слайд 3

Мероприятия, направленные на формирование экологической компетентности дошкольников : музыкальные занятия; праздники, развлечения, досуги; театрализация; просвещение родителей.

При выборе материала (как музыкального, так и экологического) я прежде всего исхожу из привлекательности этого материала для ребенка и только потом перехожу к его значимости, так как иначе привлечь внимание дошкольников практически невозможно. Весь материал должен быть доступен детскому пониманию и усложняться постепенно.

Тема экологии прослеживается во всех видах музыкальной деятельности. Выполняя музыкально-ритмические движения малыши представляют себя птичкой, зайчиком, мишкой, кошечкой. Слушая народную музыку и классическое наследие ребенок расширяет свои представления о чувствах человека, проявляющихся в реальной жизни. Дети младшего дошкольного возраста с удовольствием слушают потешки, песенки прибаутки, считалочки, подражают в песенках крику животных и птиц. В песнях, хороводах и сюжетных танцах всегда присутствует образ животного или какого-либо природного явления (р. н. п. «Петушок», «Мишка- мишенька», «По тропинке в лес пойдем», «Пляска с листочками» А. Филиппенко, «Дождик» Н. Любарского, «Огородная-хороводная» и др.)

Игра на детских музыкально-шумовых инструментах. Начиная c начала учебного года, музыкальный репертуар всех возрастных групп составляю из музыкальных произведений об осенней зимней, весенней и летней природе,

игры о животных, птицах, использую тематические танцевальные композиции, инсценировки, например: «Скворушка прощается» муз. Попатенко, «Дождик» муз. Парцхаладзе, «Журавушка» муз. Зарицкой, «Урожайная» муз. Филиппенко, «У калинушки» - хоровод Михайленко, «По грибы» муз. Селезневой, «Расскажите, белочки» муз. Вихаревой, танцы с осенними ветками, зонтами и многие другие произведения, которые способствуют формированию экологического воспитания детей.

Перед разучиванием нового музыкального материала необходимо проводить вводную беседу о приметах времени года, о бережном отношении к животным, птицам, насекомым. Дети начинают понимать, что все животные – хорошие, добрые, что они живые и их нельзя обижать. У детей возникает желание защищать животных и птиц, помогать им

Слайд 4

Осуществляя на музыкальных занятиях

экологическое воспитание,

мы решаем следующие задачи:

Эстетические

Гуманно- нравственные

Патриотические

Интернациональные

Музыка раскрывает перед детьми яркие образы, затрагивает детские души, оказывает большое влияние на эстетические, нравственные, патриатические чувства, интерес и чувства дружбы и взаимного уважения к народам других стран" и эмоциональные чувства. Чем раньше мы станем вводить ребенка в мир музыки, тем успешнее будут решаться задачи экологического воспитания. Воспитание посредством музыки – это воспитание на чувственном уровне, это возможность достучаться до души и сердца каждого, пока еще маленького человека, который однажды вырастет и в его руках окажется огромная ответственность перед будущим поколением. Чем больше мы будем доносить до наших детей мысль : «Человек – часть Природы», тем дольше сохраниться жизнь на Земле! В музыкальных произведениях заложен огромный воспитательный потенциал. Музыка учит любить, ценить, сострадать. И поэтому экологическое воспитание дошкольников посредством музыки – это более успешное и продуктивное воспитание.

Слайд 5

Используемые методы и приемы:

наглядные (наблюдения, демонстрация, рассматривание, показ)

словесные (беседа, рассказ, чтение х/л, объяснение, вопрос и т. д.)

наглядные (наблюдения, демонстрация, рассматривание, показ)

словесные (беседа, рассказ, чтение х/л, объяснение, вопрос и т. д.)

Музыка занимает значительное место в методике экологического воспитания.

Формы и методы работы с детьми по формированию у детей экологического сознания разнообразны, однако они будут намного эффективнее, если будут подкреплены яркими, положительными чувствами, которые вносит музыка. Работа нашего детского сада показала это на практике. Над этой педагогической проблемой работа продолжается. В перспективе в целях экологического воспитания планируется более широкое использование русского народного творчества, многовековой опыт познания народом окружающей природы, способов гармоничной жизни в согласии с ней.

Слайд 6-7 фото из опыта работы

«Театр –это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей …»

Слайд 8

Интегрированные занятия:

нтегрированные занятия не только обогащают знания детей об окружающем мире, но и способствуют развитию творческого мышления, формируют яркие положительные эмоции у детей в процессе их творческого взаимодействия и деятельного общения со взрослыми.

Для закрепления полученных знаний, умений и навыков используются интегрированные тематические занятия.

На занятиях прослеживается именно совокупность предметов и явлений в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками, сочетание материала / поэтического, музыкального, игрового, познавательного/ к одной теме.

Например, подводя итоги наблюдений за природой в весенние месяцы, мы проводим комплексное занятие «Весна». В содержание этого занятия мы включаем все, что дети узнали, выучили, запомнили за последние три месяца: и про капели, про весенние ручейки, прилет птиц, первые подснежники, и про почки на деревьях. Дети поют песни, читают стихи про все это…., слушают музыку, играют в подвижные игры, рисуют и вся их исполнительская деятельность посвящена одному времени года – весне.

Интегрируемые составляющие:

Природа, музыка, изобразительное искусство,

художественная литература, театральное искусство

Художественно-творческая деятельность:

Музыкальная, изобразительная, речевая, игровая, театрализованная.

Принципы: взаимосвязь обучения и развития.

Интеграция разных видов искусства.

Художественно-творческая деятельность.

Взаимосвязь эстетического, интеллектуального и нравственного

воспитания

Слайд 9 - 10 – 11 фото из опыта работы

Слайд 12

Готовясь к праздникам и развлечениям, я придумываю оформление зала, дидактический материал, организацию неожиданных игровых ситуаций, способы активизации и поощрения детей. Важную роль в своей работе я отвожу разучиванию материала к празднику с детьми. Желание детей выступать на празднике, играть главную роль ведет к тому, что у детей возрастает интерес к разучиваемому материалу, а многократность повторения песен, движений, сценок ведет к более полному осмыслению экологических проблем и знаний. Эмоциональная окраска всего происходящего делает эти знания более долговременными.

При составлении сценариев экологических праздников я часто опираюсь на материал русского-народного творчества, т. е. на фольклор. Русский фольклор отражает поэтический образ природы, воспевает красоту лесов, полей, рек. Все это прекрасно окрашивается музыкой

Хочется отметить, что праздник это общение и детей и взрослых, светлое, радостное, очень эмоциональное общение, где все участники.

Слайд 13

Закончить хотелось бы следующими словами:

Душа ребенка как растение: упадет в землю семечко, прольется дождик, пригреет солнышко

и семечко проросло. Всем нужна забота и деревцу, и цветку, и бабочке, и муравью, и человеку.

Забота Природы.

Душа ребенка – это росток.

Чтобы из семечка вырос цветок -

Много потратится сил и тепла,

Нежного слова, улыбок, добра!

Слайд 14

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Опыт работы «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»Опыт работы «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста» Детский сад является важным звеном экологического образования детей, поэтому не случайно перед нами, педагогами, встает задача формирования.

План самообразования по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»План самообразования по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста» Цель:] развитие у дошкольников ответственности и необходимых навыков правильного взаимодействия с природой; осознание ребенком себя как.

Показатели по достижению целей проекта «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»Показатели по достижению целей проекта «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста» Из опыта работы по реализации и достижению целей Проекта, мы отметили, что наши воспитанники проявляют большой интерес к произведениям.

Проект «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»Проект «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста» Морозова Марина Юрьевна Тип Проекта: групповой, познавательно – творческий. Продолжительность Проекта: осень - сентябрь, октябрь, ноябрь;.

Опыт работы «Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста»Опыт работы «Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста» Проблема экологического воспитания и привитие подрастающему поколению экологической культуры с дошкольного возраста возникла, в первую.

Участие родителей в работе по реализации проекта «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»Участие родителей в работе по реализации проекта «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста» Совместно с родителями были проведены мероприятия: - анкета для родителей, определяющая их отношение к эколого – краеведческому воспитанию.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста «Экологическое воспитание дошкольников» Всё хорошее в людях — из детства! Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем:.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности В связи с вступлением в силу приказа Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в работе музыкального руководителя
Опубликовано: 27 ноября 2023 в 12:47
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в работе музыкального руководителя» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Бем на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД