Лучший педагог года

Экологический проект «Березка» для детей среднего дошкольного возраста

Ирина Тимощенко
Экологический проект «Березка» для детей среднего дошкольного возраста

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД № 3 «КРАСНАЯ ШАПОЧКА»

Проект «Берёзка»

Тип проекта – познавательно - исследовательский.

Вид проекта – групповой.

Срок реализации - среднесрочный.

Участники – дети группы «Пчелка», воспитатели, родители.

Авторы проекта – Тимощенко И. В., Лунина Н. С.

г. Белая Калитва

Проект «Березка»

для детей среднего дошкольного возраста

в группе «Пчелка»

Авторы: воспитатели Тимощенко Ирина Владимировна, Лунина Наталья Сергеевна.

МБДОУ ДС № 3 «Красная Шапочка», г. Белая Калитва.

Актуальность проекта:

Публикация «Экологический проект „Березка“ для детей среднего дошкольного возраста» размещена в разделах

Актуальность экологических проблем в настоящее время вызвана необходимостью организации работы по формированию культуры природопользования и экологического сознания в обществе. Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. Если мы научим детей бережно относиться ко всему живому, нас окружающему, то экологических кризисов в будущем будет в разы меньше.

Красавицей русских лесов называют березку. Нет другого дерева в России, которому бы посвещалось столько произведений в литературе, музыке, изобразительном искусстве.. Поэтому и возникла мысль создать проект с детьми средней группы именно о березе. Береза, благодаря особенному белому стволу с черными полосками, выгодно отличается от других деревьев. С нее, наряду с елью и дубом, начинается близкое знакомство детей в детском саду с деревьями. Березы растут на территории детского сада, что позволяет детям наблюдать за деревом в разное время года.

Проблема: недостаточность знаний у дошкольников о березе, о ее эстетическом, хозяйственном, оздоровительном значении в жизни человека.

Постановка проблемы: - Что мы знаем о берёзе?

Цель проекта: воспитание бережного, уважительного отношения к березе со стороны детей.

Задачи проекта:

1. Познакомить детей с березой, ее особенностями через игровую, творческую, познавательную и исследовательскую деятельность.

2. Расширить представления детей об образе берёзы в литературе, музыке, изобразительном искусстве.

3. Обогатить словарный запас детей, развивать диалогическую и монологическую речь, память, мышление, мелкую моторику рук.

4. Воспитывать эмоциональную отзывчивость к природе родного края.

Тип проекта – познавательно - исследовательский.

Вид проекта – групповой.

Срок реализации - среднесрочный.

Участники – дети группы «Пчелка», воспитатели, родители.

Предварительная работа:

- определение объекта изучения;

- постановка цели и разработка содержания учебно – воспитательного процесса в рамках проекта;

- сбор информации, иллюстративного материала, подбор детской художественной литературы для чтения, заучивания наизусть, подбор музыкального материала, игр, составление конспектов для НОД.

Формы проведения проекта: НОД, беседы, наблюдения, исследования; дидактические игры, подвижные, образные, музыкальные игры; чтение художественной литературы, заучивание стихотворений, разгадывание загадок, прослушивание аудиозаписей, рассматривание иллюстраций.

Этапы выполнения проекта:

1 этап – подготовительный. Выявление проблемы, разработка цели и задач, подбор методической, справочной, энциклопедической и художественной литературы по выбранной тематике проекта, привлечение родителей к участию в проекте.

2 этап – основной (творческий). Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта.

Реализация проекта

Виды деятельности:

1). Экскурсия к березе на участке детского сада.

Задачи: познакомить с деревом, ставшим символом России, учить отличать березу от других деревьев, рассказать о том, какую пользу береза приносит людям, воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе.

2). Наблюдение за берёзой весной.

Задачи: познакомить детей с изменениями, происходящими с деревом весной, с явлением сокодвижения. Активизировать в речи понятия, связанные со строением дерева. Развивать познавательный интерес, воспитывать бережное отношение к природе.

3). Игровая ситуация «Полечим зайке лапку»

Задачи: рассказать детям о целебных свойствах березовых листьев.

4). Опытно-экспериментальная деятельность:

- «Сережки и почки березы»

Задачи: дать детям потрогать веточки, сережки, почки березы, с помощью лупы подробнее рассмотреть строение сережек и почек березы.

- «Кора березы - какая она?»

Задачи: обогатить представление детей о коре березы – бересте, рассмотреть ее под лупой, выявить особенности строения коры.

5). Лепка «Сережки у березки».

Задачи: закреплять знания о составляющих частях березы (ветви, сережки, листья); развивать умение отображать увиденное с помощью лепки; развивать чувство композиции; воспитывать эстетический вкус.

6). Аппликация с элементами рисования «Береза весной».

Задачи: закреплять знания о составляющих частях березы (ветви, сережки, листья); развивать умение резать бумагу прямыми движениями по образцу (расчерченным линиям; развивать чувство композиции; воспитывать эстетический вкус.

7). Рисование «Веточка березы»

Задачи: развивать умение зарисовывать объект с натуры, передавая характерные черты, развивать аккуратность, творчество, воспитывать эстетический вкус.

8). Чтение художественной литературы «Почему береза белая?» Светлана Скрябина.

9). Разучивание песни-танца «Ай, да березка, белый ствол» (слова Ж. Агаджановой, музыка Т. Попатенко)

10). Разучивание образной игры по мотивам песни «Березка» (слова Т. Бойко, музыка Когана)

11). Слушание: «Ах ты, берёза» Раухвергера.

Задачи: учить детей внимательно слушать произведение, предложить детям охарактеризовать мелодию, отвечая на вопросы воспитателя.

12). Рассматривание иллюстраций «Берёза в разные времена года» (И. Э. Грабарь «Февральская лазурь», Шишкин А. И. «Березовая роща»)

Задачи: обогащать знания детей о берёзе в разное время года, развивать умение описывать увиденное на картинке.

13). Беседы с детьми на тему: «Что я знаю о берёзе», «Берёза строить и жить помогает».

Задачи: побуждать детей строить короткие тексты-описания, развивать мышление, воображение, память.

14). Дидактические игры «Найди листок берёзы», «Найди пару», «Закончи фразу», "Найди по описанию".

Задачи: закреплять знания о березе, форме листьев березы, развивать речевую активность, быстроту мышления, обогатить словарный запас детей, активизировать прилагательные.

15). Работа с родителями: познакомить родителей с разнообразием различных техник изобразительного искусства, предложить изобразить березку, используя различные техники, материалы, оформление выставки работ родителей.

3 этап – заключительный. В форме презентации обобщить работу над проектом, оформить выставку детских работ.

Предполагаемые результаты:

- Воспитание эмоционального, бережного отношения к березе, как к живому объекту природы; умения видеть красоту дерева;

- обогащение словаря детей;

- развитие любознательности, наблюдательности, интереса к исследовательской деятельности.

Список использованной литературы:

1. Пономарёв Н. А. Берёзы СССР — М. :Гослестехиздат, 1932. — 247 с.

2. Вохринцева С. Окружающий мир «Деревья и листья» - Страна фантазий, 2003.

3. Мини – энциклопедия в картинках «Деревья» - Махаон, 2001.

4. Степанов В. Учебник для малышей «Родная природа» - ООО Фламинго, 2007.

Целевая прогулка «Наблюдение за березой»

Цель: наблюдения за проклюнувшимися почками березы, сережками.

Задачи: - продолжать знакомить с березой, ее особенностями в весеннее время года;

- воспитывать бережное отношение к деревьям.

Ход наблюдения:

Воспитатель загадывает детям загадки, предлагает ответить на вопросы.

Я раскрываю почки, в зеленые листочки

Деревья одеваю, посевы поливаю,

Движения полна, зовут меня (весна)

- О каком времени года говорится в загадке? (ответы детей)

- Перечислите признаки весны. (ответы детей)

- Наш маршрут увлекательного путешествия – к дереву. А к какому, вы догадаетесь, если правильно отгадаете следующую загадку:

Она весну встречает, сережки надевает,

Накинута на спинку зеленая косынка,

А платьице в полоску. Ты узнаешь … (березку)

(Воспитатель с детьми выходят на улицу и направляются к березе)

- Береза – очень нарядное, красивое дерево, ее все очень любят. Как называют березу? (ответы детей)

- Как можно назвать березку ласково? (ответы детей)

- Ей посвящено много песен, стихов, загадок. Давайте посмотрим на почки березки. Какого они цвета? (ответы детей)

- А почему они на конце зеленые? (ответы детей)

- Давайте посмотрим на сережки. Вы знаете, что сережки – это цветы березы? В них находятся семена березы. Где семена упадут на землю, там вырастут новые березки. Об этом даже загадка есть: «Стоит в белой одежке, свесив сережки», что это? (береза).

- Посмотрите, на что похожи сережки? (ответы детей)

- Посмотрите, на этой березе мокрая кора. Это течет березовый сок. Он вкусный и полезный. Его можно пить людям.

(Воспитатель предлагает детям придумать прилагательное для березы – какая она? (ответы детей)

- Молодцы. А теперь ответьте на вопросы. Но отвечайте так – «это я», если согласны, и «это не я», если не согласны:

- Кто природу обожает, весной деревца сажает? (Это я)

- Кто любитель отдыхать и поляну засорять? (Это не я)

- Кто желает помогать, деревца весной сажать? (Это я)

- Кто желает помогать, деревца, кусты ломать? (Это не я)

- Кто в любую непогоду любит матушку – природу? (Это я)

- Молодцы! Интересно было узнать новое о берёзке? (ответы детей)

Целевое наблюдение: «Березы в детском саду»

Цель: поближе познакомить детей с березами.

Задачи: - обратить внимание детей на березы,

- определить их количество на территории детского сада, расположение, примерный возраст,

- сравнить время их цветения с цветением других растений.

Ход:

- Ребята, давайте пройдем по территории детского сада и посмотрим, где у нас растут березы.

- А как вы угадаете, что перед вами береза? (ответы детей)

- Да. Только у березы ствол белый с черными полосками.

(Воспитатель с детьми проходят по территории детского сада в поисках берез)

- И что же мы увидели? Где растут березы? (ответы детей)

- Сколько берез? (ответы детей)

- Какие они – старые или молодые? (ответы детей)

- Как вы это определили? (ответы детей)

- Посмотрите, на березах появились сережки. А листья есть? (ответы детей)

- Сережки – это цветы березы. А какие цветы сейчас цветут? (ответы детей)

- А первыми расцвели подснежники или калужница? (ответы детей)

- Верно. Сначала расцвели подснежники, а потом калужница. Когда расцвела калужница, на березе появились сережки.

- А где сначала расцвели цветы – перед садом или за садом? (ответы детей)

- Теперь, выходя на прогулку, мы будем смотреть, когда же на березе появятся листочки.

Опытно-экспериментальная деятельность

Тема: «Сережки и почки березы»

Цель: обогатить знания детей об особенностях березы.

Задачи: - дать детям потрогать веточки, сережки, почки березы,

- с помощью лупы подробнее рассмотреть строение сережек и почек березы.

Материалы и оборудование: тарелочки с веточками березы, лупы – по количеству детей, влажные салфетки.

Ход:

(Дети сидят за столами, воспитатель ставит на столы тарелочки с веточками березы)

- Посмотрите, перед вами березовые веточки. Что вы видите на них? (ответы детей)

- Верно, почки и сережки. Посмотрите, почки приоткрылись и из них выглядывают маленькие зеленые листочки. Потрогайте их. Что вы чувствуете? (ответы детей)

- Да. Первые листочки липкие, как-будто их помазали клеем.

- Потрогайте сережки. Что вы чувствуете? (ответы детей)

- На что они похожи? (ответы детей)

(Воспитатель вносит лупы и раздает их детям)

- А теперь рассмотрите веточки, почки и сережки через лупу. Так стало лучше видно? (ответы детей)

- Да. В лупе есть увеличительное стекло. Оно увеличивает любой предмет)

-А вы знаете, что листья и сережки нельзя обрывать? (ответы детей)

- Конечно, ведь деревья – живые. Они пьют воду, растут, растят листья и плоды. Если у вас выдернуть волосок, будет больно? Так и дереву станет больно, если вы что-нибудь у него сорвете. А в сережках находятся семена березы. Если сережки оторвете, не вырастут новые березки. Будете обрывать с деревьев листья? (ответы детей)

- Молодцы. Растения нужно беречь.

Конспект НОД

по художественно-эстетическому развитию (лепка)

в средней группе

Тема: «Сережки у березки»

Цель: формировать умение изображать ветку березы с сережками в барельефной лепке.

Задачи:

- закреплять знания о составляющих частях березы (ветви, сережки, листья);

- развивать умение отображать увиденное с помощью лепки;

- развивать чувство композиции;

- воспитывать эстетический вкус.

Материалы и оборудование:

Досточки для пластилина, бумага для фона – на каждого ребенка, тарелочки с кусочками пластилина коричневого и зеленого цвета – одна на двоих, влажные салфетки, веточка березы, образец готовой работы.

Ход:

(Дети собрались на ковре, стали в круг)

- Отгадайте загадку: «Не заботясь о погоде, в сарафане белом ходит. И в один из теплых дней апрель сережки дарит ей» (ответы детей)

- Правильно, береза. Помните, мы рассматривали веточку березы через лупу? На что были похожи сережки? (ответы детей)

- Какого они были цвета? (ответы детей)

- А какого цвета сама веточка? (ответы детей)

- Сегодня мы будем лепить веточку березы с сережками из пластилина. Какого цвета нам понадобится пластилин? (ответы детей)

- Но сначала нам нужно размять наши пальчики, сделать зарядку:

Раз, два, три, четыре, пять - (разжимаем по очереди пальцы)

Вышли пальчики гулять. (пальцы «шагают» по ладони»)

Раз – в ладоши хлопнули, (хлопаем)

Два – закрылись на замок, (сжимаем пальцы в «замке»)

Три – стучали в барабан, («стучим» указательными пальцами)

А четыре – как в баян (перебираем пальцами, как играем на баяне)

Пять – пошли играть. (сжимаем-разжимаем кулачки)

- Присаживайтесь за столы. Перед вами лежат досточки, тарелочки с пластилином зеленого и коричневого цвета, бумага для фона.

- Сначала возьмем коричневый пластилин и скатаем длинную тонкую колбаску. Это наша веточка. Прикрепим ее к листу бумаги. Также из коричневого пластилина скатаем маленькие шарики – это почки. Прикрепим их по бокам веточки. Но почки начали раскрываться. На «почки» прикрепим еще меньшие шарики зеленого цвета.

- Для сережек возьмем зеленый пластилин. Скатаем две небольшие «колбаски» и прикрепим их на конец веточки. На сережках березы есть коричневые крапинки. Возьмем коричневый пластилин и прикрепим на наши сережки маленькие коричневые крапинки. Вот наши веточки березы готовы!

- Давайте встанем и пройдем вокруг столов, посмотрим, у кого какие веточки получились.

(Работы оформляются в выставку)

Конспект НОД

по художественно-эстетическому развитию

(аппликация с элементами рисования)

в средней группе

Тема: «Береза весной»

Цель: формировать умение изображать березу при помощи аппликации.

Задачи:

- закреплять знания о составляющих частях березы (ветви, сережки, листья);

- развивать умение отображать увиденное с помощью аппликации;

- развивать чувство композиции;

- воспитывать эстетический вкус.

Материалы и оборудование:

Листы голубого цвета, прямоугольники белой бумаги с расчерченными линиями, кожницы, салфетки тканевые и бумажные, кисточки, цветные карандаши черного, зеленого и коричневого цвета – на каждого ребенка, подставки для кисточек, баночки с клеем ПВА (одна на двоих, образец готовой работы.

Ход:

(Дети собрались в круг на ковре)

- Ребята, мне старичок-лесовичок прислал письмо – он жалуется, что в его лесу осталось мало берез. Как вы думаете, можем мы ему как-то помочь? (ответы детей)

- А я предлагаю вам изготовить березки своими руками с помощью аппликации. И наши березки отошлем по почте старичку-лесовичку. Он - волшебник, превратит наши березки в настоящие. И будут у него в лесу новые березки. Вот он обрадуется! Согласны? (ответы детей)

- Подготовим наши ручки к работе:

Сидит белка на тележке, (кулачки сжаты)

Продаёт она орешки: (разгибаем пальчики,

Лисичке-сестричке, начиная с большого)

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому…

- Присаживайтесь за столы (дети садятся).

- Перед вами лежат листочки бумаги, видите, на них нарисованы линии? Нужно постараться разрезать бумагу точно по линиям, и у вас получатся заготовки для березки – самая широкая полоска – ствол, а узенькие полосочки – веточки (дети разрезают литы бумаги на полоски-заготовки для аппликации).

- Теперь можно собрать целое дерево. Скажите, а веточки у березы будут смотреть вниз или вверх? (ответы детей)

- Правильно – вверх. Перед тем, как приклеивать детали, разложите их на листе так, чтобы получилось дерево. Теперь приступаем к апплицированию. Сначала приклеим ствол, затем ветви. Не забывайте, что они тянутся вверх (дети приклеивают детали)

- Пока сохнут наши березки, давайте немножко отдохнём – встанем, споем песенку «Ай, да березка – белый ствол» (дети встают со стульев, поют, выполняют движения)

- Наши березки подсохли. Теперь приступим к рисованию. Нарисуйте небо и землю, березка ведь не растет в воздухе. А затем раскрасьте ствол березы. Он какой? (ответы детей)

- Верно – белый с черными полосками (дети рисуют)

- Какие красивые березки у вас получились! Старичку-лесовичку они очень понравятся. Он превратит ваши березки в настоящие. И будут у него в лесу новые березки.

Публикации по теме:

Краткосрочный проект «Здравствуй, праздник новогодний» для детей среднего дошкольного возраста Краткосрочный проект «Здравствуй, праздник новогодний» Для детей среднего дошкольного возраста С 1 по 24 декабря Вид проекта. Информационно.

Педагогический проект «Мы здоровыми растем» для детей среднего дошкольного возраста Педагогический проект «Мы здоровыми растем» [/h3]предусматривает приобщение детей среднего дошкольного возраста и их родителей к здоровому.

Проект для детей среднего дошкольного возраста на тему «Путешествие по творчеству Н. Н. Носова»Проект для детей среднего дошкольного возраста на тему «Путешествие по творчеству Н. Н. Носова» Цель: обобщить и систематизировать знания дошкольников о жизни и творчестве Н. Н. Носова. Задачи: Образовательные: продолжать знакомить.

Проект для детей среднего дошкольного возраста «Водные обитатели»Проект для детей среднего дошкольного возраста «Водные обитатели» Шепель М. В. Смирнова О. М. Возраст: Средний дошкольный возраст (4 – 5 лет) Вид проекта: Познавательно - творческий, краткосрочный (одна.

Экологический проект «Земля — наш общий дом» для детей старшего дошкольного возрастаЭкологический проект «Земля — наш общий дом» для детей старшего дошкольного возраста Проект на тему: «Земля – наш общий дом» (экологический) для детей старшего дошкольного возраста. Тип проекта: творческий, исследовательский,.

Сценарий развлечения в рамках проекта «Экологический патруль» для детей среднего дошкольного возрастаСценарий развлечения в рамках проекта «Экологический патруль» для детей среднего дошкольного возраста Сценарий развлечения в рамках проекта "Экологический патруль" для детей среднего дошкольного возраста Цель: формировать у дошкольников.

Экологический проект для детей младшего дошкольного возраста «Птицы — наши пернатые друзья!»Экологический проект для детей младшего дошкольного возраста «Птицы — наши пернатые друзья!» Экологический проект для детей младшей возрастной группы «Птицы- наши друзья».Разработала воспитатель Т. А. Сироткина Тип проекта: информационно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экологический проект «Березка» для детей среднего дошкольного возраста
Опубликовано: 18 января 2024 в 10:58
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...

28 мая. День пограничника России. Передвижка «Пограничные войска России»

28 мая свой профессиональный праздник отмечают российские пограничники. Именно в этот день больше 100 лет назад в молодой Советской республике была учреждена пограничная охрана.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД