Папки-передвижки

Эффективные практики здоровьесбережения воспитанников раннего возраста в условиях Крайнего Севера

влада климихина
Эффективные практики здоровьесбережения воспитанников раннего возраста в условиях Крайнего Севера

«Забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы»

В. А. Сухомлинский

Главной и актуальной задачей ДОУ является сохранение и укрепление физического здоровья детей, а также повышение его потенциала. Внедрение здоровьесберегающих технологий улучшает психоэмоциональное самочувствие и здоровье детей, способствует снижению заболеваемости, повышению уровня физической подготовленности, сформированности осознанной потребности в ведении здорового образа жизни, повышает познавательную активность. Таким образом актуальность настоящей разработки состоит в решении проблемы сохранения и укрепления здоровья детей раннего возраста.

Публикация «Эффективные практики здоровьесбережения воспитанников раннего возраста в условиях Крайнего Севера» размещена в разделах

Для эффективного решения данной задачи в дошкольном учреждении используются здоровьесберегающие технологии.

Формирование здорового образа жизни начинается с раннего возраста. Перед воспитателями и родителями стоит главная задача, заинтересовать детей с самых ранних лет проявлять заботу о своем здоровье.

Цель методической разработки – раскрытие опыта использования в группах раннего возраста здоровьесберегающих технологий с учетом региональных особенностей Крайнего Севера.

Новизна методической разработки заключается в реализации инновационных здоровьесберегающих технологий для сохранения, поддержания и обогащения здоровья детей через :

• внедрение инновационных здоровьесберегающих технологий в работе с детьми;

• использование различных методов и приемов для мотивации к здоровому образу жизни;

• создание развивающей предметно-пространственной среды, способствующей укреплению здоровья детей.

Трудоемкость в реализации разработки заключается в ограниченном жизненном опыте детей раннего возраста и отсутствии у детей представлений о здоровом образе жизни.

Методическая разработка создана в помощь ищущим воспитателям, которые используя в работе с детьми раннего возраста данный опыт, смогут повысить качество работы с детьми, сформировать физические качества, присущие для данного возраста, смогут снизить процент заболеваемости детей. Поэтому опыт работы могут использовать: воспитатели, педагоги дополнительного образования, педагоги - психологи, родители.

В современном мире всестороннее развитие детей невозможно без использования современных образовательных технологий. С целью достижения новых образовательных результатов в своей работе с детьми раннего возраста мы используем здоровьесберегающие технологии. Здоровьесберегающие технологии- разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепления здоровья воспитанников. Цель - обеспечить возможность сохранения здоровья, сформировать необходимые умения и навыки по здоровому образу жизни.

Здоровье ребенка - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов. Здоровый ребенок физически, психически и социально активный.

Известно, что состояние здоровья человека зависит от образа жизни на 70%, наследственности на 15%, окружающей среды на 8-10% и медицины на 8-10%.

Ранний возраст ограничен малыми возможностями самих малышей, но одновременно очень важный период в жизни человека, в котором закладываются все основные кирпичики его будущего благополучия. В этом возрасте огромное внимание уделяется адаптации детишек к дошкольному учреждению. Все виды здоровьесберегающих технологий отлично подходят для решения этой задачи.

В своей практике мы используем технологии сохранения и стимулирования здоровья и технологии обучения здоровому образу жизни.

Технологии сохранения и стимулирования здоровья включают в себя :

• подвижные игры;

• динамические паузы;

• игровой самомассаж;

• пальчиковые гимнастики;

• бодрящие гимнастики;

• дыхательные гимнастики;

• закаливание.

Для укрепления здоровья детей, удовлетворения их потребности в двигательной активности, профилактики утомления проводим прогулки. На прогулке проводим подвижные игры и индивидуальные игры, а также обеспечиваем условия для самостоятельных игр. Для игр детей имеется выносной материал (материал в зависимости от сезона).

Подвижные игры проводятся ежедневно: во время непосредственно-образовательной деятельности по физическому развитию, на прогулке, в группе с малой степенью подвижности. Подвижные игры направлены не только на развитие игровых навыков ребенка, но и служат формированию здоровья малышей, формируют благоприятный фон в группе. Разработанные С. Н. Теплюк «Игры на прогулке с малышами» способствуют не только развитию игровых навыков ребёнка, но и служат формированию здоровья малышей.

Динамические паузы проводятся для всех детей во время занятий, в качестве профилактики утомления, в течении 2-5 минут. Это обеспечивает разумное сочетание образовательных и оздоровительных задач. Благодаря динамическим паузам дети лучше усваивают материал, занятие становится более интересным.

Игровой самомассаж под игровым самомассажем понимается – имитационные упражнения, мимические упражнения. Делая самомассаж, ребенок воздействует на весь организм в целом. Использование игрового самомассажа повышает защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма. Он проводится в целях укрепления и сохранения психического и физического здоровья, приобщения детей к основам здорового образа жизни.

Пальчиковые гимнастики проводится в любой отрезок времени индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Пальчиковые игры дают возможность родителям и воспитателям играть с малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредоточиваться.

Бодрящие гимнастики проводится в любое время года, в течении 3-5 минут. Бодрящая гимнастика может сопровождаться музыкой, так как музыка положительно воздействует на эмоции детей, создает у них хорошее настроение, вселяет бодрость, радость. Гимнастика проводиться, для того чтобы поднять настроение и мышечный тонус детей с помощью физических упражнений, устранить сонливость и вялость, помочь ребёнку «проснуться».

Дыхательные гимнастики является хорошей профилактикой заболеваний органов дыхания, развивает несовершенную дыхательную систему ребенка, укрепляет защитные силы организма. Главная задача дыхательной гимнастики для ребенка – это научить его правильно глубоко дышать, максимально наполнять легкие при вдохе, расширяя при этом грудную клетку, и на выдохе освобождать легкие от остаточного воздуха, выталкивая его путем сжатия легких.

Закаливание детей раннего возраста также является важным фактором, способствующим укреплению здоровья малышей. В результате закаливания ребенок становится менее восприимчивым не только к резким изменениям температуры и простудным заболеваниям, но и к другим инфекционным болезням. Закаленные дети обладают хорошим здоровьем, аппетитом, спокойны, уравновешенны, отличаются бодростью, жизнерадостностью, высокой работоспособностью. Однако всех этих результатов можно добиться лишь при правильном выполнении закаливающих процедур: обливание рук до локтя, проветривание помещений, перед сном хождение босиком. Большое внимание я уделяю использованию «дорожек здоровья», используя их в установленное режимом дня время после дневного отдыха малышей. «Хождение босиком» - хороший метод закаливания, как для детского учреждения, так и для дома. При хождении босиком укрепляются своды и связки стопы, увеличивается интенсивность деятельности почти всех мышц, идет профилактика плоскостопия, стимулируется кровообращение во всем организме, улучшается умственная деятельность.

К технологиям обучения здоровому образу жизни относятся:

• непосредственная образовательная деятельность по физической культуре;

• утренние гимнастики.

Основной формой систематического обучения детей физическими упражнениями, являются физкультурные занятия. Специальной задачей этих занятий является обучение детей правильным двигательным навыкам и воспитанию физических качеств. Проведение с детьми раннего возраста непосредственно образовательной деятельности по развитию движений два раза в неделю способствует не только физическому развитию малышей, но и формирует у них навыки, которые непосредственно закрепляются в образовательной деятельности в группе.

Во время утренней гимнастики повышается эмоциональный тонус, развивается двигательная активность, ребенок получает положительные эмоции от движений в коллективе сверстников. Снимается напряжение от пробуждения после ночного сна, собирается внимание, дисциплинируется поведение.

Применяя такие методы как: динамические паузы, подвижные игры, гимнастики: пальчиковые, бодрящие, дыхательные, игровой самомассаж, закаливание, физкультурные занятия, утренние гимнастики повышается результативность воспитательно - образовательного процесса, формируются у воспитанников ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья.

Одним из направлений деятельности по формированию физически и психически здорового ребенка является работа с родителями. Для этого проводятся индивидуальные беседы с родителями на темы "Ваш ребенок идет в детский сад", "Особенности воспитания и обучения детей раннего возраста", "Оздоровление и закаливание детей раннего возраста", «Адаптация без слез» и многие другие. Даем необходимые консультации (индивидуальные и групповые.) по вопросам адаптации детей к условиям ДОУ и на интересующие родителей темы, разрабатываются памятки. В приемной оформлен уголок здоровья, который регулярно обновляется.

В группе создана уютная обстановка, тем самым обеспечив все условия для разностороннего развития детей, чтобы они чувствовали себя уютно и комфортно. Совместно с родителями создали развивающую предметно- пространственную среду, которая способствует укреплению здоровья детей : стандартное оборудование (обручи, мячи, кегли, кубики); нестандартное оборудование (мешочки с песком, «дорожки здоровья» и т. д.). Таким образом, проанализировав вышесказанное, мы с уверенностью можем сказать о создании здоровьесберегающей среды в группе.

Применение здоровьесберегающих технологий в воспитании и развитии детей раннего возраста проживающих в условиях Крайнего Севера дает положительный результат. Дети быстрее адаптируются в предметно пространственной среде, к сверстникам и взрослым, у них повышается сопротивляемость организма к простудным заболеваниям и двигательная активность, что способствует всестороннему психофизическому развитию. Так же хочется отметить улучшение показателей социального здоровья.

Публикации по теме:

Развитие мелкой моторики в условиях адаптации и организации игровой деятельности детей раннего возрастаРазвитие мелкой моторики в условиях адаптации и организации игровой деятельности детей раннего возраста Здравствуйте, дорогие коллеги, читатели моего блога! Каждому, кто работает в дошкольном учреждении, известно: начало учебного года.

Эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников Семинар «Формы и методы взаимодействия с семьей по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников» Цель: повышение профессиональной.

Краткосрочный проект «Животные Крайнего Севера» в старшей разновозрастной группеКраткосрочный проект «Животные Крайнего Севера» в старшей разновозрастной группе По доминирующей деятельности: познавательный, творческий, игровой. Участники проекта: воспитатели, дети, родители. Интеграция образовательных.

Конспект занятия по окружающему миру «Животный мир крайнего Севера» в подготовительной группе Конспект занятия по окружающему миру. Тема: «Животный мир крайнего Севера». В подготовительной группе. Цель: - Закрепление представлений.

Консультация для родителей «Как организовать изобразительную деятельность детей раннего возраста в домашних условиях» Изобразительная деятельность крайне важна не столько для овладения умением рисовать, сколько для развития общих способностей ребенка, которые.

Макет «Животный мир Крайнего Севера»Макет «Животный мир Крайнего Севера» Уважаемые коллеги, представляю вашему вниманию макет по теме «Животные Крайнего Севера», сделанный своими руками. Я распечатала с интернета.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Эффективные практики здоровьесбережения воспитанников раннего возраста в условиях Крайнего Севера
Опубликовано: 11 февраля 2024 в 11:28
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Эффективные практики здоровьесбережения воспитанников раннего возраста в условиях Крайнего Севера» (включая файлы) размещена пользователем влада климихина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 июня. Пушкинский день России. Передвижка «Пушкин А.С.»

Ежегодный праздник, посвященный великому русскому поэту Александру Сергеевичу Пушкину. 

5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД