МААМ-картинки

Эффективные методы работы в ДОУ с детьми ОВЗ

Айсылу Губаева
Эффективные методы работы в ДОУ с детьми ОВЗ

Дети с ОВЗ (ЗПР, как правило, отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно-психического развития. Их характеризует незрелость поведения и личности в целом, несформированность навыков интеллектуальной деятельности, ограниченность знаний и представлений, истощаемость нервных процессов, отсутствие длительных волевых усилий и т. д. Поэтому задача педагогов состоит в том, чтобы нормализовать психическое и физическое состояние ребёнка, создать такую модель обучения детей с ОВЗ, в процессе которой у каждого обучающегося появился механизм компенсации имеющегося дефекта. Решению этой задачи поможет использование инновационных здоровьесберегающих технологий. Неслучайно коррекционную педагогику называют ещё и лечебной. Что же такое «здоровьесберегающие технологии»? Здоровьесберегающие технологии – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни. Главным критерием результативности здоровьесберегающих педагогических технологий является их влияние на развитие личности ребенка, увеличения резервов его здоровья и, как следствие, легкая степень адаптации к школьным нагрузкам. Роль учителя-дефектолога (педагога-психолога)дошкольного образовательного учреждения состоит в организации педагогического процесса, сберегающего здоровье ребенка дошкольного возраста. Необходимо сформировать у дошкольников основы здорового образа жизни и добиться осознанного выполнения элементарных правил здоровьесбережения. На занятиях я применяю следующие здоровьесберегающие технологии:

Публикация «Эффективные методы работы в ДОУ с детьми ОВЗ» размещена в разделах

1. Логоритмика

2. Фоноритмика

3. Пальчиковая гимнастика

4. Артикуляционные упражнения

5. Физкультминутки

6. Дыхательная гимнастика

7. Зрительная гимнастика

8. Кинезиологические упражнения

9. Элементы су-джок терапии. Подробнее хочу остановиться на следующих здоровьесберегающих технологиях: Логопедическая ритмика «Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших учёных, таких как И. П. Павлов, А. А. Леонтьев, А. Р. Лурия» «Особенно тесно связано со становлением речи развитие тонких движений пальцев рук. Почему человек, не находящий нужного слова для объяснения, часто помогает себе жестами? И наоборот: почему ребёнок, сосредоточенно пишущий, рисующий, помогает себе, непроизвольно высовывая язык?» Логопедическая ритмика – комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально- ритмического и физического воспитания. На логоритмической разминке, с одной стороны, совершенствуется общая моторика, ориентация в пространстве, а с другой – происходит развитие дыхания, координации речи с движением. Фоноритмика По мнению Т. М. Власовой, «фонетическая ритмика – система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением определенного речевого материала (фраз, слов, слогов, звуков)» Тело нам подсказывает само и помогает произносить и закреплять звук, а также выполняет функцию формирования правильного речевого дыхания с продолжительным выдохом. Фонетическая ритмика позволяет разрушить патологические динамические стереотипы и формирует новые, обеспечивающие необходимую адаптацию, способствует поддержанию положительного фона настроения и установки на выздоровление. Если отклонения в психофизиологической сфере ребенка носят более серьезный характер, то ритмика используется в коррекционных целях. В частности уже доказана эффективность логопедической и фонетической ритмики при работе с детьми, имеющими речевую, двигательную и интеллектуальную патологию. Фонетическая ритмика как система двигательных упражнений в сочетании с произнесением определенного речевого материала играет существенную роль как в формировании произношения, так и в развитии естественности движений. Например: звук А – разводим руки в стороны, рисуя большой круг, рот широко открыт; звук У – губы вытягиваем в трубочку, руки вместе и тянем их вперед, кисти на себя. Кинезиологические упражнения - цель этих упражнений: активизировать межполушарное воздействие: повышать стрессоустойчивость, улучшать мыслительную деятельность, способствовать улучшению памяти и внимания, развивать мелкую моторику, предупреждать дислексии. Они влияют не только на развитие умственных способностей и физического здоровья, данные упражнения позволяют выявить скрытые способности ребёнка и расширить границы возможностей его мозга. Продолжительность занятий – 10–15 минут. Периодичность – ежедневно. Время занятий – утро, день. В своей работе я использую кинезиологические упражнения по методике А. А. Сиротюк 1-ый комплекс. Мною используются такие упражнения, как «Кулак – ребро – ладонь», «Ухо – нос», «Колечко», «Лезгинка», «Замок» и др. Сначала упражнения отрабатываются индивидуально, по мере овладения упражнений детьми я включаю их в подгрупповые занятия. 31 Элементы су-джок терапии Известному педагогу В. А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Действительно, от того насколько хорошо развиты тонкие движения кистей зависит речь и интеллектуальное развитие человека. Цель – нормализовать мышечный тонус, опосредованно стимулировать речевые области в коре головного мозга. Су- джок можно использовать в качестве массажа для развития мелкой моторики пальцев рук, тактильной чувствительности; развития познавательной и эмоционально-волевой сферы ребенка, а также с целью общего укрепления организма. Вот лишь некоторые способы использования массажного шарика и колец в моей коррекционной работе. 1. Массаж ладоней и пальцев массажным шариком, сопровождая речевым материалом (стихи, потешки). 2. Массаж пальцев эластичным кольцом. (Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики. 3. Прокатывание шариком по написанной букве. 4. Написание буквы и её элементов прокатыванием шарика по поверхности стола, на ладони. 5. Использование су-джок шаров для развития памяти и внимания ( дети выполняют инструкцию: надень колечко на мизинец правой руки, возьми шарик в правую руку и спрячь за спину и т. д. ; ребенок закрывает глаза, взрослый надевает колечко на любой его палец, а тот должен назвать, на какой палец какой руки надето кольцо). 6. Составление цветовых комбинаций из шариков разного цвета (по инструкции ребенок собирает желто-зеленый шарик, красно-синий шарик, красно-желтый шарик и т. д.). Таким образом, правильно организованные занятия учителя-дефектолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья с применением инновационных здоровьесберегающих технологий позволяют: 1. Сохранить уровень их здоровья и повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса 2. Повысить уровень обучаемости, улучшить внимание, память, процессы мышления 3. Корректировать поведение и преодолевать психологические трудности, снимать эмоциональное напряжение и тревожность 4. Повышать речевую активность 5. Развивать глазодвигательные мышцы и снимать усталость с глаз, развивать общую и мелкую моторику 6. Формировать двигательные умения и навыки; формировать правильное речевое дыхание и артикуляционный праксис.

Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребенка. В работе по развитию мелкой моторики рук, помимо традиционных методов, необходимо использовать иные, инновационные методы и формы педагогической деятельности. Для развития мелкой моторики у детей с ЗПР очень хорошо зарекомендовала себя и песочная терапия. С помощью песка происходит мягкое массирование поверхности кожи и воздействие на точки, отвечающие за речь, память, мышление. Работа с песком отлично развивает мелкую моторику, что хорошо сказывается на речи, помогает малышам улучшить качество и связанность речи. Через песочную терапию развивается тактильная чувствительность, нагляднообразное мышление, память. Какой ребёнок не любит возиться в песке? Игры с песком позитивно влияют на эмоциональное самочувствие, и это делает его уникальным средством для развития ребенка с ЗПР. Песочная терапия является профилактикой всевозможных психологических проблем: снимает стресс, понижает уровень агрессии, предотвращает появление неврозов, страхов, истерик и в целом гармонизирует состояние ребенка с ЗПР.

Песочная терапия – одна из разновидностей арт-терапии. В песочной терапии картины создаются из сыпучего материала – песка. Образы, созданные на песке, являются отражением бессознательного ребенка. Они – как сны, но их еще и можно пощупать. С их помощью мы выводим наружу переживания, внутренние проблемы, конфликты ребенка. Они становятся раскованными, веселыми и воодушевленными: они создают собственный мир, и делать это им бесконечно приятно. Игры с песком разнообразны: – рисование на песочном планшете (рисование песком, песочная анимация); – обучающие игры (обучение чтению, письму, счету, грамоте); – познавательные игры (многообразие окружающего мира); – проективные игры (развитие творчества и фантазии). Очевидное преимущество песочной терапии в развитии мелкой моторики детей с ЗПР в том, что ее можно использовать в любом возрасте. Она подходит как для малышей, для которых эта методика одна из немногих способна решать психологические проблемы, так и для детей старшего дошкольного возраста. Сегодня это одно из наиболее популярных направлений в так называемой арт-терапии: методе, в рамках которого позитивное воздействие на психику ребенка достигается через творчество. Одна из причин такой популярности кроется в простоте метода песочной терапии и минимальном количестве реквизита, необходимого для нее. Как правило, для проведения занятия достаточно ящика, наполненного песком, набора игрушек, разнообразных предметов : пуговицы, камушки, шишки, бусины – словом, любые объекты, которые можно использовать в игре. Занятия с песком – это совместное творчество педагога и детей. С детьми можно поиграть в игру «Волшебные отпечатки» : оставить отпечатки своих пальцев на песке, а затем дорисовать или дополнить их подручным материалом, чтобы получились осмысленные рисунки. Очень полезно конструирование из песка – создание разных построек и всего, что только попадется вам под руку и придет в голову вам и ребенку. Например, ребенок сжимает в своих ручках песок и тем самым понижает свое внутреннее напряжение, снижается агрессивное состояние ребенка. Во многих случаях игра с песком выступает в качестве ведущего метода коррекционного воздействия. В других случаях – в качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребенка, развивать его сенсомоторные навыки. Игры с песком можно использовать как индивидуальную работу, так и подгрупповую или же на фронтальных занятиях. Не секрет, что ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Поэтому песочная терапия является незаменимым методом в развитии мелкой моторики рук у детей с ЗПР.

В детских садах используют песочную терапию, также, и для решения психологических проблем коррекции эмоциональной сферы детей с ОВЗ: при возбудимости и гиперактивности, при проявлениях агрессивности, при конфликтном поведении, страхах, тревожности, обучению взаимодействию в группе и сплочению детей, развитию мелкой моторики и познавательной сферы. При любом взаимодействии с песком у детей улучшается эмоциональное состояние, активно развивается мелкая моторика, ребенок учится владеть своими руками, успокаивается, тренирует внимание, воображение, в результате чего укрепляется его нервная система. Песочная терапия позволяет снять контроль сознания; освобождает творческий потенциал и внутренние чувства; позволяет проработать психотравмирующие ситуации; обеспечивает непосредственно игру, где нет никакого правильного или неправильного пути; является непосредственно творческим языком для детей; не имеет ограничений для использования с детьми разных возрастов и имеющих разный интеллектуальный статус; возможность перейти из роли пострадавшего в роль созидателя. В практической деятельности с детьми с ОВЗ особенно часто и плодотворно используются следующие приемы и методы : рисование кулаком, рисование ладонью, рисование ребром большого пальца, рисование щепотью, рисование мизинцами, одновременное использование нескольких пальцев, рисование симметрично двумя руками, отсечение лишнего, насыпание из кулачка.

Общение детей между собой и со взрослыми является движущей силой в развитии личности дошкольников, а в особенности детей с общим недоразвитием речи. Без этого невозможно разрешить глобальную проблему сохранности и укрепления психического и физического здоровья детей. Вот поэтому первоначальная задача педагога-психолога/дефектолога и воспитателей в работе с детьми заключается в создании особого микроклимата в группе. Создание условий для общения означает для педагога уход от лидерства, предоставление возможности ребенку реализовать свой опыт, утвердиться в своих силах среди сверстников. Организация общения на начальном этапе с детьми в группе компенсирующей направленности имеет свои особенности, которые обусловлены не только речевыми, но и физическими, и психическими возможностями каждого ребенка. Современным детям довольно трудно научиться во время разговора слушать и слышать друг друга. Вот почему необходимо создать условия для общения детей в паре, в тройках. При этом необходимо предоставить детям право выбора: с кем говорить, кого слушать, с кем быть, а с кем не быть. Даже самая традиционная игра «Найди, что здесь лишнее» проходит интереснее, на большом эмоциональном подъеме, если выбор предметных картинок предложить детям, составившим пары по собственному желанию. Каждая пара обсуждает, что изображено на картинках, а затем определяет, какая из них лишняя. По окончании выбора ребята договариваются, кто из них будет рассказывать. На первых порах они рассказывают вместе. При таком подходе каждый ребенок чувствует себя спокойно, ведь он не одинок – он играл с избранным другом. В паре дети учатся понимать и воспринимать друг друга такими, каковы они есть. Важно заметить, что дети слушают и понимают друзей при любой патологии речи. Навыки общения в паре дети закрепляют на занятиях лепкой, аппликацией, конструированием. Замечено, что детям не интересно пересказывать произведение, даже короткое, которое только что все услышали; не интересно описывать картинку или игрушку, которую все видят; не интересно высказываться распространенно о предмете, который можно охарактеризовать одним словом или даже жестом. Причина – нарушение мотивации деятельности, которая подменена требованием. Тем детям, которые затрудняются в решении своих проблем, друзья обязательно подскажут, помогут. И у них появляется сначала желание научиться, а затем интерес к происходящему. Можно отметить, что дети постепенно приобретают навык мимического выражения. У них интенсивнее идет развитие воображения, восприятия, устойчивее становится внимание, обусловленное возникновением интереса к происходящему. Приобретая в общении навык дружеских отношений, дети становятся более внимательными и заботливыми друг к другу. Ребенку недостаточно общения с двумя-тремя сверстниками. Общение в малых группах сокращает дистанцию между детьми, они находят подходы друг к другу, проявляют терпимость, чувствуя ее пользу для дела. Очевидно, что высоких результатов в коррекционной работе можно достичь лишь в том случае, если в детском коллективе создан особый микроклимат доброжелательности, взаимного уважения, уступчивости и вместе с тем инициативности, активного интереса ко всему происходящему.

Публикации по теме:

Нетрадиционные методы работы с родителями Здравствуйте Уважаемые коллеги. Тема доклада: «Нетрадиционные методы работы с родителями» Подготовила: Иванец Г. С. Фгос предполагает.

Из опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольниковИз опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольников Из опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольников «Человек всегда был и остаётся сыном природы, и то, что роднит.

Методы работы воспитателя ДОУ с семьями воспитанников Кононова Т. АСемья и детский сад – вот два источника, которые формируют наше будущее поколение. Всем известно, что личность ребёнка формируется.

Консультация «Инновационные формы и методы работы с родителями» Работа с родителями. Работа с родителями. Инновационные формы и методы работы с родителями Система работы с родителями группа «Капитошка».

Система и методы работы с музыкально одаренными детьми. Мини-студия «Жемчужинки»Система и методы работы с музыкально одаренными детьми. Мини-студия «Жемчужинки» Система и методы работы с музыкально-одаренными детьми. Мини-студия «Жемчужинки».В возрасте от трех до семи лет закладываются основы нравственного.

Нетрадиционные методы работы музыкального руководителя с родителями в ДОУНетрадиционные методы работы музыкального руководителя с родителями в ДОУ Взаимодействие с родителями на базе ДОУ, является неотъемлемой частью работы, как воспитателей, так и музыкального руководителя. Праздники.

Библиотека изображений:

Публикация Эффективные методы работы в ДОУ с детьми ОВЗ (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Айсылу Губаева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Эффективные методы работы в ДОУ с детьми ОВЗ
Опубликовано: 9 февраля 2024 в 09:02
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД