Лучший педагог года

Взаимодействие учителя-логопеда с родителями по подготовке детей дошкольного возраста к обучению в школе

Зарина Темирова
Взаимодействие учителя-логопеда с родителями по подготовке детей дошкольного возраста к обучению в школе

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С РОДИТЕЛЯМИ ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

Аннотация. Описаны особенности взаимодействия учителя-логопеда с роди-телями по подготовке детей дошкольного возраста к обучению в школе. Пред-ставлен опыт работы учителя-логопеда, описаны основные направления и формы работы с родителями.

Ключевые слова: учитель-логопед, родители, подготовка к школе.

Публикация «Взаимодействие учителя-логопеда с родителями по подготовке детей дошкольного возраста к обучению в школе» размещена в разделах

В возрасте шести лет в жизни детей начинают происходить большие перемены. Ребенок переходит в школьный возраст, и это вносит существенные изменения в его привычный уклад жизни, в общение и взаимоотношения с остальными. По словам Д. Б. Эльконина, в этот период перестраивается вся система взаимоотношений с окружающей реальностью. После того как ребенок поступает в школу, он становится частью системы отношений «ребёнок-педагог». Эта система обусловливает его отношение к родителям и сверстникам. Как считает И. М. Марковcкая, система «ребёнок-педагог» превращается в центр жизнедеятельности школьника, она влияет на весь комплекс условий, благоприятных для жизнедеятельности. Если ребенок комфортно чувствует себя в школе, ему будет комфортно и дома, и в общении со сверстниками.

Большая роль в работе с детьми дошкольного возраста отводится заблаговременно обдуманной и строго организованной системе взаимодействия с родителями. Стихийные и ненадлежащим образом организованные консультации в виде родительских собраний, собраний с участием семей, проведение индивидуальных бесед не являются эффективными, они вызывают у родителей ощущение взволнованности и недоверия.

Семья представляет собой сформированную на основании брака либо кровного родства малую группу, участников которой объединяют общий быт, наличие общей моральной ответственности и взаимовыручка. В рамках семьи происходит выработка комплекса санкций, норм и примеров для подражания, регулирующих взаимодействие между мужем и женой, матерью, отцом и ребенком, детей друг с другом.

Значение и потребность во взаимодействии между дошкольными учреждениями и семьей огромны. Чувство социально-психологической защищенности, достижения детей зависят от окружающих их людей и от того, как они воздействуют на процесс развития. Ребенок проводит время главным образом в детском саду и в семье, а значит, необходимо исключить противоречия между влиянием семьи и педагогов, чтобы ребенок активно и позитивно мог его воспринимать. Этого можно достичь, если между педагогами и родителями будет налажено доверие и взаимопонимание, если они сообща и организованно будут решать вопросы воспитательного характера.

Совместная деятельность родителей и учителей позитивно сказывается на всех аспектах процесса обучения : родители активно участвуют в жизни ребенка, что помогает им лучше понять ребенка и наладить взаимопонимание; взаимодействуя с родителями, педагоги больше узнают о ребенке, что дает им возможность выбрать наиболее действенные методы в обучении и воспитании. А самое главное то, что дети, вовлеченные в единое воспитательное пространство, чувствуют себя более уютно и защищенно, благодаря чему у них возникает намного меньше недопониманий со взрослыми и детьми.

Семьи все разные, каждая со своими проблемами и сложностями, и по этой причине невозможно найти один универсальный ответ на вопрос по поводу способов взаимодействия с семьями. В этом отношении большую роль играют интуиция и профессионализм педагога, которому необходимо провести анализ разнообразных обстоятельств для принятия верного решения при выборе методов взаимодействия с семьей в определенной ситуации.

Наибольшее значение имеет взаимодействие педагогов с семьей в ходе подготовки детей к школьному обучению.

Для того чтобы обеспечить эффективное взаимодействие с семьями детей, которые обучаются в подготовительной группе, работники детского сада избрали ряд наиболее актуальных направлений деятельности:

1. Выработка у родителей нацеленности на взаимодействие с воспитателями ДОО.

2. Оказание помощи в правильной оценке способностей детей.

3. Деятельность, цель которой – повысить у родителей их педагогическую компетентность:

• разъяснить родителям особые коррекционные и методические приемы, требующиеся для того, чтобы заниматься с ребенком в домашних условиях;

• разъяснить родителям особые воспитательные приемы, позволяющие скорректировать личность детей.

4. Деятельность педагогов основана на определенных формах организации взаимодействия с родителями :

• консультационно-рекомендательной;

• организационно-просветительной;

• в форме практических занятий для отцов и матерей;

• в форме индивидуальных занятий с семьями.

В практической деятельности педагоги ДОУ прибегают к разным формам как в индивидуальной работе с семьями, так и в деятельности с группами родителей.

Под формами взаимодействия работников ДОУ с семьями понимаются методы организации их общей деятельности и коммуникации.

Рассмотрим формы индивидуальной работы с семьями:

1. Разъяснение родителям форм работы с детьми для того, чтобы вовлечь их в процесс обучения.

2. Наблюдение родителей за детьми во время специалистов, направленное на то, чтобы выработать в родителях навыки сотрудничества в ходе совместных видов деятельности.

3. Родители должны выполнять домашние рекомендации совместно с ребенком для того, чтобы в домашних условиях отрабатывать изученный материал.

4. Дача рекомендаций родителям в сфере изучения специализированной литера-туры, что помогает повысить их педагогическую компетентность.

Благоадря индивидуальной работе с семьями устанавливается личный контакт между воспитателем и родителем. Кроме того, такой вид деятельности выступает способом психологической подготовки родителей к началу школьного обучения их ребенка.

Рассмотрим несколько форм деятельности с родительскими группами.

1. Информационно-просветительской деятельности предшествует изучение родителями сведений, содержащихся в заметках на стенде «Скоро в школу». В подобных заметках в простой и увлекательной форме педагоги и иные работники представляют все необходимые сведения по поводу подготовки детей к школьному обучению. При этом необходимо раз в месяц обновлять рубрики. К примеру, можно включать такие рубрики, как «Формирование фонетико-фонематического слуха ребенка дома», «Роль игры в домашних условиях в процессе речевого развития ребенка» и т. д.

2. Необходимо, чтобы родители участвовали в тематических собраниях, направленных на то, чтобы проинформировать их и повысить их уровень компетентности в сфере образования и воспитания ребенка.

3. В ходе собраний изучаются следующие темы:

«Способы познать себя как родителя».

• «Роль речевого развития в жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста».

«Готовим детей к школьному обучению».

4. Для того чтобы родители являлись не просто слушателями, но и принимали деятельное участие в деятельности, работники ДОУ организуют ряд семинаров-практикумов на темы «Тестирование для родителей», «Насколько хорошо вы знакомы со своим ребенком?» и т. д.

5. организация совместного отдыха (организация праздников, досуга, мероприятий спортивного характера). Подобная деятельность нацелена на то, чтобы улучшить взаимоотношения между родителями и детьми, изучить способности детей и отыскать способы помочь им. В качестве примера можно привести занятие «Веселые игры с колокольчиками», мастер-класс «В мире волшебной сказки – оригами», семейные ролевые игры-путешествия «Остров семейных сокровищ».

6. Следует организовать клуб «Заботливые родители». Его деятельность нацелена на то, чтобы установить плотное взаимодействие между родителями и работниками ДОУ, что поможет родителям обрести дополнительные навыки в сфере воспитания и обучения ребенка. Участвуя в клубной деятельности, родители учатся давать более объективную оценку уровню развития своих детей и возможностям их обучения.

В клубной деятельности участвуют разнообразные специалисты: педагоги-дефектологи и логопеды, психолог, инструктор по физической культуре, воспитатели. Участниками работы подбирается интересный материал с наглядными примерами. При этом вопросы теоретического характера подготавливается педагогами, а практического - специалистами. Они привлекают к деятельности клуба видеоматериалы занятий, демонстрируют примеры индивидуальной и групповой деятельности с детьми, ряд наглядных пособий, которые несложно сделать в домашних условиях для игр и занятий с ребенком. По всем отработанным темам педагогами представляется печатный материал в родительский уголок.

Публикации по теме:

Сотрудничество учителя-логопеда с родителями детей с ОНР Сотрудничество с семьей детей с ОНР является одной из важных и сложных сторон деятельности учителя - логопеда. В современных условиях модернизации.

Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в ДОУ В условиях логопункта в ДОУ очень важно взаимодействие учителя - логопеда с воспитателями, для скорейшего устранения речевого нарушения.

Взаимодействие учителя-логопеда с родителями Взаимодействие учителя-логопеда с родителями. И. В. Хораськина Учитель-логопед МБДОУ «Детский сад №112» г. Чебоксары Аннотация: В статье.

Консультация «Взаимодействие с родителями по подготовке детей к школе в аспекте ФГОС» Взаимодействие с родителями по подготовке детей к школе в аспекте ФГОС. Успешное осуществление подготовки детей к школьному обучению.

Методические рекомендации «Речевое развития детей 3–4 лет». Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Солнышко» г. Вуктыла Методические рекомендации «Речевое развития.

Методические рекомендации «Речевое развития детей 4–5 лет». Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Солнышко» г. Вуктыла Методические рекомендации «Речевое развития.

Взаимодействие дошкольного учреждения и родителей в подготовке детей к школе В основе взаимодействия современного дошкольного учреждения и семьи лежит сотрудничество. Кто же должен быть инициатором установления сотрудничества?.

Взаимодействие учителя-логопеда и педагога-психолога в педагогической деятельности с детьми старшего дошкольного возраста Взаимодействие учителя-логопеда и педагога-психолога в организации педагогической деятельности с детьми старшего дошкольного возраста..

Взаимодействие учителя-логопеда с родителями на логопункте Взаимодействие учителя-логопеда с родителями. Учитель-логопед МАДОУ №14 «Берёзка» с. Яжелбицы (Валдайского района, Новгородской области).

Взаимодействие учителя-логопеда с родителями в коррекционной группе Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 5 «Покинут счастьем будет тот, кого.

Библиотека изображений:

Публикация Взаимодействие учителя-логопеда с родителями по подготовке детей дошкольного возраста к обучению в школе (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Зарина Темирова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Взаимодействие учителя-логопеда с родителями по подготовке детей дошкольного возраста к обучению в школе
Опубликовано: 6 ноября 2018 в 23:11
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД