Лучший педагог года

Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста

Ольга Маркова
Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста

Эффективность коррекционно-логопедического и оздоровительного воздействия на ребенка зависит от многих факторов, в том числе и от комплексной, согласованной работы педагогов, медиков, психологов, родителей. Исследования ученых (Л. С. Рубинштейна, А. В. Запорожца, И. В. Гребенникова, Н. П. Харитоновой, Т. А. Марковой, О. Л. Зверевой, и др.) подтверждают необходимость связи семейного и общественного воспитания как двух взаимодополняющих социальных институтов. А потому важной и неотъемлемой частью работы логопеда с детьми с речевыми нарушениями является непосредственное включение в коррекционно-педагогический процесс их родителей, целями которого являются квалифицированная поддержка родителей; повышение уровня их педагогической компетенции; помощь в создании комфортной для развития ребенка семейной среды; создание условий для активного участия родителей в воспитании, обучении и коррекции речевых и неречевых нарушений ребенка, формировании ценностного отношения к своему здоровью и здоровому образу жизни. Если педагогу удается наладить с родителями тесный контакт в работе, сделать из них равноправных партнеров, то можно рассчитывать на достижение положительных результатов. Однако подобное согласованное взаимодействие не возникает сразу.

Публикация «Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Уровень родительской мотивации в отношении сотрудничества с логопедом оценивается такими параметрами, как:

– адекватность оценки родителями состояния развития речи своего ребенка;

– готовность к полноценному сотрудничеству с логопедом, воспитателем в процессе коррекционной работы, понимание его важности и необходимости;

– степень инициативы родителей в плане сотрудничества с логопедом;

– продуктивность использования рекомендаций логопеда, психолога, медицинских рекомендаций.

По этим параметрам можно выделить семьи с высоким, средним и низким уровнем мотивации. В основном чаще встречаются семьи со средним и низким уровнем мотивации. Родители со средним уровнем мотивации адекватно воспринимают состояние ребенка, не отрицают необходимости сотрудничества с педагогом при минимальной затрате усилий с их стороны, соглашаются со всеми доводами учителя-логопеда, но мотивируют свою пассивность недостатком времени.

Для родителей с низким уровнем мотивации характерно отсутствие адекватной оценки состояния их ребенка, пассивная внутренняя позиция в сотрудничестве с учителем-логопедом, воспитателями, которая проявляется в непонимании необходимости коррекционной работы, в неприятии критических замечаний и предложений. логопедом у таких семейных пар.

Если родители сами не в состоянии сами оценить ситуацию и понять важность своей роли в обучении и воспитании ребёнка, то педагогам следует помочь им стать самыми заинтересованными, активными и действенными участниками коррекционного процесса. Учителю-логопеду и воспитателям группы чрезвычайно важно разъяснить родителям, необходимость усиленной, ежедневной работы со своим ребёнком по заданию педагогов. Только в таком случае возможны наилучшие результаты.

Универсальных рецептов для каждого конкретного случая нет, и каждый раз учителю-логопеду приходится не только учить, но и учиться самому. Однако есть универсальные педагогические приемы и методы, сильно облегчающие задачи логопеда.

Такие приемы и методы вполне можно разделить на четыре формы: коллективные, индивидуальные, наглядно-информационные.

Коллективные формы: родительские собрания; семинары и практикумы (тренинги); круглые столы.

Индивидуальные формы: анкетирование; собеседования; консультации; тетради домашних заданий.

Наглядные формы: буклеты, информационные листки и газеты; открытые занятия; сайты, презентации, интерактивные компьютерные программы.

Специалист обязан донести безмерную важность общей ответственности за будущее каждого ребенка и обозначить методы решения задач, как для логопеда, так и для родителей, выступающих в роли учителей. Последующие родительские собрания должны проходить под девизом «Наши дети молодцы!» (положительная динамика).

Вопросы возникают у каждого родителя, но задают их, в силу индивидуальных особенностей, отнюдь не все. Как показывает практика, вопросы, за редким исключением, в целом довольно стереотипны, так что ответы на волнующие темы получают все, и более активные родители, и менее активные. Семинары и практикумы служат, прежде всего, для помощи родителям в организации и проведении логопедических занятий в кругу семьи. Здесь родители учатся правильному обращению с тетрадями для домашних работ. Здесь получают организационные, логопедические и психологические знания и умения, обучаются использованию разнообразных упражнений артикуляционной гимнастики, приемам развития мелкой моторики, внимания, мышления, усидчивости и т. п.

Таким образом, родители проходят логопедическую практику, обретают понятие о правильных реакциях на успехи и проблемы ребенка, и одновременно раскрепощаются, налаживают реально действующие контакты с детьми и специалистами. Для собраний, семинаров, практикумов и круглых столов отлично подойдут своевременные компьютерные презентации. Короткие, но красочные игровые и учебные презентации служат великолепным инструментом удержания внимания ребенка на групповых и индивидуальных занятиях. Еще один, не менее важный метод взаимодействия логопеда и родителей в процессе коррекционно-логопедической работы с ребенком, на который необходимо обратить пристальное внимание — это совместное участие в подготовке и реализации речевых проектов: тематических утренников, праздников, выставок художественных работ и прочих развлечений, демонстрирующих прогресс ребенка в результате совместной коррекционной работы. Участие в подобной творческой деятельности — мощнейший фактор, стимулирующий сотрудничество, доверительность и совместную ответственность родителей и специалистов.

Понятие “взаимодействия с семьёй” нельзя путать с понятием “работа с родителями”; хотя второе является составной частью первого. Взаимодействие подразумевает не только распределение задач между участниками процесса для достижения единой цели. Взаимодействие обязательно подразумевает контроль, или обратную связь; при этом контроль должен быть ненавязчивым, опосредованным.

Совершенно очевидно, что только равноправное сотрудничество учителя-логопеда, психологов, медработников и родителей — важнейшее условие успешной коррекционной работы с детьми по исправлению речевых недостатков, имеющих непосредственное негативное влияние на умственное и нравственное развитие подрастающего поколения. Более того, необходимо сделать равноправным участником такого сотрудничества и самого ребенка.

Литература:

Закон РФ «Об образовании», М., 2008.

Бачина О. В., Самородова Л. Н. Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи. М., 2009.

Вайс М. Н., Пустякова Т. В. Партнерство ДОУ и семьи в логопедической работе // Логопед. 2010. № 3.

Вакуленко Л. С. Организация взаимодействия учителя — логопеда и семьи. СПб. 2011.

Мастюкова Е. М., Московкина А. Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии.

Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В. И. Селиверстова. — М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. Доронова Т. Н

Публикации по теме:

Взаимодействие воспитателя и учителя-логопеда в организации работы по развитию артикуляционной моторики у детей с ТНР «Взаимодействие воспитателя и учителя-логопеда в организации работы по развитию артикуляционной моторики у детей с тяжёлыми нарушениями.

Фотоотчёт по проекту «Взаимодействие учителя-дефектолога с родителями по проведению коррекционной работы с детьми»Фотоотчёт по проекту «Взаимодействие учителя-дефектолога с родителями по проведению коррекционной работы с детьми» В предыдущей работе я предложила Вашему вниманию проект. Наш детский сад посещают дети с особенностями в развитии. Трудно начинать работать.

Использование мнемотехники в коррекционной работе учителя-логопеда Инновационная технология – мнемотехника в работе с дошкольниками. Цель: Предложить педагогам приёмы мнемотехники в работе с детьми. Задачи:.

НОД учителя-дефектолога с детьми с нарушением интеллекта старшего дошкольного возраста «Путешествие в подводное царство» Конспект непосредственно образовательной деятельности учителя - дефектолога с детьми имеющими интеллектуальную недостаточностью легкой степени.

Перспективное планирование работы учителя-логопеда с родителями и детьми адаптационной группыПерспективное планирование работы учителя-логопеда с родителями и детьми адаптационной группы Учебно-тематический план работы учителя-логопеда Голубевой Т. В. в адаптационной группе "Цыплята" МБДОУ «Детский сад № 38 «Золотой петушок».

Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя в ДОУВзаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя в ДОУ В коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи, положительную роль играют совместные занятия логопеда и музыкального.

Презентация проекта «Взаимодействие учителя-дефектолога с родителями по проведению коррекционной работы с детьми»Презентация проекта «Взаимодействие учителя-дефектолога с родителями по проведению коррекционной работы с детьми» Моя презентация проекта называется «Взаимодействие учителя-дефектолога с родителями по проведению коррекционной работы с детьми» Какими.

Проект «Взаимодействие учителя-дефектолога с родителями по проведению коррекционной работы с детьми» Проект «Взаимодействие учителя-дефектолога с родителями по проведению коррекционной работы с детьми» ЦЕЛЬ: Приобщение родителей к развитию.

Современный подход учителя-логопеда с родителями по преодолению ОНР у детей старшего дошкольного возраста через игруСовременный подход учителя-логопеда с родителями по преодолению ОНР у детей старшего дошкольного возраста через игру Учитель-логопед: Рудь Н. А. “Без игры нет, и не может быть, полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через.

Взаимодействие учителя-логопеда и семьи по формированию звукопроизносительной стороны речи у дошкольников с ОНР Одним из важных условий для всестороннего и полноценного развития ребенка является его взаимодействие и общение со взрослыми посредством.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 18 августа 2020 в 09:03
+3Карма+ Голосовать

Публикация «Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Ольга Маркова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД