Папки-передвижки

Взаимодействие учителя-логопеда и педагога-психолога в группе комбинированной направленности

Надежда Войнова
Взаимодействие учителя-логопеда и педагога-психолога в группе комбинированной направленности

Взаимодействие учителя-логопеда и педагогапсихолога в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности в группе комбинированной направленности

В нашем детском саду с 2018 года функционируют 2 комбинированные группы для детей с ТНР. Учитывая особенности обучения и воспитания детей с ОВЗ, возникла необходимость организации совместной работы специалистов ДОУ в направлении коррекционно-развивающей образовательной деятельности. Мы совместно с педагогом - психологом ДОУ, решили создать и апробировать модель взаимодействия логопеда и психолога в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности, стимулирующей речевое, познавательное и личностное развитие ребёнка.

Публикация «Взаимодействие учителя-логопеда и педагога-психолога в группе комбинированной направленности» размещена в разделах

Ещё Л. С. Выготский отмечал, что дефект какого-нибудь анализатора или интеллектуальный дефект не вызывает изолированного выпадения одной функции, а приводит к целому ряду нарушений. То есть не существует речевых расстройств, при которых, благодаря наличию межсистемных связей, не отмечались бы другие психологические нарушения. Вместе они образуют сложный психологический профиль в психическом развитии у детей, в структуре которого одним из ведущих синдромов являются речевые нарушения.

Задачи логопедической работы сводятся к социальной адаптации и интеграции ребенка, имеющего речевое нарушение, в среду нормально развивающихся сверстников. Деятельность психолога охватывает комплексное психологическое сопровождение детей в образовательном процессе.

Успешная реализация этих задач возможна только при тесном взаимодействии специалистов в коррекции речевых и неречевых функций. Отклонения в речевом развитии и обусловленные речевые трудности часто сопровождаются снижением познавательной активности ребенка, недостаточной ориентировкой в фактах и явлениях окружающей действительности, обеднённостью содержания коммуникативной, игровой и художественно-творческой деятельности.

У детей, имеющих речевые нарушения, при нормальном интеллекте зачастую наблюдается снижение познавательной деятельности и входящих в её структуру процессов:

• меньший объём запоминания и воспроизведения материала;

• неустойчивость внимания;

• быстрая отвлекаемость;

• истощаемость психических процессов;

• снижение уровня обобщения и осмысления действительности;

• затруднена развёрнутая связная речь.

Со стороны эмоционально-волевой сферы часто наблюдаются:

• повышенная возбудимость;

• раздражительность или общая заторможенность;

• замкнутость;

• обидчивость;

• плаксивость;

• многократная смена настроения;

• тревожность.

Мы свою работу организовываем по принципу оказания комплексной психолого-педагогической помощи. На индивидуальных и групповых занятиях учитель-логопед и педагог-психолог имеют возможность заниматься всесторонней профилактической, коррекционной и развивающей работой; отслеживать процесс развития. Логопед выступает как организатор и координатор коррекционных влияний, оказывая необходимую логопедическую помощь.

Деятельность психолога направлена на развитие когнитивных процессов, напрямую связанных с речью.

Мы выделили основные направления взаимодействия, которые помогают более четко определить общие и частные задачи участников коррекционно - образовательного процесса.

Направления :

• диагностическое;

• коррекционное;

• просветительское

Перед собой мы поставили следующие задачи.

Задачи работы педагога – психолога :

-Создание среды психологической поддержки детям с нарушениями речи.

-Развитие памяти, внимания, мышления, пространственной ориентировки.

-Развитие общей и мелкой моторики.

-Развитие зрительно-моторной координации.

-Развитие произвольности и навыков самоконтроля, волевых качеств.

-Активизация отработанной лексики.

-Снятие тревожности у детей.

Наш подход предполагает проведение отдельной, параллельной работы на одном лексическом материале, с проведением один раз в месяц итоговых интегрированных занятий.

Первое, с чего начинается наша работа, это диагностика. По результатам диагностики, нами был разработан перспективный план взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога по сопровождению детей с ТНР с учетом лексических тем.

Следующим этапом нашей работы было создание единой картотеки заданий, которую могли бы использовать в своей работе и логопед, и психолог. Нами были систематизированы и оформлены задания на развитие памяти, мышления, внимания, восприятия с использованием специально подобранного лексического материала. В ходе работы мы также используем игры и упражнения, направленные на развитие межполушарного взаимодействия. Большой интерес у детей вызывают задания, в которых необходимо исправить ошибки в построении предложений, придумать конец предложения, вставить пропущенные слова в предложения. Аналогичным образом подобраны задания на развитие словесно-логического мышления, тренировку умения классифицировать предметы, подбирать аналогии, на развитие зрительного и слухового восприятия, внимания. В рамках занятия по развитию связной речи, логопед предлагает детям составить рассказ по серии сюжетных картин, а педагог-психолог предлагает самим детям придумать окончание рассказа, преследуя тем самым свою цель по развитию воображения, образного мышления.

Каждое интегрированное занятие строилось по определенной структуре. Начало занятия включало игры и упражнения на создание положительного эмоционального настроя на работу, вызывание у детей интереса, инициативности. Основная часть представлена развивающими играми, направленными на развитие зрительной памяти, внимания, мышления, зрительного и слухового восприятия, воображения, мелкой моторики, графических навыков, на согласование речи и движений. Особое место в структуре занятия отводилось лексико-грамматическим заданиям, проведению звукобуквенного анализа и синтеза слов. Завершающая часть состояла из приемов на сплочение детского коллектива, воспитание дружелюбия, чувства взаимопомощи.

В целях единства образовательной среды в группах организованы речевые уголки, которые наполнены материалом по развитию всех компонентов речевой деятельности. В уголках психологической разгрузки есть все необходимое для снятия эмоционального напряжения, профилактики агрессивного поведения.

В просветительском направлении ведется следующая работа: совместные консультации, родительские собрания, лектории для родителей, где педагог-психолог освещает психологические особенности детей с ОВЗ.

В завершении хочется сказать, что стойкость результатов достигается только при наличии единого коррекционно-образовательного пространства и комплексного подхода педагогов к данной проблеме.

Публикации по теме:

Взаимодействие воспитателя и учителя-логопеда в организации работы по развитию артикуляционной моторики у детей с ТНР «Взаимодействие воспитателя и учителя-логопеда в организации работы по развитию артикуляционной моторики у детей с тяжёлыми нарушениями.

Формы работы учителя-логопеда с семьей Наиболее эффективные формы работы учителя – логопеда с семьей: - коллективные формы работы учителя-логопеда с семьей; 1. Групповые родительские.

Конспект непосредственно образовательной деятельности в группе комбинированной направленности «Страна Игралочка»Конспект непосредственно образовательной деятельности в группе комбинированной направленности «Страна Игралочка» Цель: Знакомить воспитанников с дворовыми подвижными играми и забавами (народными). Способствовать созданию положительно - эмоционального.

Конспект ООД детей подготовительной к школе группы комбинированной направленности на тему «Посуда. Её виды» Конспект организованной образовательной деятельности детей подготовительной к школе группы комбинированной направленности. Тема : «Посуда.

Конспект ООД педагога-психолога «Путешествие в страну знаний» в подготовительной группе Цель: - создать эмоционально-положительную атмосферу в детском коллективе; - закрепить знания детей об эмоциях; - продолжить формировать.

Конспект открытого занятия «Доброе солнышко» в средней группе педагога-психолога Конспект открытого занятия «Доброе солнышко» в средней группе педагога-психолога Автор: педагог-психолог Сорокоумова И. Ю. Цель: развитие.

Конспект педагога — психолога в старшей группе «Путешествие в космос».Конспект педагога — психолога в старшей группе «Путешествие в космос». Занятие «Путешествие в космос». Цели. 1. Закрепить знания детей о космосе. 2. Закрепить знания о чувствах радости, грусти, удивления, гнева,.

Взаимодействие учителя-логопеда и семьи по формированию звукопроизносительной стороны речи у дошкольников с ОНР Одним из важных условий для всестороннего и полноценного развития ребенка является его взаимодействие и общение со взрослыми посредством.

Взаимодействие воспитателя и логопеда в проекте «Неделя книги и театра» в старшей группе №4 по сказке К. Чуковского.Взаимодействие воспитателя и логопеда в проекте «Неделя книги и театра» в старшей группе №4 по сказке К. Чуковского. Взаимодействие воспитателя и логопеда в проекте «Неделя книги и театра» в старшей группе №4 по сказке «Дедушки Корнея». Кто не любит театр?.

Журнал консультаций учителя-логопеда для родителей воспитанников старшей группы компенсирующей направленности на 2016–2017 год Родительские собрания: • «Специфика обучения и воспитания детей в старшей группе компенсирующей направленности. Cемья.

Библиотека изображений:

Публикация Взаимодействие учителя-логопеда и педагога-психолога в группе комбинированной направленности (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Надежда Войнова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Взаимодействие учителя-логопеда и педагога-психолога в группе комбинированной направленности
Опубликовано: 19 мая 2020 в 12:43
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД