Лучший педагог года

Взаимодействие педагогов с родителями в период адаптации детей раннего возраста к условиям ДОО. Часть 3

Юлия Школьная
Взаимодействие педагогов с родителями в период адаптации детей раннего возраста к условиям ДОО. Часть 3

Чатсь 3

II этап: Основной.

В процессе внедрения Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования перестраивается и ситуация взаимодействия педагогов с семьей. Педагогам необходимо осознать объективно изменившиеся целевые основы взаимодействия с семьями воспитанников, освоить новые методы работы, связанные с построением и поддержанием партнерских взаимоотношений.

На наш взгляд, основные трудности возникают при реализации

сотрудничества детского сада и семьи при использовании только

Публикация «Взаимодействие педагогов с родителями в период адаптации детей раннего возраста к условиям ДОО, Часть 3» размещена в разделах

традиционных методов и форм работы с семьей. В то время как необходимо

иное решение задач сотрудничества воспитателей и родителей.

Система работы нашего дошкольного учреждения направлена на

принятие семьи как первого и самого главного действующего лица в

воспитании и образовании ребенка. Мы определили для себя основные задачи взаимодействия с семьей :

- повышение педагогической компетентности родителей;

- приобщение родителей к участию в жизни детского сада через поиск

и внедрение наиболее эффективных форм работы;

- изучение семьи и установление контактов с ее членами для

согласования воспитательных воздействий на ребенка;

- изучение и обобщение лучшего опыта семейного воспитания.

Решение этих задач требует от обеих сторон высокого уровня доверия и

информированности.

Многолетняя связь с родителями, учет воспитателями современных

требований, изменение культурного уровня и педагогического просвещения

родителей, заставляют нас использовать новые формы и методы работы с

семьей :

- занятия, в рамках семейных клуба;

- родительские собрания в форме деловой игры;

- семинары-практикумы и семинары-тренинги;

- совместная деятельность взрослых и детей по различным

направлениям;

- проведение выставок совместного творчества;

- дни открытых дверей;

- выпуск газеты ДОУ для родителей «Мир детства»;

- акции.

Одним из направлений взаимодействия с родителями на протяжении

многих лет является работа с родителями будущих воспитанников.

Поступление ребенка в детский сад является значительным событием,

как для родителей, так и для сотрудников дошкольного образовательного

учреждения. От того, как пройдет первая встреча, как сложатся отношения

между всеми ее участниками, во многом зависит будущее взаимодействие.

У родителей, плохо знающих специфику работы воспитателя, его

личностные качества, особенности общения детей в группе, возникает предвзятое негативное отношение, недоверие к сотрудникам детского сада: за ребенком не следят, воспитатели ничего не делают, дети предоставлены сами себе и т. п. А недоверие усиливает чувство тревоги, ожидание неприятностей.

Если мама, придя за ребенком, увидит у него синяк, царапину, порванную

одежду и т. п., то стойкое негативное отношение к детскому саду обеспечено.

В результате родители выбирают деструктивную стратегию адаптации :

игнорирование работников детского сада, демонстрацию агрессии,

конфликтное поведение. Ребенок, чувствуя состояние родителей, начинает

бессознательно подыгрывать им. Таким образом, адаптация ребенка и семьи

затягивается на годы. Негативный опыт адаптации к ДОУ может отразиться

на адаптации к школе, а возможно, скажется и в более поздние возрастные

периоды.

Необходимость психолого-педагогического сопровождения адаптации

ребенка и семьи диктует необходимость детальной проработки мероприятий,

направленных на управление процессом адаптации

Работа по управлению адаптацией семьи в нашем дошкольном

учреждении начинается с первого посещения взрослыми членами семьи

детского сада - именно тогда у них начинает складываться впечатление об

учреждении и о его работниках. Для этого мы организуем для родителей

будущих воспитанников семинар, целью которого является: сплочение

родительского коллектива, формирование доверительных отношений между

родителями и педагогами. Участники семинара : родители, заведующая ДОУ,

старший воспитатель, старшая медсестра, музыкальный руководитель,

воспитатели группы. Заранее в зале оформляется фотовыставка о жизни

детского сада, готовятся памятки для родителей (какие необходимы

документы для оформления ребенка в ДОУ, рекомендации по подготовке

ребенка к детскому саду).

В ходе семинара заведующий знакомит родителей с сотрудниками, дает

краткую характеристику их личностных, деловых, профессиональных

предвзятое негативное отношение, недоверие к сотрудникам детского сада: за ребенком не следят, воспитатели ничего не делают, дети предоставлены сами себе и т. п. А недоверие усиливает чувство тревоги, ожидание неприятностей.

Если мама, придя за ребенком, увидит у него синяк, царапину, порванную

одежду и т. п., то стойкое негативное отношение к детскому саду обеспечено.

В результате родители выбирают деструктивную стратегию адаптации :

игнорирование работников детского сада, демонстрацию агрессии,

конфликтное поведение. Ребенок, чувствуя состояние родителей, начинает

бессознательно подыгрывать им. Таким образом, адаптация ребенка и семьи

затягивается на годы. Негативный опыт адаптации к ДОУ может отразиться

на адаптации к школе, а возможно, скажется и в более поздние возрастные

периоды.

Необходимость психолого-педагогического сопровождения адаптации

ребенка и семьи диктует необходимость детальной проработки мероприятий,

направленных на управление процессом адаптации.

Работа по управлению адаптацией семьи в нашем дошкольном

учреждении начинается с первого посещения взрослыми членами семьи

детского сада - именно тогда у них начинает складываться впечатление об

учреждении и о его работниках. Для этого мы организуем для родителей

будущих воспитанников семинар, целью которого является: сплочение

родительского коллектива, формирование доверительных отношений между

родителями и педагогами. Участники семинара : родители, заведующая ДОУ,

старший воспитатель, старшая медсестра, музыкальный руководитель,

воспитатели группы. Заранее в зале оформляется фотовыставка о жизни

детского сада, готовятся памятки для родителей (какие необходимы

документы для оформления ребенка в ДОУ, рекомендации по подготовке

ребенка к детскому саду).

В ходе семинара заведующий знакомит родителей с сотрудниками, дает

краткую характеристику их личностных, деловых, профессиональных качеств, что во многом способствует установлению доверительных

отношений между ними и родителями.

Далее заведующий рассказывает об особенностях пребывания ребенка

в условиях ДОУ (о режиме дня, сетке занятий, специфике образовательного

учреждения).

Старший воспитатель знакомит семьи с особенностями адаптации

ребенка раннего возраста к условиям ДОУ. Дает рекомендации родителям как

лучше подготовить ребенка к детскому саду, чтобы избежать осложнений и

обеспечить постепенный переход малыша из семьи в детский сад.

Старшая медсестра информирует родителей о том, как решаются в

учреждении вопросы охраны жизни и здоровья детей, как организован режим

дня, как соблюдаются воздушный, световой, двигательный и питьевой режим,

какие созданы условия для проведения гигиенических процедур, как

организовано питание.

Важная форма адаптации семьи - экскурсия по детскому саду, которая

проводится в конце семинара. Цель экскурсии - показать родителям, что в

дошкольном учреждении создана безопасная, педагогически грамотная и

психологически комфортная среда для формирования здоровья и развития

ребенка. Экскурсоводы - воспитатели групп, которую будут посещать

будущие воспитанники, показывают родителям основные помещения

детского сада, (пищеблок, прачечную, медицинский кабинет). Проводят их по групповой комнате, подробно останавливаются на том, как организована

развивающая среда, какие созданы условия для разнообразной детской

деятельности, для уединения и психологической разгрузки. В ходе экскурсии

воспитатели отвечают на интересующие родителей вопросы. В результате

мамы и папы могут сами убедиться в том, что их малышу будет комфортно, и

рассказать остальным членам семьи, в первую очередь ребенку, о том, как

уютно и интересно в детском саду.

После экскурсии воспитатели в неформальной обстановке более ближе

знакомятся с родителями, расспрашивают об особенностях их малышей, традициях семьи, выясняют их пожелания. Такая организация знакомства

снимает скованность, вызывает доверие.

В результате опыта работы с семьями будущих воспитанников мы

отметили положительные результаты:

- установились партнерские, доверительные отношения между

родителями и коллективом детского сада;

- повысился уровень легкой адаптации детей;

- родители с пониманием относятся к проблемам ДОУ и активно

помогают их решить;

- семьи воспитанников активные участники всех мероприятий ДОУ.

Таким образом, адаптация ребенка к детскому саду - это адаптация в

первую очередь семьи. Если родители будут доверять работникам детского

сада, адаптация ребенка пройдет быстрее и легче, а родители будут уверены,

что воспитатель всегда поможет им в решении педагогических проблем и в то же время не навредит. Педагоги в свою очередь, заручатся пониманием со

стороны родителей в решении разного рода проблем. А в самом большом

выигрыше находятся дети, ради которых и осуществляется данное взаимодействие.

Адаптация к детскому саду - это не только слезы при расставании по

утрам. Это может быть и плохой аппетит, беспокойный сон, сниженная (или,

наоборот, повышенная) двигательная активность. Многие дети как будто

впадают в детство, требуя дома кормить их с ложечки, хотя давным-давно

научились кушать сами. Не нужно пугаться, это временно. Такое состояние

помогает ребенку успокоиться и расслабиться.

III этап: Заключительный.

Семья - социальная общность, которая закладывает основы личностных

качеств ребенка. При жизни в определенных, устойчивых условиях ребенок

постепенно приспосабливается к влияниям окружающей среды: к

определенной температуре помещения, к окружающему микроклимату, к

характеру пищи и т. д. Поступление в детский сад изменяет почти все условия

жизни маленького ребенка. Именно сотрудники детского сада и родители,

объединив свои усилия, обеспечивают малышу эмоциональный комфорт.

Поэтому на сегодняшний день актуальна тема адаптации детей раннего

возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения.

Процесс перехода ребенка из семьи в детское дошкольное учреждение

сложен и для самого малыша и для родителей. Ребенку предстоит

приспособиться к совершенно иным условиям, чем те, к которым он привык

в семье. А это совсем не просто. Возникает необходимость преодоления

психологических преград. Выявлены две наиболее существенные проблемы,

с которыми малыши приходят из дома в ДОУ. Они заключаются в

Первая проблема - у детей, поступающих в детский сад, довольно

низок уровень нервно-психического развития. Это связано как с

особенностями воспитания в семье, так и с биологическими факторами

(течение беременности, родов). Наибольшая задержка проявляется в навыках

активной речи, в сенсорном развитии, что отрицательно влияет на

дальнейшее становление маленького человека. В дошкольном возрасте

отмечается замедленное развитие мышления и речи, внимания и памяти,

выявляются невысокие показатели интеллектуальной готовности к школе.

Вторая проблема связана с различными отклонениями в поведении

детей. Она касается сна, аппетита малышей, гипервозбудимых или

малоэмоциональных, неконтактных детей, ребят с проявлениями страхов,

энуреза, тиков и т. п. Поэтому важно, чтобы воспитатель имел возможность

познакомиться с каждым ребенком, узнать его особенности развития и

поведения.

Целенаправленная подготовка родителей и воспитателей дает свои

положительные результаты даже при тяжелой адаптации облегчает его

привыкание к новым условиям. Прежде всего, это:

1 Положительно-эмоциональное отношение к ребенку (ласковое

общение)

2 Удовлетворение его потребностей познавательных.

3 Индивидуальный подход к ребенку.

4 Максимальное приближение условий детского сада к домашним.

Объективными показателями окончанием адаптационного периода

являются:

- глубокий сон;

- хороший аппетит;

- бодрое эмоциональное состояние;

- полное восстановление имеющихся навыков;

- активное поведение и соответствующая прибавка в весе по возрасту.

Безусловно, в проведении любого процесса главная роль принадлежит

воспитателю. Создавая у ребёнка положительное отношение ко всем

процессам, развивая различные умения, соответствующие возрастным

возможностям формируя потребность в общении с взрослыми и детьми, он

обеспечивает решение воспитательно-образовательных задач уже в период

привыкания ребёнка к новым условиям и тем самым ускоряет и облегчает

протекание адаптационного процесса.

Публикации по теме:

Адаптация детей раннего возраста к условиям детского садаАдаптация детей раннего возраста к условиям детского сада Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада. «Ребенку нужно общество сверстников, других детей. Возможно, такое утверждение.

Игры с водой в период адаптации детей раннего дошкольного возрастаИгры с водой в период адаптации детей раннего дошкольного возраста Уважаемые коллеги, представляю вашему вниманию, как можно организовать игры с водой в летний период в детском саду во время адаптации малышей.

Консультация для педагогов и родителей «Роль музыкальных занятий в период адаптации детей младшего дошкольного возраста» Добрый вечер, уважаемые коллеги. Хочу поделиться с вами своим опытом работы с детьми младшего дошкольного возраста в период адаптации. Все.

Консультация для педагогов «Игры в период адаптации»Консультация для педагогов «Игры в период адаптации» С поступлением в детский сад в жизни ребенка происходят большие перемены, которые далеко не всегда бывают радостными для него. В детском.

Консультация музыкального руководителя «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ посредством музыки» Проблема адаптации детей в ДОУ остается актуальной, так как детки все больше рождаются с ослабленным здоровьем, а значит и с ослабленными.

Модель медико-психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ (часть III) часть 1 РЕФЛЕКСИВНЫЙ ЭТАП Задачи этапа -анализ и оценка успешности прохождения адаптации детьми (в целом и индивидуально); -анализ причин.

Нетрадиционные информационно-аналитические и наглядно-информационные формы работы с родителями в период адаптации детейНетрадиционные информационно-аналитические и наглядно-информационные формы работы с родителями в период адаптации детей Нетрадиционные информационно-аналитические и наглядно- информационные формы работы с родителями в период адаптации детей к детскому саду.

Педагогический проект «Адаптации детей первой младшей группы дошкольного возраста к условиям ДОУ»Педагогический проект «Адаптации детей первой младшей группы дошкольного возраста к условиям ДОУ» Педагогический проект «Адаптации детей 1 младшей группы дошкольного возраста к условиям ДОУ»Проект посоциально – коммуникативному, познавательному,.

Рекомендации для родителей в период адаптации детей раннего возраста. - Помните, от того, как родители разбудят своего ребёнка, зависит его психологический настрой на весь день. - Собирая ребёнка в детский.

Использование фольклора в период адаптации детей раннего возраста к ДОУИспользование фольклора в период адаптации детей раннего возраста к ДОУ МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ Д/С №10 "КРОХА" Статья на тему: «Использование фольклора в период адаптации.

Библиотека изображений:

Публикация Взаимодействие педагогов с родителями в период адаптации детей раннего возраста к условиям ДОО. Часть 3 (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Юлия Школьная на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Взаимодействие педагогов с родителями в период адаптации детей раннего возраста к условиям ДОО. Часть 3
Опубликовано: 2 мая 2020 в 15:01
+82Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 27.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД