Получи документы

Взаимодействие педагога-психолога и учителя-логопеда ДОУ в системе коррекционно-развивающей работы с безречевыми детьми

Татьяна Четырина
Взаимодействие педагога-психолога и учителя-логопеда ДОУ в системе коррекционно-развивающей работы с безречевыми детьми

Взаимодействие педагога-психолога и учителя-логопеда

дошкольного образовательного учреждения в системе коррекционно-развивающей работы с безречевыми детьми.

Известно, что активное познание мира ребенком происходит в процессе активного взаимодействия с взрослыми и в процессе речевой и неречевой деятельности. Поэтому проблема развития речи применительно к безречевым детям приобретает особую актуальность и социальную значимость. В психолого-педагогических исследованиях подчёркивается, что взаимодействие с окружающими людьми с помощью общения является неотъемлемой частью благополучного психического развития ребёнка. От сформированности навыка общения ребёнка зависит его дальнейшая социализация и адаптация.

Публикация «Взаимодействие педагога-психолога и учителя-логопеда ДОУ в системе коррекционно-развивающей работы с безречевыми детьми» размещена в разделах

Безречевые дети – это условное обозначение разнородной группы детей, которые в силу разных причин лишены возможности речевого общения.

Психолого-педагогическая характеристика безречевых детей такова :

1. У этих детей отмечается недоразвитие всей познавательной деятельности (восприятие, память, мышление, речь).

2. Отставание в развитии имеет вторичный характер, поскольку оно образуется вследствие недоразвития речи, всех ее компонентов.

3. Внимание безречевых детей характеризуется неустойчивостью, трудностями переключения, и распределения. У этой категории детей наблюдается сужение объема внимания, быстрое забывание материала, особенно речевого, снижение активной направленности в процессе припоминания последовательности событий, сюжетной линии текста.

4. Многим из них присущи недоразвитие мыслительных операций, снижение способности к абстрагированию, обобщению.

5. Безречевые дети быстро утомляются, имеют пониженную работоспособность. Они долго не включаются в выполнение задания.

Уровень развития ребенка раннего возраста определяет путь его дальнейшего развития. Таким образом, чем раньше начата активная работа по стимуляции развития ребенка, тем выше обучающий эффект.

Поэтому целью работы педагога-психолога и учителя-логопеда является тесное взаимодействие в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности, стимулирующей речевое, познавательное и личностное развитие ребёнка в соответствии с его потребностями и возможностями.

Основными принципами взаимодействия педагога-психолога и учителя-логопеда являются :

- Системность;

- Комплексность;

- Соответствие возрастным, индивидуальным возможностям;

- Адекватность требований и нагрузок;

- Постепенность и системность;

- Индивидуализация темпа работ.

Задачи работы педагога-психолога с безречевыми детьми это :

- Создание среды психологической поддержки «безречевым» детям.

- Развитие памяти, внимания, мышления, пространственной ориентировки.

- Совершенствование мелкой моторики.

- Развитие слухового внимания и фонематического слуха.

- Развитие зрительно-моторной координации.

- Развитие произвольности и навыков самоконтроля, волевых качеств.

- Активизация отработанной лексики.

- Снятие тревожности у детей при негативном настрое на учебный процесс.

- Повышение психологической культуры родителей и педагогов.

Задачи работы учителя-логопеда :

- Обследование воспитанников и выявление среди них детей, нуждающихся в профилактической и коррекционно-речевой помощи и определение основных направлений и содержания работы с каждым из них.

- Систематическое проведение необходимой профилактической и коррекционно-речевой работы с детьми в соответствии с их индивидуальными программами.

- Оценка результатов помощи детям и определение степени их речевой готовности к школьному обучению.

- Формирование у педагогического коллектива информационной готовности к логопедической работе, оказание им помощи в организации полноценной речевой среды.

- Развитие мелкой моторики.

- Развитие слухового внимания и фонематического слуха.

- Обогащение словарного запаса.

Взаимодействие в работе педагога-психолога и учителя-логопеда способствует эффективным, качественным изменениям не только в речевом развитии детей, но и в профессиональной подготовке педагогов, росту компетентности родителей в области коррекционной педагогики. В процессе коррекционно-развивающей деятельности необходима своевременная ранняя поддержка ребенка педагогами и родителями, которая позволяет предупредить многие проблемы и вовремя откорректировать их.

Педагог-психолог и учитель-логопед преследуют в своей работе разные задачи, но пути и способы их достижения достаточно часто оказываются общими. Нужно учитывать, что все безречевые дети, в равной степени нуждающихся в помощи обоих специалистов.

Взаимосвязь работы педагога - психолога и учителя-логопеда не ограничивается использованием коррекционных психологических и логопедических форм и методов на занятиях, взаимная интеграция значительно глубже. Она предполагает совместное планирование и проведение занятий, составление общих планов коррекционной работы с детьми, требующими повышенного педагогического внимания, совместный мониторинг по результатам обследования и коррекционно-развивающей деятельности, разработку рекомендаций для педагогов и родителей, проведение семинаров и консультаций по вопросам психического и речевого развития детей, оформление наглядной агитации для педагогов и родителей, подбор литературы для их самообразования.

Специально подобранные игры и упражнения дают возможность благоприятно воздействовать на все компоненты речи с учётом индивидуальных особенностей и образовательных потребностей. Помимо речевых задач, пособие способствует развитию мыслительных процессов и операций, развитию мелкой моторики руки, развивает детскую инициативу и самостоятельность.

Таким образом, и педагог - психолог и учитель-логопед не только занимаются запуском речи и психических процессов одновременно, но и обеспечивают создание условий для полноценного развития безречевого ребенка, его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей.

Список использованных источников

1. Громова О. Е. Норма и задержка речевого развития у детей 2-3 лет: разработка анкеты для дифференцированной оценки речи в раннем возрасте /О. Е. Громова// Дефектология. 2009. № 2. С. 66-67.

2. Кириллова Е. В. К вопросу о дифференциальной диагностике безречевых детей /Е. В. Кириллова/ / Детская и подростковая реабилитация. 2007. № 1 (8). С. 8-15.

3. Кириллова Е. В. Логопедическая работа с безречевыми детьми : Учебно-методическое пособие. М. : ТЦ Сфера, 2011, 64 с.

4. Логопедия. Учебное пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дефектология» / Под ред. Л. С. Волковой и С. Н. Шаховской. М. : ВЛАДОС, 2000. 528 с.

5. Нарушение речи и голоса у детей / Под ред. С. С. Ляпидевского С. Н. Шаховской. М. : Просвещение, 1975. С. 42-47.

6. Логопедический портал [Электронный ресурс] https://logoportal.ru/nachalnyie-etapyi-korrektsionno-razvivayushhey-rabotyi-s-bezrechevyimi-detmi/.html (дата обращения 10.05.2019).

Публикации по теме:

Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда В последнее время отмечается резкое увеличение числа детей с нарушениями речи. Возникает необходимость в коррекции недостатков речи данной.

Аква-терапия как технология коррекционно — развивающей работы педагога-психологаАква-терапия как технология коррекционно — развивающей работы педагога-психолога "Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что.

Аналитический отчет об эффективности коррекционно-развивающей работы педагога-психолога За период с 01.09.2017 г по 31.05.2019 г в работе педагога-психолога приоритетным направлением деятельности была подготовка детей подготовительной.

Годовой план коррекционно-педагогической работы учителя-логопедаГодовой план коррекционно-педагогической работы учителя-логопеда Годовой план коррекционно-педагогической работы учителя – логопеда ЦЕЛЬ: формирование предпосылок учебной деятельности, компетенций, обеспечивающих.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Взаимодействие педагога-психолога и учителя-логопеда ДОУ в системе коррекционно-развивающей работы с безречевыми детьми
Опубликовано: 7 апреля 2024 в 18:23
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Взаимодействие педагога-психолога и учителя-логопеда ДОУ в системе коррекционно-развивающей работы с безречевыми детьми» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Четырина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД