Получи документы

Выступление воспитателя «Национально-региональный компонент в художественно-эстетическом воспитании»

Ващенко Олеся Александровна
Выступление воспитателя «Национально-региональный компонент в художественно-эстетическом воспитании»

Дошкольный возраст – пора интенсивного становления личности ребенка. Именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношение к окружающему миру, формируется самосознание и ценности. Любовь к родным местам, знания об истории, культуре и традициях малой Родины, её народа являются важными компонентами воспитания патриотических чувств у дошкольников.

Наиболее доступным средством формирования положительного отношения к малой Родине является художественное творчество. Именно искусство обладает безграничным воспитательным потенциалом.

Публикация «Выступление воспитателя „Национально-региональный компонент в художественно-эстетическом воспитании“» размещена в разделах

Реализация национально-регионального компонента сегодня предусматривает воспитание в среде с национальным колоритом.

Образовательная область «Художественно –эстетическое развитие» предоставляет большие возможности для реализации регионального компонента в работе с дошкольниками через решение следующих задач:

- формирование способности воспринимать, видеть красоту окружающего мира в искусстве и жизни, оценивать их

-формирование эстетического вкуса;

-развитие детского творчества и воображения;

-приобщение к изобразительному искусству на основе традиций народов;

-воспитание уважения к людям, к их традициям и обычаям.

Предполагается, что благодаря обращению к особенностям красоты природы, культуры, быта родного края дети начнут осознавать свою принадлежность к культурно – природной среде и меру своей ответственности за ее сохранения и приумножения. Следует выделить наиболее доступные детям по содержанию, форме воплощения, эмоциональной насыщенности компоненты культуры народа :

декоративно-прикладное искусство

музыкальное народное творчество,

праздники

традиции и обычаи.

Целью моей работы в этом направлении с детьми является: формирование у детей интереса к богатству народной культуры, художественных традиций народов, проживающих в Ставропольском крае через самовыражении в различных видах продуктивной деятельности.

Культуру нашей Родины невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает особенности духовной жизни, наглядно демонстрирует их моральные, эстетические ценности и художественные вкусы. Знакомя детей с видами народно-декоративно-прикладного искусства, с прекрасным творением народных умельцев дымковской игрушки, хохломских и городецких изделий, гжельской посуды, видами русской матрешки формирую у детей патриотические чувства: - чувства любви к Родине на основе изучения народных промыслов России; - развиваю художественно-творческие способности в процессе восприятия произведений декоративного искусства и детской деятельности; - приобщаю к культуре и традициям русского народа; - воспитываю лучшие качества, присуще ему: трудолюбие, доброту; - воспитываю интерес и любовь к народному искусству, уважение к культуре, русским традициям и промыслам, мастерам народного творчества.

Особую роль в своей работе с детьми я уделяю рассматриванию репродукций картин художников Ставропольского края. Дети познакомились с картиной Павла Моисеевича Гречишкина «Золотая осень Ставрополья», что способствовало развитию и восхищению к природе родного края.

На прогулках, наблюдениях рассказываю детям о разнообразии и уникальности природы нашего края, учу их любоваться, размышлять, проявлять заботу. А после по желанию детей отразить в рисунке красоту клена в золотом убранстве, белоствольную березу, букет листьев в вазе, зимний лес, нарисовать цветы такие как: одуванчик, подснежник, мать-и-мачеха. В своей деятельности принимаю техники нетрадиционного рисования. Художественное творчество с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания

Также уделяю внимание рассматриванию бумажных кукол в русских национальных костюмах, что способствует развитию интереса к истории русского народа, вызывает у детей эстетические переживания. Не оставляю без внимания и одну из отраслей современного музыкознания – музыкальное краеведение. Для формирования представлений дошкольников о малой родине знакомлю их с народными играми, национальными праздниками, фольклором, народными песнями Ставропольского края композитора И. Пятко: «Колыбельная», «Едем на лошадке», «Жаворонок», «Сонный слон», «Купите лук», «Новогодний праздник», «Считалка», «Пчелка», «Осень», «Шалтай-Болтай», «Робин Бобин», «Хоровод», «Ветерок». С целью приобщение детей к народной музыки рассматриваем русские народные музыкальные инструменты такие как балайка, гармошка, деревянные ложки.

Но для того чтобы процесс приобщения детей к истокам национально-региональной культуры осуществлялся успешно, необходимо, чтобы вся среда, окружающая ребенка в детском саду, была содержательно - информативна, привлекательна и доступна. В нашей группе оформлен уголок нравственно-патриотического воспитания. Он содержит следующие атрибуты: портрет президента Росси, государственные символы России: ГЕРБ, ФЛАГ, государственные символы нашей малой Родины; альбомы «Дымковская игрушка», «Городецкая роспись», «Фотографии об истории и современности нашего города», «Московский Кремль», «Русские сувениры», «Народные промыслы», иллюстрации к былинам, портреты былинных богатырей, картонные куклы в русских национальных костюмах.

Также по этому направлению в группе ведется работа и с родителями. Я привлекаю родителей к мероприятиям, способствующим совместной деятельности родителей и детей. В своей работе применяю как групповые, так и индивидуальные формы работы:

- совместные работы детей и родителей на темы: «Дары Осени», поделки из природного материала, поделки из овощей, сезонные выставки совместных работ «Новогодние игрушки»; «Весенняя капель». Родители принимают участие и в городских выставках посвященных к празднованию Дню города, 9 мая. С интересом приняли участие в групповой выставке «Древо семьи»

- праздники организованные совместно с музыкальным руководителем, физ. инструктором такие как: День Матери, 23 февраля, 8 марта, новогодний бал маскарад.

Учитывая уникальность нашего региона, необходимо активно внедрять в работу с детьми изучение неповторимости и самобытности культуры коренных жителей в понятной для детей форме. В этом поможет тесное взаимодействие с краеведческим музеем, встречи с интересными людьми, знакомство с народными видами искусства. Народное творчество – источник чистый и вечный. Наша задача состоит в том, чтобы возродить народные традиции, на земле который мы живём, в душах детей. И только возможность личным опытом познать этот источник: активное творчество, самостоятельность и нестандартность детского мышления помогут воспитать подрастающее поколение добрым, отзывчивым и благородным.

Публикации по теме:

Использование компьютерных технологий в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста В наше время использование информационно-компьютерных технологий (ИКТ) в различных сферах деятельности стало частью культуры и необходимой.

Методы артпедагогики в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста Человечество не стоит на месте, а ищет новые пути развития, совершенства. Детский сад является зеркалом общества, и поэтому появляются все.

Народное декоративно-прикладное искусство и его роль в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста (Консультация для родителей) Уважаемые родители! Давайте подумаем, что мы вкладываем в понятие эстетическое развитие личности ребенка.

Фотозарисовка «Капельки дождя, как украшения подаренные природой. Региональный компонент»Фотозарисовка «Капельки дождя, как украшения подаренные природой. Региональный компонент» Вчера у нас целый день шел дождь. А, как хороша природа после дождя. Вокруг деревья, кустарники, цветы, стряхивают с себя оставшиеся капли.

Мини–музей тряпичной куклы «Берегиня». Региональный компонент в системе работы педагога ДОУМини–музей тряпичной куклы «Берегиня». Региональный компонент в системе работы педагога ДОУ В рамках реализации регионального компонента мною, был разработан проект «Народная кукла» и создание мини музея тряпичной куклы «Берегиня»,.

НОД по познанию в средней группе «Птицы Удмуртии» региональный компонент НОД по познанию в средней группе «Птицы Удмуртии» (региональный компонент)[/b] Цели: •Расширение кругозора и представления об окружающем.

Принцип эмоционального освоения в художественно-эстетическом образовании Принцип эмоционального освоения. Сегодня дошкольное образование обращает особое внимание на развитие эмоциональной сферы ребёнка. Это нашло.

Региональный компонент. Тематическая неделя «Родной мой край Урал»Региональный компонент. Тематическая неделя «Родной мой край Урал» Цель: продолжение знакомства с родным краем, жизнью уральского писателя и приобщение детей старшего дошкольного возраста к творчеству.

Роль воспитателя в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста Воспитатель осуществляет в основном всю педагогическую работу в дошкольном учреждении, а следовательно, он не может оставаться в стороне.

Сценарий окружного конкурса «Воспитатель года — 2019» региональный компонент Звучат фанфары. Ведущий: Здравствуйте, уважаемые коллеги и дорогие гости! Давайте поприветствуем друг друга на самом творческом мероприятии,.

Библиотека изображений:

Публикация Выступление воспитателя «Национально-региональный компонент в художественно-эстетическом воспитании» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Ващенко Олеся Александровна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Выступление воспитателя «Национально-региональный компонент в художественно-эстетическом воспитании»
Опубликовано: 8 июня 2020 в 18:26
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД