Папки-передвижки

Сенсорное развитие — фундамент умственного развития детей младшего дошкольного возраста

Ольга Васильева
Сенсорное развитие — фундамент умственного развития детей младшего дошкольного возраста

1 слайд.

Добрый день, уважаемые коллеги! Тема нашего выступления: «Сенсорное развитие - фундамент умственного развития детей младшего дошкольного возраста».

2 слайд.

Мы представляем вашему вниманию практико-ориентированный материал и будем придерживаться следующего плана:

• выясним, что такое умственное развитие и почему оно невозможно без сенсорного развития;

Публикация «Сенсорное развитие — фундамент умственного развития детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

• узнаем, почему младший дошкольный возраст – ключевой для сенсорного развития;

• и в заключение мы поговорим о трех направлениях сенсорного развития.

3 слайд.

Умственное развитие ребенка – широкое понятие, которое относится ко всей мыслительной сфере человека. К ее качественным и количественным преобразованиям во времени.

Умственное развитие происходит в тесной связи с другими людьми и с окружающей средой. Ребенок не может развиваться без познания этого мира, а главный процесс познания – это восприятие.

4 слайд.

Воспринимая этот мир, мы получаем опыт, на основании которого делаем выводы, умозаключения и развиваем все психическое процессы. То есть накапливаем информацию и научаемся ею пользоваться. Развитие восприятия – это и есть сенсорное развитие, для которого возраст до 4 лет – наиболее чувствителен.

5 слайд.

Воздействие взрослого на этом этапе детства через создание развивающей среды и целенаправленное обучение – эффективно и своевременно.

6 слайд.

Буквально пару слов посвятим разнице в терминах «сенсОрный» или «сЕнсорный». Это важно, ведь оба слова верные, но в разных ситуациях.

7 слайд.

Ребенок 3-4 лет находится на стыке возрастных периодов развития, когда одна ведущая деятельность (предметно-манипулятивная) сменяется другой (игровой). Но игра пока находится на уровне режиссерской и очень напоминает ту же предметную деятельность.

Также для всех видов деятельности в этом возрасте характерно добавление такого этапа деятельности как замысел. У деятельности есть три этапа: замысел, процесс и результат. Для освоения каждого из них есть свой чувствительный период. До трех лет ребенок активно осваивал «процесс», цель и результат деятельности его мало интересовали. Теперь же важно иметь идею, замысел. В 3-4 года этот этап только появляется, важно стимулировать его развитие.

А процесс – все еще главный этап. И вся сенсорная деятельность – это процесс, активное погружение в ощущения. То есть опять мы говорим о восприятии как ведущем процессе познания в младшем дошкольном возрасте. И тело, органы чувств – главные в восприятии. Ребенок должен иметь возможность менять положение в пространстве, касаться разными способами, кусать и облизывать, нюхать, смотреть, слышать.

8 слайд.

Теперь поговорим о направлениях сенсорного развития. Говоря о сенсорном развитии, часто имеют ввиду только обучение ребенка цветам, формам и величинам. Но это понятие намного шире, и мы предлагаем рассматривать сенсорное развитие в виде данной модели.

Первое, о чем стоит говорить – это сенсорная интеграция. Это процесс, когда мозг учится одновременно качественно обрабатывать разные виды ощущений для адекватной ответной реакции организма.

Это о теле ребенка в целом. И самые важные ощущения – это вестибулярные от органа равновесия (где моя голова относительно земли) и проприоцептивные от мышц и суставов (где мои руки и ноги относительно головы). Владение своим телом и его гармоничное ощущение – база для обучения и адекватного поведения.

9 слайд.

Сенсорная интеграция стимулируется специалистами с помощью специального оборудования. Но в обычной жизни лучший способ ее поддержать – дать детям возможность спонтанной двигательной активности.

В группе: валяться на полу, ползать под столами и стульями и по ним, заматываться в ткани, одеяла, надевать костюмы, устраивать домики, лазейки, кататься и качаться на одеялах, бороться и толкаться с другими детьми, падать, заворачиваться в половик, заползать под мат, смотреться в зеркала (в том числе кривые, гримасничать.

На улице: бегать, прыгать, ползать, падать, валяться, кататься по земле и на каруселях, качаться, забираться на препятствия, переползать, перепрыгивать, бегать по лужам и грязи, кричать.

То есть это активность, связанная с крупной моторикой.

10-12 слайды.

А если мы говорим о мелкой моторике, то это сенсорная деятельность. Она позволяет получить опыт посредством разных органов чувств.

И затем, когда мы даем названия явлениям, изученным на сенсорном опыте, они точно будут усвоены ребенком лучше, чем без такого опыта. Поэтому обучение сенсорным эталонам – это вершина реальной практической деятельности ребенка.

Самые очевидные сенсорные эталоны – это 7 цветов спектра и геометрические фигуры.

Какой опыт к ним подведет: сенсорные коробки с разным цветным материалом. Например, с гидрогелем, как на фото. Или цветными крупами, песком, макаронами, мозаикой, пуговицами. Так как дети уже не раннего возраста, то в сенсорную коробку стоит добавить персонажей для режиссерской игры.

13-14 слайды.

Игры с цветной водой. Красить воду можно как в крупных, так и в мелких емкостях. Зимой можно взять окрашенную воду на улицу в пульвелизаторах и окрасить снег. Снег можно красить и в условиях группы, набрав его в контейнер.

15 слайд.

Игры со светом. Многие игрушки и предметы преломляют и окрашивают свет. Можно использовать проектор, солнечные лучи. Можно раскрасить пластиковые бутылки и светить сквозь них фонариком.

16 слайд.

Чтобы изучить с детьми эталоны формы, стоит регулярно организовывать наблюдение и беседы об окружающем пространстве. Например, ввести в привычку рассматривать потолок, пол, стены, двери, мебель, посуду. Задавать вопросы: что похоже на шкаф, на тарелку, какие еще предметы такой же формы, что совсем не похоже по форме?

17-18 слайды.

Очень нравятся детям подвижные игры типа «найди в группе». Можно искать определенные формы, углы и линии у предметов. В том числе с помощью заранее изготовленных пустых рамок разных форм. В них смотрят на пространство, как на картину.

В рамках можно и выкладывать мозаики, делать поделки, рисовать рисунки.

Полезный опыт для изучения формы – «рисовать» пальцем на теле другого человека, «лепить» из тела. Потом угадывать, что получилось.

19 слайд.

Еще одна группа сенсорных эталонов – это величина и связанная с ней система мер.

Предлагая детям опыт по изучению длины, ширины, высоты, пространственных отношений, веса предметов мы должны помнить, что идем всегда от ребенка, его размера. Он – мера измерения.

Иногда и буквальная. Можно измерить любой предмет в целых детях или их частях тела. (Например, мы с моей семьей измерили, толщина ворот Петропавловской крепости – 56 Андрюшек в возрасте 5 лет и 48 Андрюшек в возрасте 12 лет.)

20 слайд.

Но чаще всего ребенок – косвенная мера измерения, центр восприятия. Поэтому важно при изучении высоты строить не только из мелкого, но и из крупного материала, когда дети меньше, чем постройка.

При изучении ширины детям нужно мерять на себя широкие и узкие наряды, пролезать в широкие и узкие игровые туннели, играть в коллективные игры типа каравай, создавая широкий и узкий круг.

Изучая расстояние, направление, длИны, нужно так же начинать от ребенка, чтобы он сначала бегал, кидал, смотрел далеко и близко, вверх и вниз.

Потом на этот личный опыт нанижется словарный запас для его обозначения. И есть статистика, что люди запоминают 90% от того, что сказано или написано по поводу их действия.

21 слайд.

Еще один сенсорный эталон – это неречевые звуки и звуки речи.

Можно включать в деятельность с детьми такие игры как «кто сейчас сказал», «что сейчас звучало», «в каком порядке звучало», «что неправильно звучало».

Отличная простая игра – звучащие сказки. Во время чтения сказок мы присваиваем персонажам или их действиям различные звуки, ритмы, возгласы и поручаем эти звуки конкретным детям, которые в нужный момент их воспроизводят.

22 слайд.

Не будем забывать и об эталонах вкуса и обоняния.

В детском саду часто обсуждают с детьми меню, названия и состав блюд. Но редко обсуждают оттенки вкуса. Хорошо включить этот момент в ежедневные рутины. И выходить за рамки вкусно- не вкусно, говорить о нюансах.

23 слайд.

Для обеспечения обонятельного опыта можно готовить тесто для лепки с разной плотностью, сенсорным наполнением в виде риса, фасоли, гороха, и разными запахами.

Проверенный рецепт теста мы предлагаем вам в копилку.

24 слайд.

Можно изготовить пахучие баночки или киндер-яйца, когда внутрь приклеивается ватка, на нее капается эфирное масло или духи.

25 слайд.

Таким образом, в условиях детского сада можно существенно обогатить сенсорный опыт детей младшего дошкольного возраста и сделать их обучение очень интересным и насыщенным.

Спасибо за внимание!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Кто спрятался в кружочках?» Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возрастаДидактическая игра «Кто спрятался в кружочках?» Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста Развитие сенсомоторных навыков – главная задача в воспитании детей младшего дошкольного возраста. Первый сенсорный опыт дети получают.

Консультация для педагогов «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста»Консультация для педагогов «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста» Консультация для педагогов «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста» Подготовил: воспитатель МКДОУ ДС №14 «Колокольчик» Г. А. Некрасова.

Родительское собрание в форме мастер-класса «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях»Родительское собрание в форме мастер-класса «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях» «РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ».Мастер – класс для родителей по теме: "Сенсорное развитие" I младшая группа. Цель мастер-класса:помочь родителям.

Мониторинг «Сенсорное развитие детей младшего возраста» ФИО воспитателя Дата проведения (октябрь, май) - Критерии: I. Познавательная сфера: 1. Ориентируется в 3 величинах (большой, средний,.

Отчёт (фото) по теме: «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством техник нетрадиционного рисования».Отчёт (фото) по теме: «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством техник нетрадиционного рисования». Уважаемые коллеги, хочу представить вашему вниманию отчёт проделанной работы по теме: «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста.

Самообразование воспитателя «Сенсорное развитие детей раннего и младшего возраста посредством дидактических игр» Введение Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме,.

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в познавательно-исследовательской деятельностиСенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в познавательно-исследовательской деятельности Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования.

Сенсорное развитие ребёнка — это способ познания окружающего мира. Дидактические игры для младшего дошкольного возрастаСенсорное развитие ребёнка — это способ познания окружающего мира. Дидактические игры для младшего дошкольного возраста Сенсорное развитие ребёнка – это способ познания окружающего мира, в основе которого лежит работа органов чувств. Зрительное восприятие.

Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возрастаСенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста Сенсорное воспитание служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического,.

Сказки о животных как средство умственного воспитания детей младшего дошкольного возраста. Консультация для воспитателей Одним из самых распространенных литературных жанров, с которым дети знакомятся еще с раннего детства, являются сказки о животных. И начинаем.

Библиотека изображений:

Публикация Сенсорное развитие — фундамент умственного развития детей младшего дошкольного возраста (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Ольга Васильева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Сенсорное развитие — фундамент умственного развития детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 27 апреля 2023 в 12:14
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД