МААМ-картинки

Опыт работы «Психолого-педагогическое сопровождение детей с особыми образовательными потребностями»

Наталья Бикметова
Опыт работы «Психолого-педагогическое сопровождение детей с особыми образовательными потребностями»

«Презентация адаптированной образовательной программы ребенка с ограниченными возможностями»

Добрый день, уважаемые коллеги!

Я, Бикметова Наталья Александровна, воспитатель старшей группы. В последнее время, к большому сожалению, увеличивается число детей с особыми образовательными потребностями. Одной из наиболее распространённых проблем в развитии, порождающих эти потребности, является задержка психического развития (ЗПР). Так и нашу группу посещает ребенок со статусом «ребенок – инвалид». Ребенок находится в нашей группе второй год, ему требуется особое внимание. При поступлении ребенка, нам были предоставлены следующие документы: справка об инвалидности и индивидуальная программа реабилитации (ИПРА, в которой не было рекомендаций по поводу обучения ребенка. Вначале ребенок занимался наравне со всеми детьми по образовательной программе ДО. Но наблюдая за ребенком во время занятий, в течении дня, анализируя его работы, мы пришли к выводу, что ребенок не усваивает материал образовательной программы и ему требуется адаптированная индивидуальная программа. После беседы с родителями ребенка, ребенок посетил Центральную психолого-медико-педагогическую комиссию Оренбургской области.

Публикация «Опыт работы „Психолого-педагогическое сопровождение детей с особыми образовательными потребностями“» размещена в разделах

I. Согласно рекомендациям комиссии, нами была разработана Адаптированная образовательная программа для индивидуального обучения ребенка-инвалида с особыми образовательными потребностями (ЗПР, презентацию которой мы хотим вам предложить.

II. Для разработки Адаптированной образовательной программы для индивидуального обучения ребенка-инвалида с особыми образовательными потребностями нами изучена нормативно-правовая база федерального уровня, названия которой вы сейчас можете видеть на экране.

Непосредственно в нашей образовательной организации разработано Положение адаптированной программе, утвержденное приказом директора школы №7 Карасевой О. Н. и принято на педагогическом совете.

Кроме того, с родителями (законными представителями) ребенка заключено дополнительное соглашение к договору об образовании о том, что ребенок будет обучаться по Адаптированной образовательной программе для индивидуального обучения ребенка-инвалида с особыми образовательными потребностями. Родители дали свое согласие, написав заявление и подписав согласие на обучение ребенка по Адаптированной образовательной программе для индивидуального обучения ребенка-инвалида с особыми образовательными потребностями.

Сейчас ребенок, по рекомендации ЦПМПК Оренбургской области, посещает детский сад всего два часа в присутствии тьютера (мамы).

III. В Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (глава 1 ст. 28) дается определение Адаптированной образовательной программе. Согласно этому определению: «Это образовательная программа, адаптированная для обучения воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (задержка психического развития) с учетом их психофизического развития, индивидуальных возможностей и обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц, разрабатываемая, утверждаемая и реализуемая в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования

IV. Адаптированная образовательная программа для индивидуального обучения ребенка – инвалида с особыми образовательными потребностями (ЗПР) создана на основе

образовательной программы ГДО МАОУ «СОШ №7» г. Сорочинск

Программа составлена с учетом индивидуальных, возрастных и специфических особенностей ребенка.

Ее целевое назначение заключается в направленности на преодоление несоответствия между процессами обучения ребенка по образовательной программе и его реальными возможностями, исходя из структуры нарушения, познавательных потребностей и возможностей

V. Сруктуру Программы вы сейчас видите на экране, она включает в себя:

1. Целевой раздел Программы

2. Содержательный раздел Программы

3. Организационный раздел Программы

4. Литература

5. Приложения

VI. Переходим к целевому разделу Программы. Целевой раздел Программы представлен следующими пунктами, это:

Пояснительная записка

Нормативно-правовая база Программы.

Характеристика ребенка

Цель и задачи программы

Принципы построения и реализации Программы

Ожидаемые результаты реализации Программы

VII. Цель и задачи Программы ставились нами с учетом индивидуальных особенностей развития ребенка, кроме того учитывалось то, что ребенок – двуязычный (русский и азербайджанский)

Цель программы: Формирование психологического базиса для полноценного развития личности, создание зоны ближайшего развития для преодоления недостатков интеллектуальной деятельности ребенка с задержкой психического развития.

Задачи программы:

Обеспечить развитие ребенка в условиях специально организованной образовательной среды в ДОО, учитывающей возрастные и индивидуальные особенности развития ребенка с ЗПР и в соответствии с медицинскими рекомендациями.

Пробудить познавательную и творческую активность ребенка.

Развивать непроизвольные внимание и память, различные виды восприятия.

Способствовать развитию речи, формировать у ребенка способы речевого отображения представлений об окружающем мире и самом себе в условиях нарушенного речевого развития.

Совершенствовать моторные функции.

Формировать навыки произвольного поведения.

VIII. Содержательный раздел Программы

Представляет общее содержание Программы, обеспечивающее полноценное развитие личности ребенка и включает в себя описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти направлениях образовательных областях :

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Образовательная область «Познавательное развитие»

Образовательная область «Речевое развитие»

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Образовательная область «Физическое развитие»

IX. В Организационный раздел Программы входят:

• Распорядок и режим посещения ДОО ребенком-инвалидом с ОВЗ.

По рекомендации ЦПМПК г. Оренбурга ребенок ежедневно находится в детском саду только 2 часа, в присутствии тьютера – мамы ребенка. Это время посвящено не только ООД, но и совместной деятельности (рисование, лепка, аппликация, самостоятельной деятельностью, а также прогулке (где реализуется социально-коммуникативная область).

• Научно-методическое обеспечение Программы

Методы и приемы организации обучения ребенка-инвалида с ЗПР

Практические методы

- постановка практических и познавательных задач;

- целенаправленные действия с дидактическими материалами;

- многократное повторение практических и умственных действий;

- наглядно-действенный показ (способа действия, образца выполнения);

- подражательные упражнения;

- дидактические игры;

- алгоритмы;

- карточки-напоминалки;

- создание условий для применения полученных знаний, умений и навыков в общении, предметной деятельности, в быту.

- Наглядные методы

- обследование предметов (зрительное, тактильно-кинестетическое, слуховое, комбинированное);

- наблюдения за предметами и явлениями окружающего мира;

- рассматривание предметных и сюжетных картин, фотографий.

- Словесные методы

- речевая инструкция, беседа, описание предмета;

- указания и объяснение как пояснение способов выполнения задания, последовательности действий, содержания;

- метод аудирования (записанный на аудиокассету голосовой и речевой материал для прослушивания ребенком);

- вопросы как словесный прием обучения (репродуктивные, требующие констатации; прямые; подсказывающие)

• Кадровые условия реализации Программы

Для достижения положительных результатов с ребенком занимаются следующие специалисты:

1. Воспитатель (Диагностика. Рисование, лепка, аппликация, художественный ручной труд, конструирование. Игровая деятельность. Прогулка. Индивидуальная коррекционная деятельность).

2. Музыкальный руководитель. (Диагностика. Музыкальные занятия. Музыкотерапия. Индивидуальные коррекционные занятия. Праздники, развлечения, досуг. Коррекционная ритмика. Работа с семьей)

3. Педагог – психолог. (Диагностика. Развитие эмоционально-волевой сферы. Музыко-терапия, сказко-терапия, песочная терапия. Игровая деятельность. Работа с семьей.)

4. Учитель– логопед. (Диагностика. Формирование звуковой культуры речи. Артикуляционная гимнастика. Формирование лексико-грамматической категории речи. Развитие связной речи. Обучение грамоте. Индивидуальные коррекционные занятия. Работа с семьей.)

5. Инструктор физического воспитания. (Диагностика. Физкультурные занятия, Коррекционная ритмика. Развлечения, досуг. Индивидуальная коррекционная работа. Игровая деятельность. Работа с семьей.)

6. Тьютер. (Совместная работа с воспитателем и специалистами).

Все педагоги взаимодействуют как с ребенком и его семьей, так и друг с другом.

• Материально-технические условия реализации Программы

• Принципы построения развивающей предметно-пространственной среды для ребенка-инвалида с ЗПР

X. Литература и Приложение

В разделе «Литература» дан список литературы необходимый для изучения при составлении Адаптированной образовательной программы для индивидуального обучения ребенка-инвалида с особыми образовательными потребностями (ЗПР)

В разделе «Приложение» мы поместили отсканированные документы на ребенка-инвалида:

- Заключение Центральной психолого-педагогической комиссии Оренбургской области

- Представление воспитателя на ребенка дошкольного возраста

- Психологическое представление на ребенка дошкольного возраста

- Представление учителя-логопеда на ребенка дошкольного возраста

Кроме этого, в «Приложении» помещены:

- «Особенности логопедической работы с детьми, овладевающими русским (неродным) языком

- Рекомендации родителям по взаимодействию с ребенком «Обеспечение охранительного режима в период обучения»

XI. Принципы построения и реализации Программы

так как Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования (ФГОС ДО, по детям дошкольникам с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) еще не разработан, то мы, составляя эту программу, опирались на ФГОС начальных классов для детей с ОВЗ и ФГОС ДО и руководствовались самым главным принципом «НЕ НАВРЕДИ!»

Кроме этого содержание адаптированной образовательной программы определяют следующие принципы:

• Соблюдение интересов ребенка. Принцип определяет позицию учителя-логопеда, который призван решать проблему ребенка с максимальной пользой в его интересах.

• Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ОВЗ, а так же всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребенка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.

• Непрерывность. Принцип гарантирует ребенку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до решения проблемы или определения подхода к ее решению.

• Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ОВЗ защищать права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями).

XII. Основополагающими подходами к построению образовательной деятельности в рамках Программы стали:

• системно-деятельностный подход, обеспечивающий системное целенаправленное обучение детей с учетом психолого-возрастных особенностей ребенка и присущие этим особенностям формы деятельности : игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы, музыкальная, двигательная. Данный подход предоставляет детям возможности самим открывать новые знания, выстраивать их в систему, применять их на практике, формирует умение рефлексировать, нацелен на развитие личности, помогает раскрепостить детей, развивать у них самостоятельность, творческое мышление.

• гуманитарный подход, позволяющий рассматривать развитие личности ребенка, как главную цель образовательной деятельности. Данный подход предполагает обращенность к личности ребенка через неукоснительное соблюдение его прав, обеспечение его интересов; удовлетворение его потребностей, т. е. становление в каждом ребенке субъектности.

• культурологический подход рассматривается нами в рамках программы как интегративный метод системной организации целостного образовательного процесса, обеспечивающего формирование личности ребенка как субъекта культуры, как целостной личности, базирующейся на истинных ценностях мировой и национальной культуры.

XIII. Учебный план, составленный на основе образовательной программы, для детей старшей группы и находящиеся в детском саду полный день, согласно САНПиНу состоит из 15 занятий в неделю.

Учебный план, составленный на основе Адаптированной образовательной программы для индивидуального обучения ребенка – инвалида с особыми образовательными потребностями, состоит из 10 занятий в неделю, это связано еще и с тем, что ребенок посещает образовательное учреждение всего 2 часа в день.

В старшей группе предусмотрено:

три занятия по познавательному развитию, из них одно занятие ребенок занимается с педагогом – психологом;

два занятия по речевому развитию, из них одно занятие с ребенком занимается учитель-логопед.

На музыкальных и физкультурных занятиях ребенок присутствует со всей группой, сопровождается тьютером или воспитателем. Но при условии, что ребенок справляется и это не доставляет ему психологического дискомфорта. Если ребенок не может заниматься со всей группой, необходимо искать возможности для индивидуальных занятий. Длительность занятий определяется по состоянию здоровья: если мы видим, что ребенок утомился и ему трудно заниматься 25 минут, то можно сократить время.

XIV. Хотелось бы отметить, что родители таких детей – особая каста и с ними проводится индивидуальная работа. Очень часто родители не хотят афишировать болезнь и диагноз ребенка, поэтому мы предлагаем вашему вниманию лишь небольшой фрагмент занятия.

В заключении своего выступления, хотелось бы сказать, что время диктует свое, в связи с этим необходимо уметь перестраиваться и отвечать на вызовы времени. Может у нас не совсем еще все получается, но мы надеемся, что работа по Адаптированной образовательной программе для индивидуального обучения ребенка – инвалида с особыми образовательными потребностями поможет ребенку в его дальнейшей жизни.

Благодарю за внимание!

Прикреплённые файлы:

prezentacija-aop_qcm4h.pptx | 102,19 Кб
 
Публикации по теме:

Опыт работы «Духовно-нравственное воспитание детей в ДОУ» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 10 «Березка». Сообщение из опыта работы на тему: «Духовно – нравственное.

Опыт работы «Элементы литотерапии в здоровьесбережении детей»Опыт работы «Элементы литотерапии в здоровьесбережении детей» В настоящее время многие педагоги ищут новые нетрадиционные методы и подходы в здоровьесбережении детей. Я решила использовать минералы.

Групповое психолого-педагогическое мероприятие с детьми с ОВЗ и их родителями Цель: формирование и развитие социально-коммуникативных навыков у детей с ОВЗ; Задачи: - развитие умения действовать по инструкции педагога.

Опыт работы «Адаптация детей 3 лет к детскому саду»Опыт работы «Адаптация детей 3 лет к детскому саду» Начинала я работу в детском саду, наверное как и многие, с детьми ясельного возраста. Дети все разные кто-то общительный, кто-то замкнутый,.

Консультация «Социально-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях реализации междисциплинарного подхода» Социально-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях реализации междисциплинарного подхода в ДОО компенсирующего вида. Проблема.

Опыт работы «Нравственно-патриотическое воспитание детей»Опыт работы «Нравственно-патриотическое воспитание детей» Презентация "Нравственно - патриотическое воспитание детей". 1 слайд Нравственно - патриотическое воспитание детей является одной из основных.

Опыт работы «Учите детей рисовать животных»Опыт работы «Учите детей рисовать животных» Изучение животного мира-важная задача для рисующего. Всякий, кто присматривался к животным знает, как красивы формы и расцветки зверей, как.

Психолого-педагогическое сопровождение и коррекция тревожных детей среднего дошкольного возраста в ДОУ Подготовила и провела исследование Кокорина И. Н. На современном этапе детский сад становится одним из определяющих социальных условий формирования.

Сидим дома с пользой: творчество детей к 9 Мая (опыт работы)Сидим дома с пользой: творчество детей к 9 Мая (опыт работы) Приближается великая и важная для нашей страны дата – 75 лет Великой Победы. С каждым годом всё меньше остаётся тех, кто каждый день, каждую.

Содержание психолого-педагогической работы с сенсорным оборудованием с дошкольниками Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Психолого-педагогическое сопровождение детей с особыми образовательными потребностями»
Опубликовано: 12 августа 2020 в 21:11
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
25 мая. День филолога. Передвижка «Учимся пересказывать»

Ребенок любит слушать, когда ему читают, а пересказать любимую сказку или рассказ не может. Как научить его пересказу, ведь умение пересказывать необходимо и в обычной жизни, и в школьном обучении.

24 мая. День славянской письменности и культуры. Передвижка «Славянская письменность»

Ежегодно 24 мая славяне отмечают праздник — День славянской письменностии культуры. В этот день вспоминаются заслуги братьев Кирилла и Мефодия – создателей славянской азбуки, просветителей славянского...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД