Получи документы

Возрастные особенности детей дошкольного возраста

Мария Макарова
Возрастные особенности детей дошкольного возраста

Всякий возраст уникален, интересен, очень мил!

Каждый маленький ребёнок нас прогрессом изумил!

Детки-пуговки и крохи к нам приходят в детский сад!

Малышу в цветных штанишках воспитатель очень рад!

Был вчера забавной крохой, стал «профессором» сегодня.

Год ходил в смешных колготках, говорит: «Теперь не модно»!

В младшей группе наши дети ищут мам и там, и тут.

И на садиковской кашке на глазах быстрей растут!

В группу среднюю приходят, научившись танцевать,

Публикация «Возрастные особенности детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Одеваться, умываться, по часам в кроватке спать!

В старшей группе все артисты, образованы, учёны!

Крепко дружат, верят в сказки и играют увлечённо!

А потом «подготовишки» смотрят, будто свысока:

Все хотят скорее в школу, не пускают их пока.

Уже в школе вспоминают и, вздыхая, говорят:

«Сон, еда, друзья, игрушки – эх, вернуться б в детский сад!»

( автор : Макарова Мария Васильевна)

Дошкольный возраст является периодом интенсивного формирования психики на основе тех предпосылок, которые сложились в раннем детстве.

На педагогах и родителях лежит большая ответственность за воспитание и обучение дошкольника. Дети дошкольного возраста, как губки, способны впитывать предлагаемую информацию, в этот период закладываются черты характера, происходит развитие ребенка как личности.

Дошкольный период является возрастом первоначального формирования физических и психических качеств, необходимых человеку в течение всей последующей жизни. Особенностью этого периода, отличающей его от других, последующих этапов развития, является то, что он обеспечивает именно общее развитие, служащее фундаментом приобретения в дальнейшем любых специальных знаний и навыков и усвоения различных видов деятельности. Большое значение имеют поддержка и развитие качеств, характерных для этого возраста, так как создаваемые им особые условия больше не повторятся и то, что ребенок «не получит» в этот период, наверстать в дальнейшем окажется трудно или вовсе невозможно. Судьба любого человека во многом зависит от того, как прошло у него дошкольное детство.

Изучение возрастных особенностей развития детей дошкольного возраста нужно для того, чтобы правильно построить воспитательно-образовательный процесс, как в семье, так и в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Младший дошкольный возраст (от 3 до 4 лет) – важнейший период в развитии дошкольника : в это время происходит переход ребенка к новым отношениям со взрослыми, сверстниками, с предметным миром.

Три года – это возраст, который можно считать рубежом развития ребенка с момента его рождения. Основные потребности в этом возрасте – потребность в общении, уважении и признании.

В этом возрасте очень ярко выражается желание делать все по-своему. Ребенок пытается установить со взрослыми новые, более глубокие отношения. Наступает «кризис трех лет», когда малыш, недавно такой послушный, начинает настаивать на своем требовании, проявляет упорство в достижении своих целей. Взаимоотношения ребенка и взрослого должны измениться в направлении предоставления малышу большей самостоятельности и обогащения его деятельности новым содержанием. Особенно важную роль приобретает взаимодействие со взрослым, в общении с ним малыш получает интересующую его информацию, удовлетворяет свои познавательные потребности.

У малышей этого возраста возникает острая потребность общаться не только с мамой, членами семьи, воспитателем, но и с ровесниками. Игра становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. В играх возникают первые «творческие» объединения детей. В игре ребенок берет на себя определенные роли и подчиняет им свое поведение. В этом проявляется интерес маленького человека к миру взрослых, которые выступают для него в качестве образца поведения, обнаруживается стремление к освоению этого мира. Совместные игры детей начинают преобладать над индивидуальными играми и играми рядом. Взрослым необходимо помнить о том, что в этом возрасте ребенку достаточно поиграть 10-15 минут, потом ему хочется переключиться на что-то другое. В этом заключается особенность данного возрастного периода.

Открываются новые возможности для воспитания у детей доброжелательного отношения к окружающим, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию. В игре, продуктивных видах деятельности (рисовании, конструировании) происходит знакомство ребенка со свойствами предметов, развиваются его восприятие, мышление, воображение, а также ребенок активно осваивает речь, придавая словам свой особенный смысл. Резко возрастает любознательность детей. В этом возрасте происходят существенные изменения в развитии речи: значительно увеличивается запас слов, появляются элементарные виды суждений об окружающем, которые выражаются в достаточно развернутых высказываниях.

В этом возрасте начинает развиваться самооценка, продолжает развиваться половая принадлежность «я – мальчик», «я – девочка».

Средний дошкольный возраст (от 4 до 5 лет). Пятый год жизни является периодом интенсивного роста и развития организма ребенка. Движения стали значительно более уверенными и разнообразными.

Дошкольники испытывают острую потребность в движении. В случае неудовлетворения этой потребности, ограничения активной двигательной деятельности они быстро перевозбуждаются, становятся непослушными, капризными. Поэтому в средней группе особенно важно наладить оптимальный двигательный режим, насытить жизнь детей разнообразными подвижными играми, танцевальными движениями под музыку, хороводными играми. Заметив перевозбуждение ребенка, необходимо переключить его внимание на более спокойное занятие. Это поможет ребенку восстановить силы и успокоиться.

Дети в этом возрасте учатся планировать свои действия. Особое значение приобретает совместная сюжетно-ролевая игра, также дидактические и подвижные игры. В этих играх у детей формируются познавательные процессы, развивается наблюдательность, умение подчиняться правилам, складываются навыки поведения, совершенствуются основные движения. Дети начинают проявлять интерес к своим сверстникам как к партнёрам по игре. Мнение сверстника приобретает особую значимость. Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, появляются постоянные партнеры по игре. В группах начинают появляться лидеры.

Наряду с игрой, у детей пятого года жизни интенсивно развиваются продуктивные виды деятельности, особенно изобразительная и конструктивная. Намного разнообразнее становятся сюжеты их рисунков и построек, хотя замыслы остаются еще недостаточно отчетливыми и устойчивыми.

Дети в этом возрасте приобретают умения исследовать предметы, выделять в них части, устанавливать соотношение между этими частями. Появляется новое умение обобщать свойства предметов, устанавливать связи и отношения между предметами и событиями. У детей наблюдается повышенный интерес к устройству вещей, причинам наблюдаемых явлений, зависимости между событиями, что влечет за собой интенсивное увеличение вопросов к взрослому: как, зачем, почему? Дошкольники пытаются сами найти ответы на вопросы, но не всегда успешно. Взрослые не должны оставлять без ответа вопрос ребенка, так как это может привести к негативным проявлениям в поведении ребенка: он может замкнуться в себе, проявлять упрямство, непослушание.

У дошкольников начинает развиваться образное мышление, они могут строить по схемам, решать задачи с лабиринтами. Устойчивость внимания увеличивается, он может сосредоточенно заниматься какой-то деятельность в течение 15-20 минут.

На пятом году жизни дети активно овладевают связной речью, могут пересказывать небольшие рассказы, рассказывать об игрушке, картинке, о некоторых событиях из личной жизни.

В общении ребенка и взрослого ведущим становится познавательный мотив.

В старшем дошкольном возрасте (с 5 до 6 лет) дети начинают ощущать себя самыми старшими среди других детей в детском саду. Характерной особенностью этого возраста является появление интереса к проблемам, выходящим за рамки детского сада и личного опыта. Старшие дошкольники начинают проявлять интерес к будущему школьному обучению. Перспектива школьного обучения создает особый настрой в гpyппе. Интерес детей к школе развивается естественным путем в общении с воспитателем, через встречи с учителем, совместные дела со школьниками, посещение школы, сюжетно-ролевые игры на школьную тему.

К этому периоду жизни у ребенка накапливается достаточно большой багаж знаний, который продолжает интенсивно пополняться. Ребенок стремится поделиться своими знаниями и впечатлениями со сверстниками, что способствует появлению познавательной мотивации в общении. С другой стороны, широкий кругозор ребенка может являться фактором, позитивно влияющим на его успешность среди сверстников. Необходимо обеспечить условия для развития детской самостоятельности, инициативы, творчества. Важно в этом возрасте предоставлять детям возможность самостоятельного решения поставленных задач, нацеливать их на поиск нескольких вариантов решения одной ситуации, поддерживать детскую инициативу и творчество, демонстрировать детям рост их достижений, вызывать у них чувство радости и гордости от успешных самостоятельных действий.

Нравственное развитие старшего дошкольника во многом зависит от степени участия в нем взрослого, так как именно в общении со взрослым ребенок узнает, осмысливает и интерпретирует нравственные нормы и правила. У ребенка необходимо формировать привычку нравственного поведения. Этому способствует создание проблемных ситуаций и включение в них детей в процессе повседневной жизни.

Появляется интерес к арифметике и чтению. Основываясь на умении представлять что-либо, ребенок может решать простые геометрические задачи. Ребенок уже может запомнить что-либо целенаправленно.

Старший дошкольник способен различать весь спектр человеческих эмоций, у него появляются устойчивые чувства и отношения. Формируются «высшие чувства» : интеллектуальные, моральные, эстетические.

Ha фоне эмоциональной зависимости от оценок взрослого у ребенка развивается притязание на признание, выраженное в стремлении получить одобрение и похвалу, подтвердить свою значимость.

Нравственное развитие старшего дошкольника во многом зависит от степени участия в нем взрослого, так как именно в общении со взрослым ребенок узнает, осмысливает и интерпретирует нравственные нормы и правила. У ребенка необходимо формировать привычку нравственного поведения. Этому способствует создание проблемных ситуаций и включение в них детей в процессе повседневной жизни.

Условием полноценного развития старших дошкольников является содержательное общение со сверстниками и взрослыми. Знание своих возможностей и особенностей помогает прийти к пониманию ценности окружающих людей.

В старшем дошкольном возрасте (с 6 до 7 лет) движения ребенка становятся более координированными и точными. В коллективной деятельности формируются навыки самоорганизации, взаимоконтроля, увеличивается проявление волевых усилий при выполнении заданий. Ребенок выполняет их уже целенаправленно, и для него важен результат.

Игровые действия становятся более сложными, игровое пространство также усложняется.

Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек.

В конструировании свободно владеют обобщенными способами анализа как изображений, так и построек, не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объемными телами. Уже могут освоить весьма сложные формы сложения из листа бумаги и придумывать собственные.

Восприятие продолжает развиваться. Однако могут встречаться ошибки, когда нужно одновременно учитывать несколько различных признаков.

Внимание становится произвольным. Время произвольного сосредоточения достигает в некоторых видах деятельности 30 минут.

Речь достигает высокого уровня развития. Ребенок не только безошибочно поизносит звуки, но и верно выделяет ударные слоги, изменяет слова по падежам, правильно образует сложные грамматические формы существительных, прилагательных и глаголов, согласует слова в предложении. Может объяснить значение сложных многозначных слов, а также точно выражать свое эмоциональное состояние.

Продолжается личностное развитие. Происходит развитие самосознания ребенка, что позволяет ему более точно и адекватно рассчитывать свои возможности. Он правильно воспринимает отношение к нему других людей.

Ребенок уже способен воспринять количества и множества, он вычленяет образы, пытается проделывать в уме простейшие мыслительные операции. И хочет всё познать.

Жажда к знаниям, один из важных компонентов учебной деятельности ребёнка. Дошкольник должен без какого-либо принуждения охотно выполнять задания, сосредоточенно выслушивая объяснения и разъяснения их, следуя за указаниями взрослых и подражая заданному образцу.

Он должен уже интересоваться не только путями её выполнения и способами действия. Он должен сам оценивать свою работу и контролировать себя.

В подготовительной группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; дети осваивают формы позитивного общения с людьми, развивается половая идентификация, формируется позиция школьника.

К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.

Таким образом, педагогам и родителям необходимо знать и учитывать возрастные особенности детей при их воспитании и обучении, чтобы не допускать ошибок, не травмировать неокрепшую психику и не требовать от них больше, чем это возможно, в то же время не отставать от их реальных возможностей.

Публикации по теме:

Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста Развитие ребенка с каждым годом настолько продвигается вперед, что стоит выделить возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста.

Консультация для педагогов и родителей «Возрастные особенности слуха и голоса детей 4–5 лет» Консультация для педагогов и родителей «Возрастные особенности слуха и голоса детей 4-5 лет» (часть пятая) Уважаемые родители, уважаемые.

Консультация для родителей «Возрастные особенности детей 4–7 лет с ЗПР» Возрастные особенности развития детей с ЗПР 4-5 лет[/b]Развитие моторики Целевые ориентиры нормотипичного развития к 5 годам Движения рук.

Консультация для родителей «Возрастные особенности развития детей 5–6 лет»Консультация для родителей «Возрастные особенности развития детей 5–6 лет» Анатомо-физиологические особенностиВозраст 5—6 лет часто называют «периодом первого вытяжения», когда за год ребенок может вырасти на 7—10.

Памятка для родителей «Возрастные особенности детей 5–6 лет»Памятка для родителей «Возрастные особенности детей 5–6 лет» Это возраст активного развития физических и познавательных способностей ребенка, общения со сверстниками. Игра остается основным способом.

Психологический тренинг для воспитателей «Возрастные особенности детей 4–5 лет»Психологический тренинг для воспитателей «Возрастные особенности детей 4–5 лет» Психологический тренинг для воспитателей "ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ" с использованием кейс-метода и приема социодрамма Цель.

Родительское собрание в старшей группе «Возрастные особенности детей 5–6 лет» Цели: расширение контакта между педагогами и родителями; моделирование перспектив взаимодействия на новый учебный год; повышение педагогической.

Родительское собрание в старшей группе «Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста» Родительское собрание в старшей группе «Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста». Организационное собрание. Тема: «Возрастные.

Консультация «Возрастные особенности детей 4–5 лет. Любознательные «почемучки» Четырёхлетний ребёнок часто задаёт вопрос «Почему?». Ему становятся интересны связи явлений, причинно-следственные отношения. Эмоциональные.

Методические рекомендации «Возрастные особенности развития детей дошкольного возраста с двух до семи лет» Утверждаю: заведующий ДОО ___Ф. И. О. Составила: зам. заведующего по ВМР Ф. И. О. Принято: на заседании педагогического совета ДОО Протокол.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:

Публикация Возрастные особенности детей дошкольного возраста (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Мария Макарова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Возрастные особенности детей дошкольного возраста
Опубликовано: 28 марта 2022 в 18:46
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД