Лучший педагог года

Возможности использования технологии работы со сказкой в формировании ценностных ориентаций у старших дошкольников

Светлана Заболотняя
Возможности использования технологии работы со сказкой в формировании ценностных ориентаций у старших дошкольников

Есть люди, которые любят сказки. Есть люди, которые недооценивают их значение и поэтому говорят, что относятся к ним равнодушно. Они думают, что сказки – это довольно простые истории для развлечения малышей. И это большое заблуждение. Почему? В сказках скрываются сакральные, глубинные знания об общих закономерностях, общих законах жизни, общечеловеческих и духовных ценностях. Дело в том, что сказки несут особенный шифр. Благодаря ему, каждый открывает для себя тот кусочек знаний, к восприятию и применению которого он готов.

Публикация «Возможности использования технологии работы со сказкой в формировании ценностных ориентаций у старших дошкольников» размещена в разделах

Всем нам в детстве читали сказки. Именно со сказки у ребенка начинается знакомство с миром человеческих взаимоотношений и с окружающим миром в целом. Через сказку дети познают свое место в этом мире, получают первые представления о добре и зле, дружбе и предательстве, отваге и трусости, чести и бесчестии, получают представления о тех качествах, которые есть в каждом из нас. И именно сказки помогают нам решить задачу – формирования нравственного иммунитета. Одним из базовых компонентов нравственного иммунитета является система ценностей личности, на основе которой человек принимает какое – либо решение.

Решение – это всегда выбор. В повседневной жизни дети постоянно принимают решения, часто не задумываясь о последствиях. Как сделать этот процесс осознанным?

В этом нам поможет тренинг принятия решений.

ЦЕЛЬ ТРЕНИНГА: развить и закрепить у детей практические навыки осознанного принятия эффективных решений; сформировать творческое здравомыслящее начало.

Все дети мечтают жить как в сказке…

Занавес поднимается, сказка начинается….

И вот. Оказались мы на Распутье. Распутье в сказках к выбору приглашает.

А жизнь — это бесконечная череда выборов.

Итак, полагаю сложно поспорить с тем, что наша жизнь наполнена выборами: что надеть, что поесть, куда пойти, когда лечь спать, что посмотреть, что почитать — это мелочи, но в совокупности они отражают нас, наш стиль жизни, наше мировоззрение. А вот решения серьё знее: с кем жить, кого любить, где учиться, где работать?

Задача героя на Распутье выбрать лучшее для себя, в соответствии со своей индивидуальностью и предназначением.

Данный выбор определяет его будущее, судьбу, если хотите. Он определяет всю дальнейшую жизнь человека.

Чему важно научиться на распутье?

Преодоление тревог и сомнений, научиться отличать нужное от пустого, и понимание, что верный путь – не самый легкий.

Для этого нашим путешественникам нужно уметь прогнозировать. Играем в игру «Что будет, если?»

Когда мы учим детей путём рассуждений прогнозировать последствия выбора, мы помогаем им делать выбор эффективно.

А от нашего придорожного камня, вот такие дороги расходятся.

Предлагаю вам всем вместе отправиться налево.

Налево повернешь – сказки найдешь.

Дорога сказок.

Чтобы понять все сказочные уроки и наставления, нам понадобятся проводники, с которыми мы отправимся в путешествие по сказочным дорожкам.

Давайте знакомится. Наши сказочные наставники.

Перед нами Кот, да не простой а ученый. Этот сказочный персонаж будет сопровождать нас по дороге сказок.

В нашем представлении сложилось, что Кот ученый – это миленький, добренький, умненький котик. Так ли это на самом деле?

Кот-Баюн —один из самых пугающих персонажей славянской мифологии, огромный кот-людоед, обладающий волшебным голосом. Он заговаривает, усыпляет своими сказками подошедших путников и безжалостно убивает. Но тот, кто сможет добыть кота, найдет спасение от всех болезней и недугов — сказки Баюна целебны.

Кот Баюн предлагает детям выбрать, с чем они сегодня хотят познакомиться. Игровая ситуация, выбор сказки, тематика задается с помощью объемного игрового напольного поля «Кубы».

Кубы могут предлагать разные варианты.

1 вариант

1. Сказки о животных;

2. Волшебные сказки;

3. Бытовые сказки;

4. Авторская сказки.

2 вариант (выбор жанра произведения)

1. Сказки;

2. Мифы;

3. Легенды;

4. Притчи.

3 вариант (конкретная тема)

1. Про трудолюбие;

2. Про дружбу;

3. Про верность;

4. Про любовь.

Обычно мы начинаем обсуждение с ответов на вопрос «О чем эта сказка. Далее вспоминаем, что в сказке зашифровано много важной для нас информации, и начинаем игру «Сказочные уроки». Суть ее в следующем. На примере героев сказка хочет научить нас чему – то важному, и мы должны догадаться, чему именно.

Самое важное для нас - создавать ситуацию, в которой ребенок может задуматься над смыслом и неоднозначности ситуации. В этот момент ребенок познает философию жизни: нет однозначных событий, даже внешне неприятная ситуация может через какое – то время обернуться благом.

Основная цель данной дороги показать как персонажи сказок и другие литературные герои сталкиваясь с различными жизненными проблемами, находили выход и решение.

Очень подробно описана схема размышления над сказками и их обсуждения в книге Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева «ПРАКТИКУМ ПО СКАЗКОТЕРАПИИ».

Налево сходили. Теперь приглашаю вас направо.

Направо пойдешь – путь героя обретешь.

И сейчас мы с вами оказались на дороге подвигов. И здесь нашим проводником и наставником будет Богатырь.

Богатырь - персонаж былин, которому присущи великие подвиги, готовый в любой момент прийти на помощь.

На этой дороге Богатырь вместе с детьми составляют образ героя. Узнают, что такое подвиг, самоотверженность, доблесть, мужество, предназначение.

Так же как и предыдущий сказочный проводник, Богатырь предлагает детям выбрать, с чем они сегодня хотят познакомиться. Игровая ситуация задается с помощью объемного игрового напольного поля «Кубы».

Кубы могут предлагать разные варианты.

1. Сказочные герои

2. Герои нашего времени

3. Герои Отечества

4. Герои в мифах

5. Литературный герой

6. Кинематографические герои

7. Героические профессии

8. Герои и знаменитые люди нашего города

9. Города – герои

Специально подобранные игры, произведения литературные и музыкальные, художественные репродукции помогают создать нужную атмосферу, которая помогает, погрузиться в суть заданной темы. Дети оказываются в ситуациях, в которых требуется принятие серьезных решений. Вместе с Богатырем дети сочиняют сказки : «Приглашение к подвигу», «Первый подвиг», «Открытие жизненной тайны». Через рисунки в цвете передают состояние готовности к подвигу, рисуют помощников, способных открыть человеку его предназначение.

Основная цель этой дороги донести до детей, что каждый представляет собой нечто большее, чем он о себе думает.

А вот и прямая дороженька, по ней пойдем, да ответы на вопросы найдем. По этой дороге надо в особых случаях идти. Вот встал перед вами вопрос жизненный, а вы понять, что вам делать никак не можете. Вот тогда за ответом по Дороге вопросов и отправляйтесь. Только знайте все ответы в картинках и сказках спрятаны. Их еще отыскать –распознать надобно. А сопровождать нас по этой дороге будет самый мистический и неординарный персонаж Баба Яга. Баба Яга - обладает магической силой, мудростью, испытывает героя и помогает ему советом.

На этой дороге Баба Яга предлагает детям из «Волшебного сундучка» картинки вынимать, думать, да на вопрос отвечать: «Какая же подсказка для нас в этом рисунке скрывается?», «Чему нас эта картинка научить может, что на этом рисунке полезного для меня?»

Для этой дороги мы используем авторскую методику Т. Зинкевич – Евстигнеевой.

Все знают, что Баба Яга обладает магической силой. Кто же она – колдунья или волшебница? И в чем разница между колдовством и волшебством?

Если мы перенесем метафору волшебства и колдовства во внутренний мир человека, то окажется, что:

волшебство – это способность человека созидательно изменять себя, развиваться, поддерживать в себе особое творческое состояние, формировать позитивные мысле- образы. Важное условие для доброго волшебства - созидательная система ценностей и нравственный иммунитет.

Колдовство – это деструктивное изменение себя, другого, объектов окружающего мира; проявление несформированных нравственного иммунитета и системы ценностей.

Пришло время попрощаться с нашими сказочными помощниками.

Любой сказочный персонаж как художественный образ эмоционально привлекателен, несет ценностные установки, обладает воспитательным и развивающим потенциалом. Поведенческий репертуар сказочных героев может быть рассмотрен как мини - программа морально - нравственного поведения. Но это совсем другая сказка.

И наши сказочные наставники предлагают вам вместе с детьми создать свою мастерскую сказок, где будут рождаться ваши сказки и поучительные истории.

Существует много разных форм и методик работы со сказкой. Мы предложили вашему вниманию свой вариант работы со сказочными произведениями. Особо ценный результат, который мы получаем, в процессе данной работы – это сформированная система ценностей личности, которая поможет ребенку фильтровать любую информацию духовного, ментального или эмоционального характера.

Сказки являются важным воспитательным средством, в течение столетий выработанным и проверенным народом. Жизнь, народная практика воспитания убедительно доказали педагогическую ценность сказок.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Опыт работы «Использование кейс-технологии в рамках ранней профориентации старших дошкольников»Опыт работы «Использование кейс-технологии в рамках ранней профориентации старших дошкольников» Одной из важнейших задач образовательного процесса в ДОУ является социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста, а одним.

Взаимодействие детского сада и семьи в формировании личностной готовности старших дошкольников к школе (из опыта работы) Слайд 1. Слайд 2. Личностная готовность является важным структурным компонентом психологической готовности к школьному обучению, все составляющие.

Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством использования дидактических игр. Часть 13 ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА (ДИПЛОМНАЯ РАБОТА)на тему: «Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством.

Использование технологии «Дружный круг» при формировании финансовой грамотности у дошкольниковИспользование технологии «Дружный круг» при формировании финансовой грамотности у дошкольников Мастер класс «Технология Дружный круг» при формировании финансовой грамотности у дошкольников. В связи с возникновением в нашей стране особой.

Использование Тико-конструктора в формировании элементарных математических представлений у старших дошкольниковИспользование Тико-конструктора в формировании элементарных математических представлений у старших дошкольников Использование ТИКО конструктора в формировании элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Изготовление и возможности использования развивающего пособия «Шумовые коробочки» в работе по сенсорному воспитанию детейИзготовление и возможности использования развивающего пособия «Шумовые коробочки» в работе по сенсорному воспитанию детей Изготовление и возможности использования развивающего пособия «Шумовые коробочки» в работе по сенсорному воспитанию детей, имеющих нарушения.

Многофункциональное игровое пособие для формирования ценностных ориентаций на здоровый образ жизни «Осьминожка»Многофункциональное игровое пособие для формирования ценностных ориентаций на здоровый образ жизни «Осьминожка» От состояния здоровья детей в настоящее время зависит благополучие общества. Однако в последнее десятилетие во всём мире наметилась тенденция.

Библиотека изображений:

Публикация Возможности использования технологии работы со сказкой в формировании ценностных ориентаций у старших дошкольников (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Светлана Заболотняя на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Возможности использования технологии работы со сказкой в формировании ценностных ориентаций у старших дошкольников
Опубликовано: 10 января 2024 в 22:22
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД