Лучший педагог года

Воспитание гражданской идентичности и самостоятельности детей в группах раннего и младшего дошкольного возраста

Смирнова Евгения Владимировна
Воспитание гражданской идентичности и самостоятельности детей в группах раннего и младшего дошкольного возраста

Ранний детский возраст (второй, третий год жизни) является уникальным периодом в жизни человека. Ребенок открывает для себя много нового, в частности, предназначение окружающих его предметов, и старается их использовать функционально и по назначению: ест ложкой, пользуется предметами гигиены (мылом, полотенцем, салфеткой, варежки надевает на голову, а носочки на ножки и т. д.

Публикация «Воспитание гражданской идентичности и самостоятельности детей в группах раннего и младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Малыш получает огромное удовольствие от неоднократных повторений, а при положительном результате, - огромное удовлетворение, убеждаясь снова и снова в своих возможностях и радуясь самому действию. Дети так стремятся к самостоятельности, что ученые даже назвали период раннего возраста «Я сам!». Проблема формирования у детей самостоятельности была и остается в педагогике одной из самых важных, актуальных, и востребованных в изучении и всестороннем анализе. Формирование самостоятельности в бытовом поведении является составной частью социально-коммуникативного развитие и направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. В таком возрасте без помощи взрослого ребенку не обойтись. Именно взрослый показывает пример малышу, обогащает его знаниями, развивая его умения и навыки самостоятельности и самообслуживания.

Самостоятельность в общепринятом понимании – это независимость, способность и желание человека выполнять действия и совершать поступки без участия других людей. Становиться самостоятельным – объективная необходимость и естественное желание ребенка. Ребенок в большей степени, в отличие от взрослого, старается проявить свое «Я», самоутвердиться в полученных знаниях, доказывает и убеждает взрослого, что способен сделать многое не хуже и без помощи других. Таким образом, дети формируют свой жизненный опыт под влиянием примера и воспитательного воздействия взрослого, отрицают или, напротив, принимают их, и на основании этого формируют свои самостоятельность и поведение.

А М. Монтессори представляет самостоятельность и независимость как биологическое, природное свойство человека. Природа изначально дает людям возможность формирования всех необходимых умений и навыков ребенка, реализации способностей, закреплению полученных знаний. Все этапы формирования и развития ребенка – от приобретаемых навыков и умений в движениях, способности переворачиваться, улыбаться, ползать, ходить до формируемых социально-коммуникативных реакций и умений (жесты, речь, интонации, поведенческие аспекты) – это путь ребенка к независимости от взрослых. Самостоятельность не дает неограниченной свободы действия и поступков, она всегда ограничена рамками принятых в обществе норм и устоев. Любому ребенку важно видеть и осознавать положительную оценку его действий значимым для него взрослым – мамой, папой или педагогом. Им необходимо радовать взрослых своими новыми успехами и достижениями. Самостоятельность ребенка никак не связана с его неосознанным поведением. В основе самостоятельности ребенка любого возраста заложена воспитательная и руководящая деятельность взрослого.

Степень самостоятельности детей увеличивается в процессе их развития, с возникающими у них способностями выполнять более сложные физические и умственные действия. То, что представлялось проявлением самостоятельности у детей 2-3 лет (например, умение одеваться, аккуратно кушать, складывать игрушки и т. д.) уже нельзя считать проявлением того же качества у более взрослых детей. Стремление к самостоятельности свойственно маленьким детям. Эту потребность ребенка следует поддерживать и развивать. В стремлении и желании «Я сам!» ребенок реализует способность к активному осознанию окружающей действительности, к самоутверждению. Если постоянно подавлять это стремление, то дети становятся малоактивными, не готовыми принимать какие-либо трудности. Они постоянно ждут, когда за них все выполнят взрослые. Вот поэтому необходимо взять за правило: никогда не выполнять за ребенка те действия, которые он может сделать сам, а новое, пусть незначительное, по мнению взрослого, достижение поддерживать. То, что для взрослых кажется легким и незначительным, от ребенка может потребовать больших усилий. Ни в коем случае не следует подвергать насмешкам его первые неумелые шаги действия. Малыш зачастую нуждается в одобрении, совете. Это позволяет развивать и формировать уверенность в своих собственных силах.

Различают три составляющих компонента формирования самостоятельности в бытовом поведении детей младшего дошкольного возраста :

1. Ребенок выполняет несложные действия вместе со взрослым, внимательно наблюдает и следит за его движениями, слушает его объяснения, старается подражать родителю или педагогу. -Ребенок с удовольствием выполняет действия рядом со взрослым, наблюдает за его движениями, подражает, копирует его во всем. Взрослый делится с ребенком знаниями, развивает его умения и навыки. Способы обращения с предметами домашнего обихода (одежда, игрушки, бытовые предметы) в этот период стандартны, редко изменяются. Вначале малышу сложно освоить умение кушать с помощью ложки, пить из кружки. Основное его внимание направлено на пищу. Со временем он начинает определять взаимосвязь между действием и тем, на что оно направлено, начинает прикладывать свои усилия, для того чтобы получить желаемый результат, запоминает, как этого добиться.

2. Становление первых элементов планирования - ребенок выполняет ряд действий в определенной последовательности. -Малыш уже сам обращается к взрослому: «Посмотри, получилось!», или «А как?». Он нуждается в одобрении поддержке своих действий со стороны взрослого. Родители, сопровождают показ действий пояснениями, учат малыша простейшим элементам планирования. Вымыть руки перед обедом - значит выполнить определенный порядок действий последовательно.

3. Овладение способностью сопоставлять результат действий с поставленной в начале самостоятельной деятельности целью. - С ростом уровня умелости у ребенка формируется желание быть самостоятельным и независимым от взрослых. В деятельности ребенка реализуются все полученные до этого навыки, знания и умения, а также опыт предшествующей деятельности. Формирование способностью соотносить результат действий с поставленной целью. Этому ребенок будет еще учиться.

Целесообразность формирования и развития самостоятельности обусловлена потребностями общества в индивидах, способных мыслить творчески, осуществлять научную и практическую деятельность во благо человечества. А достижение таких результатов в деятельности человека возможно, в том числе, и в процессе развития самостоятельности, которая дает возможность человеку ставить новые задачи, решать новые проблемы, преодолевать различные препятствия и находить новые решения.

Публикации по теме:

Формирование нравственно-патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста «Мы космонавты»Формирование нравственно-патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста «Мы космонавты» Формирование нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного возраста. Под патриотическим воспитанием.

Консультация для родителей «Воспитание доброты и дружбы» для детей младшего дошкольного возрастаКонсультация для родителей «Воспитание доброты и дружбы» для детей младшего дошкольного возраста Хотелось бы зачитать вам высказывание В. А. Сухомлинского «Если человека учат добру – учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате.

Консультация. «Роль музеев и библиотек в создании условий для формирования гражданской идентичности у детей». Госстандарт нового поколения предусматривает воспитание общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной активности,.

Презентация «Нравственно-патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста» Доклад Слайд № 1 Добрый день, уважаемые коллеги. Меня зовут Оснач Юлия Викторовна. Я являюсь воспитателем Кудровского центра образования.

Образовательный проект «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста»Образовательный проект «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста» Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию план реализации Образовательного проекта на тему "Сенсорное воспитание.

Развитие самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста Стремление к самостоятельной деятельности у детей проявляется очень рано. Малыш после исполнения одного года, сам уже пытается пользоваться.

Родительское собрание «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»Родительское собрание «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр» Родительское собраниеТема собрания: "Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр" Цель собрания:.

Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возрастаСенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста Сенсорное воспитание служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического,.

Опыт работы «Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста»Опыт работы «Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста» Проблема экологического воспитания и привитие подрастающему поколению экологической культуры с дошкольного возраста возникла, в первую.

Консультация «Воспитание культуры поведения у детей младшего дошкольного возраста»Консультация «Воспитание культуры поведения у детей младшего дошкольного возраста» Каждый родитель желает, что бы его ребёнок вырос вежливым, порядочным человеком. Правила хорошего тона следует прививать детям с раннего.

Библиотека изображений:

Публикация Воспитание гражданской идентичности и самостоятельности детей в группах раннего и младшего дошкольного возраста (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Смирнова Евгения Владимировна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Воспитание гражданской идентичности и самостоятельности детей в группах раннего и младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 25 мая 2023 в 20:10
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД