МААМ-картинки

Внедрение современных моделей воспитания и развития детей раннего возраста для успешной адаптации

Светлана Тищенко
Внедрение современных моделей воспитания и развития детей раннего возраста для успешной адаптации

Материал районной инновационной площадки по теме:

«Внедрение современных моделей воспитания и развития детей раннего возраста на основе инновационных технологий для успешной адаптации ребёнка в детском саду»

Тищенко Светланы Анатольевны

Февраль 2024 год

Часто причиной психоэмоциональных нарушений и заболеваний человека является стресс, который он получил в младенчестве или раннем детстве.

Публикация «Внедрение современных моделей воспитания и развития детей раннего возраста для успешной адаптации» размещена в разделах

И трудно представить себе более стрессовую ситуацию в жизни ребенка, чем отрыв от привычной домашней обстановки и приход его в детский сад. Негативный опыт адаптации к дошкольному учреждению может отразиться и на физическом, и на психическом здоровье ребенка, и на адаптации к школе, а, возможно, скажется и в более поздние возрастные периоды. Поэтому сегодня любой уважающий себя и свою профессиональную деятельность педагог должен задуматься над тем, как проходят мероприятия адаптационного периода у него в учреждении и соответствуют ли они современным требованиям.

Раннее развитие как феномен интересно тем, что создаёт почву, из которой «прорастают» различные прикладные теории и практики.

Очень часто творческое начало в ребёнке не только не развивается, но и «задавливается» в раннем детстве.

Поэтому раннее развитие хорошо в меру, и результаты его во многом зависят от того, останется ли у ребенка стремление самосовершенствоваться и расти над собой? Поэтому мы решили разобраться в методиках раннего развития.

Тема эксперимента: «Внедрение современных моделей воспитания и развития детей раннего возраста на основе инновационных технологий для успешной адаптации ребёнка в детском саду».

Объект исследования: Методики раннего развития детей.

Предмет исследования: Развивающее пространство вокруг ребёнка.

Цель эксперимента: Внедрение современных моделей воспитания и развития детей раннего возраста.

Гипотеза эксперимента: Использование методики М. Монтессори для

создания развивающего пространства детей младшего дошкольного возраста

позволит добиться высокого уровня адаптации детей и высокого уровня

подготовки детей к школе если :

1. Не ускорять развитие ребёнка, но и не упустить момент развития каждого

умения, т. е. попадания в сензитивный период;

2. Правильно организовать пространство вокруг ребёнка, т. е. социально-

развивающую среду;

3. Родители помогают в организации образовательного процесса,

помогают воспитателям в проектировании и трансформации современной

предметно - развивающей среды в группе;

4. Для родителей, которые желают глубже вникнуть в образовательный

процесс ДОУ, будут проводиться совместные с детьми развивающие и

обучающие занятия на заседания клуба «Умничка.

Задачи эксперимента

1. Изучить возрастные и индивидуальные особенности развития детей

раннего возраста, а именно сензитивные периоды развития.

2. Осуществить целенаправленную методическую работу по повышению

уровня компетентности педагогов по вопросу организации детей 1,5-3 лет.

3. Внедрить системы М. Монтессори.

4. Повышать педагогическую компетентность родителей.

Стратегия в решении проблем:

- в развитии форм семейно-общественного взаимодействия;

- разработке и апробации современных моделей воспитания и развития маленьких детей на основе новых технологий;

- существенном обновлении ясельной системы воспитания в целом;

- повышении качества жизни детей раннего возраста в условиях яслей и семьи.

Определение сроков эксперимента: С 30 марта 2019 года по 01 сентября 2021 года.

Этапы эксперимента:

Первый этап (март 2019 г. – август 2019г.). Подготовительный.

Изучение научно-методической литературы, создание организационных, нормативно-правовых, методических и кадровых условий для формирующего эксперимента.

Второй этап (сентябрь 2019 г. – август 2020 г.). Внедрения.

Экспериментальная проверка внедрения в практику инновационных технологий, зонирование групп раннего возраста, согласно методики М. Монтессори. Организация просмотра и анализа открытых мероприятий для педагогов района. Обмен опытом между участниками эксперимента в ходе работы круглых столов по обсуждению проблем, возникших в ходе эксперимента. Промежуточная диагностика уровня развития детей.

Третий  этап (сентябрь 2020 г. – сентябрь 2021 г.). Обобщающий.

Систематизировать результаты инновационной деятельности. Обобщение результатов экспериментальной работы в форме методических рекомендаций для воспитателей. Определение эффективности проделанной работы, анализ полученных результатов. Подготовка материалов к презентации.

База эксперимента: МДОУ «ДС № 2» первая группа раннего возраста и вторые группы раннего возраста.

Критерии оценки ожидаемых результатов эксперимента: Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по организации развития и воспитания детей раннего возраста; преобразование предметно-развивающей среды с учётом потребностей детей раннего возраста; уровень адаптации детей в детском саду; уровень развития ребёнка.

Первый этап (март 2019г. - август 2019г.). Подготовительный.

Изучение научно-методической литературы, создание организационных, нормативно-правовых, методических и кадровых условий для формирующего эксперимента.

1. На начальном этапе эксперимента существенное значение уделялось выявлению уровня субъективной готовности педагогов к участию в эксперименте. Обследование педагогов проводилось на основании следующих критериев:

степени осведомлённости о проблеме (анкетирование);

уровня развития творческого потенциала (опросник Дж. Рензулли, Р. Хартмана);

уровня проявления симптомов эмоционального «выгорания» (тест-опросник Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова);

доминирующей модели взаимодействия с детьми (методика В. А. Ситарова, В. Г. Маралова);

Проведё нные опросы показали: В ходе изучения творческого потенциала педагогов выяснилось, что для 100% участников характерен средний уровень, позволяющий им творчески проявлять себя при наличии мотивации. По данным диагностики модели взаимодействия с детьми, только у 30% педагогов наблюдалась выраженная личностно-ориентированная модель, для 40% характерна умеренная ориентация на личностную модель. При этом умеренная ориентация на дисциплинарную модель была у 20 педагогов, а 10% обследуемых реализовывали во взаимодействии с детьми дисциплинарную модель.

Обследование эмоциональной сферы педагогов показало, что у 40 % наблюдается первая стадия эмоционального «выгорания» - «напряжения», характерными симптомами которого являются ощущения эмоциональной усталости, тревоги и депрессии, неудовлетворённости собой.

2. В марте 2019 года была представлена программа, исходя из задач заявленного эксперимента была создана инициативная группа педагогов по внедрению эксперимента.

3. На основании приказа отдела образования АБМР СК «Об организации работы инновационных площадок в образовательных учреждениях района» был создан Приказ «Об открытии инновационной площадки на базе МДОУ «ДС № 2».

4. С инициативной группой участников проекта был разработан план реализации инновационной деятельности.

5. Адаптация детей раннего возраста за период 2019-2021 учебные годы показала: 2019 год — лёгкая степень — 57%, средняя степень - 28%, тяжёлая степень — 15%; 2020 год — лёгкая степень — 71%, средняя степень - 20%, тяжёлая степень — 9%, 2021 год — лёгкая степень — 82%, средняя степень - 18%, тяжёлая степень — нет детей.

6. На первом этапе работы инновационной площадки с педагогическим коллективом проведён проблемный семинар, всем участникам эксперимента было поручено изучить и собрать имеющиеся источники по проблеме, научно- популярную литературу по теме эксперимента, разработать перспективные планы.

7. На внеочередном заседании клуба для родителей «Умничка» было получено согласие родителей на участие воспитанников в эксперименте.

8. Привлекли родителей воспитанников дошкольного учреждения для создания предметно-развивающей среды.

ВЫВОД:

За последние три года адаптация детей улучшилась : лёгкая степень адаптации на 11%, средняя степень адаптации на 9%. Детей с тяжёлой степенью адаптации в 2021 году нет.

Второй этап (сентябрь 2019 г. – август 2020 г.). Внедрения.

Экспериментальная проверка внедрения в практику инновационных технологий, зонирование групп раннего возраста, согласно методики М. Монтессори. Организация просмотра и анализа открытых мероприятий для педагогов. Обмен опытом между участниками эксперимента в ходе работы круглых столов по обсуждению проблем, возникших в ходе эксперимента.

Промежуточная диагностика уровня развития детей.

1. На втором этапе эксперимента существенное значение уделяется зонированию групп раннего возраста, и первых младших групп согласно методикам раннего развития детей : Б. П. Никитина, М. Мотессори, Г. Домана, Кюизенера, Н. А. Зайцева. Разработаны перспективные планы работы с детьми, план работы с родителями.

Третий  этап (сентябрь 2020 г. – сентябрь 2021 г.) Обобщающий.

Обобщение результатов экспериментальной работы в форме методических рекомендаций для воспитателей. Систематизировать результаты инновационной деятельности. Определение эффективности проделанной работы, анализ полученных результатов. Подготовка материалов к презентации.

1. В начале этого учебного годы мы подвели итоги: Воспитатель А. С. обобщила опыт работы по теме: «Использование системы М. Монтессори для создания развивающего пространства детей младшего дошкольного возраста»;

Педагоги, работающие над проблемой инновационной площадки систематизировали результаты своей работы: оформили соответствующую документацию, планы работы с детьми, разработали конспекты занятий, оформлены консультации, рекомендации и памятки, как для родителей, так и для педагогов. Воспитатели Н. А. и Л. А. представили свои мини-проекты (краткосрочные) «Солнышко» и о результатах отчитались на педагогическом совете.

2. Мы обобщили материал «Калейдоскоп педагогических открытий: знакомимся, анализируем, выбираем». В декабре провели промежуточную диагностику в младших и в старших группах.

3. Провели итоговые открытые занятия в ДОУ, в которые включили некоторые методики раннего развития, которые более успешно у нас прижились и реализуются не только в группах раннего возраста и младших группах, но также успешно применяются и в средних, старших и подготовительных группах на ООД по «Познавательному развитию», «Речевому развитию», на занятиях по ФЭМП, конструированию.

В мае планируем предоставить видео-фильма о работе в ДОУ, в том числе, и об инновационной площадке.

Критерии оценки ожидаемых результатов эксперимента:

1. Уровень профессиональной компетентности педагогов по организации развития и воспитания детей раннего возраста повысился (воспитатели изучили более популярные методики раннего развития и выбрали для внедрения более подходящие и приемлемые для нашего ДОУ);

2. Внедряя методики раннего развития воспитатели групп преобразовали предметно-развивающую среду с учётом потребностей детей раннего возраста;

3. Уровень адаптации детей в детском саду высокий;

4. Уровень развития ребёнка соответствует на конец года 2019 - 2,5б/83%, на конец года 2020 - 2,7б/90%, на конец года 2021 - 2,8б/93%, на конец года 2022 - (предварительно) 2,8б/93%.

Адаптация (от лат.  Adaptare -  приспособлять). АДАПТАЦИЯ - ПРОЦЕСС ВХОЖДЕНИЯ В НОВУЮ СРЕДУ, ПРИСПОСОБЛЕНИЕ К ЕЕ УСЛОВИЯМ, СОХРАНЕНИЕ И ВЫРАБОТКА НЕОБХОДИМЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ.

При этом выделяются два основных критерия адаптации ребенка : внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять новые требования). Малыш пришёл к нам в группу. Как помочь ему пройти период адаптации безболезненно, создать для этого наиболее благоприятные условия?

Мы:

Задачи педагога Показатели достижения цели

1. Установили с ребенком такие отношения, что воспитатель стал для него близким человеком.

-ребенок охотно идет от мамы к воспитателю;

-улыбается, радуется, когда видит воспитателя;

-успокаивается в общении с воспитателем;

-обращается за помощью к воспитателю.

2. Помогали ребенку привыкнуть к новой для него обстановке и ориентироваться в ней.

-ребенок знает расположения и назначение комнат;

-знает, где находятся предметы для его личного пользования: кровать, полотенце, верхняя одежда и т. д.

3. Помогали ребенку как можно легче и быстрее привыкнуть к новой для него организации жизни.

-ребенок легко подчиняется режиму;

-сохраняет хорошее настроение во время бодрствования не только рядом с взрослым, но и отдельно от него.

4. Помогли ребенку установить правильные взаимоотношения со сверстниками (для детей 2-3 года жизни).

-ребенок охотно играет с детьми;

-спокойно относится к тому, что во время кормления, одевания, умывания его обслуживают не первым;

-ребенок спокойно относится к тому, что игрушками играет не только он, но и другие дети.

В итоге мы имеем: Основные показатели успешной реализации процесса адаптации

1. Хорошие адаптационные показатели у ребенка:

Настроение ребенка бодрое, установка ребенка на детский сад- положительная;

Ребенок использует ритуалы прощания с родными, быстро отвлекается, относится к воспитателю с доверием;

Нормализуется сон, аппетит;

Положительное отношение к режиму и правилам жизни группы;

Достаточно широкие и эмоционально – положительные контакты ребенка с детьми и взрослыми в детском саду, наличие у него коммуникативных и игровых навыков, адекватных возрасту.

2. Установлены отношения сотрудничества и взаимного доверия между родителями и педагогами в вопросах воспитания и развития ребенка.

И напоследок, хотелось бы напомнить нам, педагогам, реализующим ту или иную методику, о том, что «Методика для ребёнка, а не ребёнок для методики»;

И что ни одна из методик не будет действовать, если не продуманна соответствующая обстановка – «подготовленная» (развивающая) среда, созданная специально для малыша, наполненная интересными и необычными объектами для разглядывания и изучения всеми остальными органами чувств;

И при выборе методики развития следует учитывать индивидуальные особенности ребёнка, заложенные в нём от природы (я имею в виду не склонность к рисованию, музицированию и т. д., а особенности личности. Все люди, и большие и маленькие, по своему восприятию мира делятся на три типа: визуалы (те, кому нужно видеть, чтобы понять); аудиалы (те, кому нужно в первую очередь слышать); кинестеты (те, кому надо сначала всё потрогать). Безусловно, все три разновидности восприятия мира присутствуют в той или иной мере в каждом из нас, но только один вариант является ведущим).

Обзор литературы:

1. Теплюк С. Н., Лямина Г. М., Зацепина М. Б. «Дети раннего возраста в детском саду» - Мозаика-синтез, Москва 2005г.

2. Севостьянова Е. О. «Дружная семейка» (программа адаптации детей к ДОУ) - ТЦ Сфера.

3. Елецкая О. В., Варенина Е. Ю. - «День за днём говорим и растём» - ТЦ Сфера.

4. Дёмина Е. С., Казюк Н. В., Мануйлова В. А. «Развитие и обучение детей раннего возраста в ДОУ» - ТЦ Сфера.

5. Громова О. Е. «Формирование элементарных математических представлений у детей раннего возраста» - ТЦ Сфера.

6. Картушина М. Ю. «Забавы для малышей» - ТЦ Сфера.

7. Губа Г. И. «Комплексные развивающие занятия для детей раннего возраста от 1,5 до 3 лет» - Педагогическое общество России.

8. Мальцева И. В. «Раннее развитие : лучшие методики и игры» - Издательский дом «Азбука - классика», Санкт-Петербург.

9. Никитин Б. П. «Ступеньки творчества или развивающие игры» - Просвещение, Москва.

10. Дмитриева В. Г. «Самые популярные методики раннего развития малыша» - Владимир 2010г.

11. Хилтунен Е. «Свободное письмо - дети учатся писать по методу М. Монтессори» - «Генезис», Москва.

12. «Уроки Монтессори» - издательство «Прам-Еврознак», Санкт-Петербург.

13. Третьяков П. И., Белая К. Ю. «Дошкольное образовательное учреждение - управление по результатам».

Публикации по теме:

Психологическое сопровождение детей раннего возраста в период адаптацииПсихологическое сопровождение детей раннего возраста в период адаптации (опыт работы) Процесс привыкания ребенка к детскому саду довольно длительный и связан со значительным напряжением всех физиологических.

Фотоотчёт «Арт-терапия как средство успешной адаптации ребёнка»Фотоотчёт «Арт-терапия как средство успешной адаптации ребёнка» из опыта работы) Проблема адаптации детей к детскому саду очень высока, ведь придя в детский сад, ребенок испытывает сильнейший стресс.

Игра для адаптации в ДОУ для детей раннего возраста Игра " В нашей группе Ягодки" для детей раннего возраста. ЦЕЛЬ: Помочь малышам адаптироваться к детскому саду. ЗАДАЧИ: Создать в группе.

Игры для детей раннего возраста в период адаптации Игры для детей раннего возраста в период адаптации. Сгладить психоэмоциональное напряжение в адаптационный период помогут игры, которые.

Использование «говорящей стены» в режимном моменте «Утро улыбок» как средство успешной адаптации детей раннего развития в ДОУИспользование «говорящей стены» в режимном моменте «Утро улыбок» как средство успешной адаптации детей раннего развития в ДОУ Аннотация: Актуальность проблемы заключается в том, что в определенный момент своей жизни каждый ребенок переступает порог дошкольного.

Консультация для воспитателей «Условия успешной адаптации детей к ДОУ»Консультация для воспитателей «Условия успешной адаптации детей к ДОУ» Консультация для воспитателей "Условия успешной адаптации детей к ДОУ"При поступлении в детский сад все дети проходят через адаптационный.

Библиотека изображений:

Публикация Внедрение современных моделей воспитания и развития детей раннего возраста для успешной адаптации (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Светлана Тищенко на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Внедрение современных моделей воспитания и развития детей раннего возраста для успешной адаптации
Опубликовано: 25 февраля 2024 в 18:03
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД