Папки-передвижки

Влияние подвижных и спортивных игр на развитие детей с ОВЗ

Анастасия Буц
Влияние подвижных и спортивных игр на развитие детей с ОВЗ

Влияние подвижных и спортивных игр на развитие детей с ОВЗ.

Известно, что дети с различными отклонениями в состоянии здоровья (с патологией зрения, слуха, последствиями детского церебрального паралича, с проблемами интеллекта, РАС (Расстройство аутистического спектра) и др.) имеют разные физические возможности, и эту особенность необходимо учитывать при проведении подвижных игр.

Публикация «Влияние подвижных и спортивных игр на развитие детей с ОВЗ» размещена в разделах

Подвижная игра активизирует все системы организма: кровообращение, дыхание, зрение, слух, она приносит ребенку положительные эмоции. Все это вместе взятое и позволяет говорить об оздоровительном эффекте подвижных игр. Для ребенка с нарушением в развитии крайне важно, из каких двигательных действий состоит игра, с какой интенсивностью (напряженностью) она проводится, как отвечает на полученную нагрузку организм. Поэтому при подборе игр необходимо учитывать характер и глубину дефекта, реальные двигательные возможности ребенка и его индивидуальную реакцию на физическую нагрузку. Важно, чтобы величина нагрузки была доступной для ребенка и не вызывала у него перенапряжения.

Содержание и дозировка нагрузки должны предусматривать постепенность усложнения игр, чередование их по направленности, интенсивности и продолжительности, что стимулирует постоянный интерес к игровой деятельности.

Качество организации и проведения игры – от выбора до ее окончания – зависит от психологической готовности взрослого к этой деятельности, его педагогических знаний, опыта и умения общаться с детьми.

Подвижные игры для детей с проблемами интеллекта

Это такое нарушение развития, при котором страдает не только интеллект, но и эмоции, воля, поведение, физическое развитие. Следствием заболевания являются:

- нарушение ощущений, восприятий, представлений, а также памяти, мышления, внимания и т. д. ;

- общее недоразвитие речи, бедный словарный запас, ограничивающий возможности общения;

- низкий уровень элементарных знаний и представлений об окружающем мире, узкий кругозор;

- отставание физического развития — диспропорции частей тела, отставание в длине и массе тела, нарушение осанки, плоскостопие и т. д. ;

- нарушения в формировании основных движений, характеризующиеся излишней напряженностью, скованностью, угловатостью;

- нарушения в развитии физических качеств — силы, быстроты, выносливости. Наибольшие отставания отмечаются в координационных способностях: точности, способности ориентироваться в пространстве, ритмичности движений, сохранении равновесия и т. д. ;

- быстрая утомляемость из-за несовершенства нервной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

«Повтори, не ошибись»

Цель: развитие внимания, быстроты реакции; накопление количества и уточнение смысла слов, обозначающих действие.

Количество игроков может быть любым.

Инструкция. Дети стоят полукрутом. Ведущий медленно выполняет простые движения руками (вперед, вверх, в стороны, вниз). Дети должны выполнять те же движения, что и ведущий. Допустивший ошибку выбывает. Выигрывает оставшийся последним.

Варианты

1. Простые движения можно заменить на более сложные, включить движения ногами и туловищем, асимметричные движения (правая рука вверх, левая вперед) и т. д.

2. Ведущий одновременно с показом движения называет имя одного из играющих, который и должен это движение повторить, а остальные игроки наблюдают.

3. Ведущий проговаривает движение (руки вверх, а выполняет в этот момент другое действие (руки вниз). Дети должны выполнять движение по показу ведущего, не обращая внимания на его сбивающие команды.

4. На каждое движение ведущий называет слово (например, ручка, самолет, мяч, воробей и т. д.). Дети должны выполнять только те движения, которые сопровождаются названиями летающего предмета (воробей, самолет).

Методические указания. Во время игры ведущему необходимо следить за тем, чтобы все дети видели его одинаково хорошо.

«Лохматый пес»

Цель: активизация речевой деятельности, развитие памяти и быстроты реакции, формирование способности имитировать животных (собаку).

Количество игроков — 8—12.

Инструкция. Из числа играющих выбирают «пса». Он сидит в стороне. Другие дети медленно идут к нему, приговаривая:

Вот сидит лохматый пес, в лапки свой уткнувши нос.

Тихо, мирно он сидит, не то дремлет, не то спит.

Подойдем к нему, разбудим и посмотрим, Что же будет?

Дети тихонько подходят и хлопают в ладоши. «Пес» вскакивает, рычит, лает и ловит детей. Пойманный игрок становится водящим «псом».

Методические указания. Эта игра отличается большой интенсивностью, поэтому необходимо следить за тем, чтобы дети не перевозбудились.

«Дотронься до.»

Цель: формирование у ребенка представлений о цвете, форме, размерах и других свойствах предметов, развитие быстроты реакции.

Количество игроков может быть любым.

Инструкция. Все играющие одеты по-разному. Ведущий выкрикивает: «Дотронься до. синего!» Игроки должны мгновенно сориентироваться, обнаружить у участников игры в одежде что-то синее и дотронуться до этого цвета. Цвета каждый раз меняются, кто не успел вовремя среагировать, становится ведущим.

Варианты

1. Можно называть не только цвета, но и формы или размеры предметов. Например: «Дотронься до. круглого», «Дотронься до. маленького!» 2. Возможно и усложнять команду за счет сочетания цвета и формы и т. д. Например: «Дотронься до. красного квадратного!»

3. Дети могут «искать ответы» не только в одежде, но и среди игрушек, инвентаря.

Методические указания. Ведущему следует давать детям только те задания, которые реально осуществимы, то есть предметы должны находиться в поле зрения играющих.

«Невод»

Цель: улучшение координации движений, формирование способности вести совместные действия с партнером, развитие точности движений.

Количество игроков — 10—15.

Инструкция. Двое игроков — «рыбаки» — берут друг друга за руки, образуя «невод». Все остальные — «рыбки». «Рыбаки» ловят «неводом» «рыбок». Пойманные дети берутся с «рыбаками» за руки, увеличивая «невод». Игра продолжается до тех пор, пока не останутся две непойманные «рыбки». Они — победители.

Вариант: та же игра, по с речитативом, который произносят «рыбаки», до того как начнут ловить «рыбок» :

Рыбка плавает в водице,

Рыбке весело играть.

Рыбка-рыбка, озорница,

Мы хотим тебя поймать.

Во время речитатива «рыбки» плавают, выполняя различные плавные движения руками. После слов «Мы хотим тебя поймать» «рыбки» разбегаются по поляне, а «рыбаки» ловят их.

Методические указания

· Нельзя ловить «разорванным неводом», то есть расцеплять руки.

· «Рыбаки» не должны хватать «рыбок» за руки или за одежду.

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Дети с нарушениями речи ограничены в первую очередь в речевом общении. Нарушения эти весьма разнообразны. К тяжелым относят алалию, афазию, ринолалию, дизартрию, выраженные формы заикания.

Часто дефекты речи тяжело сказываются на общем развитии ребенка, не позволяя ему полноценно общаться и играть со сверстниками, затрудняют познание окружающего мира, отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка.

Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. По мере овладения ребенком двигательными навыками у него развивается и координация движений. Формирование движений происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает и совершенствование движений артикулярных органов: губ, языка, нижней челюсти и т. д. Для детей с речевыми нарушениями проговаривание стихов и другого речевого материала одновременно с движениями дает ряд преимуществ: речь ритмизуется движениями, становится более громкой, четкой и эмоциональной.

Поэтому главными педагогическими задачами являются следующие:

- развивать моторику мелких мышц кисти;

- развивать координационные способности;

- совершенствовать функцию дыхания в процессе выполнения физических упражнений;

- формировать осанку и предупреждать ее нарушение;

- развивать устную речь при выполнении физических упражнений;

- формировать фонематический слух при помощи физических упражнений в процессе игры;

- формировать четкость артикуляции в процессе выполнения физических упражнений;

- формировать зрительно-двигательную координацию в процессе выполнения физических упражнений.

Игры мы выбираем, опираясь на лексические темы недели.

Игры, направленные на развитие моторики мелких мышц кисти

(пальчиковая гимнастика)

Замок»

Цель: развитие у детей моторики мелких мышц кисти, устной связной речи, памяти, воображения.

Инструкция.

Текст

На двери висит замок. (Ритмичные быстрые соединения пальцев рук в «замок».)

Кто открыть его бы мог? (Повторение движений)

Потянули, (Пальцы сцеплены в «замок», руки потянуть в одну, потом в другую сторону).

Покрутили, (Движения кистями рук со сцепленными пальцами от себя — к себе.)

Постучали (Пальцы сцеплены, основаниями ладоней постучать друг о друга.)

И — открыли! (Пальцы расцепить, ладони в стороны.)

«Дикие животные»

У лисы в лесу глухом есть нора надежный дом. Дети загибают пальцы на обеих

Не страшны зимой метели белочке в дупле на ели. руках: по одному пальцу

Под кустами еж колючий нагребает листья в кучу. на каждом двустишье

Из ветвей, корней, коры хатки делают бобры.

Спит в берлоге косолапый, до весны сосет там лапу. Дом-ладошки направлены под углом,

Есть у каждого своего дома, всем тепло, уютно в нем. кончики пальцев соприкасаются.

«Насекомые»

Дружно пальчики считаем-

Насекомых называем:

Сжимать и разжимать кулачки.

Бабочка, кузнечик, муха,

Это жук с зелёным брюхом.

Поочерёдно сгибать пальцы в кулачок, начиная с большого.

Это кто же тут звенит?

Ой, сюда комар летит!

Вращать мизинцем.

Прячьтесь!

Спрятать руки за спину.

Примеры: «Снежинка», «Буренушка», «Есть у каждого свой дом», «Машина каша», «Новые кроссовки», «Где обедал воробей?» и др.

Развитие общей моторики «На водопой».

Жарким днем лесной тропой Дети спокойно идут по кругу друг за другом.

Звери шли на водопой.

За мамой-лосихой топал лосенок, Идут, громко топая.

За мамой-лисицей крался лисенок, Крадутся на носочках.

За мамой-ежихой катился ежонок, Приседают, медленно двигаются вперед.

За мамой-медведицей шел медвежонок, Идут вперевалку.

За мамою-белкой скакали бельчата, Скачут вприсядку.

За мамой-зайчихой - косые зайчата, Скачут на прямых ногах.

Волчица вела за собою волчат, Идут на четвереньках.

Все мамы и дети напиться хотят. Лицом в круг, делают движения языком- «лакают».

За грибами

Все зверушки на опушке Маршируем на месте.

Ищут грузди и волнушки.

Белочки скакали. Скачем вприсядку, собирая воображаемые грибы.

Рыжики срывали.

Лисички бежали, Бежим, собирая воображаемые грибы.

Лисички собирали.

Скакали зайчатки, Скачем стоя, собирая воображаемые грибы.

Срывали опятки.

Медведь проходил. Идем вперевалку, в конце строки топаем ногой.

Мухомор раздавил.

Подвижные игры : «Снеговик», «Маленький кролик», «Стрекоза», «Старый клен» и др.

Игры, направленные на формирование осанки

Нарушение осанки встречается часто и имеет серьезные последствия для организма: сдавливается грудная клетка, что приводит к затруднению вентиляции легких, организм испытывает недостаток кислорода, учащаются простудные и брон-холегочные заболевания, страдают и другие внутренние органы. Существует целый ряд специальных игр и упражнений, позволяющих откорректировать эти нарушения.

«Совушка»

Цель: формирование стереотипа правильной осанки, предупреждение нарушения осанки, развитие связной устной речи.

Количество игроков — 6—15.

Инструкция. Выбирается водящий — «совушка». На площадке обозначается круг диаметром 1,5 метра — это гнездо «совушки». В круге стоит «совушка», принимая исходное положение: руки на пояс, локти назад, спина прямая. Игроки берутся за руки, образуя вокруг «совушки» большой круг. По сигналу дети идут боком приставными шагами и говорят:

Ах ты, совушка-сова,

Ты большая голова,

Ты па дереве сидишь,

Ночь летаешь, днем ты спишь.

Подается команда:

День наступает,

Все оживает!

Дети, изображая мышек, встают на носки и бегают в различных направлениях, приближаясь к гнезду «совушки». Затем ведущий говорит:

Ночь наступает,

Все засыпает!

Мышки замирают на месте, приняв заранее обусловленное положение правильной осанки. «Совушка» вылетает на охоту, зорко осматривает игроков и отправляет на скамейку тех, у кого осанка неправильная. Через 3—6 секунд дается команда «День!» — и игра продолжается.

Как только «совушка» поймает трех мышек, игра останавливается. Выбирается новая «совушка», а выбывшие игроки возвращаются в круг. В конце игры называются игроки, которые ни разу не попадались «совушке», и «совушка», поймавшая наибольшее количество мышек.

Методические указания. Положения, принимаемые мышками в то время, когда «совушка» вылетает на охоту:

- «Силачи» : руки к плечам, пальцы в кулаки, лопатки сблизить.

- «Пистолет» : полуприсед на правой ноге, левую вперед, руки на пояс, локти назад.

- «Флюгер» : полуприсед, руки в стороны ладонями вперед, спина прямая, колени развести, смотреть прямо.

- «Аист» : стоя на правой ноге, согнуть в колене левую, руки вверх ладонями наружу.

«Слушай внимательно»

Цель: развитие внимания, координации, умение сохранять правильную осанку и равновесие.

Количество игроков может быть любым.

Инструкция. Дети идут по кругу и принимают позы, соответствующие указаниям ведущего. На слове «пень» — становятся на одно колено, опустив голову и руки, затем сразу же встают и продолжают движение по кругу. На слове «елка» — останавливаются и отставляют опущенные руки от туловища, приняв правильную осанку. На слове «сноп» — останавливаются и поднимают руки вверх, соединяя их над головой.

Затем указанные три команды даются вразбивку. Если кто-то из детей ошибается, он выходит из игры. Сначала команды подаются через каждые 6—10 секунд, а затем темп постепенно увеличивается до 3—5 секунд. Ведущий контролирует правильность осанки.

Методические указания. Игра для детей 8—10 лет, нагрузка умеренная.

Игры, направленные на развитие быстроты реакции и движений, точности и дифференцировки усилий, внимания и умения ориентироваться в пространстве

«Бездомный щенок»

Цель: развитие внимания, быстроты реакции и точности движений.

Количество игроков — 7—9.

Инвентарь: 6—8 стульев, на один меньше количества играющих.

Инструкция. Стулья ставят по кругу, сиденьями наружу. Участники игры, стоящие по кругу с внешней стороны, по сигналу бегут вправо (влево). По свистку каждый старается занять место, но, поскольку стульев меньше, один игрок остается без места. Он выбывает, а из круга убирают еще один стул. Выигрывает тот, кто останется последним.

Методические указания. Игра средней интенсивности, может повторяться несколько раз.

«Сбей кеглю»

Цель: обучение дифференцировке усилий, развитие глазомера, точности движений.

Количество игроков может быть любым.

Инвентарь: кегли, кубики, игрушки.

Инструкция. Перед каждым участником на расстоянии 2— 3 метров стоят предметы: кегли, кубики, игрушки. Необходимо сбить предмет, прокатив мяч по полу. Выигрывает тот, кто сбил предметы большее число раз.

Методические указания. Игра малой интенсивности, может повторяться неоднократно.

Таким образом, подвижные и спортивные игры просто необходимы детям с ОВЗ - они развивают координацию, благотворно влияя на вестибулярный аппарат, стимулируют кровообращение, укрепляя сердечно - сосудистую систему, способствуют насыщению клеток организма кислородом, повышая активность головного мозга, учат ребенка концентрации и вниманию.

Игры создают атмосферу радости и поэтому делают наиболее эффективным решение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Весёлое настроение сопровождается физиологическими изменениями в организме (активизируется дыхание, кровообращение, обменные процессы, а также оказывает положительное влияние на состояние нервной системы ребёнка и способствует речевому развитию, что особенно ценно для детей ОВЗ.

Публикации по теме:

Положительное влияние дидактических игр на развитие детей младшего дошкольного возрастаПоложительное влияние дидактических игр на развитие детей младшего дошкольного возраста Мир входит в жизнь детей постепенно. Интерес к познанию реального мира становится значимым для ребенка с 3-4 летнего возраста. Удовлетворить.

Консультация для родителей «Влияние игр с песком на развитие детей дошкольного возраста»Консультация для родителей «Влияние игр с песком на развитие детей дошкольного возраста» 11 июня день песочных построек на МААМ. Игры с песком относятся к любимым играм малышей. Они учат ребенка:- ориентироваться в окружающей.

Консультация для родителей «Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи у детей»Консультация для родителей «Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи у детей» «Движение руки всегда тесно связано с речью и способствует её развитию» В. М. Бахтер. Практически каждый родитель знает о необходимости.

Отчет по самообразованию по теме «Влияние развивающих игр на умственное развитие детей с ЗПР» за 2018–2019 учебный годОтчет по самообразованию по теме «Влияние развивающих игр на умственное развитие детей с ЗПР» за 2018–2019 учебный год Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 «Радуга» г. Данков Отчёт по самообразованию.

Передовой педагогический опыт «Влияние художественной литературы на развитие речи детей» 1. Условия формирования опыта. Тему моего опыта работы «Влияние художественной литературы на развитие речи детей» я выбрала не случайно.

План по самообразованию «Влияние дидактических игр на развитие речи детей 3–4 лет» Цель работы: развивать связную речь детей и обогащать словарный запас через игровую деятельность. Актуальность.

Стили родительского воспитания и их влияние на развитие детейСтили родительского воспитания и их влияние на развитие детей Существуют три типа семей по степени эмоциональной привязанности к ребёнку, по степени контроля своего ребёнка. И в зависимости от того,.

Влияние родителей на развитие речи детей Консультация на тему: Влияние родителей на развитие речи детей. Развитие речи является - одной из основных задач дошкольного образования.

Влияние семьи на развитие ребенкаВлияние семьи на развитие ребенка Ребёнок учится тому, Что видит у себя в дому, Родители пример ему. Кто при жене и детях груб, Кому язык распутства люб, Пусть помнит, что.

Влияние семьи, общества и педагогов на развитие речи детей Обучение детей родной речи в отечественной педагогике всегда рассматривали как приоритетное направление. Первые навыки правильной речи ребенок.

Библиотека изображений:

Публикация Влияние подвижных и спортивных игр на развитие детей с ОВЗ (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Анастасия Буц на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Влияние подвижных и спортивных игр на развитие детей с ОВЗ
Опубликовано: 12 декабря 2021 в 19:25
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД