Лучший педагог года

Влияние художественной литературы на экологическое воспитание дошкольников

Ольга Владимировна Александрова
Влияние художественной литературы на экологическое воспитание дошкольников

ВЛИЯНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ НА ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста – это одна из ведущих задач воспитателей на базе современных ДОУ. К сожалению, мировая экология на сегодняшний день находится в глубоком кризисе. Это проявляется как в глобальных проблемах (загрязнение мирового океана, воздуха, глобальное потепление и т. д., так и в региональных (организация свалок, мусоросжигательных заводов, химических предприятий близ городов, загрязнение местных водоёмов, лесов и т. д.).

Публикация «Влияние художественной литературы на экологическое воспитание дошкольников» размещена в разделах

Безусловно, просвещением детей по теме экологии нужно заниматься с раннего дошкольного возраста. Воспитанники должны понимать важность сохранения природы для себя и будущих поколений. Воспитателям необходимо разъяснять детям, что природа – это второй дом человека. От состояния природы зависит наше качество жизни, ведь люди пьют воду из природных водоёмов, едят овощи, фрукты, крупы, выращенные в природных условиях, дышат воздухом. Чем чище природа, тем крепче здоровье людей, дольше продолжительность жизни, устойчивее их эмоциональное состояние.

Воспитатели могут в адаптированной для детей форме преподнести им информацию о том, что даже небольшой вклад в сохранение природы в первозданном виде они могут сделать самостоятельно или с небольшой помощью взрослых.

Необходимо отметить, что взаимодействие с природой раскрывает перед ребёнком широкие перспективы интеллектуального развития. Окружающий мир научит детей образному мышлению, наблюдательности, разовьёт внимание, творчество, умение быть добрыми и ласковыми по отношению к окружающему миру. Дошкольники способны видеть, понимать и чувствовать природу, а мы, значимые для них взрослые, должны помочь воспитанникам эти навыки развить.

Главная задача экологического воспитания в детском саду – научить детей любить и беречь природу, воспитать защитников природы, учить детей бережно распоряжаться богатствами природы, воспитывать экокультуру.

Во всех возрастных группах детских садов ведётся углублённая работа по экологическому воспитанию. Здесь используются разные виды детской деятельности: наблюдение, изобразительная деятельность, чтение художественной литературы и фольклора, музыка, экспериментальная деятельность, игровая и т. д.

Опыт работы с детьми 5-6 лет показал, что одним из действенных методов формирования у детей экологической культуры является чтение художественной литературы экологической направленности.

При подборе литературы по данной теме необходимо, прежде всего, опираться на принципы индивидуального подхода. Воспитателю следует обращать внимание на особенности развития детей, их самые актуальные потребности в сфере экологического воспитания, и, конечно же, предпочтения дошкольников. Исходя из этих вводных, педагог сможет подобрать самые интересные для детей книги, сказки, рассказы по теме экологии. Чем больше потребностей воспитанников будет закрываться в процессе чтения отобранной литературы, тем интенсивнее и продуктивнее будет продвигаться работа по экологическому воспитанию.

Итак, предлагаю подробнее разобраться с видами литературы, которые помогут обрести дошкольникам любого возраста обширные экологические знания.

Первый вид литературы, который прекрасно подойдёт для решения поставленной образовательной задачи – это фольклор. С фольклора начинается знакомство детей с литературой в целом. Также через него можно осветить некоторые темы, связанные с экологией и сохранением природы. Это могут быть:

- песенки;

- потешки;

- рифмовки;

- заклички и т. д.

В них происходит обращение к солнцу, дождю, радуге, растениям, подражание голосам птиц и некоторых животных. Здесь можно обратить внимание на следующие произведения: «Солнышко-ведрышко», «Радуга-дуга» «Дождик-дождик, пуще», «Сорока-сорока», «Котенька - коток», «Ай люли,-люли» и т. д.

Отдельное внимание хотелось бы уделить загадкам, как одному из видов фольклора, повышающих мотивацию детей на активное участие в различных видах деятельности, в том числе по экологическому воспитанию. В процессе отгадывания загадок дети могут изучить такие темы по экологическому воспитанию как : «Времена года», «Явления природы», «Растения», «Животные», «Грибы», «Насекомые», «Культурные и полевые цветы» и многое другое.

Дальше расскажу о роли в процессе экологического воспитания дошкольников в условиях современного ДОУ.

Например, в таких стихотворениях А. С. Пушкина, как «Буря», «Весенний вечер», «Наступление весны», «Сосна и река» и при помощи других произведений великого поэта, дети могут через художественное слово великого творца закрепить знания о временах года, выучить их признаки. Дети обретут опыт того, как можно подмечать не только базовые характеристики сезонов (температуру, жизнедеятельность животных и растений, количество и разнообразие осадков, но и тонкости, которые заметны только пытливому наблюдателю (мелодичное журчанье ручейков, клейкость и нежность первых листьев, оттенки листвы осенью, красоту снежинок в морозные и солнечные дни).

Довольно часто в собственной педагогической практике мною используются стихотворения С. А. Есенина. Воспитанникам нашей группы очень нравится, когда они включены в процесс экскурсий и наблюдений на свежем воздухе. Например, во время наблюдения за первым снегом мы подходили к берёзе на территории нашего детского сада и наблюдали, как точно поэт описывает точно же картину в своём произведении. Мы рассматривали, как лёгкий первый снег покрывает нежные, замёрзшие веточки берёзы, сравнивали ствол берёзы со стволами других деревьев, описывая её характерные признаки. Конечно, мы поговорили о том, что стряхивать снежок с веток не нужно, он служит естественным покрывалом, как бы согревает ветки берёзы. Кроме того, в морозные дни ветви очень хрупки, могут сломаться, тогда дереву можно случайно причинить вред. Целая беседа может сложиться благодаря чтению, наблюдению и обсуждению одного из великолепных произведений русского классика.

Ниже хотелось бы описать благоприятное влияние рассказов К. Д. Ушинского и Л. Н. Толстого на формирование экологической культуры у дошкольников.

В своих книгах К. Д. Ушинский преследовал, как образовательные, так и художественные цели. Особенно ценны для детей дошкольного возраста небольшие рассказы педагога о животных. В них животные представлены с характерными повадками, довольно подробно и интересно описано их обычное поведение в дикой природе. Например, рассказ «Лиса Патрикеевна» даёт подробное описание лисы, ее поведении, умение обустроить нору, обычный рацион животного. Особенно полезными для прочтения являются следующие произведения: «Бишка», «Васька», «Конь», «Уточки», «Петушок и его семья», «Собачка». В сказке К. Д. Ушинского «Умей обождать», которая достаточно ярко демонстрирует детям последствия неправильного поведения в природе, дает основу для ознакомления воспитанников с важнейшими правилами экологической безопасности. Для старшего возраста можно рекомендовать такие его рассказы, как «История одной яблоньки», «Утренние лучи», «Ветер и Солнце», «Ручей», «Спор деревьев», «Дятел».

Свою роль в развитии художественной литературы природоведческого характера сыграл и великий русский писатель и педагог Л. Н. Толстой.

Его рассказы «У Розки были щенки», «Хотела галка пить», «У Вари был чиж» для детей младшего возраста кратко и ёмко доносят до малышей некоторые природные особенности и принципы. А произведениях для дошкольников старшего возраста «Лев и собачка», «Булька», «Пожарные собаки», «Старик сажал яблони» и др., автор знакомит детей с повадками животных и птиц, наделяя героев качествами людей и особенными чертами характера, он помогает детям больше узнать о животных, легче воспринимать информацию о них при помощи их «очеловечивания».

Интересно отметить, что авторы, которые написали свои произведения довольно давно, предвосхищали проблему отдаления детей от природы и её действительности, поэтому старались как можно больше вложить простых и понятных истин в своё творчество для будущих поколений. Именно поэтому данные произведения имеют такую актуальность и высокую педагогическую ценность в наши дни.

Еще одним из основоположников детской природоведческой литературы считается В. Бианки. Его произведения довольно просты для восприятия. Но несмотря на это, они содержат в себе реальные факты, научные сведения биологов, зоологов, ботаников об окружающей среде. Такие произведения способствуют развитию наблюдательности и любознательности. Сказки у В. Бианки особенно интересны, в них нет придуманных, фантазийных героев. В них вам не найти волшебников, фей, злых духов, гномов, драконов. Они описывают интересные и самые настоящие приключения с птицами, насекомыми, зверями. В каждой сказке рассказано, как по настоящему действуют животные в тех или иных ситуациях: приближение опасности, поиски пропитания, сохранение запасов, зимовка и т. д.

Конечно, в настоящее время на просторах интернета можно найти экологические сказки, рассказы и стихотворения современных авторов, которые будут не менее полезны детям, для усвоения знаний об окружающей среде и способах её сохранения.

В данном докладе мы продемонстрировали варианты использования произведений классиков, которые прекрасно описали природу таким образом, чтобы дети прониклись к ней искренней любовью. Такие чувства непременно замотивируют дошкольников сохранять и беречь окружающий мир, проявлять заботу о нём всеми посильными для них способами.

Список использованной литературы

1. Газина, О. М. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста. Учебно-методическое пособие. — М. : Прометей, 2013. — 254 с.

2. Миронов, А. В. Экологическое образование дошкольников в контексте ФГОС ДО. Деятельностный и экологический подходы, виды, формы, методы деятельности. — Волгоград: Учитель, 2016, — 260 с.

Публикации по теме:

Влияние художественной литературы на гражданско-патриотическое воспитание дошкольников Начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей теплой, уютной атмосферы. Каждый день ребенка в детском саду должен.

Экологическое воспитание дошкольников .

Консультация для педагогов «Экологическое воспитание дошкольников»Консультация для педагогов «Экологическое воспитание дошкольников» «Природу нужно беречь, как мы бережём человека. Потомки никогда не простят нам опустошения земли, надругательства над тем, что принадлежит.

Консультация для родителей «Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников»Консультация для родителей «Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников» Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается.

Консультация для родителей «Влияние художественной литературы на формирование личности ребенка младшего дошкольного возраста»Консультация для родителей «Влияние художественной литературы на формирование личности ребенка младшего дошкольного возраста» Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Детям раннего возраста нравится ритмическая речь, сама музыка слова. Еще не понимая.

Библиотека изображений:

Публикация Влияние художественной литературы на экологическое воспитание дошкольников (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Ольга Владимировна Александрова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Влияние художественной литературы на экологическое воспитание дошкольников
Опубликовано: 9 марта 2024 в 20:57
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД