Папки-передвижки

Влияние дидактических игр на развитие речи дошкольников с ограниченными возможностями здоровья

Ольга Сиделева
Влияние дидактических игр на развитие речи дошкольников с ограниченными возможностями здоровья

Сиделева Ольга Алексеевна

воспитатель МАДОУ д/с 411

г. Новосибирск

Формирование лексико-грамматических категорий речи средствами дидактических игр у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья

В настоящее время наблюдается рост количества дошкольников с отклонениями в речевом развитии. Процесс усвоения ребенком грамматического строя сложный, он связан с аналитико-синтетической деятельностью коры головного мозга. Проблема формирования грамматического строя речи у детей с недоразвитием речи является одной из значимых в логопедии. Своеобразие овладения грамматическим строем речи проявляется у детей с общим недоразвитием речи в замедленном темпе усвоения, в дисгармонии развития морфологической и синтаксической систем языка, семантических и формально-языковых компонентов, в искажении общей картины речевого развития. В настоящее время в работах учёных достигнуты определённые успехи в определении нарушений грамматического строя речи и разработаны методы их преодоления. В работах А. Н. Гвоздева, Д. Б. Эльконина, подробно описано становление речи у детей, начиная с самого раннего детства. Менее изученной является проблема усвоения детьми с общим недоразвитием речи отдельных разделов грамматики. Данные об этом представлены в работах Н. С. Жуковой, Р. Е. Левиной, Р. И. Лалаевой, Н. В. Серебряковой, Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной.

Публикация «Влияние дидактических игр на развитие речи дошкольников с ограниченными возможностями здоровья» размещена в разделах

Развитие грамматического строя речи в дошкольном возрасте имеет исключительную практическую значимость для детей, и особенно для тех, кто имеет её нарушения, поскольку в повседневной жизни они постоянно находятся и ориентируются в мире людей, вещей, предметов. Процесс развития грамматического строя речи у детей с ограниченными возможностями здоровья осложняется специфическим характером их речевого недостатка, вследствие чего возникает необходимость специальной логопедической работы сданной категорией дошкольников. На логопедических занятиях организуется специальное обучение. При этом оно выступает средством познания окружающего мира, предметов, явлений, событий и, следовательно, протекает более успешно, когда основывается на непосредственном наблюдении и изучении этих предметов, явлений и событий.

Грамматический строй речи формируется, прежде всего, в повседневном общении и в различных видах детской деятельности – в игре, конструировании, изобразительном творчестве. И важным педагогическим условием является грамотная организация этой деятельности взрослым в повседневной жизни.

Дидактическая игра – как игровой метод обучения дошкольников.

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие, а значит и происходит полноценная подготовка ребенка к обучению в школе.

Чтобы понимать речь, мало знать лексическое значение слов, из которых она состоит, надо еще понять грамматические отношения между этими словами. Проблема формирования грамматического строя речи является одной из самых актуальных проблем в развитии речи детей дошкольного возраста.

Грамматический строй усваивается ребенком самостоятельно, путем подражания, в процессе разнообразной речевой практики. А сами правила грамматики довольно сложно воспринимаются детьми дошкольного возраста. В этом и состоит сложность обучения, которое еще осложняется и тем, что мы, взрослые, допускаем грамматические ошибки в своей речи и неосознанно формируем неправильную речь своих детей. Отсюда следует, что важнейшей заботой взрослого при общении с ребенком должна быть забота о том, чтобы дети слышали грамотную речь и как можно раньше услышали все грамматические формы родного языка.

Основным средством формирования грамматически правильной речи является обучение. А, как известно, ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра. И только с её помощью можно обучение детей сделать интересным. В формировании грамматического строя речи детей - дошкольников большую роль играют дидактические игры, которые педагог может использовать не только на занятиях по развитию речи и ознакомлению с окружающим, но и в повседневной жизни. Специальные игры и упражнения для усвоения грамматических форм можно включать в любые другие занятия, использовать их на прогулке, в утренние часы, во вторую половину дня; а так же необходимо рекомендовать родителям использовать чаще такие игры дома.

Дидактические игры - эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря динамичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ.

Большинство исследователей выделяют в дидактической игре следующие структурные компоненты:

- дидактическая задача (цель, состоящая из игровой и обучающей;

- игровые правила;

- игровые действия;

- окончание игры, подведение итогов.

Дидактическая (обучающая) задача - это основной элемент дидактической игры, которому подчинены все остальные. Для детей обучающая задача формулируется как игровая. Она определяется целями обучения и воспитания детей.

Правила игры обеспечивают реализацию игрового содержания. Их содержание и направленность обусловлена познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями. В дидактической игре правила являются заданными. Они помогают педагогу управлять игрой. Правила влияют и на решение дидактической задачи - незаметно ограничивают действия детей, направляя их внимание на выполнение конкретной задачи.

Игровые действия - это основа игры, способ проявления активности ребенка в игровых целях. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее для ребенка сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. В разных играх игровые действия различны и реализуются через различные формы.

Подведение итогов проводится сразу по ее окончанию. Форма может быть разнообразной: подсчет очков, похвала, определение лучшего ребенка, победителя, общий итог по реализации поставленной задачи, в зависимости от возраста детей.

Работа по формированию грамматического строя речи у детей дошкольного возраста осуществляется во всех возрастных группах с использованием дидактических игр и упражнений. Содержание игр определяется возрастом детей и программными требованиями.

Игры могут быть предметные и словесные. Игры предметного характера (с использованием игрушек, предметов и картинок) в большинстве используются в младшем и среднем дошкольном возрасте, словесные (построены на словах и действиях играющих) игры чаще используются педагогом в старшем дошкольном возрасте. Обязательное требование к наглядному материалу: он должен быть знаком детям, оформлен эстетически, вызывать конкретные образы, будить мысль. Перед игрой игрушки рассматриваются, словарь детей активизируется за счет названий цвета, формы, назначения игрушек, действий, которые можно с ним совершать.

Дидактические игры по формированию грамматического строя речи можно разделить на три основные группы:

1. Игры и упражнения на словоизменение:

- учат правильно употреблять падежные формы, самой трудной из которых для них является родительный падеж множественного числа, игры: "Чего не стало?", «Чего не хватает кукле?», «Парные картинки» и др. ;

- употреблять несклоняемые существительные типа пальто, кофе, радио, кенгуру игры "Ателье", "Кафетерий" и др.);

- правильно согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже и координировать с глаголами и предлогами. ("Какой, Какая, Какое?", "Кто что делает?", "Отгадай, что это?", "Расскажи о предмете");

- различать глаголы по видам, лицам, числам, временам, родам и наклонениям. Особое место занимают игры на правильное употребление так называемых "трудных" глаголов: хотеть, звонить, бежать и др. (игры "Вы хотите? - Мы хотим", "Медвежонок и ослик разговаривают по телефону" и др.).

2. Игры и упражнения на словообразование:

Дидактические игры на словообразование можно разделить на 4 подгруппы:

- Образование названий детенышей животных.

- Образование названий профессий.

- Образование названий посуды.

- Образование однокоренных слов.

В области словообразования дошкольников учат создавать новые однокоренные слова с помощью:

- суффиксов: заяц - заинька, зайчонок;

- приставок: шить - пришить, зашить, вышивать;

- смешанного способа: настольный, разбежался, убегающий и т. п.

В процесс обучения включаются игры, помогающие осознать изменение значения слова в зависимости от словообразовательных оттенков: усы - усики - усищи; кот - котик – котище. Педагог учит ребят образовывать прилагательные от основ существительных: Какое варенье из малины? Из клубники? Из смородины?; и образованию притяжательных прилагательных (значение принадлежности).

3. Игры и упражнения на совершенствование синтаксической стороны речи :

Как уже подчеркивалось, овладение синтаксическим строем речи происходит в процессе речевого общения, где основным методическим приемом выступают вопросы воспитателя: "Почему?", "Зачем?", "Что было бы, если…". Важным средством формирования у дошкольников навыков строить предложения разных типов являются специальные игры и упражнения: "Закончи предложение", "Дополни предложение", "Кого покатаем на машине?", "Размытое письмо" и др.

В дошкольном учреждении работа по формированию грамматического строя речи детей, в том числе и по устранению грамматических ошибок в детской речи ведё тся по двум направлениям: на занятиях и в повседневной жизни детей.

Ссылки на источники:

1. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи. СПб. : ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2007.

2. Гущина Е. А. Игровые подходы в развитии коммуникативных способностей старших дошкольников / Е. А. Гущина // Педагогическое мастерство: материалы III междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2013 г.). — М. : Буки-Веди, 2013.

3. Дмитриевских Л. С. Обучение дошкольников речевому общению. – М. : ТЦ Сфера, 2011.

4. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников : (Дети с общим недоразвитием речи). Книга для логопеда. – М. : Просвещение, 1985.

5. Лалаева, Р. И., Серебрякова, Н. В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. – М., 2002.

6. Лалаева Р. И. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. – Ростов н/ Д: «Феникс», 2004.

7. Лебедева Л. В. (и др.). Игры и упражнения с родственными словами. Учебно-методическое пособие. - М. : Центр педагогического образования, 2009.

8. Логинова В. И. Формирование словаря// Развитие речи детей дошкольного возраста/ Под ред. Ф. А. Сохина. - М. : 1984.

9. Никонова О. В. Своеобразие дидактических игр и их педагогический потенциал // Дошкольное воспитание. – 1986. - № 4.

10. Сидорова У. М. Формирование речевой и познавательной активности у детей с ОНР: Упражнения, дидактические игры, логические задачи, игры-занятия. – М. : ТЦ Сфера, 2005

11. Филичева Т. Б. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программно-методические рекомендации. — 2-е изд. — М. : Дрофа, 2010.

12. Арушанова, А. Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. - М., Мозаика-Синтез, 2011.

13. Арушанова, А. Г. Формирование грамматического строя речи - М., Академия, 2009.

14. Гавриш, Н. В. Характерные особенности речевой деятельности в дошкольном детстве//Актуальные проблемы развития речи и лингвистического образования детей. Орел, 2012.

15. Швайко, Г. С. Игры и игровые упражнения по развитию речи : пособие для практ. работников ДОУ. - 3-е изд., испр. и доп. / Г. С. Швайко. - М., Айрис-пресс: Айрис-Дидактика, 2006

Публикации по теме:

Игры с мячом и природным материалом во время летней прогулки с детьми с ограниченными возможностями здоровьяИгры с мячом и природным материалом во время летней прогулки с детьми с ограниченными возможностями здоровья Прогулки на свежем воздухе необходимы ребенку для нормального развития. Во-первых, растущий организм ребенка нуждается в свежем воздухе.

Воспитание у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровьяВоспитание у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья Цель: воспитывать у детей старшего дошкольного возраста толерантное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья. Ход занятия.

Дидактическая игра «Загадочный слоник» как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровьяДидактическая игра «Загадочный слоник» как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья Дидактическая игра "Загадочный слоник" как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Уважаемые коллеги! Представляю.

Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» ПРОГРАММА «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» Составила: Волкова.

Консультация для педагогов «Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ограниченными возможностями здоровья»Консультация для педагогов «Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ограниченными возможностями здоровья» «Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ограниченными возможностями здоровья» Слайд №2 Теоретически каждый ребенок в нашей.

Маскотерапия в работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровьяМаскотерапия в работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья Добрый день, уважаемые коллеги! Вашему вниманию я представляю опыт работы арт-терапевтической направленности с использованием элементов.

Мастер-класс по созданию игры для развития тактильно-двигательного восприятия у детей с ограниченными возможностями здоровьяМастер-класс по созданию игры для развития тактильно-двигательного восприятия у детей с ограниченными возможностями здоровья Цель: • развивать тактильные ощущения ребенка; • побуждать выполнять двухступенчатую словесную инструкцию; • формировать умение брать предмет,.

План по самообразованию «Влияние дидактических игр на развитие речи детей 3–4 лет» Цель работы: развивать связную речь детей и обогащать словарный запас через игровую деятельность. Актуальность.

Проектная деятельность для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Репка»Проектная деятельность для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Репка» Проектная деятельность для обучающихся с ОВЗ «Репка» Участники проектной деятельности: учитель-дефектолог учащиеся.

Развивающее пособие «Сюжетный коврик» в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровьяРазвивающее пособие «Сюжетный коврик» в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья Развивающее пособие «Сюжетный коврик» в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья Сенсорное воспитание, развитие моторики и.

Библиотека изображений:

Публикация Влияние дидактических игр на развитие речи дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Ольга Сиделева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Влияние дидактических игр на развитие речи дошкольников с ограниченными возможностями здоровья
Опубликовано: 23 ноября 2020 в 05:53
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД