Папки-передвижки

Влияние детской художественной литературы на развитие речи ребенка

Набиева Мухарам
Влияние детской художественной литературы на развитие речи ребенка

Влияние детской художественной литературы на развитие речи ребенка

Республика Таджикистан за годы независимости, сохраняя богатые традиции, достигла определенных успехов в сфере образования. Путем проведения различных реформ разработана и принята нормативно-правовая база национальной системы образования Республики Таджикистан; создана заново законодательная база; разработаны и приняты новые государственные образовательные стандарты дошкольного, общего среднего, начального, среднего и высшего профессионального образования.

Публикация «Влияние детской художественной литературы на развитие речи ребенка» размещена в разделах

Значительные изменения претерпевает и начальный уровень образования - дошкольное образование, которое направлено на возрождение духовности, формирование национальной культуры, повышение творческой роли образования в обществе. В связи с этим задача современного общества, семьи и дошкольного учреждения - воспитывать развитую личность, имеющую национальный менталитет и гуманное поведение, основанную на лучших традициях народа. [3,4]

Сегодня одним из средств умственного и нравственного воспитания детей дошкольного возраста служит художественная литература, которая способствует на развитие и обогащение речи ребенка.

В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка. Эти образцы различны по своему воздействию: в рассказах дети познают лаконичность и точность слова; в стихах улавливают музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; народные сказки раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями.

Программа воспитания в детском саду «Рангинкамон»[4] ставит задачу - заложить в детях любовь к художественному слову, уважение к книге, определяет тот круг произведений художественной литературы, который надо детям прочитать, рассказать, заучить наизусть.

Репертуар литературных произведений, данный в «Рангинкамон» по всем возрастным группам, является обязательным для каждого воспитателя, также обязательно выполнение всех задач, которые ставятся в связи с ознакомлением детей с художественной литературой.

Дети дошкольного возраста — слушатели, а не читатели, художественное произведение доносит до них педагог, поэтому владение им навыками выразительного чтения приобретает особое значение.

В. А. Сухомлинский считает, что «чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка». Художественная литература формирует нравственные чувства и оценки, нормы нравственного поведения, воспитывает эстетическое восприятие. [8]

Произведения литературы способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка. Е. А. Флерина отмечала, что литературное произведение дает готовые языковые формы, словесные характеристики образа, определения, которыми оперирует ребенок. Средствами художественного слова еще до школы, до усвоения грамматических правил маленький ребенок практически осваивает грамматические нормы языка в единстве с его лексикой.

Н. С. Карпинская также считала, что художественная книга дает прекрасные образцы литературного языка. В рассказах дети познают лаконизм и точность языка; в стихах – музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; в сказках – меткость, выразительность.

Из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Литература помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности.

С целью ознакомления детей с художественной литературой как искусством и средством развития интеллекта, речи, позитивного отношения к миру, любви и интереса к книге используются следующие формы работы:

Так же самым актуальным методом ознакомления детей с художественной литературой является, наглядное моделирование. Это метод-воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.

Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст, научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.

Одним из преимуществ использования метода наглядного моделирования, то что дети знакомятся с графическим способом предоставления информации – моделью. В качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать символы разнообразного характера:

Применение в работе моделирования дает воспитателю необходимую свободу в обращении с материалом, возможность творческого движения, разнообразие форм построения занятий. Проект занятий всегда носит мягкий характер, где воспитатель осуществляет гибкое руководство, может работать в режиме проектирования.

Различаем принципы отбора литературных произведений, которые помогает воспитателям дошкольного учреждение подбирать книги и литературные произведения :[9,1]

Идейная направленность детской книги : Идейность обусловливает соответствие задачам нравственного воспитания, воспитания любви к Родине, к людям, к природе. Моральный облик героя также определяет идейность книги

Соответствие задачам воспитания: Книга призвана в конкретных образах раскрывать, перед дошкольниками идеалы добра, справедливости, мужества, формировать правильное отношение к людям, самому себе, своим поступкам

Учет возрастных особенностей детей: По мнению С. Я. Маршака, возрастная специфика должна выражаться не в упрощенчестве, сюсюканье, а в учете особенностей психики ребёнка, в частности, конкретности мышления, впечатлительности, ранимости

Книга должна быть занимательной: Критерием художественности является единство содержания произведения и его формы. Важен образцовый литературный язык

Высокое художественное мастерство : Занимательность определяется не темой, не новизной материала, а открытием нового в знакомом и знакомого в новом

Четкая выраженность позиции автора: С. Я. Маршак писал, что, если автор является не равнодушным регистратором событий, а сторонником одних героев повести и врагом других, это значит, что книга написана на настоящем детском языке

Композиционная облегченность: Художественный образ или система образов должны раскрывать одну мысль, все действие героев должны быть подчинены передаче этой мысли. Однако при отборе книг нельзя отдавать предпочтение только небольшим и простым произведениям.

Основные методы ознакомления с художественной литературой детей дошкольного возраста [1]

Методы организации восприятия художественной литературы Методы организации воспроизведения литературных произведений

чтение;

рассказывание;

прослушивание аудиозаписей

приемы театрализации (игры-инсценировки, театральные постановки, режиссёрские игры);

литературные концерты;

литературные викторины

пересказ литературных произведений;

заучивание стихотворений

При ознакомлении с книгой отчетливо выступает связь речевого и эстетического развития, язык усваивается в его эстетической функции. Владение языковыми изобразительно-выразительными средствами служит развитию художественного восприятия литературных произведений.

Процесс развития эстетического восприятия очень заметен в дошкольном возрасте. Понять, что художественное произведение отражает типичные черты явлений, ребенок может уже в 4—5 лет. Исследователи отмечают такую особенность художественного восприятия ребенка, как активность, глубокое сопереживание героям произведений. У старших дошкольников появляется способность мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, как бы становиться на место героя. Например, вместе с героями сказки дети испытывают чувство страха в напряженные драматические моменты, чувство облегчения, удовлетворения при победе справедливости.

Художественное произведение привлекает ребенка не только своей яркой образной формой, но и смысловым содержанием. Старшие дошкольники, воспринимая произведение, могут дать сознательную, мотивированную оценку персонажам, используя в своих суждениях сложившиеся у них под влиянием воспитания критерии поведения человека в нашем социалистическом обществе.

Прямое сопереживание героям, умение следить за развитием сюжета, сопоставление событий, описанных в произведении, с теми, что ему приходилось наблюдать в жизни, помогают ребенку сравнительно быстро и правильно понимать реалистические рассказы, сказки, а к концу дошкольного возраста — перевертыши, небылицы.

Недостаточный уровень развития отвлеченного мышления затрудняет восприятие детьми таких жанров, как басни, пословицы, загадки, обусловливает необходимость помощи взрослого.

Исследователями установлено, что дошкольники способны к овладению поэтическим слухом и могут понимать основные различия между прозой и поэзией.

Воспитательная функция литературы осуществляется особым, присущим лишь искусству способом - силой воздействия художественного образа. Чтобы полностью реализовать воспитательные возможности литературы, необходимо знать психологические особенности восприятия и понимания этого вида искусства дошкольниками.

В старшем дошкольном возрасте появляется стабильный интерес к книгам, готовность к прослушиванию чтения. Дети в этом возрасте осознанно воспринимают смысл произведения, действия героев, мотивацию их поведения, обращают внимание на особенности языка, образность речи, могут правильно судить о поступках героя, ссылаясь на свои понимания о нормах поведения и личный опыт. На данном этапе становится популярны у детей произведения, полные приключений и путешествий («Мой красивый край»; «Путешествие по Шелковому пути»; «Мой красивый мир»; «От куда идет вода?»); таджикские народные сказки, полные фантастики, конфликта и препятствий («Орешек»; «Хитрая лиса и невежда волк»; «Мир птиц»; «Печаль зайчонка»). Эти сказки введены в качестве мультипликационных серий «Волшебный сундучок», где дают возможность воспитателям дошкольного учреждения внести воспитательную деятельность через показ и рассказывания сказок. Все эти произведения распахивают дверь в мир фантазии, дают «пищу» для размышления о сложном мире, в котором сталкиваются непримиримые силы добра и зла, где добро непременно должно победить. В этом возрасте ребёнок способен воспринимать текст без иллюстрации, она начинает играть вспомогательную роль, уточняя появляющиеся восприятия, облегчая понятие смысла художественного произведения.

Таким образом, считается, что значения чтение в развития детей дошкольного возраста очень велико. Чтение, рассказывание и перессказывание художественной литературы ребенку-дошкольнику оказывает огромное влияние на интеллектуальное, умственное, творческое, психологическое и психофизиологическое развитие. Чтение развивает художественно-речевые навыки, формирует нравственную и культурную сторону ребенка, передает представления о жизни, труде, об отношении к природе, развивая, тем самым, социальный опыт и трудовую деятельность дошкольника. Все эти приоритеты, заложенные в дошкольном возрасте, гармонично развивают ребенка как полноценную личность.

Литература :

1. Бизикова О. А. Теории и технологии развития речи детей дошкольного возраста в определениях, таблицах и схемах Учебное пособие. — 3-е изд., перераб. и доп. — Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2014. — 93 с.

2. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возроста. /Москва, 1982. -160 с.

3. Закон Республики Таджикистан «О дошкольном обучении и воспитании. Душанбе, 2013

4. Закон Республики Таджикистан «О образовании» – Душанбе, 2013.

5. Программа воспитания, обучения и развития детей в дошкольном

учреждения «Рангинкамон» (Радуга) Душанбе, 2012.

6. Развитие личности ребенка. От рождения до трех. / Екатеринбург. 2014.-528с.

7. Репина Т. А. Роль иллюстрации в понимании художественного текста детьми дошкольного возраста / Вопросы психологии. - 1959. - № 1.

8. Рождественская В. Н., Радина В. И. Воспитание правильной речи. – М., 1968.

9. Тихеева Е. И. Развитие речи детей раннего и дошкольного возраста. Изд. 4-е испр. и доп. - М., 1972.

10. Ушинский К. Д. Родное слово. Собр. соч. в 11-ти томах. -М. -Л., 1948, т. 2.

Публикации по теме:

Влияние художественной литературы на гражданско-патриотическое воспитание дошкольников Начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей теплой, уютной атмосферы. Каждый день ребенка в детском саду должен.

Деловая игра для педагогов «Знатоки детской художественной литературы» Цель: систематизация знаний педагогов по теоретическим и практическим вопросам использования художественной литературы в работе с детьми.

Консультация для родителей «Влияние художественной литературы на формирование личности ребенка младшего дошкольного возраста»Консультация для родителей «Влияние художественной литературы на формирование личности ребенка младшего дошкольного возраста» Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Детям раннего возраста нравится ритмическая речь, сама музыка слова. Еще не понимая.

Консультация «Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребёнка»Консультация «Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребёнка» Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Сопровождая человека с самых первых лет его жизни, художественная литература оказывает.

Педагогический проект — логомарафон «Читай-ка» по чтению детской художественной литературы в домашних условияхПедагогический проект — логомарафон «Читай-ка» по чтению детской художественной литературы в домашних условиях «…Телевидение покоряет воображение, а не раскрепощает его. Но хорошая книга одновременно развивает и освобождает мышление…» Бруно Бетелхайм.

Передовой педагогический опыт «Влияние художественной литературы на развитие речи детей» 1. Условия формирования опыта. Тему моего опыта работы «Влияние художественной литературы на развитие речи детей» я выбрала не случайно.

Презентация «Развитие эмоционального интеллекта, мышления, речи посредством чтения художественной литературы» 2 слайд «ЧТЕНИЕ – ТО ОКОШКО, ЧЕРЕЗ КОТОРОЕ ДЕТИ ПОЗНАЮТ И ВИДЯТ МИР И САМИХ СЕБЯ»,– ГОВОРИЛ В. А. СУХОМЛИНСКИЙ. Многие педагоги отмечают,.

Влияние арт-терапии на развитие ребенка Дошкольное детство – один из самых важных этапов в жизни ребенка. В этот период ребенок активно познает окружающий мир. А в детском саду.

Влияние чтения художественной литературы на формирование духовно-нравственных качеств дошкольниковВлияние чтения художественной литературы на формирование духовно-нравственных качеств дошкольников Сформированность нравственных ценностей является одним из важных показателей целостной личности, самостоятельной и ответственной. Интуитивно.

Влияние семьи на развитие ребенкаВлияние семьи на развитие ребенка Ребёнок учится тому, Что видит у себя в дому, Родители пример ему. Кто при жене и детях груб, Кому язык распутства люб, Пусть помнит, что.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Влияние детской художественной литературы на развитие речи ребенка
Опубликовано: 13 декабря 2022 в 17:19
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Влияние детской художественной литературы на развитие речи ребенка» (включая файлы) размещена пользователем Набиева Мухарам в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 июня. Пушкинский день России. Передвижка «Пушкин А.С.»

Ежегодный праздник, посвященный великому русскому поэту Александру Сергеевичу Пушкину. 

5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД