Получи документы

Схема самоанализа ООД

Дудникова Татьяна
Схема самоанализа ООД

Современный воспитатель должен уметь анализировать и оценивать собственную педагогическую деятельность и работу коллег. Без этих умений невозможно представить его профессиональное развитие. Но если оценка занятия с детьми, которое провел другой педагог, не составляет труда, то самоанализ организованной образовательной деятельности (далее - ООД) вызывает у воспитателей затруднения. С чем это связано? Одна из главных причин в том, что воспитатель в данном случае не внешний наблюдатель, а участник, он находится внутри процесса.

Публикация «Схема самоанализа ООД» размещена в разделах

Вторая причина - необходимость ежедневно говорить просто, чтобы понимали дети. В результате не всегда получается переключиться на деловой стиль речи и профессиональную терминологию. Педагогам мешает психологическая инерция - привычка действовать стандартно в типовых ситуациях.

Еще одна причина - воспитатели боятся неправильно использовать термины, т. к. терминология в сфере образования в последнее время постоянно обновляется. Об этом свидетельствуют вопросы, которые они задают на педагогических сайтах, где есть обратная связь.

Методисты, старшие воспитатели и педагоги используют разные схемы анализа ООД. Какую из них выбрать? Рассмотрим схему, которая поможет воспитателям сделать выводы в условиях ограниченного времени.

Данная схема самоанализа соответствует структуре ООД. Благодаря этому воспитатель может установить взаимосвязь между ее структурными компонентами, оценить их целесообразность и эффективность.

Ребенок познает мир, развивается, социализируется, приобретает определенные личностные качества в ходе деятельности. Поэтому и структура ООД будет примерно такой же, как структура деятельности человека в общем смысле:

Потребность – мотив – цель – средства - процесс – результат

Воспитатель так организует образовательную деятельность, чтобы ребенок, исходя из своих потребностей и мотивов, совместно с ним поставил цель, выбрал средства, осуществил деятельность, получил результат и осмыслил его.

В отличие от схем анализа, в которых рассматриваются отдельно различные аспекты без привязки к этапам ООД (формы и методы, организация развивающей предметно-пространственной среды, стиль общения педагога с детьми и пр., такая схема представит занятие целостно и даст больше информации для понимания замысла педагога и качества его реализации. Это будет не пересказ основных моментов, а именно анализ.

В начале анализа воспитатель озвучивает цель ООД и ее задачи. Далее объясняет, как поэтапно воплощалась идея занятия. Предлагаемая схема анализа содержит уточняющие вопросы, которые педагог использует в качестве ориентиров. С их помощью он определяет достоинства и недочеты ООД.

Некоторые вопросы можно включить в анализ любого из этапов ООД. Например, вопрос о создании ситуации успеха и психологического комфорта или вопрос об использовании диалоговых форм.

Данная схема удобна тем, что любой вопрос легко трансформируется в ответ или начало ответа - отправную точку - для построения связного высказывания о каком-либо аспекте анализируемого этапа. Это облегчает задачу воспитателя при самоанализе ООД.

Например:

Была ли цель привлекательна для воспитанников?

- К сожалению, не для всех детей поставленная цель оказалась привлекательной. Два мальчика не проявили интереса к организованной дея-тельности и захотели играть с машинками. Только во второй половине занятия они присоединились к остальным. Считаю, что нужно более тщательно продумывать этап мотивации и постановки цели, использовать другие приемы, чтобы в следующий раз вся группа была увлечена общим делом.

- Осуществлялась ли в ходе самостоятельной работы педагогическая поддержка? Каким образом?

- В ходе самостоятельной работы я стремилась осуществлять педагогическую поддержку через подсказку, похвалу, подбадривание, тактильный контакт. Двоим воспитанникам оказывала практическую помощь, так как у них низкий уровень развития моторики по сравнению с другими детьми. Но вместе мы достигли желаемого результата.

Все этапы ООД должны быть целесообразными, т. е. соответствовать цели. Анализ этапа рефлексии - один из самых сложных. Как понять, насколько рефлексия ООД соответствовала цели? Существует несколько вариантов:

- обсудить и оценить результаты деятельности, сравнить результаты с замыслом;

- обсудить процесс деятельности, удовлетворенность процессом и результатом;

- выявить ценность полученного нового знания, умения;

- провести рефлексию настроения и эмоционального состояния;

- выявить перспективы и новые возможности. Например, если цель ООД – сформировать навык, то в ходе рефлексии педагог обсуждает с детьми результаты деятельности, сравнивает их с замыслом: «Получилось ли у нас все так, как мы задумали в начале занятия?».

Если цель заключалась в развитии взаимодействия между детьми, то следует обсудить именно процесс деятельности и взаимодействие между воспитанниками в этом процессе: «Дружно ли вы работали? Кто и как помог товарищу? Удалось ли вам договориться?».

Если воспитатель планировал сформировать или закрепить какое-то знание и донести до воспитанников его ценность, то он обсуждает, где и как в жизни дети будут его применять (например, правила дорожного движения).

Если воспитатель стремится развивать воображение и умение планировать, то в итоге ООД стоит поговорить с детьми о перспективах деятельности: «А как еще можно.? Что можно было бы добавить к.? Что ты будешь делать в следующий раз. ?».

Кроме того, в работе с детьми всегда следует фиксировать внимание на эмоциональной составляющей совместной деятельности. Это важно для формирования положительной самооценки ребенка, его самоутверждения.

Таким образом, с помощью предлагаемой схеме самоанализа ООД воспитатель покажет целесообразность всех ее этапов и определит, достигнута ли поставленная цель. Главное, что вывод будет подкреплен аргументами (развернутыми ответами на вопросы, а педагог продемонстрирует умение видеть плюсы и минусы организованной им образовательной деятельности.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Карта самоанализа воспитателя подготовительной группы по созданию условий для познавательно-исследовательской деятельности Критерии: Да Частично Нет Вопросы для самоанализа 1. Уголок природы: растения соответствуют возрастным рекомендациям, оборудование для.

Карта-схема экологической тропы для детей и родителей МДОУКарта-схема экологической тропы для детей и родителей МДОУ Воспитатель первой квалификационный категории Ковтун Е. И. Карта схема для детей. Карта схема для родителей. Наш детский сад работает.

Модульное оригами «Крабик». Схема сборки. Пошаговая инструкцияМодульное оригами «Крабик». Схема сборки. Пошаговая инструкция Модульное оригами "Крабик". Схема сборки. Пошаговая инструкция Автор: Сейитмедова Оксана Сейтиевна, воспитатель, ГБОУ Гимназия №1503 Описание.

Модульное оригами «Подсолнух». Схема сборки. Пошаговая инструкцияМодульное оригами «Подсолнух». Схема сборки. Пошаговая инструкция Модульное оригами «Подсолнух». Схема сборки. Пошаговая инструкция Автор: Сейитмедова Оксана Сейтиевна, воспитатель, ГБОУ Гимназия №1503.

План-схема НОД по аппликации в старшей группе. Тема: «Снегирь»План-схема НОД по аппликации в старшей группе. Тема: «Снегирь» План-схема НОД по аппликации в старшей группе. Тема:«Снегирь» Задачи: Коррекционно-образовательные: Совершенствовать технику вырезания.

План-схема сюжетно-ролевой игры «Ветеринарная больница»План-схема сюжетно-ролевой игры «Ветеринарная больница» План - схема сюжетно - ролевой игры «Ветеринарная больница»Цель: формировать у детей умение играть в сюжетно - ролевую игру «Ветеринарная.

Примерный алгоритм самоанализа НОД Самоанализ непрерывной образовательной деятельности – это общая оценка НОД, характеризующая решение поставленных целей и задач, их реализацию.

Схема ИОМ — индивидуальный образовательный маршрут дошкольников во второй младшей группы Если кто не знает, ФИО ребенка не показывается, даже проверяющим. ИОМ у меня проверила аттестационная комиссия и сочла его отличным. Работа.

Схема распределения деятельности детей младшей группы в течение дняСхема распределения деятельности детей младшей группы в течение дня Важное значение для развития детей имеет четкая организация их деятельности в течение дня. Предлагаю Вашему вниманию схему распределения.

Фотоотчет «Схема реки. Дидактическая игра»Фотоотчет «Схема реки. Дидактическая игра» В марте наш детский сад принял участие в Региональной предметной неделе "Экология Подмосковья" проводимой Ассоциацией педагогов дошкольных.

Библиотека изображений:

Публикация Схема самоанализа ООД (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Дудникова Татьяна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Схема самоанализа ООД
Опубликовано: 10 января 2023 в 21:07
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД