МААМ-картинки

Устное народное творчество в развитии речи детей 2–3 лет

Ольга Никитина
Устное народное творчество в развитии речи детей 2–3 лет

Устное народное творчество в развитии речи детей 2-3 лет

Устное народное творчество (народные песенки, потешки, пестушки) – это богатство и украшение нашей речи. Оно создавалось народом и передавалось из уст в уста. Его влияние на развитие речи неоспоримо.

Публикация «Устное народное творчество в развитии речи детей 2–3 лет» размещена в разделах

В раннем возрасте очень важно ускорить «рождение» первых сознательных слов у ребёнка. Увеличить запас слов помогут малые формы фольклора, в которых привлекается внимание к предметам, животным, людям. Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек привлекает детей, вызывают желание повторить, запомнить, что способствует развитию разговорной речи.

Ранний возраст – период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи, лексической, фонетической, грамматической. Существенную роль в процессе развития речи детей раннего возраста выполняет художественное слово – детская литература и фольклор. Фольклорные произведения характеризуются богатством, наполненностью, яркостью речи, интонационной выразительностью. Чем раньше ребёнок знакомится с устным народным творчеством, тем раньше он сможет научиться связно выражать свои мысли и эмоции.

Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребёнок. В общение с ребенком раннего возраста включайте пение колыбельных песен, чтение потешек, сказок, пословиц и поговорок, загадок. В игровой форме они готовят маленького человека к жизни.

Фольклорные произведения учат детей понимать «доброе» и «злое», защищать слабых, проявлять заботу, великодушие. Через сказку, потешки, песенки у малышей складываются более глубокие представления о плодотворном труде человека.

В младшем возрасте закладывается фундамент познавательной деятельности, на котором будет строиться дальнейшее постижение тайн природы и человеческого духа. Фольклор учит, наставляет, приобщает к сокровищам народной мудрости.

В устном народном творчестве, как нигде больше, сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде. Всё это мы можем увидеть в русских народных сказках. Персонажи сказок хорошо знакомы детям, их черты характера ярко выражены, мотивы поступков понятны. Язык сказок очень выразителен, богат образными сравнениями. Всё это позволяет вовлечь ребёнка в активную речевую работу.

Богатый материал для воспитания нравственных качеств содержат в себе пословицы и поговорки. Фольклор даёт прекрасные образцы речи, подражание которым позволяет ребёнку успешно овладеть родным языком. Пословицы и поговорки называют жемчужинами народного творчества, они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека: поучения, заключенные в них, легко воспринимаются и запоминаются. Пословицы и поговорки образны, поэтичны, наделены сравнениями, яркими эпитетами. Их можно использовать в любой ситуации. Они становятся верными помощниками в формировании трудолюбия и дружелюбия.

Загадки обогащают словарь детей за счёт многозначности слов, помогают увидеть разные значения слов, формируют представление об их переносном значении. Они помогают детям усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать её. Разгадывание загадок развивает способность дошкольников к анализу, обобщению.

Дети младшего дошкольного возраста не могут воспринимать быстрой речи, поэтому потешки, народные песенки читайте неторопливо, отчётливо, чтобы ребёнку был ясен смысл каждого слова. Прежде чем прочитать ребёнку потешку, заранее продумайте выполняемые под неё действия, заучите наизусть текст и выразительно расскажите, чтобы вызвать эмоциональный отклик. Ребёнку нравится, когда в потешке звучит его имя.

Сопровождайте потешками повседневные действия ребёнка, вашу совместную с ним деятельность. Это поможет вам растить малыша в радости и способствует развитию его речи.

ПОТЕШКИ ПРИ УМЫВАНИИ

Водичка, водичка,

Умой моё личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щёчки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

ПОТЕШКИ ПРИ РАСЧЁСЫВАНИИ

Расти коса до пояса,

Не вырони ни волоса,

Расти косонька до пят,

Все волосоньки в ряд,

Расти коса, не путайся,

Дочка маму слушайся.

ПОТЕШКИ ПРИ КОРМЛЕНИИ

- Ладушки, ладушки!

Где были?

- У бабушки!

- Что ели?

- Кашку!

- Что пили?

- Бражку!

Кашка сладенька,

Бабушка добренька.

Попили, поели,

Домой полетели,

На головку сели,

Ладушки запели.

Идёт коза рогатая

За малыми ребятами.

Кто кашу не ест,

Молоко не пьёт?

Забодает, забодает, забодает!

ПОТЕШКИ ПРИ ОДЕВАНИИ

Валенки, валенки,

Невелички, маленьки!

Опушка бобровая,

Маша чернобровая!

ПОТЕШКИ НА СОН

Баю-бай, баю-бай,

Ты, собачка, не лай.

Белолапа, не скули

Нашу Таню не буди.

***

Люли, люли, люленьки!

Где вы, где вы, гуленьки,

Прилетайте на кровать,

Начинайте ворковать.

Люли, люли, люленьки,

Прилетели гуленьки!

Сели в изголовьице,

Спи-ка на здоровьице!

***

Котя, котенька-коток,

Котя – серенький хвосток!

Приди, котик, ночевать,

Мою детоньку качать, прибаюкивать.

***

Ой, лю-ли, лю-ли, лю-ли!

Прилетели журавли,

Сказку Кате принесли.

***

Баю-баю-баиньки,

Купим сыну валенки,

Наденем на ноженьки,

Пустим по дороженьке.

Будет наш сынок ходить,

Новы валенки носить.

ПОТЕШКИ ПОСЛЕ СНА

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Маслена головушка,

Шёлкова бородушка!

Что ты рано встаёшь,

Голосисто поёшь,

Ване спать не даёшь?

***

Когда солнышко взойдёт,

Ваня улочкой пойдёт.

Как пойдёт да побежит,

Так дорожка задрожит.

Публикации по теме:

Устное народное творчество в воспитании дошкольников На вопрос : "Кто придумал чудо-дерево или Мойдодыра?" любой из вас ответит, что это Корней Иванович Чуковский. Так же легко вы назовете.

Устное народное творчество в развитии речевой активности детей младшего возрастаУстное народное творчество в развитии речевой активности детей младшего возраста Проблема развития речи детей дошкольного возраста средствами устного народного творчества на сегодняшний день имеет особую значимость..

Игра-путешествие по стране «Устное народное творчество»Игра-путешествие по стране «Устное народное творчество» (Появляются ведущие,Хозяин с Хозяюшкой.) -Здравствуйте,гости дорогие! -Веселья вам да радости! давно мы вас ждем-поджидаем,праздник не начинаем.

Конспект занятия по познавательно-речевому развитию «Устное народное творчество русского народа»Конспект занятия по познавательно-речевому развитию «Устное народное творчество русского народа» Интеграция образовательных областей:«Познавательное развитие»; «Речевое развитие»; «Художественно-эстетическое развитие».Цель:Развивать.

Фотоотчет о работе «Устное народное творчество: сказки»Фотоотчет о работе «Устное народное творчество: сказки» Доброго времени суток, уважаемые коллеги, мои друзья и гости, заглянувшие на мою страницу! Разрешите предложить вам методическую разработку.

Презентация к уроку литературного чтения в начальных классах «Устное народное творчество»Презентация к уроку литературного чтения в начальных классах «Устное народное творчество» Добрый день, коллеги! Приглашаю Вас на просмотр презентации, предназначенной для уроков литературного чтения в начальной школе, изучающих.

Устное народное творчество. Потешки про петушка и курочкуУстное народное творчество. Потешки про петушка и курочку Сейчас в нашей группе проходит проект "Петушок и его семья". Скоро в рамках проекта будет развлечение "Как курочка с цыплятами весну встречали".

Устное народное творчество «Потешки про зиму»Устное народное творчество «Потешки про зиму» Цель: способствовать речевому развитию детей третьего года жизни средствами устного фольклора. Потешки про зиму помогут в игровой форме.

Устное народное творчество в развитии речевой активности детей среднего дошкольного возрастаУстное народное творчество в развитии речевой активности детей среднего дошкольного возраста Для свободного владения речью, ребенок, прежде всего, должен обладать достаточно большим запасом слов, овладение родным языком является.

Устное народное творчество в развитии речевой активности детей старшего дошкольного возрастаУстное народное творчество в развитии речевой активности детей старшего дошкольного возраста Успех в современном обществе, в первую очередь приходит к тому, кто хорошо говорит. Речь не является врожденной способностью человека, она.

Библиотека изображений:

Публикация Устное народное творчество в развитии речи детей 2–3 лет (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Ольга Никитина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Устное народное творчество в развитии речи детей 2–3 лет
Опубликовано: 10 января 2023 в 01:18
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД