Получи документы

Урок литературного чтения во второй классе «В. Осеева «Сыновья»

Елена Гумарова
Урок литературного чтения во второй классе «В. Осеева «Сыновья»

Урок литературного чтения во 2 классе по теме : В. Осеева «Сыновья»

Цель урока : создание условий для знакомства с произведением «Сыновья».

Задачи: - формировать умение анализировать художественное произведение, видеть позицию автора через образы и поступки героев и выражать свое отношение к происходящему;

- учить определять основную мысль произведения;

Публикация «Урок литературного чтения во второй классе „В, Осеева „Сыновья“» размещена в разделах

- воспитывать чувство ответственности за свои поступки, уважение и вежливость во взаимоотношениях с мамой, желание всегда ей помогать;

Ход урока

I. Организационный момент. Создание эмоционального настроя.

- Доброе утро, ребята! Пусть оно действительно будет для нас сегодня добрым и разбудит в каждом из нас лучшие чувства – желание слышать, понимать и поддерживать друг друга. Какие замечательные улыбки я вижу на ваших лицах! А ведь улыбка – знак хорошего настроения, взаимного, доброго расположения друг к другу. А теперь улыбнитесь всем, кто находится сегодня с нами. Я желаю вам, чтобы хорошее настроение не покидало вас!

- Ребята, скажите, что вы ждете от сегодняшнего урока? Каким вы хотите его видеть?

- Я постараюсь исполнить ваше желание, урок сегодняшний будет рабочим, полезным, познавательным. А вот тему урока чуть позже вы попробуйте сформулировать сами. Будьте внимательны.

- Ну, сначала речевая разминка

2. Речевая разминка.

- Для чего нужно читать скороговорки? (Чтобы хорошо и правильно читать, приготовим наш речевой аппарат)

3) Чтение скороговорки : (Слайд 2)

Кукушка кукушонку купила капюшон

Надел кукушонок капюшон

Как в капюшоне он смешон!

(хором медленно по рядам, быстрее, а затем весь класс).

4) Тренировка в постановке логического ударения. Ответы на вопросы, выделяя голосом слово-ответ.

Учитель: - Кто купил кукушонку капюшон? (зачитывают из скороговорки слова)

- Кому кукушка купила капюшон?

- Что кукушка купила кукушонку?

- Как выглядит кукушонок в капюшоне?

3. Определение темы урока. Актуализация знаний.

Создание проблемной ситуации. Цель: подвести учащихся к теме.

1) - О ком идёт речь в скороговорке? (О кукушке и кукушонке, то есть, о маме и сыне)

- Как мама относится к кукушонку? (заботливо)

2) - Ребята я для вас подготовила загадки. - Отгадаете их? (Слайд 3)

1. Она лучше всех на свете, без неё прожить нельзя.

Есть она у Кати, Пети и, конечно, у меня. (мама)

2. Маме на радость, папе в награду,

Он появился наследник – отрада.

Родной, несмышлёный пуговки – глазки,

Ему всё внимание, забота и ласки. (сын)

3. Без чего на белом свете

Взрослым не прожить и детям?

Кто поддержит вас, друзья?

Ваша дружная. (семья)

3) Беседа к подведению новой темы

- А что такое семья? (Семья – это дом, это папа и мама, бабушка и дедушка, это любовь и забота, труд и радость, истории и традиции.)

- Почему семья важна каждому человеку?

- Ребята, а чья из вас мама самая лучшая? Почему ваша мама самая лучшая?

- Что должны делать члены семьи, чтобы жизнь в каждой семье была комфортной, интересной и спокойной? (ответы детей)

4) - Кто догадался, о чём мы сегодня будем с вами говорить? (о семье, о маме и сыновьях)

- дома вы должны были познакомиться с рассказом «Сыновья»

- Какие цели и задачи мы себе поставим на урок? (ответы детей)

(Познакомиться с текстом произведения, понять о ком, о чём оно и выяснить, что хотела донести автор до вас этим произведением)

- А я хотела бы поближе познакомиться с текстом произведения и дать верную оценку поступкам героев произведения. Вы поддерживаете меня в этом?

- Сегодня на уроке вы будете исследователями рассказа «Сыновья»

- Ребята, скажите, а кто написал этот рассказ? – В. Осеева (Слайд 4)

- Дома, во время чтения текста, вам встретились какие-нибудь незнакомые слова? Может быть, вам было что – то непонятно? Или вы не знаете значение некоторых слов?

- Тогда, я хотела бы узнать, как вы понимаете такие выражения: Словарная работа (Слайд 5)

- Ловок да силен, никто с ним не сладит (никто не может его победить); поёт, как соловей (звонко, красиво).

4. Чтение текста уч-ся

- Давайте тогда познакомим наших гостей с текстом и поработаем над его содержанием. Откройте учебники на стр. 79 (дети читают по очереди)

5. Беседа по вопросам

- Заинтересовал ли вас этот рассказ?

- Давайте порассуждаем, а кто герои этого рассказа? (Старичок, 3 женщины-матери, мальчики-«сыновья»)

- Сколько было мальчиков? (3)

- А сколько было сыновей? (1)

- Почему старичок увидел одного сына? (Потому что, настоящим, заботливым сыном можно назвать только третьего мальчика)

- Один мальчик сын, а другие ещё не стали сыновьями. Один показывает акробатические трюки, другой поёт, да всё это хорошо, если они где-то выступают, поют, но не в данной ситуации.

-Как вёл себя первый мальчик? Видим ли мы заботу о маме первого сына? (ответы уч-ся)

- Что первая мама говорила о своём сыне? Найдите и прочитайте в тексте

-Что делал второй мальчик? Заботится ли о маме второй сын? (ответы уч-ся)

- Что говорила о своём сыне вторая мама? Найдите и прочитайте в тексте

-Как поступил третий мальчик? О чём говорит поступок третьего сына? (ответы уч-ся)

- Что она говорила о своём сыне? Найдите и прочитайте в тексте

- Легко ли было нести вёдра с водой? По каким словам догадались? Зачитайте их

- Заметили это сыновья? Как они себя вели?

- Просили их мамы о помощи?

- Нужно ли помогать только по просьбе?

- Какими качествами нужно обладать, чтобы догадаться, что кто-то нуждается в твоей помощи? - (внимательность, понимание, чуткость)

- Почему мамы хвалили своих сыновей?

- У мамы самое верное и чуткое сердце – в нём никогда не гаснет любовь. И сколько бы ни было вам лет, мамы всегда вас любят, волнуются, переживают за вас. И вы тоже не должны огорчать своих мам, должны во всем помогать им, заботиться о родителях. Ведь быть хорошим сыном или дочерью – это значит, помогать родителям во всём, делить с ними заботы.)

- А о ком думали 2 первых мальчика?

- Может быть, 3-й мальчик тоже умеет петь, или даже играть на скрипке. Правда?

- Но он просто не показывает это всем. А что он очень сильный – это уже точно, вон какие тяжелые ведра несет и даже не согнулся. Он не только мамин помощник, он вообще очень добрый.

- А что вы ещё можете о нём сказать?

- Да, он скромный, так же как его мама!

- Посмотрите на иллюстрацию. Какому эпизоду рассказа она относится? Найдите и прочитайте тот отрывок из текста, который относиться к рисунку в тексте.

- Чему учит наше произведение? - О чём заставил задуматься наш рассказ?

- Какое правило из этого рассказа нам надо взять?

-Чем вы можете помогать маме?

Физминутка.

Мамам дружно помогаем:

Сами в тазике стираем.

И рубашки, и носочки

Для сыночка и для дочки. (Наклоны вперёд, движения руками, имитирующие полоскание.)

Через двор растянем ловко

Для одежды три верёвки. (Потягивания — руки в стороны.)

Светит солнышко-ромашка,

Скоро высохнут рубашки. (Потягивания — руки вверх.)

6. - Что такое пословица? Чему она учит? (Произведение фольклора, которое имеет поучительный смысл. Пословица учит, осуждает, одобряет, наставляет)

- Прочитайте пословицу в учебнике на стр. 81. Подходит ли она к нашему рассказу и почему?

7. Работа в парах (Слайд 6)

- Ребята, а давайте попробуем поработать в парах, чтобы ответить на этот вопрос: Какая из предложенных пословиц подойдёт для названия нашего рассказа. Вы внимательно прочитайте все эти пословицы, посовещайтесь и скажите, какой пословицей, на ваш взгляд, можно озаглавить наш рассказ.

Пословицы:

Нет лучшего дружка, чем родная матушка.

Там где дружат – живут, не тужат.

Жизнь дана на добрые дела.

С матерью жить - горя не знать.

О любви к маме говорят дела, а не слова.

Всякой матери своё дитя мило.

7. Характеристики героев. (работа в парах или группах) (Слайд 7)

- Ребята, у вас на партах лежат листочки со словами. Вам нужно выбрать и подчеркнуть только те слова, которые подойдут для характеристики наших героев.

- учащиеся 1 ряда из предложенных слов выбирают и подчёркивают только те слова, которые подойдут ко всем мамам (любящая, заботливая, хвастливая, скромная и др.)

- учащиеся 2 ряда из предложенных слов выбирают и подчёркивают только те слова, которые подойдут к 1 и 2 сыну (добрый, бессердечный, внимательный, заботливый, скромный, сильный, ловкий, любящий и т. д.)

- учащиеся 3 ряда из предложенных слов выбирают и подчёркивают только те слова, которые подойдут для 3 сына (талантливый, любимый, внимательный, заботливый, скромный, сильный, ловкий, любящий и др.)

- Зачитайте пожалуйста свои слова. - Проверяем (зачитывают по рядам, остальные дополняют)

- Ребята, каждый человек в своей жизни бывает в любой роли: сына, дочери, внука, внучки. Пообещаем стараться быть настоящими сыновьями и дочерьми. Любить своих маму папу и помогать им.

8. - У вас на столах есть сердечки, (Слайд 8) возьмите каждый сердечко и напишите самые красивые слова своей маме. А придя домой, подарите эти сердечки своим мамам.

- Давайте проверим. Какие красивые слова вы написали? (зачитывают свои слова)

9. Итог урока :

- Ребята, какую мы ставили учебную задачу на уроке? Удалось ее решить? Где будете применять знания?

– Что вы должны делать, чтобы ваши родители гордились вами? (учиться, помогать, не подводить).

- Что поучительного вы взяли из сегодняшнего урока?

8. - А сейчас, я хотела бы обратиться ко всем вам, детям, словами известного поэта Расула Гамзатова, послушайте, о чём он вас просит. Внимательно выслушайте его слова, запомните и старайтесь выполнять их. (Видео)

9. Но, а сейчас, в канун праздника 8 марта я обращаюсь к мальчикам словами Яна Райбурга. Не забывайте и эти слова и почаще вспоминайте о них! (Видео ролик)

10. Рефлексия (Слайд 8)

- Мне бы хотелось узнать, как вы оцениваете свою работу на уроке по трем уровням.

- У вас на партах лежат три сердечка разного цвета. На доске для каждого ряда показано изображение сердца.

- Если сегодня на уроке вы были активны, давали правильные полные ответы, то клейте сердце красного цвета.

- Если были активны, но не всегда полно отвечали на вопросы, то клейте сердце желтого цвета, ну а если были не очень активны, клейте сердце зеленого цвета.

11. Отметки (Слайд 9)

12. Дом. задание - стр. 79 – 80, по ролям; пересказ особенно тем ребятам, которые учатся без троек

Пословицы:

Нет лучшего дружка, чем родная матушка.

Там где дружат – живут, не тужат.

Жизнь дана на добрые дела.

С матерью жить - горя не знать.

О любви к маме говорят дела, а не слова.

Всякой матери своё дитя мило.

Характеристика – мамы

Добрая Заботливая Злая Обаятельная

Трудолюбивая Добродушная Болтливая Грубая

Работящая Скромная Хвастливая Терпеливая

Характеристика - мальчиков

Добрый Заботливый Бессердечный Неуважительный

Ленивый Непутёвый Трудолюбивый Добродушный

Ласковый Благородный Бездельник Ловкий

Работящий Скромный Хвастливый Самостоятельный

Прикреплённые файлы:

v-oseva-synovja_8pom7.ppt | 4363,5 Кб
 
Публикации по теме:

Развитие навыков осознанного чтения глухими детьми в классе ЗПР на начальном этапе обучения Произошедшие за последние годы изменения в отечественной системе специального образования, связанные с ее модернизацией, привели к расширению.

Урок чтения в 3 классе по произведению К. Д. Ушинского «Наше Отечество» УРОК ЧТЕНИЯ “ НАШЕ ОТЕЧЕСТВО ” Цель: развитие техники чтения, выразительности, осмысленного прочтения текста. Задачи: 1. Развивать чтение,.

Урок чтения в подготовительной группе Путешествие по сказкам!Задачи образовательные Учить детей понимать красоту и силу русского языка Закреплять знания о сказках и о сказочных.

Урок литературного чтения в 4 классе. Е. Чарушин «Кабан» Тема урока: Е. И. Чарушин «Кабан». Цели: Предметные: познакомить с творчеством Е. И. Чарушина. Уметь пересказывать текст от своего лица.

Урок литературного чтения на тему «В. В. Набоков «Первая любовь» Урок литературного чтения в 4 классе Тема урока: Владимир Владимирович Набоков. «Первая любовь» Цели: Познакомить обучающихся с творчеством.

Урок математики во 2 классе, по теме «Переместительное свойство сложения» Урок по математике во 2 классе. Тип урока: обобщающий урок. Тема урока: переместительное свойство сложения. Цель урока: закрепить знания.

Урок ОБЖ в 7 классе «Лесные и торфяные пожары» Филиал МОУ СОШ № 2 Крюковская ООШ Урок ОБЖ в 7 классе «Лесные и торфяные пожары». Учитель: И. Д. Закотнова. Тема: «Лесные и торфяные.

Урок русского языка во 2 классе по теме «Упражнения в написании большой буквы в именах людей» Фамилия: Голубцова Елена Николаевна, учитель начальных классов МБОУ ЕСШ №9 г. Елизова Камчатского края Урок русского языка во 2 классе.

Урок в 1 классе «Ты и вещи» Тема: «Ты и вещи». Цели урока: уточнить и обогатить представления первоклассников о различных профессиях и предметах используемых в разных.

Урок чтения в первом классе «Звук и буква З» Урок чтения в 1 классе. Тема. Звук и буква «З». Слоги и слова с ней. Тип урока. Изучение нового материала. Задачи Образовательные: • познакомить.

Публикация Урок литературного чтения во второй классе «В. Осеева «Сыновья» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Елена Гумарова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Урок литературного чтения во второй классе «В. Осеева «Сыновья»
Опубликовано: 18 августа 2016 в 18:53
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД