Получи документы

Тьюторское сопровождение как современная модель взаимодействия участников образовательного процесса при обучении детей с РАС

Юлия Шинкаренко
Тьюторское сопровождение как современная модель взаимодействия участников образовательного процесса при обучении детей с РАС

Забота о реализации права ребенка на полноценное и свободное развитие является неотъемлемой частью деятельности любого образовательного учреждения, особенно актуально это по отношению к детям с расстройствами аутистического спектра.

Расстройства аутистического спектра (далее РАС) – это особая форма нарушения психического развития с неравномерностью формирования различных психических функций, со своеобразными эмоционально-поведенческими, речевыми и интеллектуальными расстройствами, что в большинстве случаев приводит к значительной социальной дезадаптации.

Публикация «Тьюторское сопровождение как современная модель взаимодействия участников образовательного процесса при обучении детей с РАС» размещена в разделах

Проблема коррекционной помощи детям с РАС в последнее время в России встает все острее. Это происходит в связи с увеличением количества таких детей в массовых и специальных учреждениях образования, расширением опыта дифференциальной диагностики и опыта коррекционной работы. В связи с этим возникает необходимость создания условий для их адекватного физического, умственного, духовного и социального развития, реабилитации и интеграции в обществе.

Одним из специальных условий для получения образования обучающихся с ОВЗ является предоставление услуг ассистента (помощника) и тьютора.

Приказ Министерства Образования и науки РФ от 30 августа 2013 года № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным и общеобразовательным программам»

Ассистент – оказывает воспитанникам необходимую ТЕХНИЧЕСКУЮ помощь и тьютор – сопровождающий ребенка с ОВЗ в процессе обучения (из расчета 1 штатная единица на 1-6 учащихся с ОВЗ с учетом их особенностей и потребностей.

Ассистент (помощник) по оказанию технической помощи должен иметь среднее образование и краткосрочное обучение (инструктаж) по оказанию технической помощи инвалидам и лицам с ОВЗ без предъявления к стажу работы.

Должностные обязанности ассистента:

1. Сопровождение инвалида в образовательной организации.

2. Оказание помощи в передвижении и ориентации в образовательной организации.

3. Оказание помощи в коммуникации.

4. Оказание помощи в использовании технических средств обучения.

5. Оказание помощи в соблюдении санитарно-гигиенических требований.

Таким образом, ассистент не относится к должностям педагогических работников и оказывает техническую помощь в процессе получения образования.

Тьютор – это прежде всего не помощник учителя, а помощник ребенка.

Должность тьютора относится к должностям педагогических работников, требование к квалификации: высшее профессиональное образование и стаж педагогической работы не менее 2 лет.

Должностные обязанности тьютора по сопровождению обучающихся с инвалидностью и ОВЗ:

1. Педагогическое сопровождение реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся.

Выявление индивидуальных образовательных потребностей; участие в разработке Индивидуального образовательного маршрута и учебных планов; подбор и адаптация педагогических средств коммуникации; организация индивидуальной работы по развитию познавательных интересов; участие в реализации адаптированной образовательной программы; взаимодействие с родителями по формированию мотивации к обучению и познавательных интересов обучающихся.

2. Организация образовательной среды для реализации Индивидуального образовательного маршрута с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей.

Анализ образовательных ресурсов в организации и семье обучающегося; обеспечение взаимодействия с другими участниками образовательного процесса; обеспечение доступа ребенка к образовательным ресурсам организации; организация зонирования пространства по видам деятельности.

3. Организационно-методическое обеспечение реализации индивидуального образовательного маршрута и адаптированной образовательной программы обучающихся.

4. Подбор и создание методического обеспечения для формирования адаптированной развивающей среды; контроль и оценка эффективности реализации индивидуальной образовательной программы и адаптированной образовательной программы; консультирование участников образовательного процесса по вопросам индивидуальных особенностей ребенка.

Таким образом, тьютор – это педагогический работник, который принимает участие в разработке и реализации образовательной программы.

Очень важно: различать функции тьютора и ассистента. Ассистент – это технический

помощник, который не обязан быть педагогом. Его дело – оказывать ребенку помощь в

преодолении бытовых трудностей, с которыми он может столкнуться в образовательном

учреждении, например, катить коляску, помогать мыть руки, следить за слуховым аппаратом, быть сопровождающим в случае, если ребенок не видит.

Тьютор – это педагогическая должность, он участвует в адаптации подачи материала, помогает ребенку выстраивать коммуникацию с одногруппниками и так далее и тому подобное.

Рекомендации о необходимости сопровождения тьютора или ассистента прописываются в заключении ТПМПК.

Если такие рекомендации отсутствуют в заключении ТПМПК, то консилиумом образовательной организации может принято решение о предоставлении услуг тьюторского сопровождения или ассистента по технической помощи:

• на период адаптации обучающегося в ОУ,

• на какой-либо промежуток времени,

• на постоянной основе.

В связи с тем, что запрос на посещение группы компенсирующей направленности возрос, в нашем ДОУ с 2019 учебного года открылась еще одна группа для детей с ЗПР. Состав этой группы также неоднороден по возрасту и диагнозу. Всего зачислено 14 детей, из них 2 девочки и 12 мальчиков. Диагноз «аутизм» и «РАС» подтвержден ТПМПК у 7 воспитанников. Детей с инвалидностью 6. Трое детей-инвалидов впервые начали посещать ОУ. Основная сложность состоит в том, что у них длительная адаптация, для них характерно «полевое поведение», у них отсутствует понимание бытовой лексики, также агрессивное поведение по отношению к другим детям и самим себе.

Специалисты рекомендуют таким детям гибкий график посещения группы, но не все родители прислушиваются к рекомендациям (часто эти дети находятся в саду более 10 часов вдень и 5 дней в неделю).

Основной запрос родителей, воспитывающих детей с РАС – это адаптация и социализация их детей в группе. Очень сложно работать одному воспитателю с таким неоднородным контингентом. Поэтому встал вопрос о введении новой штатной единицы как тьютор, чтобы хоть как-то облегчить трудовой день воспитателя и помочь ребенку в адаптации.

Тьюторское сопровождение прописали одному воспитаннику и с декабря 2019 года в нашей группе появился тьютор.

Инструменты работы тьютора в ДОУ

Одним из инструмента работы тьютора является беседа с родителями.

При разговоре с родителями ребенка, происходит обмен наблюдениями и фиксация важных деталей, которые могут помочь при дальнейшей работе с ребенком.

Дневник наблюдений.

В дневник наблюдений тьютор записывает особенности поведения ребенка в определенных ситуациях, его самочувствие, реакции.

Диагностические карты, фиксирующие различные изменения в развитии ребенка.

Организация индивидуальных занятий для развития определённых качеств и навыков

Тьютор – это связующее звено между ребенком и воспитателем или учителем, между ребенком и его сверстниками, он помогает разрешать сложные ситуации, направляет деятельность ребенка, использует возможности и ресурсы ребенка для эффективного обучения. Надо, однако, помнить, что в адаптированную программу ребенка с РАС включено развитие навыков социализации и коммуникации, поэтому работа тьютора не прекращается со концом занятий. В свободной деятельности тьютор организует общение ребенка с одногруппниками, инициирует и направляет ситуации, которые могут помочь ребенку преодолеть коммуникационные барьеры. Кроме того, в задачу тьютора также входит обучение ребенка навыкам самообслуживания, если они не сформированы по возрасту. Таким образом, обучающий процесс во время дня не прекращается ни на секунду.

Основная цель тьюторского сопровождения в ДОУ : адаптация ребенка в группе, формирование адекватного поведения, развитие понимания речи, расширение активного и пассивного словаря, формирование предпосылок учебного поведения и развитие познавательных интересов.

Кому положен тьютор?

Если кратко отвечать на этот вопрос, то учреждение, получающее государственную

субсидию на обучение ребенка с РАС (это касается одинаково и государственных и частных школ, обязано оплатить услуги тьютора ребенку, у которого есть соответствующая запись в заключении ПМПК или ИПР.

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Диагностика как форма психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса Одной из важных составляющих базового компонента деятельности педагога - психолога детского сада является проведение скрининговой диагностики,.

Мастер-класс для участников образовательного процесса по изготовлению объёмной поделки к 9 Мая «Голубь Мира»Мастер-класс для участников образовательного процесса по изготовлению объёмной поделки к 9 Мая «Голубь Мира» В рамках проекта, по патриотическому воспитанию «Живи и помни» посвященного 77- годовщине Победы в Великой Отечественной войне, предлагаю.

Модель взаимодействия ДОУ и семьи От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей.

Модель взаимодействия участников коррекционно-образовательного процесса ДОО компенсирующего вида Выполнение образовательных, развивающих, воспитательных, коррекционных задач, поставленных Программой, обеспечивается благодаря комплексному.

Мониторинг образовательного процесса на учебный год Количество детей: 24 Дата проведения: сентябрь. Статус мониторинга: начало учебного года Цель мониторинга: 1) индивидуализация образования.

«Мы вместе!» Модель взаимодействия детей, родителей и педагога в соответствии с ФГОС«Мы вместе!» Модель взаимодействия детей, родителей и педагога в соответствии с ФГОС Предлагаю вашему вниманию презентацию к конкурсу "Взаимодействие детей, родителей и педагога в соответствии с ФГОС ДО", который недавно.

Основные особенности воспитательно-образовательного процесса детей, использование инновационных методикОсновные особенности воспитательно-образовательного процесса детей, использование инновационных методик Основные особенности воспитательно-образовательного процесса детей, использование инновационных методик. К ведущим направлениям инноваций.

Психологическая поддержка участников образовательного процесса в дошкольном учрежденииПсихологическая поддержка участников образовательного процесса в дошкольном учреждении семинар-практикум «Психологическое здоровье участников образовательного процесса и успешность работы дошкольного учреждения», который состоял.

Родители — участники образовательного процесса в ДОУ В соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155, условия создания.

Родительский клуб как современная форма организации взаимодействия ДОО и семьи На современном этапе функционирования дошкольных образовательных организаций направление «работа с родителями» расширяет спектр задач. ДОО.

Библиотека изображений:

Публикация Тьюторское сопровождение как современная модель взаимодействия участников образовательного процесса при обучении детей с РАС (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Юлия Шинкаренко на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Тьюторское сопровождение как современная модель взаимодействия участников образовательного процесса при обучении детей с РАС
Опубликовано: 15 сентября 2022 в 09:32
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД