МААМ-картинки

Творческий проект «Театрализация как средство коррекции речевых нарушений у детей с тяжёлыми нарушениями речи»

Тамара Омельчук
Творческий проект «Театрализация как средство коррекции речевых нарушений у детей с тяжёлыми нарушениями речи»

Аннотатация к проекту :

Трудности в овладении связной, грамотной, выразительной речью у детей с ТНР обусловлены недостаточной сформированностью основных компонентов языковой системы (фонетико-фонематического, лексического, грамматического.)

Исправление недостатков речи - это огромный труд для ребёнка. Поэтому задача взрослых организовать деятельность так, чтобы он и не заметил, что занят тяжёлой работой. И именно театрализованная деятельность позволяет сделать это непринуждённо, внося в будни атмосферу праздника и используется нами как коррекционное средство развития речи детей и личности в целом.

Публикация «Творческий проект „Театрализация как средство коррекции речевых нарушений у детей с тяжёлыми нарушениями речи“» размещена в разделах

Информационная карта проекта

Составители проекта :

Педагоги подготовительной к школе группы для детей с ТНР

Воспитатели: Фадеева Татьяна Леонидовна

Омельчук Тамара Юрьевна

Учитель-логопед: Деришева Елена Николаевна

Продолжительность проекта : среднесрочный – 1 месяц.

Тип проекта :

- по составу участников: групповой (дети, родители, педагоги); - по содержанию: интегрированный (ребенок и его семья, общество и культурные ценности) - по доминирующему виду проектной деятельности : информационно – практико – ориентированный, творческий, игровой.

Возраст детей : 6 – 7 лет

Введение:

На протяжении нескольких лет мы с коллегами сочетаем современные технологии обучения и воспитания с театрализованной деятельности. По нашему мнению, это значительно повышает эффективность развития речи, а также познавательных, двигательных и эмоциональных способностей дошкольников с ТНР.

ТНР (тяжёлые нарушения речи) (по Р. Е Левиной) - это стойкие специфические отклонения в формировании речевой системы (лексического и грамматического строя речи, фонематических процессов, звукопроизношения, просодической организации звукового потока, отмечающиеся у детей при сохранном слухе и интеллекте. ТНР развиваются в связи с органическими поражениями головного мозга плода во внутриутробном периоде или ребёнка в раннем возрасте. К ТНР относятся дизартрия, алалия, афазия, ОНР (1 и 2 уровни речевого развития, заикание, ринолалия. У детей с ТНР наблюдаются отклонения в эмоционально-личностной сфере. Им присущи пассивность, нестойкость интересов, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, агрессивность, замкнутость, сензитивная зависимость от окружающих, склонность к спонтанному поведению.

Работая с детьми с ТНР, мы пришли к выводу, что необходимо использовать методы, приёмы и средства, облегчающие и направляющие процесс становления развёрнутого смыслового высказывания. Средством, способным решать эти задачи, является,на наш взгляд, театрализованная деятельность. Коррекционно-развивающие возможности театрализованной деятельности известны давно, но используются по нашему мнению не полно. Убеждены, что широкое использование постановок, инсценировок, игр-драматизаций позволит эффективнее решить коррекционные, обучающие, развивающие и воспитательные задачи в работе с детьми с ТНР.

Театрализованная деятельность используется нами как дополнительное средство коррекции речи и всестороннего развития личности ребёнка. В ходе театрализованной деятельности у детей с ТНР активизируется и совершенствуется словарный запас, артикуляция, грамматический строй речи, звукопроизношение, связная речь, а также улучшается голосоподача, тембр, ритм, темп, интонационная выразительность.

Актуальность проекта :

Педагогами группы № 4 (корпус 8) был организован проект по театрализованной деятельности «Сказка о глупом мышонке». Его мы приурочили к Международному женскому дню 8 Марта.

Театрализованная деятельность – это распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Входя в образ, он играет любимые роли, стараясь подражать тому, что видел, что его заинтересовало, получая огромное эмоциональное наслаждение.

У детей с ТНР наблюдаются отклонения в эмоционально-личностной сфере. Им присущи пассивность, нестойкость интересов, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, агрессивность, замкнутость, сензитивная зависимость от окружающих, склонность к спонтанному поведению.

Театрализованная деятельность способствует развитию у детей скрытых возможностей и индивидуальных способностей. Считаем, что использование и сочетание современных технологий обучения и воспитания с театрализованной деятельности значительно повышает эффективность развития речи, а также познавательных, двигательных и эмоциональных способностей дошкольников с ТНР.

Дети с ТНР являются особой категорией детей, в работе с которыми театрализованная деятельность используется нами как дополнительное средство коррекции речи и всестороннего развития личности ребёнка.

Проблема:

-Чем могут дети порадовать мам на 8 Марта?

Цель проекта : - Развитие речи и личностно-социальное развитие детей.

Задачи проекта :

1. Способствовать развитию эмоционально-волевой сферы детей;

2. Развивать речь детей с ТНР, осуществлять коррекцию её нарушений через театрализованную деятельность;

3. Формировать умение вступать в диалогическое взаимодействие с детьми и взрослыми, способствуя таким образом успешной адаптации детей в социуме;

4. Способствовать развитию компенсаторных возможностей у детей;

5. Воспитывать артистические качества у детей;

6. Помочь детям достичь положительных результатов

Ожидаемые результаты:

для детей :

- у детей наблюдается улучшение эмоционально-личностной сферы (преодоление пассивности, раздражительность, неуверенности, агрессивности, замкнутости, склонности к спонтанному поведению.)

-дети умеют применять полученные знания в самостоятельной, игровой и продуктивной деятельности, появляется творчество

для педагогов:

- дети стали более свободно использовать навыки коммуникации (улучшено фонематическое восприятие, контроль за звукопроизношением, снижение аграмматизмов в речи детей, улучшение слоговой структуры слова, положительная динамика в развитии связной речи)

для родителей:

Улучшение детско- родительских отношений

Продукты проекта :

1. Показ «Сказки о глупом мышонке» С. Я. Маршака

2. Организация выставки рисунков «Любимый герой из сказки»

Этапы реализации проекта

Этапы проекта

I. Подготови- тельный этап.

-Определение темы проекта;

-Формирование у детей интереса к теме проекта;

-Постановка целей, задач проекта и определение ожидаемых результатов; -Составление плана-схемы проекта;

- Адаптация сценария для данной группы;

-Подбор музыкального сопровождения сказки;

- Оснащение предметно – развивающей среды (оформление выставки книг разных детских иллюстраторов);

-В ходе беседы с педагогами дети находят проблему: «Как можно порадовать маму в праздник?»

-Участие в распределении ролей и подборе атрибутов;

-Оказание посильной помощи детям и педагогам

II. Реализация проекта

-Участие в беседе «Как бы могла закончится сказка» ;

-Придумывание детьми другого окончания сказки;

-Чтение детям произведения С. Я. Маршака «Сказка о глупом мышонке»; -Рассматривание иллюстраций к сказке;

-Пересказ произведения С. Я. Маршака «Сказка о глупом мышонке» по опорным картинкам;

-Разыгрывание диалогов

Знакомство детей со сценарием «Сказки о глупом мышонке»;

-Распределение ролей;

-проведение эмоциональной психогимнастики (по М. И. Чистяковой); -Разучивание диалогов;

-Коррекция звукопроизношения, лексико-грамматических ошибок во время работы над ролью;

-Художественное творчество по произведению «Сказка о глупом мышонке»» (аппликация, лепка, рисование, конструирование);

-Оформление пригласительных билетов и афиши;

-Обогащение словаря детей, автоматизация поставленных звуков в репликах героев исправление лексико-грамматических ошибок;

-Помощь в подготовке костюмов

и декораций; подготовка атрибутов для театрализации сказки;

-Репетиции сказки «О глупом мышонке»;

III.Завершающий этап.

Итоговое мероприятие

-Оформление результата проекта в виде презентации;

-организация выставки "Иллюстрации к сказке "

-театрализованное представление «Сказка о глупом мышонке».для мам, бабушек;

-Представляют зрителям продукт деятельности;

-Рефлексия по отношению к театральной постановке -Чтение детям произведений С. Я. Маршака;

-Просмотр постановки и выражение своего отношения к ней;

Ресурсы:

1. Научно – популярная литература: -энциклопедии - детские журналы о природе

2. Методическая литература (см. список литературы)

3. Художественная литература (см. список литературы)

4. Печатные материалы, представленные сотрудниками библиотеки

5. Информация с интернет – сайтов (см. список сайтов)

Риски и пути преодоления рисков:

Данный проект содержал определенные риски : ребенок мог не справиться с выбранной ролью, исходя из особенностей детей с ТНР В ходе работы над проектом возникали трудности. Некоторые дети не сразу включались в предлагаемую обстоятельства, и были пассивны, не достаточно эмоциональны, скованы. Но в ходе системной. Ежедневной работы над проектом, дети вживались образ и старались сделать его ярким, интересным.

Выводы:

Мы убедились что, проектная деятельность очень актуальна и эффективна для коррекции речи детей с ТН. Р. Театрализованная деятельность так же является эффективным средством развития личности ребёнка, поскольку носит игровой характер, способна увлечь его, удовлетворить потребность в активном действии, богата возможностями самоутверждения и самовыражения ребёнка, что особенно важно при работе с детьми с ТНР.

Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с социальным миром во всём его многообразии через образы, краски, звуки, а, умело поставленные вопросы, побуждают их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь, фонематический слух, слоговая структура слова, совершенствуется звукопроизношение и связная речь детей.

Театрализованная деятельность позволяет решать многие проблемные ситуации от лица того или иного персонажа. Это помогает преодолеть психологические проблемы детей : робость, связанную с трудностями общения, неуверенностью в себе.

Подводя итоги работы, мы пришли к выводу, что использование театрализованной деятельности дает детям с ТНР положительную динамику не только в развитии речи, но и способствуют более эффективному развитию всех психических процессов, а именно: восприятия, внимания, памяти, мышления и воображения.

Публикации по теме:

Логопедическая ритмика как средство профилактики речевых нарушений у детей младшего дошкольного возрастаЛогопедическая ритмика как средство профилактики речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста Участники: родители и дети. Цель: - познакомить родителей с особенностями логоритмических занятий, проводимых в младшей группе МДОУ «Детский.

Дидактическое пособие для дошкольников «Овощи-фрукты» по развитию зрительного восприятия и коррекции нарушений речиДидактическое пособие для дошкольников «Овощи-фрукты» по развитию зрительного восприятия и коррекции нарушений речи Дидактическое пособие «Овощи-Фрукты» для развития зрительного восприятия и коррекции нарушений речи В повседневной работе дефектолога.

Использование нейропсихологических технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возрастаИспользование нейропсихологических технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста Использование нейропсихологичеких технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста Современная логопедия богата огромным.

Коррекция речевых нарушений у детей с ОНР в рамках одной лексической темы с использованием мультимедийной презентации Коррекция речевых нарушений у детей с ОНР в рамках одной лексической темы с помощью мультимедийной презентации. Логопедическая работа,.

О небходимости преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возрастаО небходимости преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возраста Консультация для педагогов и родителей В последнее время значительно увеличилось количество детей, имеющих различные отклонения как в физическом,.

Пособие по обучению грамоте «Буквоград» в подготовительной группе для детей с тяжёлыми нарушениями речиПособие по обучению грамоте «Буквоград» в подготовительной группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи Предлагаю вашему вниманию пособие по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ТНР «Буквоград» Цель пособия: закрепление.

Познавательные игры с использованием Bee-boot робот-пчелки в коррекции речевых нарушений у детей с ОВЗПознавательные игры с использованием Bee-boot робот-пчелки в коррекции речевых нарушений у детей с ОВЗ Игры имеют большое значение в умственном, нравственном, физическом и эстетическом воспитании детей, и это не исключает ту категорию детей,.

Проект «Развитие мелкой моторики рук, как средство формирования правильной речи у детей с речевыми нарушениями» Гупалова Наталья "Развитие мелкой моторики рук,как средство формирования правильной речи у детей с речевыми нарушениями. " Введение: Общеизвестно,.

Рекомендации педагогам «Использование скороговорок в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста» Ребенок усваивает родной язык, прежде всего подражая живой разговорной речи окружающих его людей. Русский народный фольклор дает прекрасные.

Творческий проект «Театрализация сказки «Гуси-лебеди» в детском саду»Творческий проект «Театрализация сказки «Гуси-лебеди» в детском саду» Людмила Рыбакова Творческий Проект «Театрализация сказки «Гуси-Лебеди» в детском саду» Соавторы: Минчукова И. В., Шевченко Т. Д., Гончарова.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Творческий проект «Театрализация как средство коррекции речевых нарушений у детей с тяжёлыми нарушениями речи»
Опубликовано: 22 апреля 2023 в 00:05
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД