Папки-передвижки

Творческая реабилитация как средство повышения уровня толерантности и самооценки у детей с ОВЗ

Деревянкина Наталья Васильевна
Творческая реабилитация как средство повышения уровня толерантности и самооценки у детей с ОВЗ

«Творческая реабилитация как средство повышения уровня толерантности и самооценки у детей с ОВЗ»

«Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра!» - именно эти строчки из известной детской песни на стихи поэта Ю. С. Энтина мне бы хотелось взять за эпиграф к своей статье, в которой пойдет речь о реализации доброго и светлого проекта.

Публикация «Творческая реабилитация как средство повышения уровня толерантности и самооценки у детей с ОВЗ» размещена в разделах

Социальный проект «Дорогою добра» реализуется РЦ «Восхождение» на протяжении 6 лет и за годы своего существования доказал, что это не проект-однодневка, а по-настоящему серьезный долгосрочный проект, имеющий под собой основу большой социальной значимости, кропотливого труда и многолетнего плодотворного сотрудничества.

Начиналось все в 2014г., когда на мероприятии «Уроки доброты», организованном в Декаду инвалидов, приглашенные гости из Ульяновской областной специальной библиотеки для слепых озвучили проблему нехватки тактильных книг для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Связано это с тем, что в России нет промышленного производства подобных книг, все они изготавливаются вручную. Тогда-то у нас и родилась идея изготовления тактильных книг для незрячих малышей вместе с воспитанниками Центра на занятиях по ручному творческому труду. Подобных проектов сейчас существует немало, но наш проект отличается тем, что книги изготавливаются не просто волонтерами, а детьми с ограниченными возможностями здоровья. Ребята оказывают помощь тем, кому еще сложнее в этой жизни - незрячим малышам.

Проект «Дорогою добра» реализуется в тесном сотрудничестве с Ульяновской областной специальной библиотекой для слепых. Сотрудники библиотеки часто приезжают в гости к нашим воспитанникам. И приезжают они не одни, а вместе со своими активными читателями, которые рассказывают ребятам о том, какие трудности им ежедневно приходится преодолевать и как удается жить полноценной жизнью, наполненной творчеством и стремлением к самореализации. Это сильные духом люди, с потрясающей энергетикой и огромной жаждой жизни, пообщавшись с которыми, наши воспитанники получают мощный заряд положительных эмоций и ярчайший пример стойкости и жизнелюбия.

В свою очередь, мы с ребятами также посещаем маленьких читателей Ульяновской областной специальной библиотеки для слепых, организуем для них веселые развлекательно-игровые программы и приносим с собой хорошее настроение. Наша помощь в организации новогодней елки для незрячих малышей стала уже доброй традицией. Воспитанники РЦ «Восхождение» всегда с удовольствием участвуют в подобных мероприятиях, осознавая их большую социальную значимость.

Проект преследует сразу две цели: первая – решение проблемы оснащения Ульяновской областной специальной библиотеки тактильными книгами для малышей, вторая, еще более важная для нас, с точки зрения реабилитационного процесса – повышение уровня толерантности и самооценки среди наших воспитанников.

Толерантность (от лат. Tolerantia - терпение, терпеливость, принятие) в социологии означает терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям. Вопрос толерантности сегодня приобрел особенную актуальность – мы все чаще можем наблюдать проявления недоброжелательности и нетерпимости общества по отношению к людям, в чем-то от них отличающихся, к меньшинству. В том числе, остро проявляется проблема нетерпимости и среди детей. Очень часто жертвами нетолерантного отношения становятся незрячие люди, которые и без того испытывают в жизни немало трудностей. Повысить уровень толерантности среди воспитанников РЦ «Восхождение» и призван проект «Дорогою добра».

Прежде чем приступить к работе по изготовлению тактильных книг, я провожу с ребятами несколько мероприятий, на которых они знакомятся с особенностями жизни незрячих людей. Одно из наиболее ярких - «Кафе для слепых», в ходе которого ребята с завязанными глазами представляют себя посетителями кафе: пробуют на ощупь перемещаться в пространстве, принимать пищу и определять ее на вкус, т. е. сталкиваются с повседневными проблемами незрячих людей, на себе ощущают все тяготы их жизни и осознают, что зрение этих людей, в буквальном смысле, на кончиках пальцев. Как результат – очень мощный эмоциональный отклик в душах детей, равнодушным не остается никто. Вот теперь со знанием дела можно приниматься за работу!

На занятиях по изготовлению тактильных книг все детские умения и способности сплетаются воедино – в едином творческом порыве ребята изготавливают элементы для будущих дидактических пособий: вырезают, вышивают, шьют, вяжут, пришивают, приклеивают и т. д. Следует отметить, что процесс изготовления одной книги очень кропотлив и растянут во времени. Одна книга изготавливается в среднем около года. Это обусловлено, конечно, тем, что при ее изготовлении все делается вручную. Но от этого еще больше возрастает ценность этих книг. Ведь каждый ребенок вкладывает в них не только свой труд, но и частичку собственной души и теплоты.

Сотрудники Ульяновской областной специальной библиотеки для слепых с огромной благодарностью принимают наши книги в дар – ими пользуются не только их маленькие читатели, но и воспитанники специализированного детского сада для слабовидящих и незрячих детей №85 «Гвоздика» в г. Ульяновске. Наши тактильные дидактические пособия помогают не только формировать малышам представления об окружающем мире, развивать образное мышление, осваивать навыки математического счета, но и подготовить свои пальчики к чтению книг по Брайлю.

Проект «Дорогою добра» способствует также повышению уровня самооценки наших воспитанников. Так как большинство из них и сами являются детьми-инвалидами или детьми с ограниченными возможностями здоровья, то, как правило, в большинстве своем имеют заниженную самооценку. Американский психолог У. Джеймс разработал для самооценки специальную формулу, представив ее в виде дроби:

Самооценка = успех/ уровень притязаний,

где в числителе находится успех, а в знаменателе - притязания личности. Согласно этой формуле, самооценку можно повысить, либо повышая успех, либо понижая притязания. Уровень притязаний – это то, к чему человек стремится в разных сферах жизни, он служит идеальной целью любой деятельности и закладывается еще в детстве. Низкий уровень детской самооценки показывает, что ребенок не уверен в себе, застенчив, не может реализовать свои желания и возможности. Такие дети не добиваются желаемого.

Успех – понятие неоднозначное, сложное, имеет разную трактовку. С психологической точки зрения успех – это переживание состояния радости, удовлетворение от того, что результат, к которому стремилась личность в своей деятельности, либо совпал с ее ожиданиями, надеждами, либо превзошел их (по А. Белкину). На базе этого состояния формируются новые, более сильные мотивы деятельности, меняются уровни самооценки, самоуважения.

С педагогической точки зрения ситуация успеха – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом. Принимая участие в проекте «Дорогою добра», наши воспитанники переживают ситуацию успеха – чувствуют свою сопричастность к важному и нужному делу, осознают свою необходимость и значимость, а значит - повышают собственную самооценку. Вот так, помогая другим, помогают себе!

Приступая к реализации проекта «Дорогою добра», возникало много страхов и вопросов. Найдет ли наша задумка отклик в сердцах воспитанников? Получится ли у нас изготавливать качественные методически грамотные развивающие пособия, которые действительно будут полезны незрячим малышам? Преодолеть свои страхи мне помогали сотрудники Ульяновской областной специальной библиотеки для слепых, которые всегда были готовы поделится опытом своей работы и дать исчерпывающие ответы на интересующие меня вопросы, а также помощь и поддержка моего наставника и идейного вдохновителя проекта Л. В. Дырночкиной, зам. директора по реабилитационно-воспитательной работе РЦ «Восхождение», которая всегда поддерживает и направляет меня. Тесное многолетнее сотрудничество, взаимопомощь и взаимоподдержка дали плодотворный результат и сегодня с уверенностью можно сказать, что проект «Дорогою добра», действительно, успешен и социально значим.

За 6 лет реализации проекта руками наших воспитанников было изготовлено и передано в дар Ульяновской областной специальной библиотеке для слепых 7 тактильных книг: книги загадок «Что висит на елочке?», «Домашние животные», дидактические пособия «Весёлый счет», «Занимательная математика», «Развивайка», сказки «Репка», «Теремок», а также социально-бытовой развивающий куб. По данным начальной и итоговой диагностик педагога-психолога Центра В. Ф. Короткой, уровень толерантности возрастает у 96% воспитанников, принимающих участие в реализации проекта «Дорогою добра», а уровень самооценки возрастает у 73% воспитанников.

Приобретенный опыт по изготовлению тактильных дидактических пособий и работы с ними неожиданным образом очень пригодился нам в новых условиях работы в ДМРЦ и дневного отделения. Столкнувшись с более тяжелыми формами детской инвалидности, наши тактильные книги стали большим подспорьем в работе и проект обернулся для нас еще одним плюсом.

Хочется верить, что наш проект будет жить еще долго. А мы, в свою очередь, будем стараться зажигать детские сердца и направлять своих подопечных дорогою добра…

Воспитатель,

педагог дополнительного образования

ОГКУСО РЦ «Восхождение» в с. Большие Ключищи

Н. В. Деревянкина

Публикации по теме:

Сценарий празднования Дня толерантности в подготовительной группе «Цветок Толерантности»Сценарий празднования Дня толерантности в подготовительной группе «Цветок Толерантности» «Цветок Толерантности» Сценарий праздника, посвященного Дню толерантности в подготовительной группе Цель: формирование уважительного.

Опыт работы «Творческая деятельность детей как средство развития познавательной активности»Опыт работы «Творческая деятельность детей как средство развития познавательной активности» Уважаемые коллеги!Предлагаю вашему вниманию свой опыт работы по теме "Творческая деятельность детей как средство развития познавательной.

Консультация «Формирование уверенного поведения и повышения самооценки»Консультация «Формирование уверенного поведения и повышения самооценки» Консультация «Формирование уверенного поведения, повышение самооценки» Детская оценка и самооценка формируется только при общении ребенка.

Опыт работы «Театр пластики рук и разноцветных перчаток как средство формирования толерантности»Опыт работы «Театр пластики рук и разноцветных перчаток как средство формирования толерантности» Кучукбаева А. Л. Леонтьева Т. В. В последнее время часто возникают дискуссии о толерантном мире, так называемом мире без насилия и жестокости,.

Мастер-класс «Нетрадиционное физкультурное оборудование как средство повышения двигательной активности дошкольников» Участники: инструктор по физкультуре, педагоги ДОУ. Цель: повышение компетентности педагогов по проблеме приобщения дошкольников к двигательной.

Обучающий семинар на тему «Интегрированное занятие как средство повышения мотивации к деятельности у дошкольников»Обучающий семинар на тему «Интегрированное занятие как средство повышения мотивации к деятельности у дошкольников» Обучающий семинар для молодых педагогов на тему: «Интегрированное занятие как средство повышения мотивации к деятельности дошкольников»Инсценирование.

Определение уровня кругозора и речи детей 4 лет Кругозор 1. Сколько лап у собаки? 2. Чем покрыто тело животных? 3. Где живут дикие животные? 4. Чем домашние животные отличаются от диких?.

Папка-передвижка как средство повышения педагогической компетентности родителейПапка-передвижка как средство повышения педагогической компетентности родителей Наглядную агитацию для родителей, которые мы с вами, уважаемые коллеги, выставляем в уголке для родителей, в соответствии с той или иной.

Создание ансамбля педагогов как средство развития творческих способностей педагогов и повышения имиджа ДОУСоздание ансамбля педагогов как средство развития творческих способностей педагогов и повышения имиджа ДОУ Дошкольное образовательное учреждение сегодня рассматривается не просто, как детский сад, а как организация, которая оказывает образовательные.

Тесты для выявления уровня развития восприятия у детей с ОВЗТесты для выявления уровня развития восприятия у детей с ОВЗ В старшей группе с ОВЗ в течение года мы проводим «Школу родительской любви» для родителей Первое занятие – развитие восприятия. Восприятие.

Библиотека изображений:

Публикация Творческая реабилитация как средство повышения уровня толерантности и самооценки у детей с ОВЗ (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Деревянкина Наталья Васильевна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Творческая реабилитация как средство повышения уровня толерантности и самооценки у детей с ОВЗ
Опубликовано: 16 апреля 2021 в 11:12
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД