МААМ-картинки

Тренинговое занятие по правовому воспитанию «Мы — дорожим друг другом» для родителей и детей СРЦН

Стрелкова Татьяна
Тренинговое занятие по правовому воспитанию «Мы — дорожим друг другом» для родителей и детей СРЦН

Пояснительная записка

Семья – важнейший фактор, персональная среда развития личности ребенка. В современном обществе, когда родители очень загружены работой и различными бытовыми проблемами, на полноценное общение и игры с детьми, остается минимум времени. Зачастую родители подменяют внимание и душевное тепло покупками и неограниченным временем около телевизора/компьютера. Детям необходимо чувствовать себя нужными, понимаемыми, принимаемыми и никакие материальные проявления любви не заменят это. Ребенку важно, чтобы с ним порисовали, полепили, построили город из песка или почитали. Для того чтобы показать родителям различные формы игрового взаимодействия с ребенком, а также способствовать популяризации семейного благополучия и родительской успешности, было разработано данное занятие.

Публикация «Тренинговое занятие по правовому воспитанию „Мы — дорожим друг другом“ для родителей и детей СРЦН» размещена в разделах

Наряду с улучшением эмоциональной обстановки в семье занятие может дать дополнительный диагностический материал педагогам-психологам: такие упражнения как «Волшебные картинки» и совместное рисование отражают картину взаимоотношений детей и родителей.

Данное занятие может использоваться в работе педагога - психолога, как для улучшения внутрисемейных отношений, так и в качестве полезного досуга.

Роль правового воспитания в формировании гражданской зрелости воспитанников СРЦН. Изучение подростками Конституции Российской Федерации. Участие родителей в проведении бесед, «круглых столов», посвященных проблемам соблюдения законов, норм и правил общежития.

Разъяснение понятий «закон», «правонарушение», «преступление». Виды правонарушений и ответственность за них.

Формирование убежденности в необходимости выполнения законов, укрепления законности и правопорядка. Профилактика правонарушений и искоренение причин и условий, порождающих преступления.

Форма проведения – занятие-тренинг совместное : родители – дети.

Тренинг – это способ специально организованного общения учащихся, основная цель которого – личностное развитие членов тренинговой группы.

Цель: повышение уровня правовой культуры родителей как условие соблюдения прав ребенка в семье, закрепление знаний у детей «Права ребенка». Создание ситуаций взаимодействия и сотрудничества; улучшение эмоциональной обстановки в семье.

Задачи:

Для родителей : уточнить, закрепить и углубить знания родителей о правах человека; дать родителям возможность задуматься над проблемами воспитания детей, формировать понимание, что семья ответственна за ребенка.

Для детей : способствовать формированию чувства ответственности за другого человека, умения сотрудничать, развитию коллективных навыков общения среди сверстников и с взрослыми.

Предварительная работа:

с родителями

-информационные стенды в родительском уголке :

«Декларация о правах ребенка» (приложение № 1);

«Способ открыть ребенку свою любовь» (приложение № 2).

• Раздаточные листы для родителей – «Приемы, которые помогут Вам контролировать собственные агрессивные импульсы» (приложение № 3)

Тренинг готовит и проводит педагог-психолог, воспитатель принимает участие совместно с детьми и родителями.

Место проведения. Комната отдыха.

Участники: воспитанники СРЦН, родители.

Оборудование:

Клубок ниток, лист ватмана, имитация свидетельства о рождении, лист бумаги, фото воспитанников, клей, картинка божьей коровки, простой карандаш

- мягкий мяч;

- платок, завязать глаза;

- разрезные картинки;

- карандаши;

- карточки с видами деятельности.

Вводная часть

Приветствие. Продолжительность – 3 минуты.

Педагог-психолог: Здравствуйте, уважаемые ребята и их родители!

Объявление темы и цели тренинга.

Обсуждение и принятие правил группы.

Разминка. Продолжительность – 5 минут

Упражнение «Паутинка»

Педагог-психолог: У меня в руках клубочек. Каждый кто его получит называет свое имя ребятам нужно будет рассказать о своей маме (папе) : какой (ая) он (а, что любит, что ей (ему) нравится, что не нравится. А вам – родителям нужно будет рассказать о своем ребенке: какой (ая) он (а, что любит, что ей (ему) нравится, что не нравится, чем увлекается.

А затем обматываете конец нити вокруг своей ладони прежде, чем перекатить клубочек следующему рассказчику. Каждый член группы обматывает нитью свою ладонь так, чтобы «паутина» была более-менее натянута.

По возвращению клубочка к педагогу-психологу.

Педагог-психолог: На что похоже то, что у нас получилось?.

Ответов бывает много – сеть, паутина, звездочка, грибница и т. д.

Педагог-психолог: Слегка натяните ниточку и почувствуйте, что мы — единое целое в этом мире. В жизни наши взаимоотношения с близкими напоминают подобное переплетение нитей и нужно уметь сберегать их прочность.

В конце упражнения клубок сматывается в обратном порядке, при этом необходимо еще раз повторить все имена, чтобы участники запомнили их.

Педагог-психолог: Ребенок приходит в мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь полностью зависит от взрослых. Антуан де Сент-Экзюпери писал: «Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил».

Наше будущее зависит от того, какое воспитание, образование и развитие получат дети, как они будут подготовлены к жизни в быстро меняющемся мире. Ребёнок верит в любовь, силу и добро взрослых.

К счастью, человечество не осталось равнодушным к бедам детей, и в 1989г Генеральной Ассамблеей ООН была принята Конвенция о правах ребенка. В настоящее время 191 страна присоединились к этому документу.

Упражнение «Правовая линия»

Каждый участник получает лист бумаги с нарисованной правовой линией, на которой отмечен возраст человека. Отвечая на предложенные вопросы, он должен сделать на ней определенные пометки.

0___ 7___ 14___ 16___ 18___ 35___

___40___55___ 60___

Педагог-психолог:

Примерные вопросы:

1. С какого возраста ребенок имеет право на имя, отчество, фамилию? (с рождения).

2. До какого возраста ребенок имеет право на бесплатный проезд в городском транспорте? (до 7 лет).

3. С какого возраста наступает уголовная ответственность (полная – с 16 лет, за тяжкие преступления – с 14 лет).

4. С какого возраста человек имеет право избирать и быть избранным, вступать в брак, составлять завещание? (с 18 лет).

5. С какого возраста лицо может стать президентом республики? (с 35 лет)

Основная часть. Продолжительность - 25 минут

Игра «Ассоциации»

Педагог-психолог: Какие ассоциации возникают у вас с понятиями «права человека», «права ребенка».

Основные идеи записываются на листе и затем зачитывается список.

Упражнение «Ласковое имя».

Педагог-психолог: У меня в руках предмет, который является символом одного из прав – свидетельство о рождении, поскольку каждый из нас при рождении имеет право получить имя. И не секрет, если ребенка или взрослого называть по имени ласково, то взаимоотношения будут более доверительными, доброжелательными.

Вспомните какими ласковыми именами вы называете своего ребенка. Возьмите лист бумаги и совместно нарисуйте ромашку, впишите эти ласковые имена в лепестки ромашки, а в центре наклейте фото вашего малыша. Это ласковые уменьшительные слова, например, от имени человека: Галочка, Галчонок – или название птицы, животного: медвежонок, цыпленок, – может быть, просто прозвище, но очень ласковое.

Педагог-психолог: Для родителей : Подумайте и запишите: в каких случаях вы это делаете чаще? Когда от ребенка что-то требуется? Когда вы обращайтесь с какой-либо просьбой? Когда у вас просто хорошее настроение? Что вы испытываете, когда называете ребенка ласково? Как ребенок реагирует на ласковое обращение?

Ребята и вы тоже подумайте, как часто вы называете мама и папу ласковыми именами. Когда вы будете готовы, то обсудите это совместно.

Дорогие ребята и родители вспомните ситуации и обсудите их вместе, когда вас называли по имени ласково и подумайте: Какие чувства вы испытываете в ответ на такое ласковое обращение? Что хочется сказать или сделать в ответ на хорошие слова? Делаете ли вы это? Если нет, то почему? Что мешает проявить теплые чувства благодарности?

Педагог-психолог: Ребята, ваши родители написали для вас на лепестках ромашки много ласковых имен, выберите то, которое вам нравится больше всего и приклейте на него божью коровку.

И если вам сейчас показалось, что вы не так часто называете друг друга ласковым именем или их просто недостаточно, то все еще можно исправить и делать это почаще.

Педагог-психолог: Уважаемые родители, вероятно, вы замечали, что дети используют опыт воспитания своих родителей в играх и собственных суждениях?

Пример: девочка, увидев в руках у воспитателя пояс от платья, спрашивает: «А вы кого парите?» (то есть порите).

Поэтому в ваших силах, создать ребенку условия, в которых он будет расти в атмосфере счастья, любви и понимания и как следствие сможет перенять данный стиль воспитания от вас и использовать его, став родителями.

Педагог-психолог: А теперь я предлагаю вам разбиться на пары: родитель-ребенок.

Упражнение «Хорошо – плохо»

Участники делятся на пары, каждой паре дается рисунок объекта или явления. Одному участнику из пары необходимо найти как можно больше положительных качеств этого объекта или явления, а второму – отрицательных.

Слова для справок : ребенок, игра, друг, право, свобода, лечение, школа, сигареты, увлечения и др.

Родителям предлагается высказать свою точку зрения, обосновать ее.

Анализ и решение предложенных ситуаций, например:

Действующие лица: мать и отец – угнетатели, сын – угнетенный, дочь – на стороне угнетенного.

Поздний вечер. В комнате сына гости, очень громко звучит музыка.

Мать: Сколько раз тебе говорить, после 23.00 ты должен отправить своих гостей по домам. Ваша ужасная музыка действует мне на нервы.

Сын: Но мама! Ты же в 23.00 еще не спишь. Кроме того, по закону я имею право на свободу ассоциаций и мирных собраний.

Отец: Опять не слушаешь мать. Сколько раз говорить? Ты же соседям мешаешь.

Мать: Разве он понимает? Ему плевать на здоровье матери! Я нужна ему только для того, чтобы денег просить.

Сестра: Пусть повеселиться. Вы привыкли всегда и все нам запрещать, а если ему хочется сейчас слушать музыку!

Сын: я вам уже сказал, что вы нарушаете мои права. Если не прекратите, я могу подать на вас в суд, у меня тоже такое право есть, нам в школе говорили.

Задача ведущего: необходимо организовать обсуждение ситуации с ссылкой на Конвенцию о правах ребенка и на Закон РБ «О правах ребенка». Так, например, в Конвенции о правах ребенка имеется статья 15, где утверждается, что ребенок имеет право на свободу ассоциаций (объединений) и мирных собраний. Однако в данной ситуации поведение сына и его друзей является нарушением общественного порядка, предусмотренного Административным Кодексом РБ, так как ущемляет права и свободы других лиц, проживающих в данной квартире и проживающих по-соседству.

Заключительная часть. Продолжительность - 10 минут.

Педагог-психолог: Временами случается и так, что нам - родителям трудно контролировать собственные агрессивные импульсы, в таких случаях необходимо применять приемы, которые помогут вам контролировать собственные агрессивные импульсы (раздача листовок, приложение № 3).

А сейчас у нас небольшая викторина.

Викторина на знания прав ребёнка

• Какое право было нарушено ведьмой в сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»? (Право на жизнь).

• Какое право было нарушено в сказке «Заюшкина избушка»? (Право на неприкосновенность жилища).

• Какие права были нарушены в ситуации, когда учительница прочитала записку, адресованную школьнику? (Право на тайну переписки).

• Какое преступление совершили гуси-лебеди в одноименной сказке? (Похищение детей).

• В какой сказке нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу? («Серая шейка», «Красная шапочка», «Дюймовочка», «Сказка о рыбаке и рыбке»).

• Героиня какой сказки воспользовалась правом свободного передвижения и выбора местожительства? («Лягушка-путешественница».)

• В каких сказках подтверждается право работающего на справедливое вознаграждение? («Мороз Иванович», «Госпожа Метелица», «Сказка о попе и о его работнике Балде»).

Все люди маленькие и взрослые, имеют права, и никто не может их нарушать. Предлагаю выполнить упражнение, которое поможет выразить свою любовь и подарить кому-нибудь теплоту и нежность своего сердца.

Звучит музыка.

Встаньте, сложите ладошки, представляя, что вы держите птицу в руках. Чтобы ее согреть, подышите на ладошки, прижмите их к груди и выпустите

птичку на волю. Сейчас вы почувствовали, как приятно о ком-то заботиться и как это ответственно.

Обратная связь. Родители и дети по кругу передают мяч и отвечают: родители - «Чем полезна именно для вас данная встреча», дети – «Что мне сегодня понравилось больше всего».

Библиографический список

• Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей. //Дошкольное воспитание. – 1991. - № 6. – С. 2-5.

• Закон РФ «Об образовании».

• Декларация прав ребёнка от 20 ноября 1959 г. // Права ребёнка. Основные методические документы. – М. : Дом, 1992. – С. 15-33.

• Конвенция Организации Объединённых Наций о правах ребёнка от 20 ноября 1989 г. // Права ребёнка. Основные международные документы. – М., 1992. – С. 15-33.

• Семейный кодекс Российской Федерации.

• Федеральный закон № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации от 24.07.1998 // Российская газета. – 2002. – 16 октября. - № 232.

• Копытова Н. Н. Правовое образование в ДОУ. – М. : ТЦ Сфера, 2007.

• Ваулина Т. Родителям и детям о правах ребенка// Ребенок в детском саду. -2007.-№ 3.

• Шорыгина Т. А. Беседы о правах : Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2007.

Правовое воспитание в детском саду : программа и методические рекомендации. / отв. ред. В. М. Сапогов. – Псков: ПОИПКРО. – 2008. – 159 с.

Интернет-ресурсы: www.doshvozrast.ru

• Интернет-ресурсы

Публикации по теме:

Игровые задания-упражнения, способствующие социальному развитию и общению детей друг с другом .

Игра — занятие по правовому воспитанию «Правовое путешествие по сказкам» Игра – занятие по правовому воспитанию «Правовое путешествие по сказкам» Цель: Дать детям общее представление об их правах. Способствовать.

Конспект занятия по правовому воспитанию для детей подготовительной группы Тема: «Я имею право» Цель: формирование у детей основ правового сознания и правовой культуры Задачи: Образовательные задачи: -учить детей.

«По-разному зовутся дети». Занятие по правовому воспитанию для детей 5–6 лет Цель: Формировать представления о праве на имя (дать детям представление о важности права на имя, довести до сознания детей идею значимости,.

Практикум для родителей по правовому воспитанию дошкольников в ДОУ «Совместная работа с родителями по правовому воспитанию дошкольников». Семья – это МЫ. Семья – это я, Семья – это папа и мама моя, Семья.

Работа по правовому воспитанию для детей «О правах играя»Работа по правовому воспитанию для детей «О правах играя» В дошкольном возрасте необходимо приучать детей соблюдать правила, помогающие жить дружно: не обижать друг друга, помогать друг другу. Дети.

Тренинговое занятие для детей старшего дошкольного возраста «В кругу друзей» Цель: развитие коммуникативной и личностной сфер, формирование навыков сотрудничества между детьми. Задачи: -позитивно настроить детей на.

Занятие по правовому воспитанию «Конвенция прав ребенка» Цель: Формирование основ правового сознания дошкольников. Задачи: Познакомить детей со статьями «Конвенцией прав ребенка» Способствовать.

Занятие по правовому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Я знаю свои права»Занятие по правовому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Я знаю свои права» ЗАНЯТИЕ ПО ПРАВОВОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «Я ЗНАЮ СВОИ ПРАВА» Цель: Познакомить с основными правами ребенка Обобщить.

Занятие по правовому воспитанию «Уроки Буратино» Цель: - знакомить детей в соответствующей их возрасту форме с основными документами по защите прав человека, - формировать у детей элементарные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Тренинговое занятие по правовому воспитанию «Мы — дорожим друг другом» для родителей и детей СРЦН
Опубликовано: 8 апреля 2019 в 14:06
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Тренинговое занятие по правовому воспитанию «Мы — дорожим друг другом» для родителей и детей СРЦН» (включая файлы) размещена пользователем Стрелкова Татьяна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД