Получи документы

Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике

Эльвира Исаева
Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике

Тема самообразования учителя-логопеда ДОУ

Здоровье детей – одна из главных ценностей семьи и государства. По определению Г. Сигериста «здоровым может считаться человек, который отличается гармоническим развитием и хорошо адаптирован к окружающей его физической и социальной среде». Поддержание и укрепление психического и физического здоровья подрастающего поколения – важнейшая задача родителей и педагогов. К сожалению, в последнее десятилетие количество детей с проблемами соматического и психического характера постоянно увеличивается.

Публикация «Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике» размещена в разделах

Это вызвано рядом факторов:

o хронический психогенный стресс у родителей, закрепленный генетически;

o ухудшение экологической обстановки (некачественная еда, химические добавки в продукты питания);

o значительное ограничение двигательной активности (длительное пребывание перед телевизором, компьютерные игры);

o высокий процент курящего населения;

o факторы анамнеза;

o неблагоприятные социальные факторы.

По данным специалистов НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, в последние годы наметились следующие негативные тенденции – физиологически зрелыми рождаются не более 14% детей, значительно снизилось число абсолютно здоровых детей (их остается не более 10-12%).

Большинство детей, поступающие в логопедические группы, наряду с основным диагнозом – ОНР – имеют в анамнезе хронические заболевания, соматическую ослабленность, неврозы, нарушение характера, то есть находятся на границе здоровья и болезни. Воспитанники отличаются нервной истощаемостью, чрезмерной утомляемостью, замкнутостью, вспыльчивостью, гиперактивностью. Эти особенности приводят к трудностям в общении и в обучении детей.

По мнению физиологов дошкольный возраст относится к критическим периодам развития ребенка в связи с нарастанием силы и подвижности нервных процессов. На фоне формирования ВНД у детей происходит эмоциональное перенапряжение, поэтому педагоги сталкиваются с такими проявлениями поведения детей, как смена настроений, повышенная раздражительность, плаксивость. Эти особенности детей с нарушением речи существенно снижают продуктивность непосредственной образовательной деятельности учителя-логопеда. Поэтому актуальность внедрения здоровьесберегающих технологий в логопедическую работу обусловлена необходимостью повышения эффективности коррекционно-развивающей работы с данными детьми.

Задачи коррекционно-развивающей работы с внедрением здоровьесберегающих технологий.

1. Повышение умственной и физической работоспособности.

2. Охрана нервной системы, снятие психического и нервного напряжения.

3. Формирование умения регулировать мышечный тонус, освобождение от мышечных зажимов.

4. Стимулирование речевых зон коры головного мозга.

5. Формирование орального праксиса.

6. Совершенствование общей и мелкой моторики.

7. Повышение резервов дыхательной системы.

8. Профилактика нарушений зрения.

9. Создание благоприятного эмоционального фона.

Основные принципы использования здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе:

• доступности (использование здоровьесберегающих технологий в соответствии с возрастом детей);

• систематичности (реализация оздоровительных мероприятий постоянно);

• оптимальности (разумно сбалансированная психологическая нагрузка);

• последовательности (последовательное усложнение и увеличение нагрузки);

• совместного педагогического воздействия (учителя-логопеда, воспитателей, родителей).

Основная форма логопедической деятельности в дошкольном учреждении – занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и развитие речевых и творческих способностей каждого ребенка. Система логопедической оздоровительной работы в нашем ДОУ предполагает использование на каждом логопедическом занятии как традиционных, так и нетрадиционных здоровьесберегающих приемов, методов, технологий. Артикуляционная гимнастика, упражнения дыхательной гимнастики, речевые игры с движениями, пальчиковые игры, игры на развитие мелкой моторики, гимнастика для глаз, физкультминутки используются на логопедических занятиях наряду с такими нетрадиционными методиками как Су-Джок терапия, самомассаж.

Перечисленные выше здоровьесберегающие методы и приемы используем в разных частях занятий, включаем в режимные моменты. Разработан перспективный план по использованию здоровьесберегающих методов, приемов и технологий на год по лексическим темам в логопедической работе, подобран и систематизирован материал по использованию здоровьесберегающих технологий: картотека пальчиковой гимнастики по лексическим темам, комплексы дыхательных гимнастик, тематические физминутки, игры на развитие речевого дыхания, игры на координацию речи с движением, гимнастика для глаз, самомассаж.

Применение в логопедической работе здоровьесберегающих технологий способствуют пробуждения интереса к занятиям, умению понимать словесные инструкции, развитию темпо-ритмической, интонационной и слоговой структуры речи, внимания, памяти, усидчивости, обогащению активного словарного запаса, формированию связной речи, помогают сделать речь яркой и эмоциональной, закрепить счет, понятия «правая-левая рука», содержат элементы пальчиковой гимнастики, релаксации и эмоциональной разрядки, повышают настроение детей.

Эти методы работы принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении не только речевых трудностей, но и общего оздоровления детей дошкольного возраста.

Этапы работы по теме самообразования

• 1 этап (2017-2018 уч. год) – планирование работы: изучение литературы, формулирование целей и задач, определение средств, форм и методов работы;

• 2 этап (2018-2019 уч. год) – организация коррекционно-образовательного процесса, вовлечение в работу детей и родителей, создание картотек;

• 3 этап (2019-2020 уч. год) – анализ результатов работы, формулирование выводов внедрения здоровьесберегающих технологий в систему работы с детьми с общим недоразвитием речи.

Публикации по теме:

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. ЦветотерапияЗдоровьесберегающие технологии в ДОУ. Цветотерапия Цель здоровьесберегающих образовательных технологий, обеспечить ребенку возможность сохранения здоровья, сформировать необходимые знания,.

Доклад «Использование моделей артикуляции звуков в логопедической практике». В дошкольных образовательных учреждениях основной задачей работы учителя-логопеда является: постановка у дошкольников правильного звукопроизношения,.

Консультация для педагогов «Здоровьесберегающие технологии»Консультация для педагогов «Здоровьесберегающие технологии» Разработка и внедрение здоровьесберегающих технологий во многом обусловлены поиском путей совершенствования здоровьесберегающей деятельности.

Консультация для родителей «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» Здоровье – самая великая ценность человека. Крепкое здоровье – главное условие выполнения человеком его биологических и социальных функций.

Элементы песочной терапии в логопедической практике. В помощь логопедамЭлементы песочной терапии в логопедической практике. В помощь логопедам Сегодня хотела бы рассказать Вам о песочной терапии, а точнее как можно использовать элементы песочной терапии на практике. В настоящее.

Здоровьесберегающие технологииЗдоровьесберегающие технологии Всем доброго времени суток. Хочется сегодня поговорить про здоровье наших воспитанников. Все мы прекрасно знаем, что дошкольный возраст.

Здоровьесберегающие технологии. Артикуляционная гимнастикаЗдоровьесберегающие технологии. Артикуляционная гимнастика Здоровьесберегающие технологии – система мер, направленная не только на сохранение и стимуляцию здоровья, но и на активное формирование.

Здоровьесберегающие технологии (часть 1) Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей является одной из основных задач дошкольного образования, так как дошкольный.

Здоровьесберегающие технологии в ДОУЗдоровьесберегающие технологии в ДОУ Целью здоровьесберегающих технологий является становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о.

Здоровьесберегающие технологии в начальной школеЗдоровьесберегающие технологии в начальной школе Здоровье для человека - самая главная ценность. Успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья детей. Основная задача.

Библиотека изображений:

Публикация Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Эльвира Исаева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике
Опубликовано: 9 февраля 2023 в 18:54
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД