Лучший педагог года

Тема самообразования «Развитие речи детей раннего и младшего дошкольного возраста»

Клачек Ирина Николаевна
Тема самообразования «Развитие речи детей раннего и младшего дошкольного возраста»

ООО «Детский сад 7 гномов»

Тема самообразования

«Развитие речи детей раннего и младшего дошкольного возраста»

Воспитатель: Клачек И. Н

Нефтеюганск, 2020

Этап работы над темой: 2 года.

Дата начала работы над темой: сентябрь 2020г.

Предполагаемая дата окончания работы: май 2022 г.

Публикация «Тема самообразования „Развитие речи детей раннего и младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах

Цель: работа по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствование имеющихся и приобретение новых профессиональных навыков и умений.

Задачи:

Изучение учебной, справочной, научно-методической литературы по вопросу развития и формирование речи младшего дошкольного возраста, подобрать и апробировать методики исследования.

Развитие речи детей в игровой деятельности.

расширить знания о современных тенденциях развитие речи через мелкую моторику рук;

Форма самообразования : индивидуальная, групповая.

Изучение литературы по теме «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста»;

Разработать картотеки по развитию речи.

Формы работы с детьми :

- совместная работа с детьми;

- индивидуальная работа;

- свободная самостоятельная деятельность самих детей.

Методы и приемы работы :

Проведение артикуляционной гимнастики и игр на развитие речи исходя из выбранной методики обучения развитию речи.

Массаж кистей рук.

Пальчиковая гимнастика, физкультминутки.

Пальчиковые игры со стихами, со скороговорками.

Проведение гимнастики для мимических мышц лица;

Предполагаемый результат:

Развить мелкую моторику, игровые, познавательные и творческие способности детей. Сформировать речевые навыки у детей, улучшить качества речи.

В результате работы над проблемой развития речи детей раннего и младшего дошкольного возраста с помощью пальчиковых игр, артикуляционной гимнастики и упражнений планирую достигнуть следующие результаты:

вызвать интерес детей к пальчиковым играм ;

увеличить словарный запас детей, чтобы речь детей стала более эмоциональной и выразительной;

повысить речевую активность детей в различных видах деятельности;

Актуальность.

Проводя занятия, общаясь с детьми 1.5 -2 года жизни, обратила внимание на то, что у некоторых детей этого раннего возраста не очень хорошо развита активная речь. В чем же причина? Меня заинтересовал этот вопрос. Чтобы найти ответ, обратилась к научной и педагогической литературе, в частности, к книгам современных педагогов – Е. А. Янушко «Развитие мелкой моторики рук у детей

раннего возраста», Жукова О. С. «Серия: Обучение с пеленок»

Л. П. Савиной «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников», Грибова О. Е. «Что делать, если ваш ребенок не говорит» и выяснила следующее.

Оказывается, ученые, доказали, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированости тонких движений пальцев рук. Чем активнее и точнее движения пальцев рук у маленького ребенка, тем быстрее он начинает говорить. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит, развивать речь ребенка.

Таким образом, познакомившись с литературой, указанной выше, я поняла, что данная тема значима и актуальна. Решила подробнее заняться ее изучением, определив тему самообразования так : «Развитие речи детей раннего и младшего дошкольного возраста». На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.

Развитие речи ребёнка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют психическую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании организации деятельности ребёнка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей. Язык и речь - это основное средство проявления важнейших психических процессов памяти, восприятия, мышления, а так же развития других сфер : коммуникативной и эмоционально – волевой.

Перспективный план реализации самообразования :

Год Тема Этап Содержание работы Результат/форма отчетности

Сентябрь 2020 «Пальчиковые

Игры и артикуляционная

гимнастика, как

средство

развития речи у

детей раннего и младшего дошкольного

возраста».

I этап.

Организационно

-

диагностический. - Изучение

литературы по теме,

поиск эффективных

технологий.

-Выбор и

определение темы

самообразования

-Планирование

работы по теме

самообразования.

-Определение

Этапов, форм и

методов

исследования

выбранной темы. Составление

перспективного

плана по

самообразованию.

Октябрь

2020 «Развитие

мелкой моторики

у детей раннего и младшего дошкольного возраста» II этап.

Основной

(Практический). -Чтение потешек,

показ сказок при

помощи пальчиков.

- Подготовка

практического

материала.

- Внедрение в

практику

подготовленного материала.

- Выбор темы

доклада.

-Подготовить

доклад. Методические

пособия.

Доклад на

педагогическом

совете: «Развитие

мелкой моторики

у детей раннего

возраста».

Ноябрь

2020год. «Дидактические

игры – как

средство

развития речи

детей раннего и младшего дошкольного

возраста» Привлечение

родителей к работе

по созданию

развивающей среды

в группе.

-Разработка плана

кружка «Весёлые

пальчики». Выставка для

родителей

«Дидактические

игры – как

средство развития

речи детей раннего и младшего дошкольного

возраста».

Перспективное

планирование

работы кружка.

Декабрь

2020 год. -Составление

картотеки

пальчиков игр для

речевого развития

детей.

- Создание

картотеки

пальчиковых игр с

массажными

мячиками.

«Суджок».

-Создание картотеки артикуляционной гимнастики. Составление

памяток, буклетов

для родителей и

педагогов по теме

самообразования.

Январь

2021 год. -Разработка

конспектов НОД с использованием

пальчиковых игр и артикуляционной гимнастики.

- Изготовление

дидактических игр. «Развитие мелкой

моторики рук в

процессе

изобразительной

деятельности»

Рисуем

нетрадиционным

способом.

Февраль 2021 год. -Чтение сказок,

потешек,

стихотворений при

помощи пальчиков.

Оформление

папки-

передвижки для

Родителей «Игры с

пальчиками»

Март 2021 год. - Оформление

картотеки

пальчиковых игр и артикуляционной гимнастики.

- «Развиваем руку-

развиваем речь». Памятка для

родителей

«Игры с

прищепками».

Консультация для

воспитателей.

Апрель 2021 год. III этап.

Заключительный Диагностика

уровня развития

речи у детей.

- Отметить

значимость помощи

родителей,

поблагодарить

активных

родителей. Выступление на

Семинаре в ДОУ

«Пальчиковые

игры в воде»

Обобщение опыта

по теме.

Проведение

Диагностики.

Май 2021 год. Составление

памяток, буклетов.

Анкет для

родителей «Чему научился ваш

малыш».

- Составление

самоанализа пед.

деятельности. Родительское

собрание : «Вот и

стали мы на год взрослее».

Презентация

«Пальчиковая и артикуляционная

гимнастика,

развитие речи

детей

ЛИТЕРАТУРА

1. Высокова Т. П., Сенсомоторное развитие детей раннего возраста [Текст] : программа, конспекты занятий : [0+] / авт. -сост. Т. П. Высокова. - Изд. 3-е, испр. - Волгоград : Учитель, [2017?]. - 79 с. : ил., табл. ; 20 см.

2. Гербова Валентина., Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для работы с детьми 2-7 лет: Литагент «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2010.-186с.

3. Костраба Д. А. «Пальчиковые игры для малышей» - Д. А. Костраба, журнал «Музыкальный руководитель» №5, 2008 г.

4. Нищева Н. В., Седова И. Ермолаев С. Д. Веселая артикуляционная гимнастика. ФГОС Изд. : Детство-Пресс, 2021 г.

5. Янушко Е. А Развитие мелкой моторики у детей раннего возрас-та 1–3 года : [метод. пособие для педагогов дошколь-ных учреждений и родителей] / Е. А. Янушко. — М. : Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 201. — 269 с.

https://dohcolonoc.ru/ Сайт для воспитателей детских садов.

https://www.moi-detsad.ru/ Всё для детского сада.

Публикации по теме:

Фотоотчет по теме самообразования «Развитие мелкой моторики у детей младшего и среднего дошкольного возраста»Фотоотчет по теме самообразования «Развитие мелкой моторики у детей младшего и среднего дошкольного возраста» В настоящее время, пожалуй, навряд ли найдется такой человек, которому будет неизвестно о важности развития мелкой моторики и координации.

Из опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитанияИз опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитания Общеизвестно, что речевые умения детей в современном мире желают быть лучше, активный словарь обедненный, пассивный не развит, диалогическая.

Консультация для родителей детей раннего возраста «Развитие речи детей раннего возраста» Безусловно, ранний возраст является значимым для речевого развития ребенка, потому как он обладает огромными возможностями для формирования.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста»Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста» Доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Тесную связь пальцевой моторики.

Отчет по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники»Отчет по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники» Речь - это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. Гегель Георг Фридрих Речевое развитие – это.

Отчёт по самообразованию «Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста» Отчёт по самообразованию «Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста» 1. Актуальность темы. При помощи речи ребёнок выражает.

План самообразования «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования» Тема: «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования» «И в десять лет, и в семь,.

План самообразования «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования» План самообразования Тема: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования».Цель: - Расширить.

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники лепки — соленое тестоРазвитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники лепки — соленое тесто Уважаемые коллеги, здравствуйте! Хочу рассказать вам о теме моего самообразования. Темой моего самообразования за 2015- 2016 уч. года.

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами трудовой деятельности. Работа с родителямиРазвитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами трудовой деятельности. Работа с родителями Развитие речи всегда красной нитью проходит через все образовательные области. Захватывает оно и познавательное развитие, а в моем случае,.

Библиотека изображений:

Публикация Тема самообразования «Развитие речи детей раннего и младшего дошкольного возраста» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Клачек Ирина Николаевна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Тема самообразования «Развитие речи детей раннего и младшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 22 ноября 2020 в 06:35
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД