Лучший педагог года

Тема: «Путешествие по «Городу звуков и букв». Звук и буква Ж»

Диана Ряховская
Тема: «Путешествие по «Городу звуков и букв». Звук и буква Ж»

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте

детей старшего дошкольного возраста с ТНР.

Ряховская Д. Р. к. п. н. учитель-логопед высшей квалификационной категории.

Развитие речи обусловливает развитие мышления, а мышление, в свою очередь, способствует развитию речи в целом. Занятия по обучению грамоте являются одним из направлений развития речи дошкольника и подготовки его к школе.

Публикация «Тема: „Путешествие по „Городу звуков и букв“, Звук и буква Ж“» размещена в разделах

В старшем дошкольном возрасте учителем-логопедом с детьми с тяжелыми нарушениями речи проводятся занятия по обучению грамоте, которые предполагают развитие ВПФ: аналитико-синтетической деятельности, сравнения, обобщения. А, поскольку у детей с тяжелыми нарушениями речи аналитико-синтетическая деятельность недостаточно развита или отмечается ее незрелость в соответствии с возрастными показателями, то ребенок испытывает трудности в осуществлении процессов звукового анализа и синтеза на занятиях по обучению грамоте.

Ввиду этого, занятия по обучению грамоте с детьми с тяжелыми нарушениями речи необходимо выстраивать таким образом, чтобы дети воспринимали каждый этап занятия, каждое упражнение как переход из одной игры в другую. Из игр дошкольники усваивают характеристики звука, учатся подбирать слова на нужный звук, знакомятся с буквой, запоминают ее образ, выкладывают из палочек и трансформируют букву. Вместе с тем, дети учатся выполнять звуко-буквенный анализ и синтез слов. В задачи учителя-логопеда не входит обучение детей чтению. Используя в играх разрезную азбуку и лото с написанными словами, мы формируем прежде всего у детей стойкую мотивацию к чтению.

Тема: "Путешествие по "Городу звуков и букв". Звук и буква Ж".

Коррекционно-образовательные задачи. Уточнение и закрепление артикуляции и характеристик звука. Расширение и актуализация представлений о звуках и буквах. Формирование зрительного образа буквы. Совершенствование навыков звукового и звуко-буквенного анализа и синтеза. Формирование мотивации к чтению.

Коррекционно-развивающие задачи. Развитие фонематического восприятия. Развитие артикуляционной моторики. Развитие навыков диалогической речи. Развитие мелкой моторики. Развитие образного мышления. Развитие зрительного, слухового внимания и восприятия. Развитие межмодального синтеза и запоминания.

Коррекционно-воспитательные задачи. Формирование навыков сотрудничества, инициативности, доброжелательности, коммуникативных навыков.

Оборудование: карта "Города звуков и букв", символы слогов и звуков, счетные палочки, разрезная азбука, карточки с напечатанными словами и предметные картинки к ним, индивидуальные листы с правильным и неправильным написанием букв, простые карандаши для каждого ребенка.

Ход занятия

I. Повторение характеристик звука Ж

- Давайте вспомним то, что знаем о звуке Ж. Для этого вначале отправимся в "Город звуков". Ребята, на какой улице живет звук Ж?

Дети: "На громкой".

- Что это значит? Звук Ж, какой?

Дети: "Звонкий согласный звук".

- Где же его домик, покажите? (Дети показывают на карте города звуков)

- Что вы можете сказать о шторке, какого она цвета?

Дети: "Синего"

- Что это значит?

Дети: "Звук Ж твердый согласный звук"

- Правильно, ребята звук Ж звонкий, твердый согласный звук.

II. Игра «Подбери слово»

Логопед приглашает детей сесть на ковер полукругом. Детям необходимо придумать слово на звук Ж, назвать его и передать мяч другому.

III. Звуковой анализ слова ПИЖАМА с использованием символов.

Логопед называет слово ПИЖАМА и предлагает детям выполнить звуко-слоговой анализ слова с помощью символов: определить количество слогов, последовательность звуков, с учетом характеристики каждого звука, ударную гласную.

IV. Знакомство с буквой Ж

- Теперь мы отправляемся в "Город букв", узнать, какой буквой обозначается звук Ж. Логопед открывает шторку и показывает букву. Логопед предлагает детям найти сходство буквы с предметами.

Эта буква широка

И похожа на жука.

Она как жук,

Издает жужжащий звук.

V. Конструирование буквы из палочек и ее трансформация

Ж – К – Ж – Х – Ж

Логопед называет последовательно буквы, а дети выкладывают их из палочек.

- Ребята, как вы думаете, какие две буквы соединив, мы получим букву Ж?

VI. Игра «Гости»

- Именинница - буква Ж. Она ждет гостей, чтобы отпраздновать свой день рождения!

- Ухает, медленно перекатываясь на одной ножке буква У. Ребята, вы мне помогайте рассказывать, что было дальше… Что она принесла в подарок букве Ж? (бУблики)

- Буква эР прибежала быстро, как заводной моторчик… Что она принесла в подарок букве Ж? (Розы, Рулет)

- Буква Че – всю дорогу чихала, чихала, но прискакала. Что она принесла в подарок букве Ж? (Чай, Чернику, пеЧенье)

- Буква И – очень устала, потому что всю дорогу икала… Что она принесла в подарок букве Ж? (Ириски)

- Буква Т – топала своим толстым каблучком – Т-Т-Т… Что она принесла в подарок букве Ж? (ТорТ).

- Получилось слово?

Дети: "ЖУРЧИТ".

- Что журчит?

Дети: "Ручьи".

- Когда журчат ручьи?

Дети: "Весной".

- Сейчас, какое время года?

Дети: "Весна".

- Какой месяц?

Дети: "Март".

- Когда же начнут журчать ручьи?

Дети: "Когда будет пригревать солнце и начнет таять снег".

VII. Игра «Волшебники»

- Давайте немножко станем волшебниками и будем изменять слова:

- Что нужно сделать, чтобы слово ЛЫЖИ превратилось в ЛУЖИ (ЖИР в ЖАР?

Дети: "В слове ЛЫЖИ букву Ы поменять на У. А в слове ЖИР букву И поменять на А".

VIII. Игра «Подбери картинку к своему слову»

Логопед раздает детям по 1 карточке формата А4 можно на двоих. На каждой карточке напечатано 6 слов (односложные, двухсложные, трехсложные). Задача детей правильно прочитать слова и подобрать к ним предметные картинки, каждую из которых логопед демонстрирует в течение 5-7 секунд. Выигрывают те дети, которые быстрее всех заполнят свою карточку картинками.

IX. Индивидуальная работа детей

Логопед предлагает детям индивидуальные листы с заданиями, на которых напечатано правильно положение буквы и ее зеркальное или перевернутое изображение (К, Г, Б, М, Я, В, З)

- Найдите правильную букву и зачеркните неправильную.

X. Итог занятия

Публикации по теме:

Конспект занятия по коррекции акустической дисграфии во 2 классе «Дифференциация звуков [Ж] — [Ш] и букв Ж — Ш» Конспект логопедического занятия во 2 классе Тема: «Дифференциация звуков и букв «Ж – Ш» Цели и задачи: 1. Учить дифференцировать звуки.

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе тема «Звук [Ы] и буква «Ы» Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе тема: Звук [ы] и буква ы Подготовила Шелудкова Н. А. воспитатель МАОУ СОШ.

Конспект НОД в подготовительной группе по обучению грамоте «Путешествие Мамонтенка. Звук [М] и буква М» Форма организации НОД: фронтальная. Продолжительность: 35 минут. Участники: подготовительная к школе группа. Возраст обучающихся: от 6 до.

Конспект НОД по обучению грамоте «Дифференциация звуков и букв [К] –[Х]» в подготовительной группе Тема: «Дифференциация звуков и букв (К – Х)». Цель: Учить дифференцировать звуки (К – Х) в изолированном виде, в слогах, словах, фразах.

Конспект НОД «Волшебная страна Знаний звуков и букв» по развитию речи в подготовительной группе Цели: - Закрепить умение различать звук, слог. Определять место звука в слове. - Совершенствовать умения детей в деление слов на слоги.

Конспект ООД с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с ТНР «В стране гласных звуков и букв» МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 13 г. Шебекино Белгородской области» Технологическая карта ОД с детьми подготовительной группы.

Конспект открытого НОД по обучению грамоте «Игра звуков и букв» Цель: обогащать и активизировать речь детей. Задачи : -закрепить умение составлять предложения по схемам. -упражнять детей в умении делить.

Конспект занятия для детей средней группы Тема: Дифференциация звуков и букв А и У Тема: Дифференциация звуков и букв А и У. Цель: Развитие фонематического восприятия. Задачи: 1. Учить слушать речевые звуки, соотносить их.

Лэпбук для детей с ОВЗ младшего школьного возраста «В мире гласных звуков и букв»Лэпбук для детей с ОВЗ младшего школьного возраста «В мире гласных звуков и букв» Лэпбук был создан с целью изучения и закрепления учебного материала в игровой форме. Работая небольшими группами дети могут: •Закрепить.

НОД старшая группа. Тема: Звук и буква «С» Тема: «Звук и буква «С». В старшей группе. Цель: Знакомство с буквой, четкое произношение и характеристика звука «С». Учить детей определять.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Тема: «Путешествие по «Городу звуков и букв». Звук и буква Ж»
Опубликовано: 10 ноября 2019 в 17:51
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД