Получи документы

Пересказ литературного произведения. Из опыта работы

Зоя Сергеевна
Пересказ литературного произведения. Из опыта работы

Пересказ – осмысленное воспроизведение литературного текста в устной речи.

Это – сложная деятельность, в которой активно участвуют мышление ребенка, его память и воображение. Для овладения пересказом необходим ряд умений, которым детей с интеллектуальной недостаточостью обучают специально: прослушивать произведение, понять его основное содержание, запоминать последовательность изложения, речевые обороты авторского текста, осмысленно и связно передавать текст. Очевидно, что качество детских пересказов зависит от эффективности других видов работы по развитию речи.

Публикация «Пересказ литературного произведения, Из опыта работы» размещена в разделах

Роль пересказов высоко оценивалась в классической педагогике (К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой). Вопросы обучения пересказыванию детей дошкольного возраста раскрыты в работах Е. И. Тихеевой, А. М. Леушиной, Л. А. Пеньевской, Р. И. Габовой, А. М. Бородич и других. Все авторы подчеркивают значение пересказа для умственного, нравственного, эстетического воспитания детей, для развития речи.

Пересказ художественных произведений положительно влияет на связность детской речи. Дети следуют образцу литературной речи, подражают ему. Тексты содержат образные описания, которые вызывают интерес детей, формируют умение описывать предметы и явления, совершенствуют все стороны речи, обостряют интерес к языку.

Например, в отрывке из рассказа В. Бианки «Первое яйцо» говорится о том, что ворона первая из всех птиц снесла яйцо, и дается описание ее гнезда: Ее гнездо на высокой ели, густо засыпанной снегом. Дети эту фразу стремились воспроизвести дословно, а если кто-то из них, пересказывая, останавливался после слов гнездо ее на высокой ели, то другие не могли удержаться и шептали: густо засыпанной снегом.

Подлинно художественные произведения развивают у ребенка эстетическое восприятие и чувства. Чрезвычайно важно в этом отношении эмоциональное, выразительное исполнение произведения педагогом. Пересказы способствуют развитию навыков выразительной речи у детей.

Произведения для пересказа.

Содержанием для пересказа может быть не всякий литературный материал. Выбирать следует лишь те произведения, которые дети способны пересказать сами.

Детям трудны сложные и длинные предложения с причастными и деепричастными оборотами. При выборе произведений для пересказа учитываются следующие требования:

1. Иметь четкую композицию с хорошо выраженной последовательностью действий (не берутся сложные описательные тексты). Особое значение имеет динамичность сюжета. Дети легко воспроизводят даже относительно длинные произведения с динамичным сюжетом.

2. Должны быть написаны образцовым языком, без сложных грамматических форм, содержать разнообразные и точные определения, сравнения, желательно прямую речь.

3. Доступны по объему. В методической литературе требования к размеру текстов противоречивы. Некоторые исследователи считают, что важен не размер, а содержание произведения. Другие предлагают только короткие произведения. Они пересказываются детьми более уверенно, последовательно.

4. Они должны иметь воспитательную ценность, обогащать моральный опыт детей.

5. Быть доступными по содержанию – в произведении должны быть знакомые герои, персонажи с ярко выраженными чертами характера, понятными мотивами поступков.

Этим требованиям отвечают народные сказки, короткие рассказы К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, М. Пришвина, В. Бианки, Е. Чарушина, В. Осеевой, Н. Калининой и других.

Не рекомендуется пересказывать стихотворения, так как это нарушает единство формы и содержания, воспитывает невнимание к поэтической форме. Дети стремятся читать стихи дословно, наизусть.

Существуют разные виды пересказа : подробный или близкий к тексту; краткий или сжатый; выборочный; с перестройкой текста; с творческими дополнениями. В своей работе с детьми с нарушением интеллекта я использую, главным образом, пересказ, близкий к тексту. Он легче других и является средством закрепления в памяти содержания прочитанного, усвоения логики и структуры образца, его языка. Например, пересказ с перестройкой текста, от лица разных героев, в силу своей сложности, проводится только в подготовительной к школе группе. При пересказе с творческими дополнениями старшие дети придумывают отдельные эпизоды, начало, концовку произведения.

Требования к пересказам детей таковы :

1. Осмысленность, т. е. полное понимание текста, является главным в обучении.

2. Полнота передачи произведения, т. е. отсутствие существенных пропусков, нарушающих логику изложения.

3. Последовательность и связность пересказа.

4. Использование словаря и оборотов авторского текста и удачная замена некоторых слов синонимами.

5. Плавность пересказа, отсутствие длительных, ненужных пауз.

6. Выразительность и фонетическая правильность речи, культура поведения во время пересказа.

Методика обучения пересказыванию детей с нарушением интеллекта в разных возрастных группах имеет как общие, так и специфические особенности.

В младших группах детей учу слушать и правильно воспринимать произведение, отвечать на вопросы. Дети рассказывают вместе с педагогом, в ответ на его вопросы, поставленные обычно к последнему слову фразы, вставляют отдельные слова («Посадил дед … что?»«Репку». – «Выросла репка…какая?»). Сначала на эти вопросы отвечает сам педагог, побуждая подключаться к совместному ответу и ребенка. Постепенно становится возможным использование подсказывающих вопросов, на которые дети отвечают сами целым предложением («Жили-были… Кто жили-были? Дед да баба?»«Жили-были дед да баба»).

Дети четвертого года пересказывают хорошо знакомые сказки и рассказы, построенные на повторе («Колобок», «Репка», тоже с помощью педагога. Учу детей воспринимать сказку или рассказ, следить за развитием действия, отвечать на вопросы по тексту и таким образом постепенно подвожу к его воспроизведению. Запоминанию литературных произведений помогает их драматизация с помощью игрушек, настольного, теневого, кукольного театров, подвижных картинок (на магнитной основе, на фланелеграфе).

В младшей группе, на первых порах преобладает совместное рассказывание педагога и ребенка. При повторном рассказывании педагогом сказки дети могут произносить отдельные слова и предложения. Наряду с подсказывающими вопросами используются и прямые вопросы, требующие ответа целой фразой («Что сказал заяц Колобку? Кто встретился Колобку дальше?»). Постепенно дети начинают пересказывать отдельные фрагменты текста, а затем и весь текст, опираясь на помощь взрослого.

Эта работа в младшей группе осуществляется в процессе ознакомления детей с художественной литературой. Большое значение имеют индивидуальные занятия, в процессе которых создаются условия для активного участия каждого ребенка в пересказе.

Начиная со средней группы программой предусмотрено систематическое обучение детей пересказыванию. Наиболее целесообразной формой организации детей при пересказывании является занятие со всей группой.

Рассмотрю методические положения, которые касаются структуры и методики проведения занятий с детьми с нарушением интеллекта в среднем и старшем дошкольном возрасте.

Успех обучения зависит прежде всего от подготовительной работы, проведенной перед занятием. Подготовка педагога состоит:

а) в выборе произведения с учетом речевых умений и навыков детей, воспитательных задач, времени проведения;

б) в анализе произведения и работе над выразительностью исполнения; в) в отборе в тексте слов, непонятных детям, и приемов их объяснения.

Подготовка детей к пересказам предполагает :

а) обогащение детского опыта путем наблюдений, рассматривания картин, бесед (в соответствии с содержанием текста);

б) объяснение незнакомых слов до чтения произведения;

в) рисование, лепка после первичного ознакомления с текстом – это помогает уточнить характеристики действующих лиц и обстоятельств.

Типичная структура занятий по пересказу :

1. Вводная часть. Ее цель в создании интереса к занятию, подготовке детей к восприятию текста, которая может достигаться путем краткой вступительной беседы, показа картинки, напоминания о наблюдениях, загадки.

2. Первичное чтение произведения. Детям предлагается послушать произведение, сообщаются его название, автор. Новый для детей текст рассказывается (читается) без предупреждения о последующем пересказе, поскольку установка на пересказ ограничивает внимание ребенка, сосредоточивает его на запоминании и тем самым мешает целостному восприятию художественного произведения.

3. Беседа по содержанию прочитанного, направленная на анализ и запоминание текста.

4. Повторное чтение с установкой на последующий пересказ.

5. Пересказы детей.

6. Заключительная часть занятия. Здесь можно использовать драматизацию произведения с помощью игрушек, настольного и теневого театра, игры-драматизации детей.

Рассмотренная выше структура занятий характерна для пересказов несложных, коротких и знакомых произведений. Длинные и сложные произведения (в старших группах) читаются заранее, не менее чем за неделю до пересказа (установлено, что отсроченные во времени пересказы более полны, последовательны и связны). Поэтому на следующем занятии детям сразу сообщаю о пересказе, читаю уже знакомое им произведение, провожу беседу по его содержанию, при необходимости читаю еще раз, далее следуют пересказы детей.

Во всех группах использую разные методические приемы обучения пересказыванию. Условно их можно разделить на приемы, обеспечивающие:

а) осмысленное восприятие произведения;

б) педагогическое руководство самим процессом пересказывания;

в) анализ и оценку речевой деятельности детей.

В средней группе пересказ является новым видом речевой деятельности, поэтому важно вызвать у детей живой интерес к пересказыванию, поддержать проявления активности и самостоятельности. Учитываю особенности детского восприятия литературно - художественных произведений, а также особенности процессов мышления, речи, уровень развития внимания. На самых первых занятиях детям предлагаю пересказывать сказки, хорошо знакомые им ранее, а на последующих - новые, только что прослушанные тексты. Чтобы воспринять литературное произведение и воспроизвести его в пересказе дети нуждаются в помощи педагога. Им сложно самим вникнуть в суть описанных событий, проследить логическую связь между частями рассказа или сказки. Для пересказа стараюсь подбирать небольшие произведения, в которых используются доступные детям слова, короткие фразы и простые формы прямой речи. Первое знакомство с текстом обязательно сопровождаю показом картин или игрушек, потом провожу беседу по прочитанному, которая помогает

1. Запомнить последовательность событий и их взаимосвязь,

2. а так же объяснять непонятные слова и

3. отработать осознанную выразительность речи. После беседы по содержанию я читаю текст второй раз с установкой на пересказ, а потом его рассказывают дети.

Для пересказа можно использовать русские народные сказки «Курочка ряба», «Волк и семеро козлят», «Репка», рассказы К. Д. Ушинского «Гуси», «Уточки», Л. Н. Толстого «Сел дед пить чай», «Пришла весна, потекла вода», сказку В. Сутеева «Цыпленок и утенок» и др.

В начале года для пересказа беру произведения, хорошо знакомые детям. Постепенно ввожу новые тексты, пересказ которых значительно труднее. Понимание и осмысление впервые прочитанных произведений приобретает особое значение. Ребенку сложно самостоятельно проследить логическую последовательность сюжета, запомнить и передать языковые средства. Поэтому в беседе по содержанию с помощью вопросов, пояснений, показа иллюстраций выделяются основные части повествования, ставятся вопросы, направленные на осмысление событий и поступков героев. В беседу включают упражнения, развивающие навыки выразительного пересказа (использование различных интонаций в диалогах, передача переживаний действующих лиц).

Например, в беседе по рассказу К. Д. Ушинского «Гуси» можно поставить такие вопросы: как хозяюшка манила гусей, как она звала их? Что сделали гуси в ответ на слова хозяюшки? Что сделала хозяйка, чтобы погнать гусей домой? Вспомните конец рассказа.

Внимание детей привлекается также и к языку, к характеристикам персонажей, к средствам выразительности (гуси шеи длинные вытянули, лапы красные растопырили; длинная хворостина).

В процессе пересказа педагог широко пользуется приемом отраженной речи. Если ребенок молчит, педагог начинает рассказ: «Вышла хозяюшка и манит гусей домой: теги-теги-теги!» Ребенок повторяет фразу вслед за ним.

Дети в этом возрасте пересказывают текст с существенными пропусками. Поэтому использую подсказ нужных слов и фраз, вопросы к пересказывающему и ко всей группе (главным образом, после пересказа : «Вова не все рассказал о гусях, а нам интересно послушать, что делали гуси, когда услышали голос хозяйки», исправление лексических и грамматических ошибок.

Каждый пересказ детей оценивается : поощряю старание, отмечаю положительные стороны и недостатки, даю конкретные советы, которыми могут воспользоваться остальные дети.

Отвечая, многие дети очень волнуются: раскачиваются на месте, теребят одежду, некоторых глажу по голове, держу за руку, чтобы чувствовали себя увереннее.

Рассказывая, дети пытаются воспроизводить текст дословно, а не рассказывать своими словами, поэтому, во время ответов возникают долгие паузы. Чтобы пересказ звучал плавно, и остановки были менее заметны, я также использую приём «отражённой речи», т. е. повторяю последнее слово или фразу ребёнка.

Тот же приём работает, если дети рассказывают слишком тихо: я повторяю последнюю фразу более громко и выразительно.

Занимаясь с детьми пересказом, нужно помнить, что дети ещё не имеют навыка оперирования словами и долгие паузы не всегда возникают, когда ребёнок забыл текст, просто он пытается рассказать его наизусть, как стихотворение. В этих случаях принято задавать наводящие вопросы, но как показал опыт, чаще всего ребёнок даёт на вопрос односложный ответ, поэтому я предлагаю предложить не вопрос, а подсказ всей фразы или её начала.

Если ребёнок рассказывает тихо, бесполезно заставлять его говорить громче, он увеличивает силу голоса, но уже следующую фразу опять произносит чуть слышно. Просто стараюсь повторить его слова более громко и выразительно. Итак, при обучении пересказыванию в средней группе использую следующие активные приё мы:

совместный пересказ;

отражённый пересказ;

разнообразные вопросы;

подсказ;

указания;

разъяснения;

коллективные упражнения;

повторение отдельных мест;

пересказ по частям;

пересказ в лицах; поощрение.

В старшей группе дети пересказывают русские народные сказки «Теремок», «Лиса и рак»; рассказы К. Д. Ушинского «Умей обождать», «Бишка», Л. Н. Толстого «Пожарные собаки», «Котенок», В. Осеевой «Синие листья», Н. Калининой «Про снежный колобок», Е. Чарушина «Почему Тюпа не ловит птиц», Е. Пермяка «Как Маша стала большой» и др.

Как и в средней группе, беседа является обязательным приемом, подготавливающим детей к пересказу. Основное ее назначение – помочь детям осмыслить содержание произведения, проникнуть в те внутренние связи, которые они еще не могут раскрыть сами. Без такой беседы дети иногда не понимают идею произведения.

Одной из распространенных ошибок в практике является стремление поставить большое количество вопросов, главным образом направленных на запоминание последовательности изложения.

В беседе помимо вопросов, направленных на осмысление текста и припоминание последовательности развития событий, использую различные приемы привлечения внимания детей к языку произведения, к авторской характеристике героев, к описанию места и времени действия, к точным определениям, сравнениям, фразеологическим оборотам.

Большое место в беседе занимает подготовка детей к выразительному пересказу : определяются общий тон пересказа, интонационная выразительность в передаче отдельных фрагментов, диалогов персонажей. Дети могут поучиться говорить за разных героев отдельные значимые фразы. Беседа должна проходить живо, непринужденно, допускаются хоровые ответы.

В старшей группе широко применяется план пересказа. Это могут быть готовый план, предложенный педагогом, и план, составленный им вместе с детьми. В основе составления плана лежит умение производить смысловую группировку текста, которому следует учить специально. Сначала детям предлагаются вопросы, показывающие отдельные смысловые отрезки произведения, а затем план формулируется в виде указаний:

1. Сначала расскажите, почему бывает трудно спасать детей на пожарах.

2. Затем расскажите о том, как приучают пожарных собак спасать детей.

3. Не забудьте рассказать и о Бобе: как он спасал девочку и почему сначала вынес из огня куклу (при пересказе рассказа. Л. Н. Толстого «Пожарные собаки»).

В качестве плана пересказа может выступать пространственная модель, фиксирующая наиболее существенные части текста. После обучения умению использовать и строить модели прочитанного текста дети выделяют основные смысловые эпизоды, устанавливают связи между ними и дают развернутый и композиционно организованный пересказ.

Для запоминания детьми текста педагог может прочитать отдельные отрывки, выбранные в соответствии с составленным планом или по желанию детей, обратить их внимание на отдельные слова и выражения.

Приемы руководства пересказами детей усложняются. В этой части занятия используются указания («Все подумайте, как вы будете рассказывать»). Если произведения велики по объему, то дети пересказывают их по частям : педагог заранее (при подготовке к занятию) выделяет законченные смысловые части текста и предлагает, чтобы дети рассказывали их по очереди. Дети вместе с педагогом, а затем самостоятельно договариваются, в каком месте следует останавливаться. Занятие завершается пересказом текста одним ребенком. Произведения, в которых есть диалог, пересказывают по ролям, инсценируют.

В случаях затруднения детей, как и в предыдущей группе, используются вспомогательные вопросы (преимущественно после пересказа, чтобы не нарушать его целостности и плавности, подсказ нужных слов или фраз, исправление ошибок.

К оценке пересказов привлекаются дети. Прислушиваясь к анализу пересказов, который делает педагог, дети учатся тактично и доброжелательно отмечать достоинства и ошибки в пересказах друг друга.

Возможно уже в старшей группе подводить детей к новому виду пересказывания – от лица главного героя. Новое задание предлагается тогда, когда дети хорошо запомнят и осмыслят текст.

Рекомендуется проводить занятия по пересказу нескольких знакомых сказок и рассказов по предложению педагога или выбору самих детей.

Полезно для развития связности речи использовать прием пересказа отдельными детьми текстов, не известных остальным. В этом случае контекстность речи при пересказе значительно возрастает. Ребенок старается чётче выстроить рассказ, следит за своей речью, так как знает, что другим текст не известен, часто дополняет его деталями, использует больше выразительных средств по сравнению с ситуацией пересказа этого же рассказа взрослому.

В подготовительной к школе группе значительно усложняется литературный материал для пересказа. Наряду с повествовательными текстами дети учатся воспроизводить и несложные описания. Они пересказывают русские народные сказки «Заяц-хваста», «Лиса и Козел», рассказы К. Д. Ушинского «Четыре желания», «Утренние лучи», Л. Н. Толстого «Косточка», В. Бианки «Купание медвежат», В. Осеевой «Просто старушка», «Плохо», Н. Сладкова «Зеленые бабочки», «Сосулькина вода», Г. Скребицкого «Разлились реки».

Повышаются требования к пересказам. При анализе дети более точно соотносят пересказы с текстом, обнаруживают пропуски, учатся подходить к оценке пересказов с учетом определенных критериев: самостоятельности, последовательности, полноты, плавности, выразительности.

Особого внимания педагога в этой группе требует обучение пересказу поэтических описаний природы. Подготовка детей к пересказу тесно связана с наблюдениями, с активизацией их представлений о природе, знакомых литературных образов.

В этой группе применяются выборочный пересказ (интересные в языковом отношении фрагменты, намеченные педагогом и выбранные детьми, пересказ от лица разных героев, придумывание продолжения к прочитанным текстам, сочинение рассказов и сказок по аналогии с прочитанными.

Опыт показывает, что в результате кропотливой коррекционной работы отмечается заметное продвижение детей с интеллектуальной недостаточностью в овладении навыками пересказа. Это выражается в увеличении объёма высказываний, в усложнении структуры предложений, существенном улучшении связности, последовательности повествования, правильном использовании лексико-грамматического оформления высказывания, в повышении самостоятельности детей при составлении пересказа. А положительные результаты обучения детей пересказу свидетельствуют об эффективности используемых методических приемов

Публикации по теме:

Активные формы работы с родителями — участниками образовательных отношений (из опыта работы) Мне представилась возможность на городском семинаре поделиться опытом работы, рассказать об активных формах работы с родителями- участниками.

Фотоотчет работы по изготовлению многофункциональной развивающей книги по мотивам произведения К. Чуковского «Муха Цокотуха»Фотоотчет работы по изготовлению многофункциональной развивающей книги по мотивам произведения К. Чуковского «Муха Цокотуха» Сегодня решила показать вам посредством фотоотчета процесс своей работы над новой дидактической игрой – многофункциональной развивающей.

Интегрированный урок литературного чтения и изобразительного искусства в 3 классе «Произведения о детях. А. П. Чехов. «Ванька» Тема урока: «Произведения о детях».А. П. Чехов. «Ванька» Лепка объемно-пространственной композиции из одноцветного пластилина или глины.

Из опыта работы «Рассказывание детей на темы из личного опыта»Из опыта работы «Рассказывание детей на темы из личного опыта» Из опыта работы. Рассказывание детей на темы из личного опыта В обучении дошкольников связной речи значительное место отводится рассказыванию.

Коллективная работа по технике безопасности по мотивам прослушанного литературного произведения С. Я. Маршака «Кошкин дом»Коллективная работа по технике безопасности по мотивам прослушанного литературного произведения С. Я. Маршака «Кошкин дом» В период летних отпусков детский сад все же остается местом, образовательная деятельность в котором, в любых ее проявлениях, не прерывается.

Библиотека изображений:

Публикация Пересказ литературного произведения. Из опыта работы (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Зоя Сергеевна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Пересказ литературного произведения. Из опыта работы
Опубликовано: 24 марта 2024 в 12:25
+80Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 15.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД