Лучший педагог года

Мелкая моторика рук. Пальчиковые игры для развития детей раннего возраста

Наталья Леонова
Мелкая моторика рук. Пальчиковые игры для развития детей раннего возраста

Статья.

Тема: Мелкая моторика рук - пальчиковые игры для развития детей раннего возраста».

Автор: Леонова Наталья Николаевна

воспитатель МАДОУ д/с №53 г. Новосибирск.

«Ум ребенка находится на кончиках пальцев.

Чем больше мастерства в руке, тем ребенок умнее».

В. А. Сухомлинский.

Публикация «Мелкая моторика рук, Пальчиковые игры для развития детей раннего возраста» размещена в разделах

Введение. Пальчиковые игры – это простые, веселые игры и упражнения, которые помогают налаживать прочный эмоциональный контакт взрослого с детьми. Для детей нет ничего интереснее игры, а игры с пальчиками очень увлекательны и поэтому нравятся детям.

Пальчиковые игры являются уникальным средством для развития мелкой моторики и развития речи, они развивают внимание, мышление и воображение. Пальчиковые игры – это инсценировка каких – либо рифмованных историй, потешек, сказок, при помощи пальцев. Они отражают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы.

Актуальность. Работая с детьми раннего возраста и наблюдая за ними во время образовательной, игровой и совместной деятельности, мы пришли к следующему выводу: у большинства детей, на начало учебного года, плохо развита мелкая моторика рук. Некоторые дети имеют мышечную напряженность, другие малоподвижны, застенчивы и скованны. Наблюдая за поступившими в группу детьми, мы обратили также внимание на то, что, все дети могут брать и захватывать различные предметы, мелкие игрушки, ладонью одной и другой руки, но не могут их взять с помощью нескольких пальцев.

Возникла проблема: как помочь детям добиться ловкости и точности движений кистей рук и пальцев? Известный академик В. М. Бехтерев, занимающийся изучением центральной нервной системы человека, доказал, что движения руки активизируют зоны головного мозга, ответственные за речь. Пальцы рук связаны с мозгом и внутренними органами человека.

Массаж большого пальца повышает деятельность головного мозга, массаж указательного - улучшает работу желудка, среднего пальца – кишечника, позвоночника, безымянного – помогает работе сердца. Очень важно с самого раннего возраста правильно развивать мышцы ребенка, чтобы в будущем у него была хорошая моторика и реакция. Особенно это важно для развития руки пальцев ребенка, от этого зависит его дальнейшее успешное развитие. Чем точнее движения кистей рук и пальцев, тем сильнее развита мелкая моторика ребенка и тем ближе к норме его речь. Исходя из выше изложенного поставили перед собой такие задачи:

1. Учить детей простым пальчиковым играм и упражнениям;

2. Развивать мелкую моторику рук;

3. Стимулировать развитие чувственного восприятия, развивать подвижность пальцев;

4. Совершенствовать умение подражать взрослому и понимать смысл речи.

Наблюдая за воспитанниками нашей группы, мы заметили, что пальчиковые игры способствуют снятию напряжения, стабилизируют эмоциональное состояние, мгновенно переключают ребенка с капризов или нервозности на телесные ощущения и успокаивают его. Наши воспитанники очень любят играть в различные игры, но особенно им нравятся пальчиковые игры, сопровождаемые стихотворной речью, которые превращаются в маленькие сценки, мини спектакли. Дети проявляют особенный интерес к персонажам и образам пальчиковых игр, они увлеченно повторяют за взрослым, а потом и вместе с ним стихотворный текст и движения игры, получая от нее истинное удовольствие. Такие игры коротки по времени и занимают от трех до пяти минут времени в течении дня, но при их разучивании и ежедневном повторении результат не заставит себя долго ждать. М. М. Кольцова пишет: «Движение пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связаны с речевой функцией». Параллельно речи развивается зрительное и слуховое внимание, мышление, воображение, быстрота реакции, а так - же эмоциональная выразительность.

Подготовительным этапом для пальчиковых игр во время адаптации детей к детскому саду стал

• массаж кистей рук;

• поглаживание кистей рук;

• разогрев ладошек (поглаживание внутренних сторон одна об другую);

• растирание и легкое надавливание от кончиков пальчиков к ладони (для увеличения чувствительности);

• легкое продвижение и надавливание на верхнюю и нижнюю часть пальцев по всей длине пальца);

• тихие и звонкие хлопки в ладоши.

Этапы разучивания игр:

1. Воспитатель сам выполняет движения пальчиковой игры, а ребенок смотрит.

2. Воспитатель выполняет действия руками ребенка;

3. Ребенок выполняет движения самостоятельно, подражая воспитателю.

На следующем этапе приступаем (в соответствии с возрастом от полутора до трех лет) к самым простым и веселым пальчиковым играм, таким как: «Коза рогатая», «Сорока - ворона», «Бумажный мячик», «Пляшут ручки» - для установления прочного эмоционального контакта взрослого и ребенка, потому, что еще продолжается адаптация детей.

Пальчиковые игры присутствуют во всем режиме дня. Так утром пальчиковые игры проводим с небольшой подгруппой или же индивидуально, это игры : «С добрым утром», «Здравствуй, солнышко», «Пальчики здороваются» - для создания положительного настроения.

Перед едой используем игры : «Мы делили апельсин», «Мальчик – пальчик». «Сорока – белобока».

Во время одевания на прогулку повторяем пальчиковые игры «Собираемся гулять», «Разве это пальчики» и «Варежка».

На прогулке, после наблюдения за птицами, домашними животными, насекомыми, детям предлагаем с помощью пальчиков отобразить их и характерные им движения. Наблюдения за изменениями погоды проводим с такими пальчиковыми играми «Дождик». «Домик», «Цветочек» и «В лес корзину я беру».

Во время умывания и причесывания повторяем пальчиковые игры «Расти коса до пояса», и «Водичка - водичка».

Перед сном и после пробуждения повторяем пальчиковую игру «Котя – коток», «Потягушечки» и «Раз, два, три, четыре, пять».

Имитируя движения пальчиковой игры за взрослым, дети активизируют мелкую моторику рук, кисти рук и пальцы становятся более «послушными», тогда мы предлагаем им пальчиковые игры «Печем пирожки», «Мы капусту рубим», «Ручки - пальчики», «Торт», «В детский сад идти пора», «Мизинчик» - с более энергичными движениями кистей рук.

Таким образом, у тех детей, с которыми ежедневно играют в пальчиковые игры, делают массаж кисти и пальцев, значительно ускоряется развитие. Из этого следует, что двигательная активность кисти рук и пальцев, увеличивает запас слов, способствует осмысленному их использованию.

Вывод: в результате можно заключить - пальчиковые игры создают хорошее эмоциональное состояние, расширяют кругозор и словарный запас детей, формируют знание о своем теле, дают элементарные математические представления, начальные экологические знания и главное - воспитывают уверенность в себе.

Публикации по теме:

Анкета для родителей «Как развита мелкая моторика у вашего ребенка?» 1. Знаете ли вы что такое мелкая моторика ребенка? - Да - Затрудняюсь ответить - Нет 2. Как вы думаете когда можно начинать развивать мелкую.

Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики детей раннего возраста «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики детей раннего возраста» Подготовила: Денисова В. С. Пояснительная записка Работая.

Консультация для родителей детей с нарушениями зрения «Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать?»Консультация для родителей детей с нарушениями зрения «Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать?» Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать? Мелкая моторика - это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной.

Консультация для родителей «Мелкая моторика рук»Консультация для родителей «Мелкая моторика рук» Под термином мелкая моторика понимают - координированные движения мелких мышц пальцев и кистей рук. Мелкая моторика рук и уровень развития.

Консультация для родителей «Пальчиковые игры — эффективный способ развития речи детей дошкольного возраста» Пальчиковая гимнастика в стихах и пальчиковые игры не только влияют на развитие речи, но прелесть их еще и в том, что они мгновенно переключают.

Развитие коммуникативных навыков и эмоциональной сферы у детей раннего возраста через пальчиковые и тактильные игры Первоначальный жизненный опыт общения ребенок получает в раннем возрасте, и от того, каким он будет, зависит его будущее отношение и взаимодействие.

Мастер-класс для педагогов «Мелкая моторика «Наши пальчики играют»Мастер-класс для педагогов «Мелкая моторика «Наши пальчики играют» Мастер- класс для педагоговМелкая моторика «Наши пальчики играют» Что такое мелкая моторика, и каким способом ее применяют. Мелкая моторика.

Мастер-класс для педагогов «Волшебные пальчики» (мелкая моторика)Мастер-класс для педагогов «Волшебные пальчики» (мелкая моторика) Федотова Елена Мастер-класс для педагогов "Волшебные пальчики" (мелкая моторика) Дети, поступая в 1й класс, сталкиваются с рядом проблем.

Мастер-класс по изготовлению дидактическо-наглядного пособия «Накормите птичек» для детей младшего возраста (мелкая моторика)Мастер-класс по изготовлению дидактическо-наглядного пособия «Накормите птичек» для детей младшего возраста (мелкая моторика) Вашему вниманию хочу предоставить не сложное изготовление игры для развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста. Для.

Мелкая моторика и речь человека тесно связаны друг с другомМелкая моторика и речь человека тесно связаны друг с другом В. М. Бехтерев «Пальцы помогают говорить» Учёные доказали тесную связь развития общей и мелкой моторики с развитием речи у детей, так как.

Библиотека изображений:

Публикация Мелкая моторика рук. Пальчиковые игры для развития детей раннего возраста (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Наталья Леонова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Мелкая моторика рук. Пальчиковые игры для развития детей раннего возраста
Опубликовано: 14 апреля 2023 в 12:16
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД