Лучший педагог года

Технология проектирования как средство реализации и задач ФГОС доо

Светлана Клавкина
Технология проектирования как средство реализации и задач ФГОС доо

Актуальность использования современных технологий, во время масштабной компьютеризации, большого потока информации ставит перед педагогами новые задачи. Важной проблемой является не только обучить детей, дать им определенную систему знаний, но и научить детей мыслить самостоятельно, познавать, исследовать мир. В ФГОС ДО в п. 1.4 отмечено, что одним из основных принципов дошкольного образования является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности. Государственный стандарт направлен на решение ряда задач, среди которых :

Публикация «Технология проектирования как средство реализации и задач ФГОС доо» размещена в разделах

• обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ дошкольного и начального общего образования;

• развитие инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;

• объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования призывает педагогов регулярно повышать свою педагогическую компетентность в работе с детьми, использовать разнообразные формы работы с детьми. Именно такая форма взаимодействия ребенка и взрослого, как проектная деятельность, позволяет развивать познавательные способности, личность дошкольника, а также взаимоотношения со сверстниками. Помогает связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребенка, заинтересовать его, увлечь в эту деятельность. Поэтому, в настоящее время, метод проектов всё активнее используется в практике детских садов. Следует отметить, что проектная деятельность по ФГОС в детском саду – это партнёрская деятельность взрослого и дошкольника.

Ребенок – дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя интерес к различным видам исследовательской деятельности. Чем интереснее, разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей. Деятельность может быть исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты. В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности ребёнка на результат в процессе совместной работы педагога и детей над определённой практической проблемой (темой). Способ разработки проектов заключается в совместной проектной деятельности, от начала и до конца. Важно соблюдать принцип «сотрудничества» и стараться ребёнка втягивать, наводить, обнаруживать проблему, а не открыто говорить, что нужно сделать.

Уровень участия детей в проектной деятельности зависит от возрастных особенностей, поэтому при реализации проектов важно использовать ведущий вид деятельности, характерный для каждого возрастного периода. Дети младшего возраста наблюдают за деятельностью воспитателя, старших детей и родителей. Дети среднего возраста уже начинают участвовать в реализации проекта. Старшие – являются полноправными участниками проекта.

Результаты выполненных проектов, над которыми работает педагог, родители (законные представители) и дети, должны быть «осязаемы» :

- если теоретическая проблема – то конкретное её решение, оформленное в информационном продукте;

- практическая проблема – конкретный продукт, готовый к потреблению.

В процессе реализации проектной деятельности используются следующие методы. Перед началом работы над проектом используем метод «Модель 3-х вопросов» : что о выбранной проблеме знают участники проекта; что хотим узнать (план, тема проекта); что необходимо сделать, чтобы узнать? (источник новых знаний, ресурсы).

В ходе проекта должна четко прослеживаться взаимосвязь всех его компонентов: цель, задачи, этапы, итоговый результат. При составлении проекта воспользуемся методом «Проект - это шесть П» – Проблема, Проектирование, Поиск информации, Продукт, Презентация, Портфолио.

После обсуждения темы и «модели трех вопросов» рождается основа плана – как содержательная, так и по видам деятельности. Составляем «системную паутинку» проекта, в которой отражаем все образовательные области. Для полноты работы над проектом выстраиваем работу по методу «Мыслительных карт» (Тони Бьюзена). Майндмэппинг (mindmapping, ментальные карты) — это удобная и эффективная техника визуализации мышления и альтернативной записи. Это — ваши мысли, изложенные на бумаге графическим способом. Именно этот приём — обрамление мыслей в графические образы и является механизмом, запускающим в работу правое полушарие мозга. Это не традиционный, но очень естественный способ организации мышления, имеющий несколько неоспоримых преимуществ перед обычными способами записи, с которым очень хорошо и быстро справляются дети. Так же используем метод «Семь – мы» Елены Сергеевны Заир-Бек. Метод направлен на развитие критического мышления всех участников проекта. Установление причинно-следственных взаимосвязей между объектом анализа и влияющими на него факторами, совершение обоснованного выбора, развитие навыков работы с информацией и умение ставить и решать проблемы – вот суть данного приема. Данный метод можно предложить составить взрослым, или использовать его на завершающем этапе, для уточнения, корректировки работы. Теперь определяем этапы проектов и распределяем роли каждому участнику на протяжении всего проекта. Перед началом работы над проектом очень важно просчитать:

1. Риски: трудность привлечения родителей к участию в мероприятиях ДОУ, особенно из проблемных семей, участие одних и тех же семей.

2. Критерии эффективности: рост посещаемости родителями мероприятий, согласованность действий педагогов и родителей, соответствие действий участников проекта целям и задачам проекта, заинтересованность родителей, положительное мнение родителей о работе ДОУ.

3. Продукты проектной деятельности : фото и видео материалы, новые разработки, анкеты, проектные папки, получение новых знаний, опыта всеми участниками, повышение педагогической культуры родителей, умение детей презентовать материал.

Этапы проектной деятельности :

1. Этап. Выбор темы проекта.

2. Этап. Планирование.

3. Этап. Реализация проекта.

4. Этап. Завершение.

Важно отметить, что проектная деятельность должна проводиться вне основной сетки занятий, основной акцент делается на детей, а не на проблему, самое главное, что ребёнок должен получить удовлетворение от проекта.

Используя технологию проектирования в работе с дошкольниками, можно отметить, что происходит формирование определенной позиции по конкретному вопросу у каждого ребенка, дети получают возможность раскрыть свою творческую жилку, показать всем свою индивидуальность, помогает развивать у детей дошкольного возраста логическое мышление, то есть умение анализировать, планировать и программировать этапы своей деятельности. Всё это крайне благоприятно сказывается на развитии личности ребенка, способствует формированию нормальной самооценки. Проще говоря, проекты идеально подготавливают дошкольников к их дальнейшему обучению в школе. Проектная технология позволяет успешно реализовывать принципы и задачи, поставленные ФГОС перед педагогом по вопросам воспитания и образования дошкольников.

Публикации по теме:

Мини-музей как средство познавательного развития дошкольников в условиях реализации ФГОСМини-музей как средство познавательного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС Методическая разработка С введением в ДОУ ФГОС организация воспитательно-образовательного процесса в современных условиях ставит перед педагогами.

Доклад с презентацией на тему «Лэпбук как средство обучения в условиях реализации ФГОС ДО» Слайд 1 Тема нашего сегодняшнего семинара : «Лэпбук как средство обучения в условиях реализации ФГОС ДО» Слайд 2 Позитивная социализация.

Интерактивное пособие «Лэпбук «Космос» как средство обучения дошкольников в условиях реализации ФГОС доИнтерактивное пособие «Лэпбук «Космос» как средство обучения дошкольников в условиях реализации ФГОС до Лэпбук — интерактивное пособие, позволяющее обобщить и систематизировать изучаемые материалы. А поскольку в детском саду рассмотрение вопросов,.

Интерактивное пособие «Лэпбук «ПДД» как средство обучения дошкольников в условиях реализации ФГОС доИнтерактивное пособие «Лэпбук «ПДД» как средство обучения дошкольников в условиях реализации ФГОС до В учебно-воспитательном процессе детского сада изучение правил дорожного движения - ПДД, составляет значительную часть рассмотрения темы,.

Интерактивное пособие «Лэпбук «Вода» как средство обучения дошкольников в условиях реализации ФГОС ДОИнтерактивное пособие «Лэпбук «Вода» как средство обучения дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО Пособие будет интересно и полезно воспитателям ДОУ, педагогам дополнительного образования, родителям для совместной деятельности со своими.

Интерактивное пособие «Лэпбук «Экология» как средство обучения дошкольников в условиях реализации ФГОС ДОИнтерактивное пособие «Лэпбук «Экология» как средство обучения дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО Это интерактивное пособие рассчитано на старший дошкольный и младший школьный возраст. В условиях современного мира экологическое воспитание.

Интерактивное пособие «Лэпбук «ЗОЖ» как средство обучения дошкольников в условиях реализации ФГОС Интерактивное пособие «Лэпбук «ЗОЖ» как средство обучения дошкольников в условиях реализации ФГОС  .

Лэпбук как средство обучения в условиях реализации ФГОС до для детского сада «Зима»Лэпбук как средство обучения в условиях реализации ФГОС до для детского сада «Зима» Лэпбук "Зима" Воспитатель: Назарова Т. А. Данная публикация будет полезна педагогам дошкольного образования. Лэпбук «Зима» предназначен.

Мини-музей как средство познавательного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС доМини-музей как средство познавательного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС до Методическая разработка. Продолжение. Проект по организации мини-музея в средней группе «Пчелки». 1. Название проекта – «Мини-музей «Воинская.

Оригами как технология успешной реализации требований ФГОС дошкольного образования Оригами сегодня – и детская забава, и элемент дизайна, и неотъемлемый атрибут народных праздников во многих странах мира. Существуют театры,.

Библиотека изображений:

Публикация Технология проектирования как средство реализации и задач ФГОС доо (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Светлана Клавкина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Технология проектирования как средство реализации и задач ФГОС доо
Опубликовано: 2 июля 2023 в 15:58
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД