Лучший педагог года

Технологическая карта занятия по риторике старших дошкольников 6–7 лет

Юлия Коротких
Технологическая карта занятия по риторике старших дошкольников 6–7 лет

Технологическая карта занятия по риторике старших дошкольников (6-7 лет)

Тема занятия : «Знакомство с технологией «ПОПС - формула», как способом развития навыка аргументированного высказывания на заданную тему по заданной структуре

Тема недели: «Русские народные сказки» Тип занятия : Закрепление ранее пройденного материала

Публикация «Технологическая карта занятия по риторике старших дошкольников 6–7 лет» размещена в разделах

Цель: Закрепить умения анализировать ранее пройденный материал, выдвигать гипотезы и аргументировано презентовать свою позицию с применением новой технологии «ПОПС- формула».

Образовательные задачи:

- познакомить детей с новой технологией «ПОПС» и её структурой, способами составления рассказа;

- учить выражать мысли с опорой на определенную структуру высказывания

- учить использовать в речи конструкции :Я считаю, что…/ Мне кажется, что…/ Я согласен с …/ На мой взгляд…Потому что…/ Так как…

Например…/ Я могу доказать это на примере… Таким образом…/ Поэтому…/ Исходя из вышесказанного…

- закреплять умение связного рассказывания

- формировать навык самостоятельной работы

Развивающие задачи:

- развивать умение выдвигать гипотезы и аргументированно доказывать свою точку зрения по заданной схеме на основе знакомства с новой технологией «ПОПС – формула»

-развивать умение выделять главную мысль, формулировать идею, подбирать синонимы, правильно понимать и задавать вопросы;

-развивать самоконтроль;

-формировать коммуникативные умения и навыки, адекватные познавательной ситуации;

Воспитательные:

- воспитывать умение слушать и слышать друг друга;

- воспитывать умение работать в команде

-воспитывать вежливое отношение к педагогу, товарищу.

-воспитывать интерес к сказкам

Планируемые результаты занятия (ребёнок способен научиться) :

Выделять главную мысль текста, доказательно, аргументировано обосновывать свою позицию, составлять модель краткого рассказа на основе знакомства с новой технологией «ПОПС - формула».

понимать и принимать познавательную задачу занятия, решать ее под руководством воспитателя;

слушать вопросы воспитателя и отвечать на них; сравнивать и выстраивать речевое высказывание по образцу.

проявлять интерес к изучению нового;

осваивать выполнение правил поведения на занятии;

проявлять уважительное отношение к родному языку.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Формы работы: фронтальная (ФР, в парах (ПР, индивидуальная (ИР).

Основные ресурсы занятия :

Для воспитателя:

Технологическая карта занятия; Картинки – для разделения на команды, сюжетные картинки к загадкам : Три медведя, Волк и семеро козлят, Репка, Красная шапочка, Теремок, Маша и медведь, Колобок. Составь сказку - «Теремок, Заячья избушка, Маша и медведь» для д/и «А что потом»; изображение детских лиц с мимикой «злое и доброе лицо»; иллюстрации добрых и плохих героев; лист ватмана с картой сказочной страны. Для дошкольников :

карандаши, восковые мелки листы бумаги А4 по количеству детей.

Ход занятия

I. Мотивация к деятельности.

1. Организационный момент.

Ребята, а вы любите путешествовать? Сегодня мы с вами совершим путешествие в загадочный мир.

Воспитатель предлагает детям занять места в группе поделив их на команды. Каждому нужно будет взять любую картинку (пазл, определить к какой сказке она относится и собраться в команды за столами. Но сначала в путешествие отправится наш язычок (проводится артикуляционная гимнастика) Артикулярная гимнастика «Прогулочная».

Язычок гулять выходит,

Домик он кругом обходит. Рот открыть. Высунуть язык. Выполнять круговые движения языком, облизывая губы.

Кто же тут, а кто же там?

Он глядит по сторонам. Приоткрыть рот. Сделать язык узким. Отводить язык вправо-влево, стараясь максимально высунуть его изо рта

Смотрит, как расческа-зубы

Нам причесывает губы. Проводить нижними зубами по верхней губе, а верхними — по нижней, массируя ее.

Видит: губки очень гибки.

Ловко тянутся в улыбке.

А теперь наоборот:

Губки тянутся вперед. Рот закрыть. Широко улыбнуться, растягивая губы.

Собрать губки в «трубочку», вытянуть вперед.

Язычок стал маляром.

Аккуратно красит дом. Рот максимально открыть. Проводить широким языком вперед-назад по нёбу. Затем вверх-вниз по внутренней стороне щек.

На качелях оказался.

Вверх взлетал и вниз спускался. Открыть рот. Тянуться то к носу, то к подбородку. Рот не закрывать.

Догадаться кто бы мог.

Язычок наш, как грибок.

Широко открыть рот и улыбнуться. Присосать язык к нёбу и не отрывать его. Тянуть нижнюю челюсть вниз, растягивая подъязычную связку.

Язычок гармошкой стал,

Поиграл и не устал.

Раскрыть рот и улыбнуться. Присосать язык к нёбу, как в упражнении «грибок». Язык от нёба не отрывать. Опускать и поднимать нижнюю челюсть, растягивая подъязычную связку.

То иголка, то лопата

Язычки у вас, ребята.

Высунуть язык изо рта. Попеременно делать язык узким и широким. «Иголка» — язык напряжен и выдвинут вперед. «Лопата» — язык расслаблен и лежит на нижней губе.

2. Сообщение темы занятия.

Ребята, а вы любите сказки?

И я люблю. Веселые и грустные, страшные и смешные, сказки знакомы нам с детства. С ними связаны наши представления о добре и зле, о мире и справедливости. Сказки любят и дети, и взрослые. А почему сказки называют народными?

Верно, народные сказки придумал народ и передавал их из уст в уста, из поколения в поколение. Когда вы были маленькими, вам рассказывали сказки мамы или бабушки, а потом пошли в детский сад и воспитатели знакомили вас с новыми сказками, а теперь вы сами научились их читать. В сказках совершаются самые невероятные чудеса. Когда-то сказки рассказывались только вслух, никто их не записывал. Самым первым творцом их во все времена был народ. Сначала, конечно, её придумал один человек, рассказал другому. Тому она понравилась, он её запомнил и рассказал кому-то третьему, например своей дочери или сыну, а те, когда выросли, рассказали своим детям. Когда появилась такая сказка точно сказать нельзя, но всё это время она жила в народе и рассказывалась устно.

В мире много сказок грустных и смешных, и прожить на свете нам нельзя без них.

В сказке может всё случиться: что-то ждёт нас впереди? Слышишь? Сказка в дверь стучится, скажем, сказке: “Заходи”.

II. Организация познавательной деятельности.

Актуализация необходимых знаний.

Ребята, а вы любите отгадывать загадки? Сейчас проверим (Отгадка сопровождается иллюстрацией к сказке)

Викторина по сказкам

1. Возле леса, на опушке, трое их живет в избушке. Там три стула и три кружки,

Три кроватки, три подушки. Угадайте без подсказки, кто герои этой сказки?

2. Ждали маму с молоком, а пустили волка в дом. Кем же были эти маленькие дети?

3. Бабка, старый дед и внучка, мышка, кот, собака Жучка — вместе все меня смогли,

Вытянуть из-под земли.

4. В красной шапочке идет, пирожки с собой несет.

За кустами волк сидит, И за девочкой следит.

5. Домик в поле появился, он в жилище превратился,

Для мышей, ежа, синицы, белки, пчелки и лисицы.

6. Сидит в корзинке девочка, у мишки за спиной. Он сам, того не ведая, несёт её домой?

7. Перед волком не дрожал, от медведя убежал, а лисице на зубок всё ж попался …

Дети, А все ли загадки были про русские народные сказки? А вы знаете ребята, что основой всех русских народных сказок всегда служила жизнь народа, его стремление к хорошему, доброму. Люди, не только сочиняли сказки, но и придумывали пословицы о сказках!

«Скоро сказка складывается, да не скоро дело делается» (Сказку можно быстро рассказать, дело быстро не сделаешь).

«Сказка — правда, в ней намек добрым молодцам урок»

Расскажите, как вы понимаете смысл этой пословицы? Вы знаете, что в сказках живут добрые и злые герои? Почему героя называют добрым?

А кого называют злым?

Дети, сейчас я вам загадаю загадки, а вы подумайте про что они…

Её трясёт, глаза горят. Сама пряма, как гвоздь! Кидается на всех подряд. Что это? Это (злость).

Радуга после дождя, елка, праздник и друзья, добрый смех, конфеты сладость. Это всё зовётся… (радость).

Дидактическое упражнение «Подбери картинку». Нужно определить сказочных героев по поступкам. Картинку с добрым радостным лицом помещаю с правой стороны, а злое – с левой стороны. Распределите картинки с хорошими и плохими поступками по назначению. Объясните своё решение

Динамическая пауза (пальчиковая игра «Будем сказки называть») :

Раз, два, три, четыре, пять! Будем пальчики считать! Раз, два, три, четыре, пять! Будем сказки называть! Рукавичка, Теремок, Колобок – румяный бок. Есть Снегурочка – Краса, Три медведя, Волк, Лиса. Не забудем Сивку – Бурку – нашу вещую каурку. Репку смело называем, Знаем Волка и козлят. Этим сказкам каждый рад!

Воспитатель: Ну что ребята, отдохнули? А теперь, давайте попробуем рассказать про сказку.

Сейчас вам нужно будет посовещаться, обсудить, посоветоваться друг с другом в команде и выбрать какого – либо героя из сказки и рассказать, используя некоторые правила рассказывания, почему она или он вам нравится? Такая схема рассказа будет называться ПОПС-формула (Дети составляют краткий рассказ по одному из любимых героев сказки с применением технологии ПОСП-формула.)

Слово ПОПС представляет собой аббревиатуру, состоящую из первых букв четырех слов. Расшифровываются эти слова так:

П - позиция, О - объяснение, П - примеры, С - следствие.

Свой ответ ребенок строит при помощи вспомогательных опорных слов.

А рассказать о любимом герое нам помогут вот такие вопросы:

o Я считаю, что…/ Мне кажется, что…/ Я согласен с …/ На мой взгляд… — эти формулировки помогают высказать собственное мнение по заданной проблеме.

o Потому что…/ Так как… — на этом уровне ПОПС-структуры дети приводят всевозможные аргументы, подтверждающие предыдущее суждение. Основной вопрос, на который учащиеся отвечают в данном блоке: почему ты так считаешь?

o Например…/ Я могу доказать это на примере… — чтобы подтвердить уверенность в своих словах, школьникам следует привести не менее трёх примеров, основываясь на теоретических знаниях или на собственном опыте. Важно быть убедительным на этой стадии ответа.

o Таким образом…/ Поэтому…/ Исходя из вышесказанного… — эти выражения помогают организовать мысли для подведения итога, окончательных выводов.

НАПРИМЕР: Я СТИТАЮ, что Рукодельница - положительный герой сказки, потому что она трудолюбивая, добрая, почтительная, скромная. Например, она не отказывает никому в помощи (и печке, и яблоньке, и Морозу Ивановичу). Трудится не покладая рук, и скучать ей некогда, поэтому она нравится и нам, и автору.

III. Подведение итогов, рефлексия. Воспитатель: Предлагаю вам, ребята, нарисовать любимого сказочного героя и разместить его на карте сказочной страны. Продуктивная деятельность детей

Педагог: Ребята, о чём мы сегодня говорили? Понравилась ли вам встреча со сказками?

-Отлично, а чему мы научились сегодня?

- Как назывался новая технология рассказывания? _ - -Вам понравилась новая игра «ПОПС - формула»?

Что особенно запомнилось?

А теперь давайте разместим сказочных героев на карте сказочной страны. (оформление выставки)

Публикации по теме:

Технологическая карта занятия по конструированию из природного бросового материалов «Кораблик»Технологическая карта занятия по конструированию из природного бросового материалов «Кораблик» Технологическая карта занятия по конструированию из природного бросового материалов «Кораблик» Тема занятия: Кораблик из бросового материала.

Технологическая карта занятия по математическому развитию «Возвращение радужных гномиков в Фиолетовый лес» (5–6 лет) Цель: развитие познавательных способностей дошкольников через использование игр и пособий В. В. Воскобовича Задачи: познавательные:.

Технологическая карта занятия по нетрадиционному рисованию в разных техниках «Волшебные цветы»Технологическая карта занятия по нетрадиционному рисованию в разных техниках «Волшебные цветы» Образовательные области: Художественно-эстетическое развитие Тема занятия: «Волшебные цветы» Возрастная группа: вторая младшая Цель занятия:.

Технологическая карта занятия «Наши любимые игрушки» в ОО «Познавательное развитие» Педагогические цели: закрепить знания детей о местонахождении каждой игрушки; развивать речь, пополнить словарный запас; воспитывать гуманное.

Технологическая карта занятия по лепке «Декоративная пластина «Бабочка» в старшей группе Алгоритм действий Определение и формулирование цели НОД Содержание Познакомить с приемом рельефной лепки с помощью выскабливания, процарапывания,.

Технологическая карта занятия «Лев» Образовательная область: художественно-эстетическая (конструирование, познавательная Тема: «Рычащий лев» Возрастная группа: 6-7 лет Цель:.

Технологическая карта занятия по ознакомлению с окружающим миром «Как в лес сходить и себе не навредить» 1. Тема занятия: «Как в лес сходить и себе не навредить» 2. Образовательная область: познавательное развитие 3. Возрастная группа: средняя.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Технологическая карта занятия по риторике старших дошкольников 6–7 лет
Опубликовано: 30 января 2024 в 05:59
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Технологическая карта занятия по риторике старших дошкольников 6–7 лет» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Коротких на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД