Получи документы

Технологии «Грамматическое моделирование» и «Синквейн» в работе по развитию речи детей с ОВЗ

Мария Портнягина
Технологии «Грамматическое моделирование» и «Синквейн» в работе по развитию речи детей с ОВЗ

«Нет таких звуков, красок,

образов и мыслей — сложных и простых,

— для которых не нашлось бы в нашем языке

точного выражения»

К. Г. Паустовский

Опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста показывает, дети не умеют формулировать свои мысли, часто отвечают односложными предложениями. Множество причин можно найти для объяснения данной ситуации: родители не уделяют внимание общению с ребёнком, дети все больше времени проводят за телевизором, бабушки, читающие детям сказки и развивающие их речевые способности, перестали быть закономерностью современных семей, всё больше детей с особенностями развития. При диагностике речи детей с ОВЗ выявляются трудности, связанные с бедностью словарного запаса, нарушением фонематического слуха, со скоростью актуализации имеющихся знаний и собственного речевого высказывания, им требуется больше времени на обдумывание и формулирование ответа. Трудности проявляются не сразу, а чаще всего, когда повышаются требования к скорости выполнения заданий и на первый план выходят умения анализировать информацию, выбирать главное, коротко и точно выражать свои мысли.

Публикация «Технологии „Грамматическое моделирование“ и „Синквейн“ в работе по развитию речи детей с ОВЗ» размещена в разделах

Что делать? Сколько усилий прилагают педагоги для улучшения речевых качеств дошкольников! Многие ищут и находят свои приёмы, формы, методы. Мы так же стали анализировать методический и практический материал, связанный с данным вопросом. В результате мы натолкнулись на систему обучения учёного-лингвиста Явата Ахметзяновича Фаизова, одним из составляющих которой было грамматическое моделирование. Моделирование - это метод познания интересующих нас качеств объекта через модели. Все слова делятся на группы по сходству грамматического значения – это части речи. Слов в группе много, значит, обозначаем их общей моделью, которая подскажет, какая группа нужна для употребления в речи. Значение предметности обозначается моделью КТО или ЧТО, значение действия – моделью ЧТО ДЕЛАЕТ, ЧТО СДЕЛАЕТ, значение признака - КАКОЙ, КАКАЯ, КАКОЕ, КАКИЕ. Так же добавляются слова, объясняющие условия действия - КАК, КАКИМ ОБРАЗОМ, ГДЕ, КУДА, ОТКУДА, ЗАЧЕМ и т. д., слова, обозначающие предметы, но в изменённой форме и слова – помощники, которые иногда необходимы для связи слов по смыслу. В итоге получается модель простого распространённого предложения с указанием синтаксических связей. В процессе формирования грамматических умений и навыков обогащается активная лексика учащихся, развивается их речевая активность, речевое мышление. Данная система была апробирована на младших школьниках, мы же попробовали адаптировать ее на дошкольниках и вот что получилось.

На занятиях по развитию речи изучается предложение, схема предложения. Как это сделать? Выясняем с детьми, как правильно составить предложение, что мы хотим рассказать. Называем предмет и действие, которое он выполняет. На занятии детям предлагается картинка (предмет кто? или что) Например - ручка. Если слово многозначно, объясняем его значение и договариваемся, о какой ручке мы будем говорить. В нашем случае шариковая ручка. ЧТО? – ручка. Что мы делаем ручкой (спрашиваем у детей? Подбираем слова действия (пишет, как правило, говорят дети) с помощью наводящих вопросов, жестов педагога подсказываем еще варианты (рисует, проводит линии, падает со стола, лежит на столе и т. д.)

На доску вывешиваем две картинки: ручка и лежит (схематическое изображение лежащего человечка) Получилось короткое предложение: ручка лежит. Обозначаем его схемой. Сколько слов в предложении (хлопаем) - 2 слова. Давайте наше предложение сделаем длиннее, добавим еще слова. Ручка - какая? (синяя, шариковая, длинная, пластмассовая и т. д.) добавляем следующую картинку (например - синяя) Добавляем слово в схему, проговариваем предложение. Синяя ручка лежит. Далее задаем наводящий вопрос: где лежит ручка? (ответы детей : на столе, в сумке, на полке, на полу, за шкафом) Выбираем картинку, например - стол. Проговариваем предложение синяя ручка лежит стол. Что не так? Подводим детей к пониманию того, что нужен предлог (схематично изображаем предлог на). Добавляем слово в схему, повторяем предложение. Снова уточняем стол - какой? (письменный, деревянный, коричневый, высокий и т. п.) Например - деревянный. Получилось предложение: синяя ручка лежит на деревянном столе.

Обобщаем. Сколько слов было в предложении сначала? Сколько стало? Повторите предложение. Подводим детей к пониманию того, что слова в предложении взаимосвязаны, изменение места слова может привести к его поломке. Проговариваем предложение выделяя окончания слов, тем самым формируем фонематическое восприятие и грамматический строй речи.

Данную работу мы начали проводить с детьми с ЗПР со старшей группы. В работе с детьми, мы постоянно возвращаемся к одним и тем же речевым конструкциям, но с введением новых понятий, углубляя и расширяя их знания. В результате такой работы дети самостоятельно учатся составлять распространенные высказывания, давать более полные ответы на вопросы, расширяется словарный запас и семантическое поле слов.

Другая не менее интересная, по нашему мнению, технология «Синквейн». Эту технологию мы используем с детьми подготовительной к школе, комбинированной (ЗПР) и логопедической группе.

Синквейн – слово французское, в переводе означает «нерифмованное стихотворение, составленное из пяти строк», написанное по определенному правилу (алгоритму).

Форма синквейна была разработана американской поэтессой Аделаидой Крэпси.

Синквейн используется для активизации познавательной деятельности, как новая технология развития речи, позволяющая быстро получить результат.

Актуальность и целесообразность использования технологии синквейн :

– открываются новые творческие и интеллектуальные возможности;

– способствует обогащению и актуализации словаря, уточняет содержание понятий, учит находить главную мысль;

развивает высшие психические функции (память, внимание, мышление);

– используется для закрепления изученной лексической темы;

– является игровым приемом.

Прежде чем приступить к составлению синквейнов, необходимо научить ребенка полно и точно выражать свою мысль, выделять главное, обобщать, а также пополнить его лексический запас.

Работу можно построить по определенному плану:

- предлагается называть те слова, которые обозначают живые предметы, затем - неживые, далее - называть предметы по порядку и к каждому ставить соответствующий вопрос;

- предлагается назвать несколько действий, которые могут производить изображенные предметы (дерево – растет, цветет, качается, засыхает, скрипит);

- предлагается называть то, что изображено на картинках (чайник кипит, девочка прыгает);

- называть несколько признаков к одному предмету (овальный, зеленый, твердый, хрустящий) дети называет предмет: это огурец;

- найти слова, подходящие к графическим изображениям: костер, солнце – горит, светит, яркий, жаркий.

После того, как у детей сформировалось представление о словах, обозначающих предмет и его действия, можно подводить их к понятию о предложении и начинать работу над структурой и грамматическим оформлением предложения. Слова, обозначающие предмет и действие предмета, соединяются в простое, нераспространенное предложение, фактически закладывается основа для успешного овладения умением чувствовать грамматическую основу предложения.

Дети еще раз осознают, что в предложении есть главные слова, без которых оно не строится. Одним из эффективных методов развития ребенка, который позволяет быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна.

Правила составления синквейна :

- состоит из пяти строк;

- его форма напоминает ёлочку.

Первая строка синквейна – одно слово, тема, существительное, отражающее главную идею.

Вторая строка – два слова, прилагательные, раскрывающих тему.

Третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы.

Четвертая строка – фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, показывающих отношение автора синквейна к теме.

Пятая строка – одно слово (ассоциация, синоним к теме синквейна, обычно существительное).

Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.

При творческом использовании синквейна на занятиях он воспринимается дошкольниками как увлекательная игра, как возможность выразить свое мнение, согласиться или нет с мнением других, договориться.

Эффективность использования синквейна заключается в быстром получении результата и закреплении его, облегчении процесса усвоения понятий и их содержания, расширении и актуализации словарного запаса, обучении выражать свои мысли, подбирать нужные слова, выработке способности к анализу.

Написание синквейна требует от составителя реализации практически всех его личностных способностей (интеллектуальных, творческих, образных). Составление синквейна полезно для выработки у детей способности к анализу. Использование дидактического синквейна на занятиях позволяет педагогу гармонично сочетать в работе элементы трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно-ориентированной, что особенно актуально в условиях работы с детьми с особыми образовательными потребностями.

Различные вариации для составления синквейна способствуют разноплановому составлению заданий. На первых порах предусматриваем при составлении синквейна работу с детьми в парах, в малых группах и только затем – индивидуально.

Могут быть использованы такие варианты работы :

- составление краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна);

- составление синквейна по прослушанному рассказу;

- коррекция и совершенствование готового синквейна;

- анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы, первой строки — на основе существующих строк необходимо ее определить).

- полезно составлять синквейн для закрепления изученной лексической темы.

Дети, умеющие печатать, могут создавать синквейн на листе бумаги, не умеющие — в виде устных сочинений с опорой на схему. Можно дать работу на дом для совместной деятельности ребенка и родителей: нарисовать предмет и составить синквейн.

Новизна данной технологии заключается в создании условий для развития личности, способной критически мыслить, т. е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать, грамматически правильно оформлять свою речь. Составление синквейна является формой свободного творчества, требующей от детей умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. В основном, практикуется использование синквейна как заключительного задания по лексической теме. В результате работы в данном направлении у детей развивается языковое чутье, формируется фразовая речь, ассоциативное мышление.

Хорошее владение словом – это искусство, которому нужно учиться не один год. От этого зависит и социальный статус человека, и профессиональная карьера.

В результате при составлении синквейна реализуются практически все личностные способности ребёнка (интеллектуальные, творческие, образные).

Вот пример одного из стихотворений составленного нашими детьми.

Медведь.

Коричневый, большой.

Рычит, бродит, охотится.

Хозяин леса.

Зверь.

Синквейн – получается у всех!

Данные методики помогают педагогу разнообразить занятия по развитию речи и систематизировать знания у детей. Мы планируем продолжать данную работу с детьми с ОВЗ.

Список литературы:

1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. И сред, пед. учеб. заведений – 3-е изд., стереотип. – М. : Издательский центр Академия», 2000.- 400с.

2. Баннов А. Учимся думать вместе: Материалы для тренинга учителей. — М. : ИНТУИТ. РУ, 2007. — С. 105.

3. Занятия в детском саду/Под ред. А. П. Усовой. – М., 1954.

5. Источник: https://logoportal.ru/statya-15068.html

Публикации по теме:

Дидактический синквейн как инновационная технология, применяемая в коррекционно-педагогической работе у детей с ОВЗДидактический синквейн как инновационная технология, применяемая в коррекционно-педагогической работе у детей с ОВЗ Семинар- практикум для педагогов ДОУ. Кто ясно мыслит — тот ясно излагает.   Античная поговорка В современноммире активно происходят процессы.

Дидактическое пособие «Попади в цель» по развитию речи с использованием технологии семантических полей в работе с детьми с ОНРДидактическое пособие «Попади в цель» по развитию речи с использованием технологии семантических полей в работе с детьми с ОНР Слово - основная единица языка. Исследования А. Р. Лурии, Н. Жинкина, Л. С, Выготского, А. А. Леонтьева и других ученых показывают, что слово.

Итоговое занятие по развитию речи в старшей группе «Путешествие с кубиком по картинам» (по технологии ТРИЗ)Итоговое занятие по развитию речи в старшей группе «Путешествие с кубиком по картинам» (по технологии ТРИЗ) Цель: закреплять умения составлять самостоятельно творческие рассказы по картинам (на основе использования технологии ТРИЗ). Задачи: Образовательные:.

Консультация для педагогов «Развитие связной речи средствами применения технологии «Синквейн»Консультация для педагогов «Развитие связной речи средствами применения технологии «Синквейн» Педагоги с большим стажем работы в дошкольных учреждениях замечают, что последние годы отмечается замедленный темп развития связной речи.

Консультация для воспитателей «Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи старших дошкольников» Сегодня существует множество технологий и методов, которые позволяют активизировать познавательную деятельность и способствует развитию.

Мастер-класс «Использование технологии «Синквейн» в речевом и познавательном развитии дошкольников» Цель: дать представление об использовани инновационного метода (технологии) «синквейн» в речевом и познавательном развитии дошкольников».

Мои дидактические игры по развитию речи у детей с ОНР в работе учителя-логопеда ДОУМои дидактические игры по развитию речи у детей с ОНР в работе учителя-логопеда ДОУ Всем известно, что ведущий вид деятельности у детей в ДОУ- игра. Еще А. С Макаренко сказал :«У ребёнка есть страсть к игре, и надо её удовлетворять.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Технологии «Грамматическое моделирование» и «Синквейн» в работе по развитию речи детей с ОВЗ
Опубликовано: 13 декабря 2023 в 07:48
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...

28 мая. День пограничника России. Передвижка «Пограничные войска России»

28 мая свой профессиональный праздник отмечают российские пограничники. Именно в этот день больше 100 лет назад в молодой Советской республике была учреждена пограничная охрана.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД