Лучший педагог года

Театр как средство формирования речи детей

Юлия Хасанова
Театр как средство формирования речи детей

[ТЕАТР КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ

“Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он засушенный цветок”.

Сухомлинский В. А

Игра является основной деятельностью ребенка дошкольного возраста. Это наиболее доступный и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций.

Публикация «Театр как средство формирования речи детей» размещена в разделах

Известно, что дети с нарушениями речи часто бывают необщительны, скованны, плохо адаптируются к окружающей среде. Недостатки речевого развития влияют и на их деятельность. Нередко они теряют возможность полноценно общаться со сверстниками из-за неумения выразить свою мысль и боязни показаться смешными, хотя правила и содержание той или иной деятельности им доступны и понятны. У детей с речевой патологией имеются и такие отклонения, как: неустойчивость внимания, плохая слуховая и зрительная память, бедность словаря, нарушения грамматического строя речи, недостаточность развития фонетико-фонематического восприятия.

Основатель Московского кукольного театра С. В. Образцов однажды высказал мысль о том, что каждому ребенку свойственно стремление к актерству. А мы знаем, что знакомство с театром происходит в атмосфере волшебства, праздничности, приподнятого настроения, поэтому заинтересовать детей театром не сложно.

Театрализованная игровая деятельность является одними из средств развития речевой активности дошкольников. В театрализованной игре осуществляется эмоциональное и речевое развитие детей.

Театрализованная постановка позволяет заинтересовать воспитанников, удержать их внимание, развить творческое воображение, элементарно-логическое мышление, память и, главное, сформировать внутреннюю мотивацию речевого высказывания.

Воспитательное значение театрализованной игры состоит в развитии эмоций, познавательной деятельности с одной стороны и решений коррекционных задач с другой стороны.

Ведущая роль в этой работе принадлежит взрослому. Речь и выразительные умения взрослого служит образом для подражания.

В наш детский сад поступают дети с различными видами речевой недостаточности: ОНР, ФФНР, заикание и т. д. Часто речевой дефект является весьма стойким и сочетается с различными недостатками психической деятельности.

Для занятий с такими детьми необходимо особенно тщательно подбираю материал для театрализованного развлечения. Разработка новых технологий интегрированного подхода к содержанию логопедических занятий весьма актуальна. Интегрированные занятия (всех специалистов) способствуют развитию творческих и речевых способностей детей.

Речевая деятельность как совокупность процессов говорения и понимания является основой коммуникативной деятельности и включает неречевые средства : жесты, мимику, пантомимические движения. При некоторых речевых нарушениях адекватное использование неречевых средств общения затруднено. Кроме того, речевые нарушения могут сопровождаться отклонениями в формировании личности.

Театрализация привлекательна тем, что вносит в детские будни атмосферу праздника, приподнятое настроение, позволяет ребятам проявить инициативу, способствует выработке у них чувства взаимопомощи, коллективных умений. Поэтому театральная деятельность является средством всестороннего развития личности ребенка-логопата, воспитания у него активности, коллективизма, уверенности в своих силах.

Театрализованные игры позволяют решать многие задачи программы детского сада: от ознакомления с общественными явлениями, развития речи, формирования элементарных математических представлений до физического совершенствования. Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональность театрализованных игр дают возможность использовать их в целях всестороннего воспитания личности.

Велико значение театрализованной игры для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи).

В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя, игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.

Для исполнения роли ребенок должен владеть разнообразными изобразительными средствами (мимикой, телодвижениями, жестами, выразительной по лексике и интонации речью и т. п.). Все эти показатели не складываются стихийно, а формируются в ходе воспитательно-образовательной работы.

Что же такое выразительная речь?

На сегодняшний день к хорошей речи предъявляется множество требований:

содержательность,

логичность,

точность, ясность и простота,

богатство,

чистота,

уместность,

правильность,

образность,

живость, эмоциональность, выразительность,

благозвучие.

В рамках театрализованной деятельности особенно значимым является выразительность и эмоциональность.

Выразительность речи – это умение передавать в речи оттенки чувств и мыслей. В устной речи средствами выразительности могут быть интонация, жесты, мимика, пауза, тон и тембр голоса.

Выразительность речи — это живость, яркость, образность, убедительность отражения мысли, «такие особенности её структуры, которые поддерживают внимание и интерес у слушателя или читателя»

(Головин Б. Н. Основы культуры речи. - М., 1988.)

Интонация – это сложный комплекс, включающий в себя несколько выразительных средств звучащей речи :

Мелодика – повышение и понижение голоса при произнесении фразы, что придает речи различные оттенки : певучесть, мягкость, нежность и др. Именно это позволяет избежать монотонности. Мелодика присутствует в каждом слове звучащей речи, и её оформляют гласные звуки, изменяясь по высоте и силе.

Темп – ускорение и замедление речи в зависимости от содержания высказывания с учетом пауз между речевыми отрезками.

Ритм – равномерное чередование ударных и безударных гласных, образующих слоги. Иначе говоря, чередование следующих их качеств: долготы и краткости, повышение и понижения голоса.

Фразовое ударение – выделение, в зависимости от смысла высказывания, паузами, повышением голоса, большей напряженностью и долготой произношения группы слов.

Логическое ударение – выделение паузами, повышением голоса, большей напряженностью и долготой произношения отдельных слов, особо значимых в высказывании.

Тембр речи – звуковая окраска, отражающая экспрессивно эмоциональные оттенки: грустный, веселый, мрачный и т. д.

Интонационно невыразительная речь может быть следствием снижения слуха, недостаточно развитого речевого слуха, неправильного речевого воспитания, а также различных нарушений речи.

Именно эмоциональная речь взрослого служит образцом интонационной выразительности. Поэтому работа над развитием этого важного качества ведется, в основном, путем подражания.

При заучивании стихотворения, при рассказывании или пересказе взрослый сам пользуется эмоциональной речью и обращает внимание на выразительность речи ребенка. Постепенно дети в самостоятельной речи начинают использовать нужные интонации.

В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, звуковая сторона речи. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, ребенок начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется.

Увиденное и пережитое в самодеятельных театральных представлениях расширяет кругозор детей, вызывает потребность рассказывать о спектакле своим друзьям и родителям. Все это, несомненно, способствует развитию речи, умению вести диалог и передавать свои впечатления в монологической форме.

Известный всем нам писатель Джанни Родари утверждал, что «именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать - вот, что необходимо ребёнку».

Развитие речи теснейшим образом связано с формированием мышления и воображения ребёнка. Постепенно складывающееся умение составлять простейшие, но интересные по смысловой нагрузке и содержанию рассказы, грамматически и фонетически правильно строить фразы, композиционно оформлять их содержание способствует овладению монологической речью, что имеет первостепенное значение для полноценной подготовки ребёнка к школьному обучению.

Таким образом можно сделать вывод, что театрализованная деятельность даёт возможность использовать её как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство развитию речи.

Содержание занятий по театрализованной деятельности :

o просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;

o игры-драматизации;

o упражнения для социально-эмоционального развития детей;

o коррекционно-развивающие игры;

o упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика);

o задания для развития речевой интонационной выразительности;

o игры-превращения («учись владеть своим телом», образные упражнения; упражнения на развитие детской пластики;

o ритмические минутки (логоритмика);

o пальчиковый игротренинг для развития моторики рук, необходимой для свободного кукловождения;

o упражнения на развитие выразительной мимики, элементы искусства пантомимы;

o театральные этюды;

o отдельные упражнения по этике во время драматизаций;

o подготовка (репетиции) и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;

o знакомство не только с текстом сказки, но и средствами ее драматизации - жестом, мимикой, движением, костюмом, декорациями (реквизит, мизансценой и т. д.

Одним из условий успешного освоения детьми театрализованной деятельности, совершенствования речи является эффективное взаимодействие воспитателя с родителями. Именно в семейных условиях можно уделить ребенку достаточное внимание в зависимости от особенностей его развития, склонностей, читательских интересов и др. С мамой можно послушать сказку в исполнении мастеров художественного чтения, рассмотреть иллюстрации к литературному произведению, обсудить сказочный персонаж.

Театрализованная деятельность оказывает влияние на развитие речи детей дошкольного возраста только в том случае, если будет вызывать интерес и желание включиться в игру, а также будет учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей.

Список литературы.

1. Белякова Л. И., Дьякова Е. А. Заикание. – М. : В. Секачев, 1998.

2. Головин Б. Н. Основы культуры речи. - М., 1988.

3. Логопедия. Разработка занятий с детьми дошкольного возраста: выпуск 1/Сост. О. В. Епифанова – Волгоград: Учитель – АСТ, 2004.

4. Новоторцева Н. В. Развитие речи детей. – Ярославль: «Академия развития», 1997.

5. Поварова И. А. Коррекция заикания в играх и тренингах. 2-у издание. – СПб. : Питер, 2004.

Публикации по теме:

«Маленький  Мойдодыр»  как средство формирования культурно-гигиенических навыков у детей«Маленький  Мойдодыр»  как средство формирования культурно-гигиенических навыков у детей Наблюдая за детьми, часто замечала, что выходя из туалета или перед едой дети забывают мыть руки. Они моют чаще после напоминания воспитателя.

Методический комплекс «Мастерская речи» для формирования познавательно-речевой активности детей-инвалидов и детей с ОВЗМетодический комплекс «Мастерская речи» для формирования познавательно-речевой активности детей-инвалидов и детей с ОВЗ Вышегородцева Ольга Соломоновна, Домарева Елена Николаевна, Салькова Елена Викторовна, воспитатели, МБДОУ ДС № 14 «Солнышко» Тема: «Формирование.

Игровой персонаж как средство формирования интереса к изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста.Игровой персонаж как средство формирования интереса к изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста. В своей профессиональной деятельности особое внимание я уделяю развитию у детей интереса к художественному творчеству. Как правило, в дошкольном.

Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 1)Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 1) Проанализировав свою работу с дошкольниками, столкнулась с недостаточностью сформированностью речи у детей дошкольного возраста; недостаточный.

Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 2)Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 2) Театрализованная деятельность при правильной её организации – эффективное средство коррекции речевых нарушений на этапе автоматизации.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста»Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста» Доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Тесную связь пальцевой моторики.

Опыт работы «Театр пластики рук и разноцветных перчаток как средство формирования толерантности»Опыт работы «Театр пластики рук и разноцветных перчаток как средство формирования толерантности» Кучукбаева А. Л. Леонтьева Т. В. В последнее время часто возникают дискуссии о толерантном мире, так называемом мире без насилия и жестокости,.

Презентация «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста»Презентация «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» Здравствуйте уважаемые коллеги! Хочу представить Вашему вниманию презентацию на тему: «Пальчиковый театр, как средство развития связной.

Проект «Развитие мелкой моторики рук, как средство формирования правильной речи у детей с речевыми нарушениями» Гупалова Наталья "Развитие мелкой моторики рук,как средство формирования правильной речи у детей с речевыми нарушениями. " Введение: Общеизвестно,.

Консультация для родителей «Домашний театр как средство воспитания. Пальчиковый театр» "Домашний театр как средство воспитания. Пальчиковый театр" # Сидим дома с пользой. Консультация для родителей "Театр - это волшебный мир.

Библиотека изображений:

Публикация Театр как средство формирования речи детей (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Юлия Хасанова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Театр как средство формирования речи детей
Опубликовано: 28 марта 2021 в 16:05
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД