Папки-передвижки

Психофизиологические особенности развития детей раннего и дошкольного возраста (1 фото)

Ольга Бабикова
Психофизиологические особенности развития детей раннего и дошкольного возраста

Психофизиологические особенности развития детей раннего и дошкольного возраста

№ Параметры возрастного периода Период раннего детства Дошкольный возраст

1 Границы возрастного периода 1-3 лет 3-6 лет

2 Ведущая деятельность по периодизации

Д. Б. Эльконина Ведущая деятельность: непосредственное эмоциональное общение с взрослым (мотивационная сфера)

Публикация «Психофизиологические особенности развития детей раннего и дошкольного возраста» размещена в разделах

Новообразования: ходьба, эмоционально-заряженные представления, открытие своего физического Я (понимание своего облика в зеркале, выделение себя в мире людей. Выделяют раннее и позднее младенчество. В раннем младенчестве основной формой общения является ситуативно-личностная, и развивается преимущественно восприятие. Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Д. Б. Эльконин утверждал, что игра – это символико-моделирующий тип деятельности, в которой операционно-техническая сторона минимальна, операции сокращены, предметы условны. Игра как самостоятельная детская деятельность формируется в ходе воспитания и обучения ребёнка, она способствует освоению им опыта человеческой деятельности.

3 Кризисы в данном возрастном периоде, их причина Под кризисом развития понимается сосредоточение резких и капитальных сдвигов и смещений, изменений и переломов в личности ребенка.

Источником возникновения кризиса выступает противоречие между возрастающими физическими и психическими возможностями ребенка и ранее сложившимися формами его взаимоотношений с окружающими людьми и видами (способами) деятельности. Каждый из нас встречался с проявлениями таких кризисов.

Раннее детство : 0 – 3 года

1. Кризис новорожденности: 0-2 месяцев

Причина: катастрофическое изменение условий жизни (появление индивидуальной физической жизни, помноженное на беспомощность ребенка.

Характеристика: потеря веса, происходящая настройка всех систем организма на существование в принципиально иной среде – вместо водной в воздушной.

Противоречие, разрешаемое в кризисе: Беспомощность и зависимость от мира решаются через возникновении доверия к миру (или недоверия). При благополучном разрешении рождается умение надеяться.

Новообразования к концу кризиса:

– индивидуальная психическая жизнь;

– комплекс оживления (особая эмоционально-двигательная реакция ребёнка, обращенная ко взрослому. Комплекс оживления формируется примерно с третьей недели жизни: появляется замирание и сосредоточение при фиксации предмета или звуков, затем — улыбка, вокализация, двигательное оживление. Также при комплексе оживления отмечаются учащенное дыхание, радостные вскрики и т. д. На втором месяце при нормальном развитии ребенка наблюдается комплекс в полном составе. Интенсивность его компонентов продолжает нарастать примерно до трех-четырёх месяцев, после чего комплекс оживления распадается, преобразуясь в более сложные формы поведения);

– возникновение привязанности.

Кризис 1 года

Причина: увеличение возможностей ребенка, появление все большего количества новых потребностей.

Характеристика: всплеск самостоятельности, а также появление аффективных реакций, знакомство с границами, возможно нарушение биоритма сна/бодрствования.

Противоречие, разрешаемое в кризисе: разрыв между желаниями и речевой регуляцией разрешается через возникновение автономии, самостоятельности в противоположность сомнениям и стыду. При благополучном разрешении обретается воля. Развивается речевая саморегуляция.

Новообразования к концу кризиса:

– автономная речь, эмоционально аффективная, многозначная;

– ощущение себя как отделенного от взрослого индивидуума;

– произвольность движений и жестов, управляемость;

– границы существуют и они легитимны (взрослые также им подчиняются).

Кризис 3 лет

(нынче часто смещается к 2 годам)

Причина: жизнь ребенка проходит в условиях опосредованной, а не прямой связи с миром. Взрослый как носитель социальных и личностных отношений.

Характеристика: так называемое семизвездие трехлетнего кризиса:

1) негативизм, 2) упрямство, 3) строптивость,

4) обесценивание, 5) стремление к деспотизму,

6) протест-бунт, 7) своеволие.

Противоречие, разрешаемое в кризисе: столкновение «хочу» и «надо» решаются через возникновение «могу», появление инициативности в противовес чувству вины. При благополучном разрешении рождается умение ставить цели и добиваться их. Нахождение своего «Я».

Новообразования к концу кризиса:

– соподчинение мотивов и проявление личностной характеристики ребенка;

– формирование внутренних позиций, рождение «Я»;

– произвольность мышления (логический тип обобщения). Кризис 7 лет

К концу дошкольного возраста ребенок резко меняется. Возраст 6—7 лет называют возрастом «вытягивания» (ребенок быс-тро вытягивается в длину) и достигает полуроста взрослого человека (полуростовой скачок) или возрастом смены зубов (к этому времени обычно появляются первые постоянные зубы). Однако главные перемены состоят не в изменении его внешнего вида, а в изменении поведения. Без всякой причины ребенок начинает кривляться, манерничать, капризничать, ходить не так, как ходил раньше. В 6 - 7 лет — это постоянное притворство и шутовство никак не мотивировано внешне, оно вызывает уже не смех, а осуждение взрослых. Ребенок может говорить писклявым голосом, ходить изломанной походкой и т. д. Это бросается в глаза и производит впечатление какого-то странного, немоти-вированного поведения. Указанные черты являются главными симптомами переходного периода от дошкольного к школьному возрасту. Происходят важные изменения в психической жизни ребенка. Суть этих изменений Л. С. Выготский определил как утрату детской непосредственности. Вычурное, искусственное, натянутое поведение 6—7-летнего ребенка, которое бросается в глаза и кажется очень странным, как раз и является одним из наиболее очевидных проявлений этой потери непосредственности. В этот период возникают новые трудности в отношениях ре-бенка с близкими взрослыми. Ребенок никак не реагирует на просьбы или замечания родителей, делает вид, что не слышит их. Появляются непослушание, споры со взрослым, возражения по всяким поводам. В семье дети начинают демонстрировать нарочито взрослое поведение. Ребенок может изображать конкретного члена семьи (например, отца, или стремиться к выполнению «взрослых» обязанностей. Он может пространно, рассуждать о причинах своего нежелания сделать что-то. У детей появляется интерес к своему внешнему виду. Они долго выбирают, во что одеться, спорят по этому поводу с родителями, стараются выглядеть взрослее, часто отвергают предлагаемое платье под предлогом «Я не маленький».

4 Сензитивный период для развития психических функций, процессов, явлений Период яркого восприятия речи, пополнения словарного запаса. В этом возрасте ребенок очень восприимчив к изучению иностранных языков. Также он благоприятен для развития моторики, манипуляций с предметами (восприятия маленьких предметов, восприятия порядка

Период развития речи

Период сенсорного развития Период развития движений и предметных действий (1-4)

Период развития социальных навыков

Период развития творческого мышления

Период развития логического мышления

5 Психические новообразования по периодизации Д. Б. Эльконина формируется самосознание малыша. Стремление к самостоятельности, овладение навыками, напоминающими «взрослые». 1. ребенок обретает свободу от происходящей ситуации.

2. произвольность и опосредованность психической жизни. Эта способность становится его внутренним достоянием и распространяется на разные сферы жизнедеятельности.

3. ребенок начинает понимать и осознавать собственные переживания.

4. возникает осмысленная ориентировка в собственных переживаниях: ребенок открывает сам факт их существования. 5. возникает обобщение переживаний или «логика чувств»;

6. требовательность к себе, самолюбие, самооценка, уровень запросов к своему успеху;

7. в общении со взрослыми возникают новые темы, не связанные с сиюминутными семейными бытовыми событиями.

8. Расширяется сфера интересов ребенка, сфера его социальных контактов. Все более важными и сложными становятся отношения со сверстниками. Отличительной чертой контактов в этой новой общности становится опосредованность взаимоотношений определенными правилами.

9. Вхождение в новую, более широкую социальную общность становится главным смыслом жизни 7-летнего ребенка. Одобрение и признание, идущие от членов этой новой общности, выс-тупают для ребенка показателями того, насколько успешно происходит процесс вхождения в нее.

10. способность и потребность к социальному функционированию, т. е. осуществлению общественно значимой деятельности.

Публикации по теме:

Развивающая игра из картона и цветной бумаги для развития мелкой моторики у детей раннего и дошкольного возрастаРазвивающая игра из картона и цветной бумаги для развития мелкой моторики у детей раннего и дошкольного возраста Давайте разберемся, что такое развивающая игрушка. Если исходить из названия, то это игрушка, которая что-то развивает у ребенка: мелкую.

Дидактическая игра «Колодец» для развития мелкой моторики детей раннего и дошкольного возрастаДидактическая игра «Колодец» для развития мелкой моторики детей раннего и дошкольного возраста В продолжении темы развития мелкой моторики детей раннего и дошкольного возраста, хочется отметить, что хорошими помощниками в развитии.

Консультация для воспитателей «Проблемы и особенности развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста» Развитие речи – процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети как можно раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили.

Игры для сенсорного развития детей раннего и младшего дошкольного возрастаИгры для сенсорного развития детей раннего и младшего дошкольного возраста Предложенные игры помогут детям научиться различать цвета, правильно их называть. Некоторые дети без проблем запоминают цвета (синий, жёлтый,.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Особенности развития дикции у детей старшего дошкольного возраста»Мастер-класс для педагогов ДОУ «Особенности развития дикции у детей старшего дошкольного возраста» Каждое занятие по театрализованной деятельности мы с ребятами начинаем с артикуляционной гимнастики, так как при выполнении артикуляционной.

Психологические особенности детей раннего возраста и детей второй младшей группыПсихологические особенности детей раннего возраста и детей второй младшей группы Методическая разработка "Психологические особенности детей раннего возраста и детей 2 младшей группы" РАННИЙ ВОЗРАСТ (2 – 3 года). В развитии.

Библиотека изображений:

Публикация Психофизиологические особенности развития детей раннего и дошкольного возраста (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Ольга Бабикова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Психофизиологические особенности развития детей раннего и дошкольного возраста
Опубликовано: 15 февраля 2024 в 12:01
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД