Папки-передвижки

Сюжетно-ролевая игра как средство социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в ДОО

Ольга Васильевна Анциферова
Сюжетно-ролевая игра как средство социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в ДОО

Родители, педагоги и все общество как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным. Проблема социализации детей с ограниченными возможностями здоровья особенно актуальна в современном обществе. Дети с разными возможностями, с нарушениями развития и без них, должны научиться жить и взаимодействовать в едином социуме. Это одинаково важно для всех детей, так как позволит каждому максимально раздвинуть границы мира, в котором ребенок может реализовать свой интеллектуальный и социальный потенциал.

Публикация «Сюжетно-ролевая игра как средство социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в ДОО» размещена в разделах

Когда говорим о социализации ребенка с ОВЗ в условиях ДОУ, то имеем в виду две взаимосвязанные стороны: умение взаимодействовать с окружающими людьми и соблюдение норм поведения. М. А. Галагузова определяет социализацию ребенка как процесс «вхождения» ребенка в общество, приобретения им определенного социального опыта (в виде знаний, ценностей, правил поведения). В процессе социализации человек формируется как общественное существо.

Через игру дети учатся общаться с окружающими, понятно излагать желания, просьбы, договариваться, формируются навыки культурного поведения. Ребенок с ОВЗ также не может жить, удовлетворять свои материальные и духовные потребности, не общаясь с другими людьми. С самого рождения он вступает в разнообразные отношения с окружающими. Игра подготавливает дошкольников с ОВЗ к принятию на себя той или иной социальной роли и позволяет ему проявлять себя, свое отношение к людям, деятельности, быть активным участником социальных процессов и явлений.

В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является сюжетно-ролевая игра, а общение становится ее частью и условием. Отличительной особенностью сюжетно-ролевой игры является то, что ее создают сами дети, а их игровая деятельность носит ярко выраженный самостоятельный и творческий характер.

Основное значение сюжетно-ролевой игры, связанной с деятельностью воображения, состоит в том, что у ребенка развиваются потребность в преобразовании окружающей действительности, способность к созданию нового. Он соединяет в сюжете игры реальные и вымышленные явления, наделяет новыми свойствами и функциями знакомые предметы.

Особенности сюжетно-ролевой игры : - соблюдение правил - социальный мотив игр - эмоциональное развитие - развитие интеллекта - развитие воображения и творчества - развитие речи

Для получения положительного результата в данной работе нужно:

• обогатить предметно-игровую развивающую среду в группе сюжетно-ролевыми играми, отображающими реальную жизнь;

• обогащение игровой зоны (атрибуты для игр в больницу, библиотеку, редакцию; детские газеты, журналы, открытки, фотографии, иллюстрации и т. д.);

• введение новых атрибутов для сюжетно-ролевых игр : компьютер, ксерокс, видеокамера, фотоаппарат, микрофон, телефон, фотоплёнка;

набор иллюстративного материала по разным темам: картинки, фотографии, открытки, календарики; наклейки;

• организация модели трудового процесса;

• и др.

Основные методы обогащения знаний детей об окружающем мире :

• экскурсии;

• встречи с людьми разных профессий;

• эмоционально-выразительное чтение художественной литературы;

• беседы-рассказы с использованием иллюстративного материала;

• рассказ воспитателя с использованием специально подобранных фотографий, картин, репродукций о событиях, происходящих в нашей стране;

• составление детьми рассказов на определенные темы, связанные с наблюдением окружающей жизни;

• индивидуальные беседы с детьми, уточняющие знания, представления дошкольников о явлениях общественной жизни, о моральных категориях;

• инсценировка литературных произведений с использованием игрушек, персонажей кукольного театра;

• тематические беседы и др.

У детей необходимо сформировать ролевые способы решения игровых задач, умение начинать и развивать игру по собственной инициативе, вступать в ролевую беседу со взрослыми и сверстниками, активно использовать разнообразный игровой материал, предметы мебели, предметы-заместители.

Основные трудности в форсировании социальной адаптации с помощью обогащенных социально-ролевых игр могут стать отсутствие внутренней мотивации педагога и вытеснение игровой деятельности ребенка в семье, замена ее другими видами деятельности - просмотром телепередач, компьютерными играми, что отражается на общем развитии дошкольника, его общении с взрослыми и сверстниками. Для решения первой проблемы воспитателю необходимо пробудить своего внутреннего ребенка, что облегчит процесс вхождения в педагогическую импровизацию, также необходим определенный опыт режиссерской работы, что также требует от педагога дополнительных усилий и временных затрат. Для решения второй проблемы важно:

- Познакомить родителей с особенностями игры детей с ОВЗ;

- Подвести родителей к осознанию важности игры в жизни ребёнка;

- Дать родителям некоторые образцы семейных игр с ребёнком;

- Вовлечь родителей в игровую деятельность.

В наиболее простые ролевые игры начинают играть практически все дети. А дальше всё зависит от родителей и других взрослых: если они много играют с малышом, его игры постепенно становятся всё более сложными и интересными. Дети с удовольствием включаются в игру, предлагаемую мамой или папой. Играя со взрослым, ребенок подражает ему, эмоционально вовлекается в разыгрываемые взрослым события и благодаря этому постепенно осваивает более сложные формы игрового поведения. Если же взрослые (или старшие дети) мало играют с ребёнком, развитие его игровой деятельности останавливается на одной из ранних стадий. А соответственно, тормозится и развитие его внутреннего мира.

Любой ребенок, способен воспринимать и понимать окружающий мир, только не всегда может делать это теми способами, которыми пользуется обычно развивающийся сверстник. Нужно приложить максимум усилий, стараний, умений, любви и ставить перед собой и детьми реальные цели и задачи опираясь на положительные стороны развития таких детей.

Таким образом, сюжетно-ролевая игра служит эффективным средством социализации старших дошкольников, так как способствует усвоению ребенком социального опыта путем создания условий для вхождения его в определенную условную социальную среду. Сюжет такой игры – это условный процесс активного воспроизводства ребенком системы социальных связей за счет активной деятельности, активного включения в эту социальную среду.

Список литературы

1. Алексеева А. И. Развитие личности дошкольника в игровой деятельности / А. И. Алексеева. – М. : Педагогика, 2012. – 82 с.

2. Красильникова Т. Н., Батуева О. А. Сюжетно-ролевая игра как средство развития связной речи в коррекционной работе с детьми с ОНР // Дошкольная педагогика. 2013, № 4. С. 40-45.

4. Попова, И. Г. Сюжетно-ролевая игра как средство социализации детей с ОВЗ / И. Г. Попова, Е. Г. Михайлова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — № 4 (14). — С. 53-56. — URL : https://moluch.ru/th/1/archive/99/3475/ ( дата обращения: 06.11.2020).

Публикации по теме:

Воспитание у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровьяВоспитание у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья Цель: воспитывать у детей старшего дошкольного возраста толерантное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья. Ход занятия.

Дидактическая игра «Загадочный слоник» как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровьяДидактическая игра «Загадочный слоник» как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья Дидактическая игра "Загадочный слоник" как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Уважаемые коллеги! Представляю.

Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» ПРОГРАММА «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» Составила: Волкова.

Использование пособия «Сундучок с тканями» как средство сенсорного развития в работе с детьми с ограниченными возможностямиИспользование пособия «Сундучок с тканями» как средство сенсорного развития в работе с детьми с ограниченными возможностями Использование пособия «Сундучок с тканями» как средство сенсорного развития в работе с детьми с ограниченными возможностями Назначение Занятие.

Консультация для педагогов «Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ограниченными возможностями здоровья»Консультация для педагогов «Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ограниченными возможностями здоровья» «Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ограниченными возможностями здоровья» Слайд №2 Теоретически каждый ребенок в нашей.

Маскотерапия в работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровьяМаскотерапия в работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья Добрый день, уважаемые коллеги! Вашему вниманию я представляю опыт работы арт-терапевтической направленности с использованием элементов.

Мастер-класс по созданию игры для развития тактильно-двигательного восприятия у детей с ограниченными возможностями здоровьяМастер-класс по созданию игры для развития тактильно-двигательного восприятия у детей с ограниченными возможностями здоровья Цель: • развивать тактильные ощущения ребенка; • побуждать выполнять двухступенчатую словесную инструкцию; • формировать умение брать предмет,.

Проект «Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста» Игра - это ведущий вид деятельности, наиболее эффективная форма социализации ребенка, в игре закладываются основы будущей личности. Играя.

Проектная деятельность для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Репка»Проектная деятельность для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Репка» Проектная деятельность для обучающихся с ОВЗ «Репка» Участники проектной деятельности: учитель-дефектолог учащиеся.

Развивающее пособие «Сюжетный коврик» в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровьяРазвивающее пособие «Сюжетный коврик» в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья Развивающее пособие «Сюжетный коврик» в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья Сенсорное воспитание, развитие моторики и.

Библиотека изображений:

Публикация Сюжетно-ролевая игра как средство социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в ДОО (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Ольга Васильевна Анциферова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Сюжетно-ролевая игра как средство социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в ДОО
Опубликовано: 3 января 2021 в 14:55
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД