Папки-передвижки

Консультация для педагогов «Сущность процесса обучения»

Ольга Павлова
Консультация для педагогов «Сущность процесса обучения»

Сущность процесса обучения - это

- целенаправленный педагогический процесс, который активизирует деятельность, развивает творческие навыки учащихся,

- организация и стимулирование активной учебно-познавательной деятельности учащихся;

- овладение научными знаниями умениями, навыками;

- формирование научного мировоззрения и нравственно-эстетических взглядов и убеждений.

Процесс обучения обладает множеством функций, среди которых выделяется три самых главных:

1) образовательная - дает детям знание основ наук, формирует умения и навыки;

Публикация «Консультация для педагогов „Сущность процесса обучения“» размещена в разделах

2) развивающая - это развитие памяти, мышления, внимания, волевой и эмоциональной сфер;

3) воспитательная - формирует эстетическую культуру, морально-нравственную сферу;

Кроме того, выделяют еще три функции

4) социальная - формирование личности ребенка, отвечающая социальному обществу;

5) валеологическая - функция здоровосбережения;

6) функция социальной защиты или функция пед. поддержки;

Движущие силы обучения - это противоречия.

Основные противоречия в процессе обучения :

1) противоречия между постоянно возрастающими потребностями обществами и процесса обучения;

2) между достигнутым уровнем знаний и теми требованиями, которые предъявляются;

3) между фронтальным изложением материала и его индивидуальным усвоением;

4) между пониманием учебного материала учителем и пониманием его учеником;

5) между теоретическими знаниями и умением использования их на практике;

Общие закономерности процесса обучения :

1) закономерность разумного соединения внимания и требования к ребенку;

2) создание условий для получения радости;

3) учет возрастных и индивидуальных особенностей;

4) согласованность единства всех обучающих институтов;

Специфические закономерности:

1) состоит в воспитательном характере процесса обучения;

2) процесс обучения зависит от условий его протекания;

3) во взаимосвязи процесса обучения, развития и воспитания показателем обучения является устная речь ребенка;

4) происходит взаимосвязь между процессом обучения и реальными возможностями ученика;

5) активность ученика к процессу обучения.

Функции процесса обучения.

Воспитательная функция. Воспитывающий характер обучения – отчетливо проявляющаяся закономерность, действующий непреложно в любые эпохи и в любых условиях. Воспитательная функция органически вытекает из самого содержания, форм и методов обучения, но вместе с тем она осуществляется и посредством специальной организации общения учителя с учащимися.

Обучение воспитывает всегда, но не автоматически и не всегда в нужном направлении. Поэтому реализация воспитывающей функции требует при организации учебного предмета, отборе содержания, выборе форм и методов исходить из правильно понятых задач воспитания на том или ином этапе развития общества.

Развивающая функция. Правильно поставленное обучение всегда развивает, однако развивающая функция осуществляется более эффективно при специальной направленности взаимодействия учителей и учащихся на всестороннее развитие личности. Эта специальная направленность обучения на развитие личности ученика получила закрепление в термине «развивающее обучение. Таким образом, развивающий характер обучения предполагает ориентацию на развитие личности как целостной психической системы.

Общеобразовательная школа закладывает основы профориентационной работы с детьми в плане выявления и развития задатков, способностей, интересов, дарований, склонностей. В этих целях организуются спецшколы, гимназии, лицеи, колледжи, классы и группы углубленного изучения отдельных предметов. Немалую роль в этом деле играет хорошо поставленное соединение обучения с производительным трудом. С учащимися старших классов проводится специальная работа в специальных кабинетах профориентации и на предприятиях.

Этапы обучения

1. Первичная диагностика и актуализация прежних знаний учащихся. Чтобы продуктивными были учебный процесс и ход учения, преподаватель в быстром темпе устанавливает деловой контакт с учащимися, выясняет общую психологическую атмосферу в классе, уровень готовности ребят к учению на данном конкретном уроке и т. п. Вместе с тем, чтобы опереться в предстоящей учебной работе на тот запас знаний, который учащимися был ранее усвоен, преподаватель соответствующими приемами и методами «оживляет», делает актуальными и важными для настоящего момента уже имеющиеся знания.

2. Постановка преподавателем цели и осознание учащимися познавательных задач: объявление темы, постановка вопросов, выполнение разных активизирующих заданий, задач проблемного и творческого характера. Так учащиеся входят в атмосферу напряженной познавательной работы.

3. Восприятие и изучение учащимися нового материала. На этом этапе используются разные методы и приемы изложения.

4. Осмысление нового материала. Некоторые исследователи такое познавательное действие не считают самостоятельным этапом учебного процесса. Например, М. А. Данилов полагает, что процесс осмысления присутствует на всех этапах урока, поэтому нет необходимости выделять его в качестве самостоятельного.

5. Закрепление и совершенствование первично воспринятой информации учащимися, формирование новых умений и навыков.

6. Применение. Это этап учебного процесса предполагает связь теоретических знаний с практическими умениями и действиями. Ценность теоретических знаний состоит именно в умении использовать их в практических целях. Это достигается через упражнения, решение задач, выполнение проблемных и эвристических учебных заданий.

Надо сказать, что не все исследователи дидактики выделяют это звено учебного процесса в качестве самостоятельного, полагая, что применение происходит и в других его этапах.

7. Контроль качества усвоенных знаний, умений — важный этап учебного процесса. Оно в повседневной учебной деятельности преподавателя является способом обратной связи, выполняет диагностическую функцию на завершающем этапе учебного занятия: насколько полно, точно, без искажений и осмысленно усвоен учебный материал, какие обнаружились пробелы в знаниях отдельных учащихся.

8. Коррекция как этап учебного процесса необходима тогда, когда по результатам диагностики обнаружились отклонения от намечавшегося результата познавательной деятельности. Чтобы исправить положение, преподаватель использует другие методики и средства обучения. Тогда есть шанс достичь поставленной цели: усвоения всеми учащимися учебного материала на достаточно высоком уровне.

9. Обобщение как этап учебного процесса завершает предыдущие этапы и предполагает усвоение и осознание учащимися причинно-следственных связей в явлениях окружающего мира, фрагменты которого они изучают, усвоение научных понятий, некоторых законов развития природы и общества. Знания систематизируются по конкретному учебному предмету, устанавливаются внутрипредметные и межпредметные связи.

Основные положения филосовских основ процесса обучения следующие. Школа не должна быть оторвана от жизни, обучение – от воспитания. В учебно-воспитательном процессе необходимо опираться на собственную активность учеников, всемерно ее развивать и стимулировать. Воспитание и обучение осуществляются не в теоретически отвлеченных формах, а в процессе выполнения конкретных практических дел, где дети не только познают мир, но и учатся работать вместе, преодолевать трудности и разногласия. Такая школа может воспитывать людей, хорошо приспособленных к жизни. В основе учебно-воспитательного процесса должны лежать интересы ребенка: ". мы должны стать на место ребенка и исходить из него. Не программа, а он должен определять как качество, так и количество обучения".

Педагог обязан знать не только особенности правильного построения педагогического процесса, но и обладать пониманием его общих психологических закономерностей, а также уметь формировать умения и навыки, развивать и направлять мыслительный процесс. Успешное решение задач воспитания и образования может быть достигнуто только при знании психологических особенностей процесса становления личности, возрастных особенностей, индивидуальных, волевых и эмоциональных критериев психического развития, нюансов умственной и познавательной деятельности. Особое значение отводится тому, как хорошо педагог знает актуальную на современном этапе концепцию личностного развития. Согласно психологии, психологические особенности личности человека являются продуктом среды, воспитания и обучения. Другими словами, они формируются посредством стороннего влияния. И если эти особенности оказывают на формирование личности управляющее воздействие, то основополагающую функцию берут на себя всё же социальное воспитание и условия, в которых живёт, воспитывается и обучается человек. Особая роль в психологическом становлении личности отводится обучению и воспитанию как процессам воздействия, которые отвечают требованиям социума, процессам влияния на младшее поколение старшего поколения на пути к сознательным целям. О степени умственного развития говорит происходящее в сознании человека. Психологами была дана характеристика умственного развития и указаны его критерии:

- Скорость, с которой учащийся усваивает материал

- Темп, в котором учащийся воспринимает материал

- Количество обдумываний как показатель сжатости мышления

- Степень аналитико-синтетической деятельности

- Приёмы, при помощи которых переносится умственная деятельность

- Способность к самостоятельной систематизации и обобщению полученных знаний

Процесс обучения необходимо выстраивать таким образом, чтобы для умственного развития учащегося была максимальная польза.

Изучение закономерностей разных форм обучения и их физиологических механизмов включает выяснение фундаментальных принципов функционирования нервной системы. Понимание этих принципов дает представление о формировании индивидуальных адаптаций, о вкладе конкретных структур и нейронных цепей мозга в процессы приобретения нового опыта, а также о природе пластичности нервных клеток, лежащей в основе высших нервных функций. Установлено, что в процессе научения происходят различные изменения в ЦНС. Во-первых, отмечаются изменения в самом мозге, во-вторых, происходят изменения на нейронном уровне и, в-третьих, наблюдаются изменения в функциях различных структур мозга. При этом важно, что изменения эти носят целостный характер, т. е. охватывают все три уровня. Изменения на нейронном уровне проявляются с точки зрения электрической активности нейронов. Выявлено также, что с научением и мнемонической деятельностью (запоминанием) связаны изменения в лобных и затылочных долях. В целом знание и учет физиологических механизмов обучения открывают новые возможности развития личности в учебном процессе, а их учет в построении педагогического процесса составляет искусство учителя по раскрепощению внутренних природных сил развивающейся личности, ее задатков, способностей, таланта на пути к самореализации и обретению своего призвания.

Публикации по теме:

«Лэпбук как инновационная технология дошкольного обучения». Консультация-практикум для педагогов дошкольной организации«Лэпбук как инновационная технология дошкольного обучения». Консультация-практикум для педагогов дошкольной организации Лэпбук — это самодельная интерактивная папка. В ней собирается материал по какой-то определенной теме. Основа лэпбука создается, дополняется.

Консультация для педагогов на тему «Взаимодействие детей и взрослых в процессе развития, воспитания и обучения»Консультация для педагогов на тему «Взаимодействие детей и взрослых в процессе развития, воспитания и обучения» Д. Б. Эльконин в своих дневниках не раз высказывал мысль о том, что личностные смыслы формируются в процессе взаимодействия ребёнка и.

Консультация «Цифровой ресурс МЭО как средство организации дистанционного образовательного процесса с дошкольниками» Сегодня уже не вызывает сомнений тот факт, что современный ребенок не такой, каким был его сверстник несколько десятилетий назад. Принципиально.

Консультация для педагогов и родителей «Преемственность дошкольного и школьного обучения»Консультация для педагогов и родителей «Преемственность дошкольного и школьного обучения» Тема: "Г О Т О В И М Ребёнка к Ш К О Л Е" является актуальной для педагогов так и для заботливых родителей. Рассмотрим задачи дошкольного.

Консультация для педагогов «Методические принципы обучения умственно отсталых школьников русскому языку» 1. Коммуникативная направленность обучения; 2. Единство в реализации двух направлений работы: развития речи и мышления; 3. Обязательная.

Консультация для педагогов «Использование адвент-календаря как способа организации образовательного процесса в детском саду»Консультация для педагогов «Использование адвент-календаря как способа организации образовательного процесса в детском саду» Интернет-консультация для педагогов на тему «Использование адвент-календаря как способа организации образовательного процесса с дошкольникам.

Библиотека изображений:

Публикация Консультация для педагогов «Сущность процесса обучения» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Ольга Павлова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Консультация для педагогов «Сущность процесса обучения»
Опубликовано: 10 февраля 2024 в 16:39
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД