Папки-передвижки

Сущность и особенности воображения умственно отсталых младших школьников

Сидорина Дарья
Сущность и особенности воображения умственно отсталых младших школьников

В современном обществе особое внимание уделяется воспитанию, образованию и развитию детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Значимое место среди младших школьников с ОВЗ занимают лица с умственной отсталостью. Для данной категории детей характерно отставание всех познавательных процессов. Они испытывают определенные трудности в формировании адекватного представления действительности на основе чувственного опыта. Не смотря на это, дети с умственной отсталостью все же имеют возможности для совершенствования своих навыков. Одним из важных процессов, развитие, которого способствует этому – воображение. Оно является одновременно условием творческого преобразования знаний, которыми дети уже обладают, предпосылкой эффективного усвоения учащимися нового материала, а также способствуют развитию личности и, следовательно, определяет эффективность их учебной деятельности. Поэтому, многие педагоги и психологи признают необходимым изучение представленной темы. И. Л. Баскакова, Л. С. Выготский, Г. М. Дульнев, С. Д. Забрамная, В. И. Лубовский, М. М. Нудельман, В. Г. Петрова, С. Л. Рубинштейн, В. Н. Синев, Ж. И. Шиф и др., занимались изучением познавательной деятельности младших школьников с умственной отсталостью, в том числе – процессами становления и развития воображения. В трудах перечисленных выше авторов, воображение трактуется как познавательный процесс, представляющий собой некую форму отражения, которая перерабатывая уже имеющиеся понятия и представления, создает новые образы. Исследователи отмечают, что воображение умственно отсталых школьников отличается недостаточной активностью, инертностью, оно плохо поддается произвольной регуляции. В нашем исследовании интерес представляет изучение особенностей воображения обучающихся умственно отсталых младших школьников.

Публикация «Сущность и особенности воображения умственно отсталых младших школьников» размещена в разделах

Проведенный анализ психолого-педагогической литературы позволил нам раскрыть сущность понятия «воображение». В результате изучения работ М. В. Ильиной, которая анализировала научные труды Л. С. Выготского, Р. С. Немова, Э. В. Ильенкова, И. В. Дубровиной можно констатировать, что образы, которые человек создает с помощью воображения, не ограничиваются конкретно воспроизведением того, что именно они восприняли. Помимо образов непосредственно воспринимаемых человеком, перед ним может предстать объект, который не существует или вообще не может существовать. Это, в свою очередь, говорит о том, что не все процессы, протекающие в образах, могут выступать как процесс воспроизведения. Из этого следует, что, познание и созерцание мира человеком происходит вместе с процессами преобразования и изменения полученной информации, при условии, что эти действия происходят мысленно. В этом и заключается воображение. К одной из особенностей воображения относится то, что кроме мышления, оно связано с чувственной сферой. Воображения нет без мышления, в нем всегда предполагается преобразование чувственного материала, поэтому к логике оно не сводится. Таким образом, рассматриваемое нами понятие «воображение» обеспечивает процесс создания новых образов и преобразования прошлого опыта, происходящее при органическом единстве чувственного и рационального [2].

В специальной и общей психологии воображение классифицируют по следующим параметрам: 1) по степени активности – активное (или произвольное) и пассивное (или непроизвольное); 2) по характеру образа – конкретное и абстрактное [6].

Активное воображение заключается в сознательной, целенаправленной переработке образов. Оно может быть творческим (когда происходит самостоятельное создание образов, реализующихся в оригинальных и ценных продуктах деятельности) и воссоздающим (когда образы создаются по описанию) [3; 8].

Пассивное воображение заключается в непроизвольном создании образов, возникающих независимо от какого-либо сознательного вмешательства. На возникновение этих образов влияют потребности, влечения, тенденции. Данный вид воображения подразделяется на преднамеренное (заключается в создании образа в связи с конкретно поставленной задачей) и непреднамеренное (возникает при ослаблении деятельности сознания и наличии потребностей, которые могут быть человеком неосознанны или малоосознанны) [8].

Конкретное воображение предполагает создание образов с большим количеством частных деталей. Такое воображение порождает образы, которые представляют отдельные предметы, не содержащие обобщения. Абстрактное – это воображение, обладающее схемами, символами, и являющееся типизированным. Продукты абстрактного воображения обычно представляют в своих образах собой главное, существенное в изображаемом объекте [6].

Период школьного возраста заключается в стремительном развитии воображения, которое вызвано усиленным и значительным приобретением знаний в разных сферах и их использования их на практике[2]. Исследователи (Л. И. Айдарова, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов) констатируют, что младшие школьники оперируют большим количеством идей, которые выражены в словесных формулировках или в виде рисунков. Из этого следует, что параметр беглости развит достаточно хорошо. В отношении гибкости можно сказать, дети способны выдвигать разные идеи, рассматривать проблемы с разных сторон, использовать различные стратегии в решении этих проблем. Ответы детей, рисунки, поделки оригинальны, так как они способны отходить от реальности, думать нестандартно. При возникновении разнообразных задач, младшие школьники используют адекватные пути решения, их ответы логичны, что свидетельствует о развитости точности воображения [1].

Исследователи (О. В. Боровик, М. М. Нудельман, С. Д. Забрамная, труды которых посвящены изучению особенностей воображения младших школьников с умственной отсталостью, отмечают, что при рисовании они опускают многие существенные признаки предметов и их детали. Рисунки неполны, лишены существенных деталей, свойственных нормальным детям. Повторяемость элементов является характерной чертой в работах детей данной категории. Помимо этого наблюдается стереотипность при использовании цвета в изображении. Младшие школьники с умственной отсталостью не способны придумывать, что-то новое, использовать разнообразные стратегии в решении проблем, отходить от реальности. Следовательно, такие параметры как оригинальность, гибкость, точность, беглость у детей изучаемой категории недостаточно развиты [9]. Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы позволяет констатировать, что воображение у детей младшего школьного возраста, имеющих умственную отсталость можно охарактеризовать, как неточное, фрагментарное, ограниченное, схематичное. Причиной такого воображения является бедность жизненного опыта, а также, несовершенство мыслительных операций.

В нашем исследовании интерес представляет изучение особенностей воображения младших умственно отсталых школьников, обучающихся в четвертом классе. На этапе констатирующего эксперимента в исследовании приняло участие 20 детей (10 обучающихся составили экспериментальную (ЭГ) и 10 – контрольную группы (КГ, обучающихся в ГБОУ РМ «Саранская общеобразовательная школа для детей с ограниченными возможностями здоровья».

С целью изучения воображения, с учетом таких характеристик как беглость (генерирование большого количества идей); гибкость (разнообразие типов идей, переход от одной категории к другой); оригинальность (необычные ответы, нестандартные идеи отхождение от очевидного, общепринятого); точность (логичность, выбор адекватного решения текущей задачи, нами была спроектирована методика исследования, включающая три задания.

Задание 1. «Вербальная фантазия» (по Р. С. Немову).

Цель: исследование уровня развития оригинальности, гибкости, беглости и точности воображения.

Инструкция: «Придумай историю о любом живом существе или предмете на свой выбор и затем расскажи».

Ход исследования: ребенку дается одна минута на сочинение рассказа или сказки о любом живом существе или предмете. Далее в течение пяти минут он должен изложить свою историю.

Задание 2. «Необычное использование» (по Дж. Гилфорду).

Цель: исследование уровня развития оригинальности, гибкости, беглости и точности воображения.

Инструкция: «Я назову тебе предмет, а ты перечисли как можно больше вариантов использования данного предмета».

Ход исследования: ребенку предлагается представить наибольшее количество вариантов использования названного предмета.

Задание 3. «Тест дивергентного (творческого) мышления» (по Ф. Вильямсу (модифицированный вариант Е. Е. Туник).

Цель: исследование уровня развития оригинальности, гибкости, беглости и точности воображения.

Инструкция: «Закончи представленную деталь так, чтобы получился какой-то предмет».

Ход исследования: испытуемому демонстрируются незаконченные фигуры. Их нужно дорисовать так, чтобы получились полноценные предметы или картины. Далее нужно придумать название своей работе. На задания отводится 10 секунд.

Критерии оценивания методик: 1) беглость; 2) гибкость; 3) оригинальность; 4) точность.

Данным критериям присваиваются баллы:

0 баллов, если в работе ребенка отсутствует оцениваемый параметр;

1 балл, если параметр выражен в работе слабо;

2 балла, если признак выражен в полной мере.

После проведения диагностического исследования мы провели количественную и качественную обработку данных. По результатам выполнения первого задания удалось выявить, что у детей ЭГ (8 человек – 80 %) и у детей КГ (7 человек – 70 %) низкий уровень развития воображения. Этим детям потребовалось намного больше времени для описания своего рассказа, при этом им была необходима помощь экспериментатора. Также истории детей перекликались с сюжетами известных мультфильмов, сказок. Описание проводилось с использованием малого количества деталей, герои описывались скудно. Работы характеризуются малым объемом, рассказы были малоинтересными, не вызывали у слушателей эмоциональных реакций. Низкий уровень воображения сочетался с ослабленным вниманием, отвлекаемостью. Средний уровень развития воображения отмечался у 2 человек (20 %) в ЭГ и у 3 испытуемых (30 %) в КГ. Во время выполнения заданий дети прибегали к помощи экспериментатора, им требовались подсказки. Истории информантов были краткими, без детализации отдельных героев или предметов. Также наблюдалось, что дети не улавливали и не отображали связи между компонентами сюжета. Высокий уровень не продемонстрировал ни один из опрошенных как в ЭГ, так и в КГ.

По данным второго задания у обеих групп у 4 испытуемых (40 %) был выявлен средний уровень развития воображения, а у 6 детей (60 %) низкий. Умственно отсталые младшие школьники со средним уровнем развития воображения придумывали несколько вариантов применения предметов, например, книгу можно читать, можно смотреть картинки, можно подставить под стол, чтобы он не шатался. Однако ответы давались без подробного объяснения. Умственно отсталые младшие школьники с низким уровнем развития воображения приводили стереотипные, очевидные примеры. Они состояли из нескольких слов, что указывает на ограниченный словарный запас, низкий уровень детализированности образов, беглости воображения. Некоторым детям было недостаточно 3-х минут для выполнения задания. Их ответы были неоригинальными. Дети не могли обосновать свои ответы. В результате проведения данной методики дети обеих групп также не продемонстрировали высокий уровень.

Результаты выполнения третьего задания также подтверждают, что у большинства младших школьников с умственной отсталостью констатируется низкий уровень сформированности воображения. В ЭГ данный уровень показали 7 человек (70 %, а в КГ – 6 (60%). Обследуемые продемонстрировали следующий характер выполнения задания: не могли придумать названия своей работе, иногда название не соответствовало содержанию, в рисунках отсутствовали важные элементы, а изображения были простыми, без использования дополнительных деталей. Отмечается, что многие фигуры были не доведены до конца, что указывает на непродуктивность воображения. Дети в своих работах использовали малое количество цветов – чаще один или два основных цвета. Во время выполнения заданий испытуемые не проявляли интерес, были невнимательны, рассеяны. У 3 человек (30 %) детей ЭГ и у 4 человек (40 %) детей КГ выявлен средний уровень развития воображения. В работах этих детей наблюдалась бедность цветового решения. Названия, придуманные опрошенными для своих рисунков, соответствовали содержанию. За 10 минут испытуемым удавалось дорисовать 5-6 картинок, что свидетельствует о среднем уровне продуктивности воображения. В результате проведения данной методики дети обеих групп также не продемонстрировали высокий уровень.

Обобщая полученные данные по трем методикам диагностики, испытуемые, были разделены на три группы по уровню развития воображения, а именно: с высоким, средним, низким уровнями. Анализируя данные можно отметить, что большинство детей обеих групп (экспериментальная 30 %, контрольная 36,7 %) имеют низкий уровень сформированности воображения, 70 % экспериментальной группы и 63,3 % контрольной имеют средний уровень; при этом высокого уровня не продемонстрировала ни один школьник.

Количественное распределение младших школьников с умственной отсталостью по группам, в зависимости от уровня развития их воображения представлено на рисунке 1.1, на котором видно, что количество детей с низким уровнем сформированности воображения в 2 раза больше, чем испытуемых со средним уровнем, как в экспериментальной, так и в контрольной группе.

Рисунок 1.1 Распределение детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью по группам в, зависимости от уровня развития воображения по результатам констатирующего эксперимента

Таким образом, особенностями сформированности воображения у умственно отсталых младших школьников могут быть представлены следующим образом: использование в своих работах образов из знакомых сказок, мультфильмов; преобладание однотипных ответов; отсутствие логичности выбора адекватного решения действующей задачи, которое ограничивается нераспространенным ответом.

Результаты констатирующего эксперимента указывают на наличие у половины испытуемых низкого уровня сформированности воображения. Младшие школьники данной категории испытывают трудности в проявлении воображения и творческой активности, они не могут абстрагироваться от конкретной ситуации, которая им знакома, стереотипов, реальности. Их ответы характеризуются отсутствием оригинальности, обыденностью. Исходя из этого, следует сделать вывод, что у младших школьников, имеющих умственную отсталость, воображение сформировано недостаточно. Из чего следует, что уровень развития воображения младших школьников данной категории нуждается в повышении, а технологии работы специалистов образовательных организаций по данному направлению – в усовершенствовании.

Список использованных источников

1. Психология детей младшего школьного возраста : учебник и практикум для вузов / З. И. Айгумова [и др. ] ; под общей редакцией А. С. Обухова. – Москва : Издательство Юрайт, 2023. – 424 с. – (Высшее образование). – ISBN 978-5-534-00595-0. – Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. – URL : https://www.urait.ru/bcode/511034 ( дата обращения: 02.03.2023).

2. Ильина, М. В. Воображение и творческое мышление. Психодиагностические методики / М. В. Ильина. – Москва : Книголюб, 2004. – 56 с. – Текст : непосредственный.

3. Маклаков, А. Г. Общая психология : учебное пособие для студентов вузов и слушателей курсов психологических дисциплин / А. Г. Маклаков. – Москва : Питер, 2012. – 582 с. – ISBN 978-5-459-01579-9. – Текст : непосредственный.

4. Марцинковская, Т. Д. Детская практическая психология : учебник / под редакцией профессора Т. Д. Марцинковской. – Москва : Гардарики, 2004. – 55 с. – URL : https://d.eruditor.one/file/81063/ ( дата обращения: 28.02.2023). – ISBN 5-8297-0038-7. – Текст : электронный.

5. Мухина, В. С. Возрастная психология : феноменология развития, детство, отрочество : учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям / В. С. Мухина. – Москва : Академия, 2004. – 452 с. – ISBN 5-7695-0408-0. – Текст : непосредственный.

6. Немов, Р. С. Общая психология в 3 т. Том I. Введение в психологию : учебник и практикум для вузов / Р. С. Немов. – 6-е изд. – Москва : Издательство Юрайт, 2023. – 728 с. – (Высшее образование). – ISBN 978-5-534-14603-5. – Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. – URL : https://urait.ru/bcode/510608 ( дата обращения: 01.03.2023).

7. Пакша, Л. М. Развитие творческого воображения детей. Занятия изобразительной деятельностью. // Начальная школа. / Л. М. Пакша. – 2005. № 14. С. 40-44. – Текст : непосредственный.

8. Рыбаченко, А. Б. Теоретические основы воображения, его виды и функции / А. Б. Рыбаченко, М. Ф. Барба, Е. В. Харсекина. – Текст : непосредственный // Образование и воспитание. – 2016. – № 5 (10). – С. 79-83. – URL : https://moluch.ru/th/4/archive/48/1643/ ( дата обращения: 02.03.2023).

9. Колосова, Т. А. Психология детей с нарушением интеллекта : учебное пособие для вузов / Т. А. Колосова, Д. Н. Исаев ; под общей редакцией Д. Н. Исаева. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2023. – 151 с. – (Высшее образование). – ISBN 978-5-534-11243-6. – Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. – URL : https://urait.ru/bcode/515465 ( дата обращения: 01.03.2023).

Публикации по теме:

Конспект психологического занятия для младших школьников «Регистрация психического состояния младших школьников»Конспект психологического занятия для младших школьников «Регистрация психического состояния младших школьников» Психологическая диагностика Конспект занятия Цели: Регистрация психического состояния младших школьников. Ход занятия 1. Ритуал приветствия.

Консультация для педагогов «Методические принципы обучения умственно отсталых школьников русскому языку» 1. Коммуникативная направленность обучения; 2. Единство в реализации двух направлений работы: развития речи и мышления; 3. Обязательная.

Консультация для воспитателей «Особенности организации режимных моментов в младших группах». Часть 1 Эта консультация будет полезна молодым педагогам. Неумолимая статистика констатирует нам тот факт, что за последние годы педагогический.

Консультация для воспитателей «Особенности организации режимных моментов в младших группах». Часть 2 1 слайд: Продолжаю тему особенностей организации режимных моментов в младших группах. Теперь хочу предложить рассмотреть модель организации.

Обследование письма младших школьников Аграмматическая дисграфия. 1. Подбери к слову пару: Один - много А) Шар – ___ Глаз -.

Особенности развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста Мы живем в эпоху кризисов и социальных перемен. Нашей стране нужны творческие, способные неординарно и нестандартно мыслить люди. В настоящее.

Особенности развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста Дошкольный возраст – это период усиленного развития, изменения и обучения, парадоксов и противоречий, без которых невозможно представить.

Проект «Моя любимая кошка» для младших школьниковПроект «Моя любимая кошка» для младших школьников Уважаемые коллеги предлагаю вашему вниманию проект для младших школьников, который мы подготовили с дочерью Валерией. Валерия учиться.

Библиотека изображений:

Публикация Сущность и особенности воображения умственно отсталых младших школьников (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Сидорина Дарья на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Сущность и особенности воображения умственно отсталых младших школьников
Опубликовано: 12 октября 2023 в 20:58
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД