МААМ-картинки

STEM-образование в дошкольном учреждении. Экспериментальная деятельность

Евгения Модлина
STEM-образование в дошкольном учреждении. Экспериментальная деятельность

STEM образование дошкольном учреждении. Экспериментальная деятельнос

ть. [/b]

«Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам».

Ральф Уильям Эмерсон

Создавая благоприятную среду для детских исследований, наблюдая за саморазвитием умственной силы дошкольников, необходимо придерживаться следующих принципов развивающего обучения:

- ориентация на познавательные интересы ребенка (творчество нельзя навязать извне, оно рождается на основе внутренней потребности);

- свобода выбора и ответственности за собственное обучение (при реализации, образование станет индивидуальной целью личности);

Публикация «STEM-образование в дошкольном учреждении, Экспериментальная деятельность» размещена в разделах

- опора на развитие умений самостоятельного поиска информации (развитие потребностей и способностей добыть знания).

В наиболее полном, развернутом виде исследовательское обучение предполагает следующее:

• Ребенок выделяет и ставит проблему, которую необходимо разрешить;

• Предлагает возможные решения;

• Проверяет возможные решения, исходя из данных;

• Делает выводы к новым данным;

• Делает обобщения.

В. В. Кларин приводит представление зарубежных дидактов о трех уровнях исследовательского обучения:

На первом уровне педагог ставит проблему и намечает метод ее решения. Само решение, его поиск предстоит детям осуществлять самостоятельно;

На втором уровне педагог только ставит перед детьми проблему, но метод ее решения ребенок ищет самостоятельно (здесь возможен групповой, коллективный поиск);

На высшем, третьем, уровне постановка проблемы, равно как отыскивание метода и разработка самого решения, осуществляется детьми самостоятельно.

На 2-м и 3-м уровнях исследования воспитателям рекомендуется «Больше слушать, чем говорить; больше наблюдать, чем показывать; оказывать помощь в работе воспитанникам, избегая задавать ей определенное направление».

Как и любая деятельность, деятельность экспериментирования имеет свою структуру:

Цель: развитие умений ребенка взаимодействовать с исследуемыми объектами в "лабораторных" условиях как средствами познания окружающего мира.

Задачи: 1) развитие мыслительных процессов; 2) развитие мыслительных операций; 3) освоение методов познания; 4) развитие причинно-следственных связей и отношений.

Содержание: информация об объектах и явлениях, предметах.

Мотив: познавательные потребности, познавательный интерес, в основе

которых лежит ориентировочный рефлекс "Что это?", "Что такое?".

В старшем дошкольном возрасте познавательный интерес имеет направленность: "Узнать - научиться - познать".

Средства: язык, речь, поисковые действия.

Формы: элементарно-поисковая деятельность, опыты, эксперименты.

Условия: постепенное усложнение, организация условий для самостоятельной и учебной деятельности, использование проблемных, ситуаций.

Результат: опыт самостоятельной деятельности, исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр психических новообразований.

Последовательность детского экспериментирования

1. Проблемная ситуация.

2. Целеполагание.

3. Выдвижение гипотез.

4. Проверка предположения.

5. Если предположение подтвердилось: формулирование выводов (как получилось).

6. Если предположение не подтвердилось: возникновение новой гипотезы, реализация ее в действии, подтверждение новой гипотезы, формулировка вывода (как получилось)

В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить на следующие вопросы:

1. Как я это делаю?

2. Почему я это делаю именно так, а не иначе?

3. Зачем я это делаю, что хочу узнать, что получилось в результате?

Познавательные задачи должны предъявляться детям в определенной последовательности: вначале – простые, содержащие однозвенные связи, затем – более сложные, содержащие цепочки связей.

Примеры познавательных задач: Почему качаются деревья? Почему летом и весной идет дождь, зимой – снег? Почему рыба плавает? Почему сначала прилетают грачи, а потом – ласточки? и т. д.

После принятия детьми познавательной задачи под руководством воспитателя осуществляется ее анализ: выявление известного и неизвестного. В результате анализа дети выдвигают предположения о возможном течении того или иного явления. Их предположения бывают правильными и ошибочными, часто противоречивыми. Воспитатель должен выслушать все предложения детей, обратить внимание на их противоречивость. Необходимо учитывать каждое предположение детей; если они не выдвигают идей, их должен выдвинуть сам воспитатель.

Возникший в ходе анализа ситуаций и выдвижение предположений интерес к решению задачи следует использовать для отбора способов проверки предположений.

Дети могут предложить разные способы проверки. Предлагает их и воспитатель. Ими могут быть кратковременные распознающие наблюдения, длительные сравнительные наблюдения, элементарные опыты, демонстрация моделей, эвристические беседы. Распознающие наблюдения используются для установки свойства, признака объекта. Сравнительные наблюдения – для сопоставления 2-3 объектов для установления их своеобразия. Для установления причин явлений, связей и отношений между объектами и явлениями – опыты. При наличии у детей богатых и т очных представлений о тех явлениях, которые нужно отыскать, можно использовать эвристические беседы.

Заключительным этапом познавательно-исследовательской деятельности является формулирование выводов. Необходимо побуждать детей к самостоятельному формулированию выводов в случае неправильных выводов детей. Необходимо организовать дополнительные опыты или наблюдения, что бы каждый пришел к правильным выводам.

В процессе организации познавательно-исследовательской деятельности у детей появляется способность самостоятельно ставить познавательные задачи, отражающие более глубокое проникновение в сущность явлений, установление аналогий, понимание более общих закономерностей.

Осуществляя общее руководство познавательно-исследовательской деятельностью детей, важно создать условия для решения каждой задачи, возникающей по их инициативе.

Отправными моментами могут быть:

•Реальные события, происходящие данный период: яркие природные явления (например: листопад) и общественные события (например: предстоящий Новый год, о котором все говорят и к которому готовятся).

•Специально «смоделированные» воспитателем: внесение в группу предметов с необычным эффектом или назначением, ранее неизвестных детям, вызывающих неподдельный интерес и исследовательскую активность («Что это такое? Что с этим делать? Как это действует?»). Такими предметами могут быть магнит, коллекция минералов, иллюстрации-вырезки на определенную тему и т. п.

•Воображаемые события, происходящие в художественном произведении, которое воспитатель читает или напоминает детям (например, полет на воздушном шаре персонажей книги Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей» или путешествие «Чука и Гека» из одноименной повести А. Гайдара и т. п.).

• Стимулом к исследованию могут быть события, происходящие в жизни группы, «заражающие» большую часть детей и приводящие к довольно устойчивым интересам (например, кто-то принес свою коллекцию, и все, вслед за ним, увлеклись динозаврами, марками, сбором красивых камней и т. п.).

Специально «смоделированные» воспитателем: внесение в группу предметов с необычным эффектом или назначением, ранее неизвестных детям, вызывающих неподдельный интерес и исследовательскую активность («Что это такое? Что с этим делать? Как это действует?»).

• Организация совместных с детьми опытов и исследований в повседневной жизни. Организация детского экспериментирования и исследований в процессе наблюдений за живыми и неживыми объектами, явлениями природы.

• Отработка различных приемов развития мысли ребенка: от анализа факта, рассуждений к обобщению, выводу, первым маленьким открытиям.

Существуют разные формы работы с детьми: группой, подгрупповой или индивидуально. Чтобы развивать у детей способность сомневаться, критически мыслить, предпочтение следует отдавать групповым и подгрупповым формам работы. Ребенку легче проявить критичность по отношению к сверстникам, чем по отношению к взрослому. Сомнение, догадка, предположение возникает у него при сопоставлении своей точки зрения с мнением другого человека.

На занятиях познавательного цикла, в совместной деятельности используются доступные и интересные дошкольникам «типы исследований»: опыты (экспериментирование); наблюдения; коллекционирование (классификационная работа); путешествие по карте.

Для организации самостоятельной познавательной деятельности детей в условиях развивающей среды особую значимость имеют приемы, стимулирующие развитие их познавательной активности.

Рассмотрим несколько примеров:

• Наличие модели последовательности деятельности помогает детям самостоятельно провести опыты, проверить свои предположения, почувствовать себя исследователями.

• Проблемная ситуация;

• «Чудесная коробка» с предметами

• Совместное начинание

Совместная деятельность наиболее привлекательная для нас форма организации работы с детьми в опытно - экспериментальной деятельности.

Позитивные моменты:

- закрепление ранее полученного (усвоенного) материала;

- продолжение работы по расширению представлений о предметах и явлениях;

- свобода действий, как для взрослого, так и для детей (возможность отойти от намеченного плана);

- роль педагога носит гибкий характер (ведущий, партнер);

- в процессе экспериментальной деятельности дети получают возможность удовлетворить присущую им любознательность (почему, как, зачем, а что будет, если, почувствовать себя учеными, исследователями, первооткрывателями. Очень важно в процессе работы задействовать все органы чувств (не только видеть и слышать, но и нюхать, трогать, и даже пробовать на вкус (если это возможно и безопасно).

Способы поддержки интереса детей к познавательной деятельности.

- Поощрять любопытство, которое порождает потребность в новых впечатлениях, любознательность: она порождает потребность в исследовании.

- Предоставлять возможность ребенку действовать с разными предметами и материалами, поощрять экспериментирование с ними, формируя у детей мотив, связанный с внутренними желаниями узнавать новое, потому что это интересно и понятно, помогать ему в этом своим участием.

- Если у вас возникает необходимость что-то запретить, то обязательно объясните, почему вы это запрещаете и помогите определить, что можно или как можно.

- С раннего детства побуждайте малыша доводить начатое дело до конца

эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность. Ваша положительная оценка для него важнее всего.

- Проявляя заинтересованность к деятельности ребенка, беседуйте с ним о его намерениях, целях (это научит его целеполаганию, о том, как добиться желаемого результата (это поможет осознать процесс деятельности). Расспросите о результатах деятельности, о том, как ребенок достиг (он приобретает умение формулировать выводы, рассуждая и аргументируя).

Взаимодействие с семьей.

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей.

Данная работа предусматривает активное вовлечение родителей к сотрудничеству с детьми. Для ребенка важно, чтобы его мама и папа поддерживали его интересы, поэтому нужно привлечь родителей к активной помощи.

Можно предлагать детям дома проделать ряд опытов с водой, воздухом, провести исследования, ответить на вопросы, например, где можно найти воду дома? Для чего нужна вода и бережете ли вы ее? Родители помогают, направляют детей на выполнение заданий.

Родители помогают в оформлении разнообразных коллекций. Они собирают экспонаты во время отпуска, на даче, на прогулках, проявляя при этом большой интерес к занятию. Создают совместные детско-родительские проекты по интересующим ребенка темам которые они представляют к вниманию своим сверстникам, а лучшие работы защищаются на педсоветах. Педагоги оказывают родителям помощь в структуре и оформлении проектов.

Кроме этого, родители привлекают детей к уходу за домашними питомцами, комнатными растениями и воспитывают ответственность за их жизнь и здоровье.

Для родителей можно разработать рекомендации:

«Чего нельзя и что можно делать для поддержания интереса детей к экспериментированию», «Опыты в домашних условиях».

Провести консультации:

Опытно-экспериментальная деятельность в жизни старших дошкольников: «Почему дошкольнику полезно быть исследователем»,

Родительское собрание: «Роль семьи в развитии интереса к опытно-экспериментальной деятельности дошкольников». На родительском собрании можно предложить игры активизирующие мыслительную деятельность, проблемные ситуации для разрешения их в семье.

С помощью презентации знакомить родителей с разными темами исследовательских работ.

Разработать шпаргалки для родителей: «Роль детского проектирования в развитии мыслительной активности»; «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к экспериментированию», «Как помочь маленькому исследователю».

По рекомендации воспитателей и по собственной инициативе родители проводят с детьми эксперименты дома, предоставляют детям литературу, материалы для самостоятельного исследования, оказывают помощь воспитателю в создании и обогащении предметно-развивающей среды группы. Организовать тематические выставки фотографий «Исследую дома», «Моя семья в лесу», «Наши домашние питомцы» и др.

Процесс познания, освоение новых знаний очень важны, поэтому детском саду и в семье не должно быть четкой границы между обыденной жизнью и экспериментированием, ведь экспериментирование не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром, в котором им предстоит жить!

Что такое STEM образование?

Инновационные продукты и прогрессивные технологии являются базовой составляющей современной образовательной системы. Они позволяют специалистам наилучшим образом подготовить подрастающее поколение к возможным трудностям взрослой жизни, которые могут возникнуть при выборе подходящей профессиональной деятельности.

Внедрение STEM образования в ДОУ помогает детям научиться быстро ориентироваться в потоке информации и реализовывать полученные знания на практике. Дошкольники приобретают дополнительные практические навыки и умения, которые достаточно востребованы в современной жизни. Увлекательные занятия в виде игр позволяют раскрыть творческий потенциал ребенка.

Что же такое СТЕМ образование в ДОУ? Это комплексное обучение, которое включает в себя одновременное исследование базовых принципов точных наук. К ним относится инженерия, математика, технология. Дети учатся видеть взаимосвязь происходящих событий, лучше начинают понимать принципы логики и в процессе создания собственных моделей открывают для себя что-то новое и оригинальное. Комплексный подход способствует развитию их любознательности и вовлечению в образовательный процесс.

КАК МОЖНО ВНЕДРИТЬ STEM ТЕХНОЛОГИИ В ДЕТСКОМ САДУ?

• Организовать конструктивные занятия. Для этого можно использовать роботов-конструкторов и различные робототехнические устройства. Разнообразные задания в игровой форме помогут детям развить логику и алгометрическое мышление. Дошкольники смогут научиться быстро

решать практические задачи и приобрести для себя базовые знания

программирования.

• Провести экскурсионные мероприятия. Изучение окружающей среды при помощи проведения полевых работ вместе с дошкольниками даст возможность детям изучить структуру листьев, провести анализ воды, понаблюдать за насекомыми. Это поможет им проникнуться особой любовью к восхитительным творениям и осознать свою ответственность перед ними.

• Подготовить игровые занятия. В этом случае можно организовать увлекательные мероприятия в форме подвижных игр, танцев и развлечений. Это позволит детям лучше развить коммуникативные навыки, пополнить словарный запас, освоить грамматические особенности построения речи, научиться проектировать новые уникальные модели.

Сегодня можно встретить множество разнообразных учебных модулей, которые входят в СТЕМ образование в ДОУ. Например, модуль «Дидактическая система» позволит детям познакомиться с геометрическими фигурами и телами, освоить самые распространенные предметы окружающего мира.

Ведущая составляющая STEM обучения — это экспериментально-инженерная деятельность. В игровой форме дети учатся считать, измерять, сравнивать, приобретать навыки общения. Это помогает им приобретать необходимые математические, филологические и инженерные навыки. Дети в знакомых предметах определяют новые и неизвестные для себя свойства. Непринужденные занятия в форме увлекательной игры развивают воображение и творческий потенциал.

ПРЕИМУЩЕСТВА STEM ТЕХНОЛОГИЙ

• Развивают любознательность.

• Помогают выработать инженерные навыки.

• Позволяют приобрести качества, необходимые для работы в команде.

• Содействуют умению анализировать результаты проделанных мероприятий.

• Способствуют наилучшей познавательной активности дошкольников.

Комплексный подход в обучении содействует наилучшему уровню развития мыслительных навыков и открывает большую дверь для выбора более перспективной и востребованной профессии. Современная методика непринужденно и легко вовлекает детей в научно-творческую деятельность. Это способствует планомерному развитию интеллектуальных способностей, которые необходимы во взрослой жизни.

Образовательный модуль «Экспериментирование с живой и неживой природой»

-формирование представлений об окружающем мире в опытно-экспериментальной деятельности;

-осознание единства всего живого в процессе наглядно-чувственного восприятия;

-формирование экологического сознания

Знакомство ребенка со свойствами окружающего мира трудно представить без исследовательской деятельности в природе. В науке эксперимент используют для получения новых знаний, не известных человечеству в целом. В процессе обучения он применяется для получения знаний, не известных каждому конкретному человеку.

Главное достоинство экспериментирования заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах предметов, явлений, их взаимосвязях и взаимоотношениях друг с другом, другими предметами, а также со средой, в которой они находятся.

Доказано благотворное влияние опытно-экспериментальной деятельности на целостное развитие ребенка: благодаря протяженным во времени экспериментам развивается память; в связи с необходимостью совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения активизируются мыслительные процессы.

Желание рассказать об увиденном, обсудить обнаруженные закономерности и выводы, развивает речь.

Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций.

Ученые отмечают положительное влияние экспериментальной деятельности на эмоциональную сферу ребенка, развитие творческих способностей и познавательного интереса к окружающему.

В области экологического воспитания экспериментирование особенно важно. Одной из задач воспитания экологической культуры является осмысление взаимосвязей, существующих в природе. Именно осознание единства природы, тесной связи всего со всем, позволит ребенку в настоящем и будущем правильно строить свое поведение по отношению к природе.

Поэтому целью образовательного модуля «Экспериментирование с живой и неживой природой» является воспитание экологической культуры детей младшего возраста в интересной и увлекательной форме – опытно-экспериментальной деятельности.

Достижение поставленных целей осуществляется в специфичных для детей данного возраста видах деятельности, таких как игра, конструирование, познавательно-исследовательская деятельность (в том числе научно-техническое творчество, учебная деятельность младших школьников, различные виды художественно-творческой деятельности (дизайн, создание мультфильмов и др.). В данные виды деятельности органично включается освоение технологий ХХI века (элементы программирования и цифровые технологии.

Публикации по теме:

STEM-образование детей дошкольного и младшего школьного возраста Парциальная модульная программа развития интеллектуальных способностей в процессе познавательной деятельности и вовлечения в научно-техническое.

Использование проектной деятельности в дошкольном учреждении Современные педагогические исследования показывают, что главная проблема дошкольного образования – потеря живости, притягательности процесса.

Использование здоровьесберегающих технологий в дошкольном учреждении Использование здоровьесберегающих технологий в дошкольном учреждении ___ В настоящее время проблема.

Методика ТРИЗ в дошкольном учреждении Леньшина Е. А., воспитатель ГБДОУ детский сад №62 Красносельского района Санкт-Петербурга Методика ТРИЗ в дошкольном учреждении "Нет ничего.

Опытно-экспериментальная деятельность в старшем дошкольном возрасте «Алхимики»Опытно-экспериментальная деятельность в старшем дошкольном возрасте «Алхимики» «Алхимики» Опытно - экспериментальная деятельность способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность,.

Организация прогулки в дошкольном образовательном учреждении Организация прогулки в дошкольном образовательном учреждении При организации прогулки следует соблюдать разумное чередование совместной.

Психогимнастика в дошкольном образовательном учреждении Способы поведения, которые мы естественно демонстрируем ребенку в обыденной жизни, не всегда продуктивны, иногда – неадекватны; часто –.

Сценарий танцевального фестиваля в дошкольном учреждении Сценарий танцевального фестиваля «Весёлый каблучок» Муз. руководитель: Здравствуйте, дорогие друзья! Мы рады приветствовать вас в нашем.

Сенсорная комната в дошкольном образовательном учреждении Консультация для воспитателей Сенсорная комната в дошкольном образовательном учреждении. Сенсорная комната - это мощный инструмент для.

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном учреждении Здоровьесберегающие технологии в дошкольном учреждении Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
STEM-образование в дошкольном учреждении. Экспериментальная деятельность
Опубликовано: 1 ноября 2019 в 15:25
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД